Экономическая сущность и функции финансов
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.
Бюджетное устройство, бюджетная система и основы организации бюджетного процесса в РФ
Рассмотрение вопросов, связанных с бюджетной системой и бюджетным устройством невозможно проводить в отрыве от государства, поскольку они являются неотъемлемой частью государственного устройства. Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства.
Бюджетное устройство – организация бюджетного процесса, организация документооборота, учета и отчетности в РФ.
Бюджетное устройство в соответствии с Бюджетным кодексом РФ представляет собой совокупность бюджетной системы, принципов бюджетной системы и бюджетной классификации.
В условиях федеративного государства отсутствует единый централизованный бюджет, а бюджетная система представлена соответствующим бюджетом в рамках государственного устройства. Организация бюджетной системы тесно связана с разграничением полномочий между уровнями государственной системы. Данное разграничение базируется на положениях Конституции ст. 71 и ст. 72, в которых определены полномочия РФ и принципы совместного ведения между РФ и субъектами РФ.
Бюджетная система представляет собой совокупность федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ (85), бюджетов государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов (бюджетов муниципальных районов и городских округов, бюджетов городов и сельских поселений, а также муниципальных образований и городов федерального значения). Кроме того к бюджетной системе относят бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты которых утверждаются отдельными законами. Единого федерального бюджета в РФ НЕТ.
В целях обеспечения единства подходов в организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности системы, Бюджетным кодексом определено, что бюджетная система основана на следующих принципах:
· единства бюджетной системы Российской Федерации:
единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации и санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ;
· разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ:
закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, расходов бюджетов и источников финансирования дефицитов;
· самостоятельности бюджетов:
право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно организовывать бюджетный процесс, обеспечивать сбалансированность бюджетов и добиваться эффективности использования бюджетных средств;
· равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований:
определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями;
· полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов:
все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах;
· сбалансированности бюджета:
объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита;
· результативности и эффективности использования бюджетных средств:
при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;
· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов:
расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета;
· прозрачности (открытости):
опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов;
· достоверности бюджета:
надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
· адресности и целевого характера бюджетных средств:
бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования;
· подведомственности расходов бюджетов:
получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся;
· единства кассы:
зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.
Содержание финансов хозяйствующих субъектов
Финансы хозяйствующих субъектов - составная часть единой системы финансов.
Финансы предприятий (хозяйствующих субъектов) представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.
В зависимости от характера деятельности выделяются, с одной стороны, хозяйствующие субъекты, которые осуществляют коммерческую деятельность, направленную на извлечение прибыли, с другой стороны – хозяйствующие субъекты, для которых извлечение прибыли не является основной целью деятельности.
Поэтому Финансы хозяйствующих субъектов выделяют в подзвенья:
• финансы коммерческих предприятий и организаций
• финансы некоммерческих организаций.
Конкретное содержание финансов хозяйствующих субъектов проявляется в их функциях. Общепринято, что финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную. Следует отметить, что применительно к финансам субъектов хозяйствования необходимо, прежде чем что-то использовать (т.е. распределять) сформировать. Поэтому правомерно признать за ними наличие трех функций:
1. Формирование капитала, доходов и денежных фондов - необходимое условие осуществления непрерывности воспроизводственного процесса. За счет первичного распределения выручки от реализации товаров образуются специальные фонды.
2. Использование капитала, доходов и денежных фондов на цели предусмотренные в финансовом плане. Денежный фонд - обособившаяся часть денежных средств хозяйствующего субъекта, получившая целевое назначение и относительно самостоятельное функционирование. Денежные средства - это более широкое понятие, чем денежные фонды, которые составляют только часть денежных средств, находящихся в обороте предприятия, т. е. это целенаправленное движение денежных потоков в текущей, инвестиционной и финансовой сферах деятельности.
3. Контрольная - использование за соблюдением стоимостных и материально-вещественных пропорций при образовании и использовании доходов предприятий. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация, достоверность которой должна быть достаточно высокой. Только при таком условии можно принимать обоснованные управленческие решения. Степень и полнота реализации контрольной функции финансов во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в хозяйстве.
Сущность и функции денег
Деньги - это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.
В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:
§ обменивается на любой другой товар;
§ измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен).
Сущность денег раскрывается в пяти функциях:
§ Меры стоимости
§ Средства обращения
§ Средства платежа
§ Средства сбережения и накопления
§ Мировые деньги
Мера стоимости формируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами (т. е. приравнивание товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение.
Денежное измерение стоимости — цена. Она зависит от нескольких условий:
§ условия производства;
§ условия обмена.
Чтобы цены были сравнимы, их необходимо привести к единому масштабу.
Масштаб цен — это весовое содержание золота или серебра, фиксированное в качестве единицы измерения.
В качестве меры стоимости деньги могут действовать как счетные, выступая в виде числовых величин. Счетные деньги применяются для выражения цены, учета и анализа, ведения счетов участников хозяйственной жизни.
Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки (Т — Д) до ее завершения (Д — Т). В период преобладания торговли деньги в основном действовали как средство обращения; после возникновения кредита и развития экономики на первый план выходит функция средства платежа, которая включает в себя функцию средства обращения и трансформируется в функцию средства расчетов. Этому способствует использование пластиковых карточек и других электронных инструментов расчетов, позволяющих расплачиваться путем перечисления с банковского счета, а также осуществления оптовых и розничных покупок.
Средства платежа - время платежа не совпадает со временем оплаты, товары продают в кредит, с отсрочкой платежа (Т — О и О — Д).
Средства накопления — денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.
Мировые деньги используются в международных расчетах.
В современной развитой экономике действуют три функции денег — мера стоимости, средства накопления и средства расчетов, а средство обращения остается в очень небольших размерах.
32. Теория денег или денежная теория — экономическая теория, изучающая воздействие денег на экономическую систему.
Исторически различают восемь основных теорий денег.
1 Металлическая теория денег. Покупательную способность денежной единицы определяет металл, из которого сделана монета. Соответственно банкноты металлической теорией денег не признаются. Наиболее ценятся монеты из благородных металлов (золото и серебро). Они имеют высокую стоимость благодаря своим природным свойствам, а не развитию отношений обмена.
2 Номиналистическая теория денег. Покупательная способность денежной единицы определяется её номиналом, то есть суммой, указанной на монете или банкноте. То есть деньги являются сугубо условными номинальными знаками, стоимость которых не зависит от материального содержания. Первыми представителями раннего номинализма были англичане Дж. Беркли (1685—1753) Дж. Стюарт (1712—1780). В основе их теории лежали два следующих положения: деньги создаются государством и стоимость денег определяется их номиналом. Основной ошибкой номиналистов является положение теории о том, что стоимость денег определяется государством. А это означает отрицание теории трудовой стоимости и товарной природы денег. Дальнейшее развитие номинализма (особенно в Германии) приходится на конец XIX — начало XX вв. (немецкий экономист Г. Кнапп (1842—1926). Эволюция номинализма проявилась в этот период в том, что Г. Кнапп основывал свою теорию не на полноценных монетах, а на бумажных деньгах. При этом при анализе денежной массы он учитывал лишь государственные казначейские билеты (бумажные деньги) и разменные монеты. Кредитные деньги (векселя, банкноты, чеки) он исключал из своего исследования, что обусловило несостоятельность его концепции по мере распространения кредитных денег.
Современные экономисты не разделяют основных взглядов Г. Кнаппа. Сохранив от номинализма отрицание металлической концепции теории трудовой стоимости, они стали искать определение стоимости денег не в декретах государства, а в сфере рыночных отношений путем субъективной оценки их «полезности», покупательной способности. В результате ведущую позицию в теориях денег заняла количественная теория.
3 Количественная теория денег. Теория гласит, что покупательная способность денежной единицы и уровень цен определяются количеством денег в обороте.
4 Монетаризм. Это экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Основоположником монетаризма является М. Фридмен. Монетаризм возник в 50-е годы.
5 Кейнсианская теория денег. Эта теория о сущности денег и их воздействии на производство была предложена английским экономистом Дж.М.Кейнсом (1883-1946) в конце 1920-х-начале 1930-х гг. Скорость обращения денег в движении доходов рассматривается как переменная величина, изменяющаяся совокупно с изменениями доходов, нормы процента и другими параметрами экономики.
6 Функциональная теория денег. Теория рассматривает покупательную силу денег как результат их обращения, или функционирования. Функциональная теория денег обосновывает несущественность для денег их металлического содержания вследствие выполнения ими функций в сфере обращения.
7 Государственная теория денег. Согласно этой теории, государство не только создаёт деньги, но и предписывает им платёжную силу. Трактуя чисто юридическую природу денег, Государственная теория денег отрицает всякое значение для платежной силы денег их металлического содержания, утверждая, что бумажные деньги так же хороши, как металлические. Основной функцией считается функция платёжного средства, и игнорируется функция денег как меры стоимости, сокровища и мировых денег.
8 Теория инварианта прейскуранта. Согласно этой теории, инвариант прейскуранта, это тот товар, на который можно обменять любой товар. Раньше инвариантом прейскуранта было зерно, т.к. товары производились на основе мускульной силы. С развитием товарных отношений, зерно было заменено драгоценными металлами. В 1970-х гг. "золотой стандарт" был отменён. Сегодня, в качестве инварианта прейскуранта выступают киловатты энергии государства.
Виды денег и их особенности
1) Полноценные деньги: золотые монеты, серебрянные монеты.
2) Денежные знаки, разменные на золото.
3) Неполноценные деньги: бумажные и кредитные деньги. а) Бумажные деньги являются знаками, представителями полноценных денег. Возникли из металлического обращения и появились в обороте как заместители ранее находившихся в обращении серебряных и золотых монет. Сущность бумажных денег (казначейских билетов) заключается в том, что это – денежные знаки, выпускаемые для покрытия бюджетного дефицита и обычно не разменные на металл, но наделенные государством принудительным курсом. Поэтому они приобретают представительную стоимость в обращении и выполняют роль покупательного и платежного средства.
б) Кредитные деньги. Поскольку основным объектом меновых отношений при капитализме становится не товар как таковой, а товарный капитал, то роль денег выполняет не денежный товар, а денежный капитал. Следовательно, не день-ги выступают в форме денежного капитала, а денежный капитал – в форме кредитных денег. К.Д. прошли следующую эволюцию: вексель, акцептованный вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.
в) Электронные деньги – результат автоматизации банковских операций и является системой платежей на электронной основе. Кредитные карточки – средство расчетов, замещающее наличные день-ги и чеки, а также позволяющее владельцу получить краткосрочную ссуду в банке.
34. Налично-денежный оборот – движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства обращения. Это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный промежуток времени, это процесс непрерывного обращения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты). Этот оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. В российской действительности наличные деньги обслуживают также и большую часть хозяйственных связей юридических лиц, особенно частных предпринимателей.
Наличные деньги используются:
– для осуществления кругооборота товаров и услуг;
– для расчетов по выплате заработной платы и приравненных к ней платежей;
– для оплаты ценных бумаг и выплат дохода по ним;
– для платежей населения за коммунальные услуги. Налично-денежный оборот в Российской Федерации организуется государством в лице Центрального банка.
Прием и выдачу наличных денег осуществляют расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России, которые формируют для этой цели оборотную кассу, а также резервные фонды. Резервные фонды банкнот и монет представляют собой запас не выпущенных в обращение денежных знаков для регулирования кассовых ресурсов.
Наличные деньги выпускаются в обращение Банком России на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право Банку России подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т. е. предельного выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.
Основные принципы организации налично-денежного оборота в РФ заключаются в следующем:
– все предприятия и организации должны хранить наличные деньги в коммерческих банках (за исключением суммы лимита, установленного обслуживающим банком); – банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности; – сверх лимита денежная наличность может храниться на предприятиях для выдачи средств на оплату труда, выплат социального характера не более трех дней; – обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования; – управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке; – организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения.
Территориальные учреждения Банка России контролируют работу учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работу с денежной наличностью.
Безналичное обращение – движение стоимости без участия наличных денег: перемещения денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.
Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между: 1) предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях; 2) юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита; 3) юридическими лицами и населением по выплатам зарплаты, доходов по ценным бумагам; 4) физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей.
Размер безналичного обращения зависит от объема товаров в стране, уровня цен, расчетов, а также размера распределительных и перераспределительных отношений.
Платежный оборот – процесс движения средств платежа, применяемых в данной стране. Он включает не только движение денег как средств платежа в налично-денежном и безналичном оборотах, но и движение других средств платежа (чеков, депозитных сертификатов, векселей и т. д.). Денежный оборот является составной частью платежного оборота. Денежное обращение, включающее оборот наличных денег, в свою очередь, служит составной частью денежного оборота. Обращение денежных знаков предполагает их постоянный переход от одних юридических или физических лиц к другим.
35. Методы государственного регулирования денежного обращения
ЦБ регулирует денежно-кредитную политику с помощью следующих инструментов.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
- процентные ставки по операциям Банка России (ставка по депозитам для коммерческих банков, ставки по различным кредитам);
- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования) - изменение норм фондов обязательных резервов;
- операции на открытом рынке (операции с ценными бумагами);
- рефинансирование кредитных организаций - ставка рефинансирования;
- валютные интервенции (валютное регулирование);
- установление ориентиров роста денежной массы; Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
- прямые количественные ограничения (государственное регулирование, административные меры регулирования валютного курса и валютных поступлений);
- эмиссия облигаций от своего имени.
Государство может проводить денежную политику:
1) сдерживания роста денежной массы (политику дорогих денег или политику рестрикции);
Политика «дорогих денег» проводится для обуздания инфляции. Сокращение денежного предложения вызывает рост процентной ставки за кредит. Это может привести к уменьшению темпов инфляции, но одновременно сократит инвестиции и обострит проблему занятости.
2) политику дешевых денег (дешевых кредитов);
Политика «дешевых денег» направлена на стимулирование экономического роста. Для этого увеличивается денежное предложение, снижается процентная ставка за кредит, становится более доступным кредит, возрастают инвестиции и занятость. Однако эта политика чревата увеличением темпов инфляции.
3) умеренную денежную политику.
При проведении мягкой денежно-кредитной политики (политики дешевых денег) ЦБ:
- скупает государственные ценные бумаги на рынке;
- снижает учетную ставку;
- снижает норму банковского резервирования;
- снижает проценты по своим депозитам для банков;
- кредитует коммерческие банки под учет векселей фирм.
Все эти меры приводят к росту предложения денег на рынке.
При проведении жесткой денежно-кредитной политики (рестрикции) ЦБ осуществляет противоположные действия.
Закон денежного обращения
Мировые товарно-денежные отношения, а также в отдельной стране требуют определенного качества денег для обращения. Количество денег, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения.
Законы денежного обращения выражает экономическую взаимосвязь между массой обращающихся товаров, уровнем цен и скоростью обращения денег. Впервые эта взаимосвязь установлена К. Марксом и представляет собой совокупность двух видов зависимости:
- Прямая зависимость между количеством денег, необходимых в качестве средств обращения, и суммой цен реализуемых товаров и услуг;
- Обратная взаимосвязь между количеством денег, необходимых в качестве средства обращения, и скоростью оборота денег.
Все это можно выразить следующей формулой:
K = S/ C (1) Где, К – количество денег, необходимых в качестве средства обращения;
S – Сумма цен реализуемых товаров и услуг; С – среднее число оборотов денег как средства обращения.
С возникновением функции денег как средства платежа формула (1) несколько усложняется, и закон, определяющий количество денег в обращении, приобретает следующий вид:
K = ( S1 – S2 + S3 – P) / C
Где, S1 – сумма цен товаров и услуг; S2 – сумма цен товаров, проданных в кредит; S3 – сумма платежей по обязательствам; Р. – взаимно погашающие платежи.
Таким образом, на количество денег, необходимых для обращения, воздействуют:
- факторы, зависящие от условий производства и влияющие на количество обращающихся товаров; - факторы, определяющие уровень цен на товары и услуги; - факторы, влияющие на скорость обращения денег; - факторы, влияющие на уровень развития кредита; - факторы, влияющие на развитие системы безналичных расчетов.
Таким образом, денег для обращения необходимо столько, чтобы можно было реализовать по текущим ценам весь объем произведенных в рамках национальной экономики товаров и оказанных услуг.
Очевидно, что при металлическом обращении количество денег в обращении регулировалось автоматически, при помощи функции денег как сокровища, т.е. если потребность в деньгах сокращалась, то излишне деньги уходили в сокровище, если увеличивалась – происходит обратный прилив денег. Следовательно, количество денег в обращении всегда поддерживалось на необходимом уровне.
Более того, если денежное обращение обслуживается банкнотами неразменными на золото или бумажными деньгами, количество выпущенных бумажных денег будет равно количеству золотых денег, необходимому для обращения, то в этом случае также никаких отрицательных явлений не возникает, т.е. бумажных денег будут исправно роль денежных знаков, т.е. заместителей золотых денег.
Проблема возникает лишь тогда, когда ничем не ограниченная денежная эмиссия приведет к нарушению денежного обращения, переполнению каналов денежного обращения излишними денежными знаками и, следовательно, к инфляции. В экономической науке есть и другая точка зрения, которую разделяют представители количественной теории денег и сторонники монетаристской концепции. Американский экономист И. Фишер сформулировал следующее уравнение обмена:
M * V = P * Q Где, М – масса денег в обращении; V – скорость обращения денег (среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку конечных товаров и услуг, или количество раз, которая денежная единица обменивалась на товары и услуги в течении года); Р – средняя цена товаров и услуг; Q – количество проданных товаров и оказанных услуг.
Иными словами, количество денег в обращении, умноженное на их оборотов в актах купли – продажи за год, равняется объему валового национального продукта.
Уравнение обмена И.Фишера позволяет понять, почему колеблются цены и, соответственно, покупательская способность денег, объем реального национального продукта. Например, при постоянных Q и Vизменение денежного предложения М будет прямо влиять на цену. Однако роста цен не произойдет, если увеличение денежного предложения будет происходить одновременно с расширением выпуска товаров и объема оказанных услуг в той или иной степени.
Из уравнения обмена можно вывести количество денег, необходимое для обращения:
М = (Р. * Q) / V Где, М – масса денег в обращении, денежное предложение; V – скорость обращения денег; Р. * Q = Y – номинальный объем ВНП. Таким образом, денег для обращения необходимо столько, чтобы можно было реализовать по текущим ценам весь объем произведенных в рамках национальной экономики товаров и оказанных услуг.
Ссудный процент
Поскольку ссудный капитал выступает на финансовом рынке в форме своеобразного товара, процент за его использование - это цена капитала, которая отражает общее соотношение спроса и предложения на рынке ссудных капиталов и представляет собой выражение потребительной стоимости капитала как товара в виде его способности приносить прибыль. Таким образом, ставка или норма ссудного процента, определяемая как отношение суммы годового дохода, полученного на ссудный капитал, к сумме капитала, отданного в ссуду, выступает в качестве цены кредитных ресурсов. Величина ссудного процента зависит от ряда факторов:
- цикличности развития экономики - на стадии быстрого подъема ссудный процент, как правило, снижается, а на стадии, спада - увеличивается;
- политики государственного кредитного регулирования, осуществляемого через учетную политику Центрального Банка;
- ситуации, складывающейся на международном рынке ссудных капиталов;
- темпов инфляционного процесса;
- динамики денежных доходов населения и денежных накоплений юридических лиц - при тенденции их снижения, как правило, ссудный процент увеличивается, а при тенденции увеличения - снижается;
- динамики производства и обращения, определяющей величину потребностей в кредитных ресурсах различных категорий заемщиков,
- соотношения между размерами задолженности государства и предоставляемых им кредитов - увеличение внутреннего долга приводит к возрастанию ссудного процента.
Существуют различные формы ссудного процента, которые можно выделить по ряду следующих признаков:
- форма кредита;
- виды кредитных учреждений;
- виды инвестиций с привлечением кредита;
- сроки кредитования;
- виды операций кредитного учреждения (таблица 1).
Рассмотрим механизм использования ссудного процента во всех его формах:
- уровень ссудного процента определяется макроэкономическими факторами: соотношением спроса и предложения средств, степенью доходности на других сегментах финансового рынка, а также зависит от конкретных условий сделок, как по привлечению, так и размещению средств;
- Центральный Банк регулирует уровень ссудного процента посредством изменения ставки рефинансирования и ставки редисконтирования путем маневрирования нормой обязательных резервов, депонируемых в Центральном Банке от суммы привлеченных вкладов и изменения уровня доходности по операциям с государственными ценными бумагами;
Таблица 1 – Классификация форм ссудного процента
Классификационный признак | Форма ссудного процента |
По формам кредита | Коммерческий процент Банковский процент Потребительский процент Процент по лизинговым сделкам Процент по государственному кредиту |
По видам кредитных учреждений | Учетный процент ЦБ РФ Банковский процент Процент по операциям ломбардов |
По видам инвестиций с привлечением кредита банка | Процент по кредитам в оборотные средства Процент по инвестициям в основные фонды Процент по инвестициям в ценные бумаги |
По срокам кредитования | Процент по краткосрочным ссудам Процент по среднесрочным ссудам Процент по долгосрочным ссудам |
По видам операций кредитного учреждения | Депозитный процент Вексельный процент Учетный процент банка Процент по ссудам Процент по межбанковским кредитам |
Классификационный признак Форма ссудного процента
По формам кредита
Коммерческий процент
Банковский процент
Потребительский процент
Процент по лизинговым сделкам
Процент по государственному кредиту
По видам кредитных учреждений
Учетный процент ЦБ РФ
Банковский процент
Процент по операциям ломбардов
По видам инвестиций с привлечением кредита банка
Процент по кредитам в оборотные средства Процент по инвестициям в основные фонды Процент по инвестициям в ценные бумаги
По срокам кредитования
Процент по краткосрочным ссудам Процент по среднесрочным ссудам Процент по долгосрочным ссудам
По видам операций кредитного учреждения
Депозитный процент
Вексельный процент
Учетный процент банка
Процент по ссудам
Процент по межбанковским кредитам
- порядок начисления и взимания процентов определяется договором сторон, при этом применяются различные способы начисления простых и сложных процентов;
- источник уплаты процентов регулируется налоговыми органами и может различаться в зависимости от характера операции. Так, в Росси процентные платежи по краткосрочным ссудам текущего характера включаются в себестоимость продукции, а по краткосрочным инвестиционным, долгосрочным и просроченным кредитам относятся на прибыль предприятия после ее налогообложения. В зарубежных странах процентные платежи по всем ссудам относятся на себестоимость.
Экономическая роль ссудного процента заключается в пере-распределении доходов юридических и физических лиц, регулировании инвестиционного спроса и предложения, регулировании сферы производства и обращения за счет отраслевого, межотраслевого и международного перераспределения ссудных капиталов.
Функции денег
Де́ньги — специфический товар максимальной ликвидности , который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.
Основные функции денег
Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:
• Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную роль, как в геометрии длина у отрезков, в физике вес у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров.
• Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.
• Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
• Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.
• Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему <