Основные меры государственного антимонопольного регулирования.

Меры перечислены в ст. 8 Закона РБ «О противодействии монополист. деятельности и
развитии конкуренции»: 1) осуществление гос. контроля за деятельностью хоз. субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; 2) принятие в устан. порядке мер по реорганизации и ликвидации хоз. субъектов, занимающих домин. положение на товарном рынке; 3) осуществление гос. контроля за реорг-ей и ликв-ей хоз. субъектов; 4) осущ-ие гос. контроля за сделками с акциями, имуществ. паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хоз. субъектов; 5) оказание содействия осуществлению обществ. контроля за соблюдением антимонопольного законод-ва; 6) принятие иных мер. Далее Закон разъясняет содержание каждой меры. Гос.контроль: осуществляется антимоноп. органом и иными уполном-ми органами в пределах компетенции; контроль за объёмом производства и качеством товаров, уровнем цен и др. показателями деятельности хоз. субъекта. Реорганизация: антимоноп. орган вправе принять в устан-м порядке решение о принуд. реорганиз-и хоз. субъекта, заним-го домин-е полож-е; учитываются
возможность организац-го или террит-го обособления предприятий, структ. подразд-й,
отсутствие тесной технолог. взаимосвязи предприятий, структ. подразд-й, разграничение сфер их деятельности, невозможность привлечения других контрагентов
на соотв. товарные рынки. Гос. контроль за реорг-ей и ликвид-ей: создание, реорганизация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и др. объединений хоз. субъектов осущ-ся после получения согласия антимоноп. органа, если иное не установлено През-том. Для получения согласия учредители представляют в антимоноп.
орган ходатайство; он, рассмотрев, даёт согласие, либо мотивированный отказ – если
может возникнуть домин-е полож-е или представлена недостов. информация, либо отказ в св. с тем, что не представлены необх. документы. Гос. контроль за сделками с акциями…: п. 2 ст. 12 Закона предусматривает, на совершение каких сделок требуется согласие антимоноп. органа. Напр., в случае совершения хоз. субъектом, охват-щим более 30 % рынка опред. товара, сделок с акциями другого хоз. субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналог. товаром; приобретения любым юр. или физ. лицом, иностр. гос-вом, междунар. орг-ей или их органами более 25 % имуществ. паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда хоз. субъекта, а равно иных сделок, в рез. которых у этих субъектов появл-ся возможность оказ-ть реальное влияние на принятие решений какого-либо хоз. субъекта, занимающего домин-щее положение на товарном рынке. Для совершения таких сделок
юр./физ. лица заявляют в антимоноп. орган ходат-во; он рассматривает и принимает
мотивиров-е реш-е об удовл-и или отклон-и ходат-ва. Обществ. контроль: обществ.
объедин-я, осущ-ие ОК, вправе подавать в антимоноп. орган заявления о фактах нарушения антимоноп. законод-ва и вносить предложения по их устранению; обр-ся в суд с исками в защиту прав, свобод и закон. интересов своих членов и др. лиц от деяний, нарушающих антимонопольное законодательство, и т.д.

Кроме того, в целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции антимоноп.
орган может направлять гос. органам, хоз. субъектам и иным субъектам предложения об изменении сфер примен-я свободных или регулируемых цен, создании параллельных структур в сферах произв-ва и обращ-я, привлечении иностр. инвестиций
и др. мерах (ст. 13 Закона).

79. От­вет­ственность за нарушение антимонопольного законодательства. Рас­смот­рение дел о монополистической деятельности.

Предусмотрена АО, УО, ответ-ть по Указу № 114 «О некоторых мерах по усилению гос. антимонопольного регулир-я и контроля».

Указ: 1) Злоупотр. доминир-м положенемм ЮЛ или ИП, занимающим доминирующее положение на товарном рынке: штраф на долж. л. 20-100 БВ, ИП 100-200 БВ, ЮЛ- до 10 % суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонаруш., но не менее 500 БВ. 2) Такая же отв-ть за недобросовес. конкур., толькона ЮЛ- до 10% суммы выручки, но не менее 400 БВ. 3)Уклонение долж. л. гос. органа, иной гос. организации, выполняющей отдельные функции РОГУ, долж. лица другого ЮЛ от исполнения закон. требов-й антимонопол. органов, либо ненадлеж./несвоеврем. их исполнение, либо непредставл-е этим органам информ-и, необходимой для осущ. антимонопол. органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации влекут: штраф 20 - 100 БВ.

Право составлять протоколы о правонаруш.: уполномоч. долж. лица органов КГК, Департ. ценовой политики Минэкономики, облисполкомов и Мин. горисполкома, а рассматривать дела о таких правонарушениях: органам КГК - в случае составления протоколов уполномоченными долж. лицами этих органов; Департ. ценовой политики Минэкономики- в случае составления протоколов уполномоч. долж. лицами Департамента; ХС о правонаруш 1) и 2) Указа, рай. (гор.) судами о правонаруш. 3) Указа, - в случае составления протоколов уполномоч. долж. лицами облисполкомов и Мингорисполкома.

КоАП и УК: 1) ст. 11.24 Нарушение антимонопол. закон-ва. Тоже, что и в Указе 3) но штраф 20- 50 БВ. Это же наруш., но в теч. года после КоАП – ст. 244 УК Наруш. антимонопол. зак-ва.

2) ст. 11.25 Ограничение конкуренции. Закл-е и испол-е ИП или должн. л. ЮЛ соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, сущ-но огранич-х конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление закон- интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность: штраф 20-50 БВ или лиш. права заниматься определенной деятельностью. За действия по ограничению конкуренции, совершенные в течение года после наложения адм. взыскания за такие же нарушения, предусм. УО (ст. 247 УК).

3) Ст. 245 УК установление или поддержание монопольных цен путем сговора ИП или долж. л. ЮЛ о деятельности на совместном рынке.

80. Понятие конк-ции и ее роль в развитии и соверш-и про­из­­водства, улучшении качества товаров, расширении услуг. Источники зако­но­д-ва о конк-ции, вза­имо­связь законод-ва о конкуренции с антимонопольным зако­но­д-ом.

Термин «конк-ция» означает «столкновение», «состязание». Конк-ция сущ-ет везде: в науке, политике, спорте. Конк-ция - состязательность, соревнование субъектов хоз-ия через улучшение качества товаров, обновление и расширение товарного ассортимента, предоставление покупателю комплексных услуг (доставка, обслуживание, ремонт), совершен-ие системы сбыта. Конк-ция имеет как полож-ые, так и отриц-ые стороны.

Конк-ция - это доминирующий в рыночной эк-ке процесс решения след-их проблем: что должно произв-ся (определение структуры произв-ва); как должно произв-ся (выбор процесса); где и для кого должно произв-ся. Конк-ция - это динамический процесс, ведущий к совершен-ию хар-ра рынка, в рамках которого предприн-ль предлагает лучший продукт для достижения своих целей.

При этом конк-ция вып-ет функ-и:1)она дает возм-сть выбора–при сущест-и конк-ции потреб-ль может с большей вероятностью удовл-ть свои предпочтения, 2)конк-ция создает мотивацию: конкур-щие предприятия в своем желании привлечь клиентов стар-ся найти такое сочетание услуг и товаров, которое лучше удовл-ет потребности потребителя. 3)Конк-ция создает основу для сравнения: когда сущ-ет только одна орган-ия, довольно трудно опред-ть, является ли она эффек-ой или нет. В результате конк-ции эфф-ые и способные произвести удовлетв-щие запросы потребителей товары и услуги будут развиваться, а неэфф-ые в перспективе просто исчезнут.

Однако конк-ция может достичь своих целей, когда имеются для этого предпосылки, которые исключают ее ограничения. Конк-ция существует в рыночной экономике как ее естеств-ое св-во, но она также стимул-ся, насаждается извне, через антимон-ое регул-ние, т.е. целенаправленную гос-ую деят-ть в соотв-и с законод-ом с целью защиты добросовестной конк-ции. Законод-во включает нормативное и организ-ое регул-ие на принципах свободы эк-ой деят-ти; свободного перемещения товаров и денег, поддержки конк-ции и ограничения монополий. 9 декабря 2010 г. в г. Москва подписано Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции (Беларусь, Казахстан, РФ). В ст. 9 ГК уст-но общее правило о недоп-ти испол-ия граж-х прав в целях огран-я конк-ции, а также злоуп-ия своим доминирующим положением на рынке. Закон "О противодействии монополистической деятельности и развитии конк-ции":

Конкурентное право вкл-ет положения о запрете картелей и злоуп-ия домин-щим положением, о слиянии предприятий, а также о гос. помощи (субсидиях) предпр-лям. Приор-ым методом регул-ия для конкурентного права выступает диспоз-ый. Хоз-щие субъекты самост-но решают вопросы конкурентной пол-ки. Метод субординации (императивного воздействия) применяется при властном антимон-ом регул-и предпр-ой деят-ти (выдача предпр-лю предписания антимоноп-ого органа, привлечение к отв-ти).

Рынок - это место, где встр-ся предл-ие и спрос. Выделяют 4 типа рынков: Рынок чистой конк-ции состоит из множества прод-ов и пок-лей как.-л. схожего по потреб-им св-вам тов-го продукта. При этом ни один пок-ль или прод-ц не оказ-ет большого влияния на ур-нь текущих рын-ых цен товара. Рынок монополистической конк-ции состоит из ряда пок-лей и прод-ов, совер-их сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувств-ых к пол-ке ценообр-ния и маркетинговым стратегиям друг друга. Небольшое кол-во продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. При чистой монополии на рынке всего один продавец.


Наши рекомендации