Понятие и сущность международных финансов

Понятие и сущность международных финансов

Мировые финансы это ресурсы используемые в международных экономических отношениях, то есть в отношениях между резидентами и нерезидентами.

Международные финансы рассматриваются с различных точек зрения:

1. Как экономическая категория. - это фонды финансовых ресурсов, которые созданы на основе развития международных экономических отношений и используются для обеспечения беспрерывности рентабельности общественного воспроизводства на мировом уровне и удовлетворения общих потребностей международного значения.

2. С Институциональной стороны - это совокупность банков, валютных и фондовых бирж, международных финансовых институтов, региональных финансовых кредитных учреждений, международных и региональных экономических организаций и объединений, через которые осуществляется движение мировых финансовых потоков

3. Как экономические отношения – это отношение в денежной форме, возникающие в процессе перераспределения национальных продуктов во время движения товаров, услуг, капиталов. Включает межгосударственные и транснациональные кредитно-финансовые отношения, и характеризуются участием в них иностранного элемента (участника).

Предмет, особенности и масштабы мирового финансового рынка

Мировой финансовый рынок — это совокупность национальных и международных рынков, обеспечивающих направление, аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов между субъектами рынка посредством финансовых учреждений с целью достижения нормального соотношения между предложением и спросом на капитал.

Мировой финансовый рынок подразделяется на первичный и вторичный. Первичный рынок насыщает вторичный рынок ценными бумагами.

Первичный рынок служит для перераспределения капитала между кредиторами и заёмщиками (инвесторами и реципиентами). На вторичном рынке происходит смена владельцев долговых обязательств, величина ресурсов первоначальных заёмщиков не меняется. Вторичный рынок создает механизм перепродажи долговых обязательств, обеспечивает бесперебойное функционирование всего рынка ссудных капиталов.

В рамках мирового финансового рынка выделяют: национальный финансовый рынок;

международный финансовый рынок.

Субъекты мирового финансового рынка предприятия; население; правительства; профессиональные субъекты: институты, которые обслуживают функционирование рынка; промежуточные заёмщики; международные организации, трастовые компании, страховые компании, национальные банки; пенсионные фонды; инвестиционные фонды; взаимные фонды; коммерческие банки; инвестиционные банки, инвестиционные-дилерские компании.

Особенности мировых финансовых рынков:Огромные масштабы Отсутствие четких пространственных и временных границ Институциональная особенность Ограничение доступа заемщиков. (Правительства, крупные корпорации) Использование валют ведущих стран. Упрощенная процедура совершения сделок с использованием современных технологий. Универсальность

финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется обычно на учетный, межбанковский и валютный рынки.

Единого показателя оценки мирового финансового рынка нет. Однако базовые инструменты сравнивать можно. В приложении выходящего дважды в год издания МВФ приводятся данные о глобальных финансовых активах, представляющих сумму банковских активов, выпущенных долговых бумаг (объем задолженности) и рыночную стоимость акций акционерных обществ, торгуемых на биржах.

Традиционно для оценки относительных размеров финансовых рынков их сравнивают с величиной годового ВВП. На 2010 г. при мировом показателе в 335 % в США он был равен 485 %, в России – 127 %.

Самый крупный сегмент финансового рынка представлен облигациями и другими долговыми ценными бумагами. В 2009–2010 гг. он составлял примерно 90 трлн долларов, или 150 % ВВП.

Подавляющая часть всей задолженности по ценным бумагам (90 % в 2010 г.) приходится на развитые страны. Доля России в глобальном долговом рынке – 0,4 % (25-е место в мире).

Традиционно гл заемщиком выступает государство.финансовые компании-вторая группа заемщиков.

Если в начале 2000-х гг. соотношение валового государственного долга с ВВП США, Германии, Франции, Великобритании находилось в диапазоне 40–60 %, то к 2010 г. оно повысилось до 80–100 % .

Все виды гос облигаций востребованы инвесторами в США, и за рубежом. За 10 лет доля иностранцев как держателей государственного долга США выросла с 30 % до 50 %. Крупнейшими держателями американских казначейских облигаций выступают центральные банки КНР и Японии (Россия 8-е место).

В целом в масштабах мировой экономики доля гос органов на долговом рынке (внутреннего долга) составляет 50 %. Остальное приходится на компании.

Наиболее быстрыми темпами растет задолженность по бумагам, размещаемым на международном рынке капитала. В начале 90-х гг. доля бумаг внутреннего долга составляла примерно 90 %, международных бумаг(еврооблигаций) – 10 %. К концу 2010 года удельный вес последних вырос почти до 30 %.

Наиболее обобщающим показателем масштабов рынка акций является капитализация – совокупная курсовая стоимость акций, имеющих листинг на фондовых биржа. В развитых стран количество публичных компаний сократилось. изменение капитализации связано в основном с изменением курсовой стоимости акций. Основной причиной роста рынков акций в конце ХХ в. являлась благоприятная экономическая конъюнктура. рынок акций отличается большой подвижностью. Рост капитализации в фазе подъема значительно опережает рост базовых показателей. Но и падение ее бывает значительно более стремительным. Эффект «пузыря».

Все развитые рынки демонстрировали падение 3 года подряд, причем зачастую еще более глубокое, чем в США.На самой низкой точке в октябре 2002 г. рынок Японии падал на 72 % от максимума (декабрь 1989 г.).

Рынок производных финансовых инструментов (ПФИ, или деривативов) – наиболее динамичный сегмент финансового рынка. относят опционы и фьючерсы на товары, ценные бумаги, валюту, процентные ставки и фондовые индексы, свопы на процентные ставки и валюту, форвардные контракты. Однако лишь с начала 70-х гг. ХХ в., с появлением специализированных бирж финансовых деривативов сначала в США, а в конце 70-х гг. и в Европе, начинается период бурного развития этого сегмента финансового рынка. Доля товарных деривативов составляет ныне менее 1 % общего оборота биржевых деривативных контрактов. В 70-е гг. рост происходил в основном за счет биржевого рынка, причем только США, в 80-е и особенно в 90-е гг. – внебиржевого Примерно 60 % внебиржевого рынка деривативов приходится на контракты типа своп, из них на процентные свопы – 95 %. Именно на этом сегменте финансового рынка произошло наибольшее сжатие во время последнего финансово-экономического кризиса – за два года почти в два раза. рынок дефолтных свопов

Функции Федеральной резервной системы и инструменты их реализации.

Функции ФРС:

Выполнение обязанностей ЦБ США.(Выпуск банкнот, регулир количества банкнот). Поддержание баланса между интересами коммер банков и общенац интересами. Обеспечение надзора и регулирование банковских учреждений. Защита кредитных прав потребителей. Управление денежной эмиссией. Обеспечение стабильности фин системы, контроль сист рисков на фин рынках. Предоставление фин услуг депозитариям, в том числе правительству США и официальным междунар учреждениям. Устранение проблем с ликвидностью на местном уровне. Участие в функционирование системы международных и внутренних платежей.

Инструменты реализации функций ФРС

Предоставление банкам кредитов варьирование изменений условий предоставления. Операции на открытом рынке путем продажи ценных бумаг Изменение процентной ставки Установление норм резервов коммерческим банкам.

Рынки капитала.

ВСША существуют хорошо развитые долгосрочные и краткосрочные рынки капитала. Рынок долгосрочного ссудного капитала включает: Рынок государственных бумаг.Рынки промышленных, иностранных и государственных облигаций.Ипотечный рынок.Потребительский кредит.

Краткосрочный рынокссудного капитала включает:

Денежный рынок.Валютный рынок. Финансовый по сделкам на срок Опционный, фьючерсный, спотовый.

Рцб наиболее чувствительная сфера свободного рынка, подверженная колебаниям.

Ипотечный рынокнаиболее развит в мире. В связи с кризисом на ипотечном рынке США произошли серьезные изменения. Многие инвестиционные банки обанкротились и ситуацию спасли лишь огромные государственные вливания в эту сферу.

Банковская система так же включает:

Коммерческие банки Инвестиционные банки Ипотечный рынок капитала

Крупным участником банковского рынка (финансового рынка) является государственное казначейство, роль которого выполняет МинФин США. казначейство увеличило заимствования (облегации – выпуск их), вытеснив заёмщиков частного секторы – это привело к инфляционному эффекту

Регулирование рцб в США осуществляет 7контролирующих организаций. Четыре федеральные и три органы штатов.

Любая Американская компания, выпускающая ценные бумаги обязана соблюдать (выполнять) требования федерального законодательства и законы штата.

Иностранные фирмы регистрируют свои ценные бумаги в США в форме Американских депозитарных квитанций.

Иностранные заемщики выпускаю в США заграничные облигации.

На уровне штатов действуют:

1. Комиссия по ценным бумагам Комиссия по корпорациям. Администрация секретаря штатов. Они обеспеч необходимой информ инвесторов, регистр и регулируют первичный р ц б.

На уровне Федерациирегулируется:

1. ФРС Казначейством. Комиссией по ценным бумагам и биржам.

Механизм контроля ссудных капиталов состоит из элементов:

Законодательные акты и постановления Конгресса. Сист федер законов, осущ общий надзор над деятельностью бирж. Механизм саморегулирования рынка ценных бумаг со стороны биржевиков. Методика вмешательства государства в деятельность фиктивного сектора экономики.

Основные законы: Закон «О ценных бумагах». Закон «О фондовых биржах». Закон «Об инвестиционных компаниях» Это рынок с производными видами деревотивов.

Структура бюджета Германии.

1.доходы: наибольший удельный вес в доходах бюджета имеет НДС(36,12%). предполагается дальнейшее его увеличение. Доля подоходного налога превышает 1/3 общей суммы налог поступлений. Его разновидностями явл налог на зар плату и налог на доходы с капитала. ряд категорий граждан (наемные рабочие, инвалиды, слепые) имеют льготы. С доходов без ограничений вычитаются лишь затраты на налоговых консультантов и церковный налог. Доля налога на прибыль снижается в структуре налоговых доходов, до 7,96 % . Налог на сырую нефть. удельн вес 19,93. Прочие федеральные налоги. удельный вес 10,42%. В абсолютном выражении сумма растет. Доля промыслового налога невелика - менее 1. Налог на табак доля снизилась до 7,2%. хотя в ФРГ наибольший уд вес принадлежит НДС все же преобладают прямые налоги. Значительный удельный вес составляют такие прямые налоги, как подоходный налог, налог на прибыль. в ФРГ высокое налоговое бремя в сравнении с другими европ странами. Налоговые доходы составляют приблизительно 75%.

Кроме налог поступлений доходы центр бюджета склад из прибыли от эконом деятельности гос предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно вкл прибыль центрального банка ФРГ. меньшее значение имеют поступления проц выплат за предост межгос кредиты, доходы от участия в капитале.

Расходы федерального бюджета.За счет бюджета в первую очередь обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин. Удельный вес расходов центр правительства в ВНП 15%. Наибольший удельный вес принадлежит расходам на соц обеспечение. 45,9 %. В 2008 г. они составили 119,4 млрд. евро: услуги пенс страхования 32, рынок рабочей силы 8, услуги для семей, дотации на аренду жилья,услуги жертвам войны, возмещение ущерба, сельскохоз соц политика и др.

расходы на общее финансовое хозяйство. 28,4 %. процентные расходы 66, услуги снабжения 21, гос имущество, правопреемство дел учреждений опеки и прочие.

расходы на оборону. В 2008 г. их доля составила 9,5%. 24,8 млрд. евро. В разделе «оборона» выделяют два подраздела – военные расходы и дальнейшие оборонные расходы.

Исследования, образование, наука, культура. Доля снижается к 2010-4,2%. Образование является приоритетным направлением. Стимулирование экономики. (2,3-2,4%). 5931 млн. евро.

Транспорт. расходы сокращаются. федер жд, федер автострады, федер водные пути и улучшение транспортного сообщения в общинах. Внутренняя безопасность. доля до 1,3%.

В ФРГ наибольшая доля средств идет на социальное обеспечение( около 1/3).

Распределение налог поступлений между уровнями госвласти — осн вопрос федеративной Финансовой конституции ФРГ— решается в рамках системы «фин выравнивания»:

Финансовая конституция закладывает основы горизонтального «финансового выравнивания» и на уровне местных органов власти.

Специальные счета Японии.

В Японии спец фонды являются составной частью специальных счетов. К ним относятся страховые, пенсионные, сбере и некоторые другие фонды.

Была проведена пенсионная реформа Ее цель - сделать пенс систему состоящей из национальной пенс системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам. Базовая пенсия выплачпо старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспеч средствами различных страх пенс фондов. фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца.

Пенс фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-л возраст. пенс сост 70% от зп месячной

Банковская система Японии.

При восстановление Японцами после второй мир войны банкй системы за основу взята была Америк сегментированная банковская система. Однако с изменением банковского законодательства, 1981 год границы между ними стали стираться. В результате в Японской банк системе возник кризис, который привел к процессам концентрации в пользу крупных фин институтов.

Законом о реформировании финансовой системы были инициированы слияния банков долгосрочного кредитования.

Банк Японии и государственные финансовые институты.

Помимо банка Японии и государственных финансовых институтов в банковскую систему входят: Коммерческие банки

Городские Локальные. Различаются размером и клиентурой.

Банки долгосрочного кредитования.Инвестиционные банки.Трастовые банки. Кооперативные банки

Городские банки обслуживают крупные предприятия краткосроч кредитами, имеют широкую филиальную сеть. Ресурсы формируют за счет крупных вкладчиков.

Локальные банки работают в определённых регионах, обслуживают мелкие и средние предприятия, коммунальные службы. Пассивы формируют преимущество на счет частных лиц.

Банки долгосрочных кредитов предоставляют кредиты крупным предприятиям, формируют ресурсы за счет выпуска долгосрочных долговых обязательств.

Инвестиционные дома осущ куплю-продажу на вторичном рынке, так же сами эмитируют ценные бумаги. Явл активными участниками на мировых финансовых рынках.

Трастовые банки осущ доверит управление имущества, управление средствами пенсионных касс, долгосрочным кредитованием мелких и средних предприятий.

В Японии слабо представлены финансовые институты из других стран, что связано с Японским менталитетом. японские финансовые институты широко представлены на мировых фин рынках. В Японии высокий уровень концентрации и централизации Японской банк системы, который продолжает повышаться благодаря слиянию крупных банков.

Государственный долг Греции

Государственный долг Греции находится на уровне 160% ВВП. Остается самым высоким среди всех стран Еврозоны. В 2014г были приняты осн направления по модернизации бюдж сист греции,что позволит снизить расходы бюдж,повысить доходы,ликвидир дефицит бюджета и позволит привлечь кредиты.

Осн направления по модернизации бюджетной системы Греции: Ликвидация налоговых льгот. Повышение налогов на автомобили и дорожных налогов, на недвижимость.. Введение пошлины при покупке жилья с 2014 года. Повышение стоимости акциза на табачные изделия, алкогольные напитки. Сокращение пенсий и льготных пособий. Сокращение пособий по увольнению и выходу на пенсию. Ведение дополнительного налога на посредническую деятельность.

Сокращение пособий по безработицы.Увольнение и выход на пенсию работников государственных учреждений

Таким образом применив данные меры правительство страны сократит расходы бюджета на 9,4 млрд. евро, что даст шанс выйти в профицит бюджета без учета выплат по долгам. Профицитный бюджет позволит Греции получить денежный транш в размере 31,5 млрд. евро, без которого стране грозит дефолт.

Обеспечение кредита

1) обеспеченные кредиты. Обеспечением кредита может выступать в нескольких формах:

Гарантийное письмо кредитного учреждения. Государственная гарантия Поручительство Аваль Тратты импортера с акцептом его покупателя Делькредере брокера. Делькредере брокера – это когда покупают товары в кредит через брокеров или иных посредников, которые принимают на себя обязательство импортеров по оплате долгов.

Страхование кредитного риска. Залог ценностей (недвижимость, ценные бумаги)

Открытие целевых накопительных счетов (идет погашение)

Страхование международных кредитных операций.

Виды налоговых соглашений.

1) Собственно налоговые отношения:

1.Соглашение об оказании административной помощи 2. ограниченные налоговые соглашения 3. Общеналоговые соглашения 4. Соглашения о налогах на наследство 5. Соглашение о налоге на страхование

2) Международные соглашения и договора, в которых наряду с другими решаются и другие вопросы:

1. Соглашение об основах взаимоотношений между странами 2. Соглашение об установлении дипломатических и консульских отношений 3. Торговые договоры и соглашения 4. Международные договоры определяющие принципы взаимоотношений между международными организациями и странами их базирования

Проблемы решающееся при помощи двухсторонних налоговых соглашений:

Прямые: устранение двойного налогообложения; предотвращение налогового уклонения и налогового избежания; распределение прав налогообложения между договаривающимися государствами; предотвращение некоторых форм налоговой дискриминации.

Косвенные предусматривают привлечение иностранных инвестиций и содействие своим резидентам в инвестиционной деятельности, разрешение прочих налоговых проблем.

Налоговые соглашения призваны устранить все возможные случаи двойного налогообложения между странами-партнерами. Налоговые соглашения обычно устанавливают трехступенчатую систему устранения двойного налогообложения. На первом этапе устраняется двойное налогообложение, вытекающее из различий между правилами резидентства и источника дохода, применяемыми в странах-партнерах.

На следующем этапе устраняется избыточное налогообложение, возникающее по причине несоответствия между правилами резиденства и источника дохода во внутреннем законодательстве. На третьем этапе устраняется двойное налогообложение вследствие различий в определении облагаемого дохода в странах-партнерах.

В мировой практике применяются самые разнообразные по форме и содержанию налоговые соглашения и конвенции. Налоговые соглашения об устранении двойного обложения налогами наиболее распростран. более 2 тыс. подобных соглашений. они основываются на типовых конвенциях, разработанных ОЭСР в 1963 и 1977 гг. Последняя Типовая конвенция состоит из 3-х частей:

1.Устанавливается сфера действия соглашения: базовые положения, определяющие виды налогов, на которые распространяется действие соглашения и перечисляются налогоплательщики; 2.Определяются налоговые режимы; 3.Предусматриваются методы и порядок выполнения соглашения: вопросы регулирования налогового администрирования между договаривающимися государствами, статьи о вступлении в силу и прекращении действия соглашения.

28. Понятие налогового планирования. Инструменты налогового планирования.

Налоговое планирование - процесс обоснования на перспективу величины налоговых обязательств с целью определения реальных доходов субъектов хозяйствования и населения, а также управление ими.

Задача - выбор оптимальной формы налогообложения. Поиск наиболее выгодного для субъекта хозяйствования налогообложения чаще всего осуществляется путем налогового маневрирования — минимизации налоговых платежей в рамках налогового законодательства.

Классификация видов налогового планирования

По длительности налоговых прогнозов: текущее (в рамках текущих налог обязательств, определяемых налоговым периодом: месяц, год) перспективное (налоговое планирование инвестиционных проектов, хозяйственной деятельности вновь открываемых предприятий, дочерних структур, филиалов и т.п.).

По сфере применения: личное (семейное) (подоходный надог,налогообл дивидендов); внутрифирменное (деление доходов м-у структурными подразделениями предпр-й); междуфирменное (в пределах консолидированного налогоплательщика (концерн, объединение, холдинг и т.п.) налоговое планирование; международное налоговое планирование.

Инструменты налогового планирования. Минимизация налоговых обязательств может быть достигнута за счет: уменьшения налоговой базы; применения более низких налоговых ставок; изменение резидентства

Международное налоговое планирование обладает обширным диапазоном налог инструментов, например:

размещение хозяйственной деятельности в странах или регионах со льготным налоговым режимом; инвестирование капитала в страны, имеющие низкие налоговые ставки или освобождение от налогообложения у "источника выплаты" пассивных доходов: дивиденды, проценты, роялти и т.п.; использование преимуществ, представляемых странами, выплачивающими доходы по активным операциям: финансовые и страховые сделки, строительство, судоходство, малый бизнес;

применение трансфертного ценообразования и распределение прибылей в зоны с наиболее благоприятным налоговым климатом; использование преимуществ двухсторонних налоговых соглашений; применение выгод интеграционных объединений (беспошлинное движение товаров и т.п.).

Структура

Высшим органом управления БМР является: общее собрание, возглавляемое Председателем совета директоров, и состоящее из представителей центральных банков, общепризнанных финансовых институтов отдельных стран. В Совет директоров входят управляющие Центральных банков Бельгии, Франции, ФРГ, Италии, Великобритании, а также 5 представителей финансового бизнеса. Эти 10 директоров могут избирать других лиц в качестве дополнительных директоров из числа управляющих, чьи представители не входят в совет. Управляющие Ц банков Нидерландов, Швеции, Швейцарии являются дополнительными членами уже много лет. (10+3 = 13 лет)

Совет директоров избирает из своего состава Председателя банка. Сейчас это – Ноут Веллинг. – президент ЦБ Нидерландов. Под руководством БМР действует ряд комитетов и рабочих групп. Они выполняют регулирующие, надзорные функции, проводит аналитическую работу.

Комитеты:1.Базельский комитет по банковскому надзору 2.Комитет по глобальной финансовой системе. 3.Комитет по системе платежей и расчётов 4.Институт финансовой стабильности.

Основной капитал банка 900 млн золотых швейцарских франков. Разделен он на 200 тыс акций по 2500 франков каждая. Оплаченный капитал составляет 125 млн франков или 25% от общей суммы основного капитала. 75% акций принадлежат центральны банкам. 25% частным банкам и лицам. Банки-учредители располагают 50% акций.

Текущую деятельность банка осуществляет Совет Директоров. Заседание совета директоров проводится не реже 10 раз в год. Ресурсы банка формируются за счет аукционного капитала и привлеченных средств. Привлеченные ресурсы формируются в основном за счет краткосрочных вкладов центральных банков.

Основные направления деятельности банка международных расчетов:

2. Проведение банковских операций депозитным, ссудных, валютных, фондовых.

3. Выполнение роли координирующего центра валютной политики стран-членов.

4. Контроль за международной банковской деятельностью, создание Базельского комитета по банковскому надзору.

5. Выполнение роли информационно-исследовательского центра.

6. Выполнение функций агента для системы клиринга и расчетов евро.

7. Техническая помощь центральным банкам стран с переходной экономикой. (Обучение банковских работников)

В 1996 году ЦБ России вступил в банк международных расчетов. ЦБ учувствовал в подготовке бразильских принципов эффективного банковского надзора и в 1998 году заявил о присоединение к этому документу, повышающему ответственность банков за осуществляемые операции. Большинство принципов эффективного банковского надзора реализуются в России.

Будут разработаны следующие документы в отношение банковского сектора:

- Установление критериев доступа к платежным системам. (В международной практике в основном кредитные организации).

- Установление двухсторонних или многосторонних ограничений, кредитовых и дебетовых.

- Участие других участников платежной системы в схеме покрытия убытков, возникших из-за неплатежеспособности одного или нескольких участников.

Первым шагом в организации надзора за частным платежными системами, является организация системы мониторинга.

Банк России в 2009 году стал членом комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. Основной стратегической задачей Банка России в условиях кризиса развитие глобализационных процессов в области платежных и расчетных систем является создание условий для бесперебойности и эффективности функционирования национальной системы, оптимизация процессов и ее взаимодействие с международными системами.

Управление

Акционеры представлены советом управляющих, который является высшим органом, принимающим решение и определяющим политику группы Всемирного Банка. Страны-участницы в совете управляющих представлены как правило министрами финансов. Совет управляющих проводит совещание один раз в год. Конкретные полномочия по управлению банком в период между заседаниями совета управляющих переданным 24 исполнительным директорам, которые работают в Вашингтоне. Исполнительные директора образуют совет директоров, который возглавляется президентом банка. Сейчас президент банка Джим Ён Ким. Он гражданин США. В совет директоров входит 5 исполнительных директоров, представляющих интересы государств членов, обладающих крупнейшими пакетами акций: США Япония Германия Франция Великобритания.

Остальные 19 исполнительных директоров, представляют группы стран-участниц Всемирного Банка. Президент избирается советом управляющих на пятилетний срок и может быть переизбран.

Европейский фонд развития.

Учрежденный Римским договором в 1957 году, Европейский фонд развития является основным инструментом помощи Сообщества проектам, ориентированным на сотрудничество в целях развития со странами Африки, Карибского бассейна и Азиатско-Тихоокеанского региона (AТP), а также заморскими странами и территориями (ЗCT).

финансирует любые проекты или программы, которые содействуют экономическому, социальному или культурному развитию соответствующих стран. Инструменты: гранты, вложение капитала с риском, а также кредитование частного сектора.

Европейский фонд развития, финансовая организация в механизме Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Средства фонда образованы из взносов стран — участниц ЕЭС и предназначены для осуществления безвозвратного финансирования присоединившихся стран. Взносы стран — участниц: Бельгия — 9, Италия — 12, Люксембург — 2, Нидерланды — 9, Франция — 34 и ФРГ— 34.

Средства Ефр используются для финансирования объектов национального значения и инфраструктуры (дороги, аэропорты, связь и т. п.), технической помощи, связанной с инвестициями стран — участниц ЕЭС, исследований в целях развития экономики, её диверсификации и т. п. за счёт Е. ф. р. финансируются менее рентабельные или вовсе не рентабельные объекты. Е. ф. р. начал свои операции в 1959. В течение 1959—63 общая сумма израсходованных средств составила 581 млн. американских долл. За 1964—69 было ассигновано 730 млн. долл., в том числе 50 млн. долл. в форме долгосрочных (сроком на 40 лет) займов Европейского инвестиционного банка, и остальное в форме безвозвратных ассигнований. На 1970—74 ассигнован 1 млрд. долл.

До 2008 г ЕФР формировался из фондов государств ЕС и пока не является частью общего бюджета Сообщества. С 2008 года, финансовая помощь, оказанная странам ЗCT включена в общий бюджет ЕС. Помощь, оказанная странам AТP, будет по-прежнему выдаваться из ЕФР, по крайней мере, на период с 2008 г. до 2013 г.

Каждый ЕФР, как правило, следует циклу партнерских соглашений, его размер определяется на период примерно в пять лет. На деятельность девятого ЕФР (2000—2007 гг.) было выделено 13,5 миллиардов евро, вдобавок к 9,9 миллиардам, которые остались от предыдущих ЕФР. За период действия девятого ЕФР собственный вклад Европейского инвестиционного банка составил еще около 1,7 миллиардов евро.

Понятие и сущность международных финансов

Мировые финансы это ресурсы используемые в международных экономических отношениях, то есть в отношениях между резидентами и нерезидентами.

Международные финансы рассматриваются с различных точек зрения:

1. Как экономическая категория. - это фонды финансовых ресурсов, которые созданы на основе развития международных экономических отношений и используются для обеспечения беспрерывности рентабельности общественного воспроизводства на мировом уровне и удовлетворения общих потребностей международного значения.

2. С Институциональной стороны - это совокупность банков, валютных и фондовых бирж, международных финансовых институтов, региональных финансовых кредитных учреждений, международных и региональных экономических организаций и объединений, через которые осуществляется движение мировых финансовых потоков

3. Как экономические отношения – это отношение в денежной форме, возникающие в процессе перераспределения национальных продуктов во время движения товаров, услуг, капиталов. Включает межгосударственные и транснациональные кредитно-финансовые отношения, и характеризуются участием в них иностранного элемента (участника).

Наши рекомендации