Хозяйственное право в системе права.
Хозяйственное право в системе права.
- как с-ма общих и спец. нормативных предписаний, регул. общ отн. в области эконом. деят. с целью системат. получ. прибыли или достижения иного соц. полезного эффекта;
- как учебн. дисциплина является сам.м учебным предметом, предусм. Гос. стандартом высшего образования. Из данной учебной дисципл. спец-ты получают необходимые знания о правовом рег-ии эконом. отн. на макро- и микроуровнях;
- как наука представляет собой систему теор-их знаний о хп, его месте в системе права и основных институтах. Она изучает юр концепции, правоприменит. практику, вырабатывает рекомендации по совершенствованию хоз. зак-ства.
Вопрос о хоз праве как науке и уч дисц-е не вызывает дискуссий среди ученых. В то же время хп как система норм, регул-их эконом отнош, понималось и трактуется по-разному. Существуют различные представления о содержании, функциях и местеХП в общей правовой системе с момента появления его первой концепции.
Прав. регул. хоз. деятельности складывалось в Европе еще в средние века в связи с развитием торговли и выражалось в издании спец. правовых актов, ее регулирующих. На первом этапе торговое право с ХI в. развивалось как купеческое право городов средневековой Италии. С XV в. ведущие позиции в торговле занимают Англия, Голландия, Испания. В XVII в. во Франции осуществляется кодификация норм торгового права в ордонансе "О торговле" и ордонансе "О мореплавании". Постепенно наряду с торговлей стали развиваться и другие виды хоз. деятельности: промышленность, транспорт, банковское дело, на которые также распространялось "Торговое право". Его предметом явилась вся профессионально осуществляемая хозяйственная деятельность.
С середины XIX в. наступает германский период в развитии торг.права. В 1861 году был принят Общегерманский торговый кодекс. Предмет прав. рег-я в эконом сфере расширялся. После обособления торговой деятельности был обозначен ее главный S - торговый человек, или коммерсант. В связи с этим торг. право во вт. пол. XVIII века стали именовать как право коммерсантов, или коммерческое право.
В нач. XIX века место главного S эконом деятельности занял человек, организующий произ-во, или предприниматель. Этот содержательный момент нашел отражение в понятии "предприним. право". Со второй половины XIX столетия в связи с усилением гос. воздействия на стихийное предпринимательство (антитрестовское регулирование, защита труда и др.) складывается публичная составляющая эконом. законодательства. Это обстоятельство находит отражение через применение термина "хп", который впервые в научный оборот был введен в Германии в 1921 году пр. Хоссманом. Бесспорные черты хозяйственного права:
- хп охватывает нормы, издаваемые для формирования эконом. порядка, для регулирования хоз процесса или прямого управления им;
- основным S хп является предприниматель; хп регулирует главным образом отношение предпринимателей друг к другу и государству, поэтому для хп характерно сочетание механизмов частного и публичного права;
- хп присуща внутренняя экон-политич направленность, оно должно выполнять функцию экономической свободы, его предписания содержат многочисленные социально-политические цели, согласуют индивидуальные, групповые и общие цели. Благодаря праву экономика должна быть не только эффективной, но и справедливой.
Виды хоз. деят-ти
а) коммерческая - имеет место, если ее субъект(предприниматель) действует с целью получения прибыли;
б) некоммерческая - для достиж-я опред.экономич. и социальных рез-тов, однако цель получения прибыли при этом отсутствует.
Понятие и источники регулирования предпринимательства(ПД)
Право на занятие ПД – констит. право гр-н! «предпр-тво» - в ст. 1 ГК: " - самост. деят-ть ю. и ФЛ, осущ. ими в гражд. обор. от своего имени, на свой риск и под свою имущ. отв-сть и направл. на сист. получ. приб. от польз-ния им-вом, продажи вещей, произв-нных, перераб-нных или приобр-нных указ.лицами для продажи, а также от вып-ния работ или оказ.услуг, если эти работы или услуги предназн-тся для реал-ции др.лицам и не использ-тся для собств. потребл.".
{ст. 30НК: «работа» - деят-ть, рез-ты кот-ой имеют мат. выраж. и м.б. реализ-ны для удовл-ния потребностей орг-ции и\или физ. л. «Услуга» деят-ть, рез-ты кот. не имеют мат.выраж., реализ-ся и потребл-ся в процессе осущ-ния этой деят-ти.}
ПД м. осуществляться в виде индивид. труд. деят-ти и орг.-прав. формах предприятий(ю.л). *К ПД не отн.: ремесл. Д; Д. по оказ. услуг в сф. агроэкотуризма, Д. ф.лиц по исп. собств. ценных бумаг, банк. счетов в кач-ве средств платежа или сохр. ден. приобр-ний; разовая реализация на торг. местах на рынках произв., перераб. ими товаров. Зак. актами м.б. определены и др. такие виды деят-ти.
Признаки предприним-ва:
1)самост. деят-ть. (Гр-не и ю.л. сам-но принимают реш. о том, заниматься ли им ПД, в какой именно сф., сами выб-ют партнеров…) Эта черта=принципам: 1.своб. хоз.деят. 2.недоп-сти вмеш-ва гос-ва в ч.дела.
2)это Д. в хоз. обороте. (Гл. призн. Хоз.об-та –сист.осущ.Д не для удовл. собств. нужд, а в расч. на получ. прибыли.
3) Д, осущ. от своего имени. Имя – ср-во индив-ции предпр-лей в комм. обороте. Можно использовать песевд. или анонимно -ст. 8З. "Об авт.пр. и см.пр-ах» {Гр-ин вправе переменить имя, но это не основание для прекр.\изм. его прав и об.,. приобретение прав и об. под именем др.лица не допуск.}. ГК: ю.л. имеет свое наим-ние, содерж. указ. на его орг-прав.форму. В Наим-ниях неком. орг-ций и УП д.б. указание на характер дея-т. **НЕЛЬЗЯ исп-ть в наим.: «РБ», элементы гос.символики., только в порядке, опр.през-том(указ№372,172)., «национальный», «белорусский» - Указ 31.05.2005 N 247 "О доп. мерах по упоряд. исп. слов "нац." и "бел"; !!!Если комм.орг-ция –д.б. фирм.наимен. (Порядок: «ПСМ№154-полож.) **{ГК- Фирм.наим. должно содержать: *Если это ООО - наим.общ-ва+слова «с огр.отв-тью» *ОДО – наим.общ-ва+«с доп.отв-тью» *Акц.общ-во – наим.+указ.на то,что оно акц-ное. *Кооператив - наим.+"произв.кооператив"\"артель" *Ассоциация - указ. на осн.предмет ее деят. +"ассоциация"\"союз"}.
4) Д на свой риск. Риск-вероятность наст.негат.посл-вий
5)Д под свою имущ.отв-ть. Неблагопр. последствия м. наступать не только вследствие объект.факторов, но и –неисп.\ненадл.исп. им своих обяз-ств. Это и есть им.отв-ть препр-ля. Она м.б. в случаях: наруш. Зак-ва; невып. заключ. догов.; наруш. прав собств-ка; загрязн.окр.ср. +следует помнить о КоАП ,УК.
6) Д, направл. на сист. получ.приб. Цель ПД также-общ.польза.
7) ПД носит професс. Хар-р, т.е. осущ-ют лица с опр.квал.//Вывод:При отcут.полн. набора сущностн.признак.: экон.Д. не м.б. предпр-ой.
+иные НПА, как ист.рег-ния: 1)Зак.№148-З «о подд.мал.и ср.пр-ва» 2)Декр.№6 «о стимул. ПД на тер.ср.\мал. гор.поселений и с\м.»
Случ. ут-ты статуса ИП:
1) смерть; 2) призн. недеесп-м, 3) безвест. отсут-м, 4) умер-м; 5) призн. банк-ом в уст-м пор-ке; 6) по соб-ой иниц-ве (подача заявл.).
ИП в суд. пор-ке призн-ся банк-ом, если не в сост. удовл-ть треб-я кред-ов. С мом-та вступ. в силу реш-я суда утрач. силу рег-ия в кач-ве ИП.
Кред-ры также могут предъяв. свои требов., к-ые удовл-ся за счет принадл. ИП имущ-ва. Сохр. силу треб-я гражд., перед к-ми ИП несет отв-ть за прич. вред жизни или здор-ю.
Если приговор ИП связ. с огр-ем права зан-ия предп-ой деят-ю, орг. и учрежд., осущ-ие исполн. нак-ий, не поздн. 3 раб. дней со дня получ. пригов. суда уведомл. регистр-ий и налог. орг-ы о назнач. нак-ии.
Регист. орг. в теч. 3 раб дн. со дня получ. уведомл. вносит в ЕГРЮЛиИП о приост-ии/возоб-ии деят-ти ИП.
Неосущ. ИП предприн. деят-ти в период исп. пригов., связ. с огр-ем права зан-ия предпр. деят-ью, пост-ия о налож. админ. взыск. в виде лиш. права заним-ся опред-ой деят-ью не явл-ся осн-ем для прекращ. его деят-ти.
22. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности.
РБ, АТЕ уч-т в отнош., регул. гр. зак-м, на равных с иными участниками этих отношений – ФЛ И ЮЛ (ст. 124 ГК).
Сущность правоспособности РБ и АТЕ: участие в хозяйственном обороте, исходя из публичных интересов и интересов государства.
Непосредственное участие проявляется путем вступления в хоз. отношения ГО, как представителей гос. вла-сти. На респ. уровне от лица гос-ва могут выступать: Нац. собрание, Президент, Прав-во, министерства, гос. комитеты и др. От имени АТЕ – органы МУС, действующие в пределах своей компетенции.
Зачастую от лица гос-ва выступают ИВ, наделенные спец. полномочиями. Так, в случае приватизации гос. соб-сти от лица гос-ва выступает Мин. экономики.
Опосредованное участие гос-ва в хоз. обороте: через спец. созданные гос. ЮЛ. Например, республ. или коммун. предприятия, кот. приобретают права и обязанно-сти, осуществляя хоз. деятельность для себя, а не для государства.
Государство, как субъект хоз-ния обладает обособленным имущ-вом, на основе кот. и осуществляет свою хоз. деят-сть. Гос. соб-ность яв-ляется основой участия гос-ва как субъекта хозяйствования в имущ. отношениях. Она представлена в виде респуб-ликанской и АТ- собственности. Государство может передать это имущество специально сознан-ным им гос. предприятиям на праве ХВ и ОУ.
Как субъект хозяйствования государство может выступать стороной в сделке всякий раз, когда сделка совершается уполном. органами от имени республики или АТЕ.
РБ и АТЕ несут сам.имущ. ответственность по своим обязательствам. АТЕ не отвечают по обязательствам гос-ва, а последнее не несет ответственности по обязательсввам АТЕ, за исключением тех случает, когда РБ приняла на себя гаран-тию.
По общим правилам государство не отвечает по обязатель-ствам созданных им юридических лиц. Однако, на РБ и АТЕ может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих ЮЛ указаний учредителей, собственников (ст.52 ГК). РБ и АТЕ отвечают по своим обязательствам имущ-вом, принадлежащим им на праве соб-сти, за искл. опред. категории имущ-ства, которое может находиться в исключительной собственности государства.
Государство может защищать свои интересы в суде, через своих полномочных представителей (п.1 ст.125 ГК).
23. Структура имущества субъектов хозяйственной деятельности.
Структура закреплена в ст. 1 З-на РБ от 12.07.2013 N 57-З "О бух. уч. и отч-ти":
- имущество, в том числе имущ. права, исключительные права на результаты интелл. деятельности, учитываемые организацией в результате хоз. операций;
- капитал - активы организации за вычетом всех ее обязательств;
- пассивы - обязательства организации.
Имущество: основные средства, финансовые вложения, нематериальные активы, готовая продукция, незавершенное производство.
Основными фондами производственного и непроизводственного назначения являются здания, строения, машины и оснащение, оборудование, инструмент, производственный инвентарь и другое имущество длительного использования, которое отнесено законодательством к основным фондам.
Основным средства (одновременно условия): активы имеют матер.-вещ. форму; активы исп-ся в течение срока службы свыше 1 года; стоимость их единицы на момент приобретения; орг-ей на момент принятия на бух. учет не предполагается перепродажа данных активов. + зем. уч., приобр. в соб-ть.
Нематериальными активами: идентифицируемые (имеющие признаки, отличающие данный объект от других, в том числе аналогичных) и не имеющие мат.-вещ. (физической) формы; исп-ые в деятельности орг-ии; способные приносить организации будущие экономические выгоды; срок полезного исп-я кот. превышает 12 месяцев; стоимость которых может быть измерена с достаточной надежностью, то есть имеется документальное подтверждение стоимости, а также затрат, связанных с их приобретением (созданием); при наличии документов, подтверждающих права правообладателя. + имущ. Права.
При отсутствии любого из указанных критериев произведенные затраты не признаются нематериальными активами и являются расходами организации.
Оборотными средствами являются сырье, топливо, материалы, малоценные предметы и быстроизнашивающиеся предметы.
Денежными средствами являются деньги в нац. и иностр. валюте, предназначенные для осуществления товарных и финансовых операций.
Товарами признаются произведенная продукция, товарные запасы, выполненные работы и услуги.
Особый вид имущества - ценные бумаги.
Имущество должно иметь стоимость, производиться или использоваться в деятельности субъектов хозяйствования, отображаться в балансе или учитываться в иных формах учета.
Учредители (участники, члены) ком. орг-ии в отношении им-ва, нах. в соб-ти этой орг-ии, имеют обязат-ые права, опред-ые в ее учред. документах.
Имущественные права субъектов хозяйствования охраняются законом. Изъятие государством у субъектов хозяйствования его имущества допускается в случаях, по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.
Б. в. - для ЗАО;400 б.в. - ОАО.
Уст. фонд коммерч. орг-ции с иностр. инвестициями д.б. объявлен в $ США(20.000), а в случ. созд-я коммерч. орг-ции с иностр. инвестиц-ми в форме АО или с использ-ем им-ва РБ - также и Br.
Учредители (участники) коммерческой организации с иностранными инвестициями имеют право вносить вклады в уставный фонд этой организации в денежной и (или) неденежной форме.
Неденежные вклады учр-лей (уч-ков) коммерч. орг-ции с иностр. инвестициями подлежат экспертизе достов-ти оценки стоим-ти неденежн. вкладов, провод. в порядке, опред. зак-вом. Целью экспертизы достов-ти оценки им-ва, вносимого в виде неденежного вклада в уст. фонд ЮЛ, явл-ся подтв-е правильности этой оценки.
Зак-вом для отде. видов субъектов хоз-я могут предусм-ся обяз. страх. фонды и резервы. Для покрытия в случае необх-ти убытков, сомнительных долгов созд-ся резервные фонды.(напрмер, резервн.фон з/пл).
26.Учет и отчетность в дея-ти субъектов хозяйств-я: пон-е, знач-е, прав. регулир.
Прав.регул.: З-н О бух.учете и отч-ти;О гос. статистике;НК;Указ О некот. вопросах прим-я первичных учетн. док-тов;Инструкции по бух. учету.
Учет – это количествен. отраж-е сведений о событиях, действиях и иных фактах в жизни об-ва, использ. для управл-я об-вом на разл. организационных уровняхх. Стадии учета: наблюдение, измер-е, регистрация, обобщение.
В зависимости от уровня управления в хоз. деятельности учет делится на:
1) статистический учет - осуществляемый на макроуровне всего общества.
2) налоговый учет. Налог. учет ведется искл-но в целях налогообложения и осущ-я налогового контроля.
3) бухгалтерский учет - осуществляется на микроуровне ЮЛ и ИП.
Виды бухгалтерского учета:
- синтетический учет;
- аналитический учет.
Учитываемая инф-ция обобщается для принятия и корректировки управленч. реш-й.
Результат обобщения управленческой и учтенной информации - управленческая отчетность. Виды отчетности: на оперативную, статистическую и бухгалтерскую. Бух. отчетность – сис-ма показателей, содерж. инф-цию о рез-татах хоз. деят-ти и финанс. положении орг-ции.
Орг-ции представляют годовую бух.отч-ть:
учредителям (уч-кам) орг-ции или собств-кам ее им-ва в соотв. с ее учредит.док-ми;
гос.органам, если отчитывающиеся орг-ции в соотв. с закон-вом РБ находятся в их подчинении (входят в их состав), или явл-ся орг-циями гос. формы собств-ти, или имеют в уст. фонде долю гос. собств-ти, а также иным орг-циям в устан. з-ном случаях.
Орг-ции представл-т годовую бухг. отч-ть в течение 90 дней по окончании года.
Учетная политика организации включает в себя:
описание принятых методов и способов ведения бух.учета;план счетов бухгалтерского учета; применяемые орг-цией самост-но разработан. и утвержд-е первичн. учетные док-ты при отсутствии утвержден. в соотв. с з-ном типовых форм или недостатке содерж. в них инф-ции;применяемые орг-цией регистры бух.учета;регламентацию движ-я первичн. учетных. док-тов и регистров бух. учета.
Ликвид-ое произв-во(ЛП).
Ликвид. произ-во – это процедура конк. произ-ва, применяемая к д-ку, признанному банкротом в целях ликвидации д-ка, продажи им-ва д-ка и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
НЕ примен-ся: в отн. ЮЛ и ИП, имующих гос. и (или) межд. заказы.
Срок:не может превышать 1 года, ХС может продлить этот срок на 6 месяцев.
Основное – продажа имущества должника на торгах, если ХС, собранием/комитетом кредиторов не установлено иной порядок продажи.
Треб-ия кредит-в кажд след очереди удовлетв-ся после полн удовлетв-ия треб-ий предыдущ очереди. Если мало средств, то пропорционально всем суммам треб-ий соответст очереди.
Треб-ия,предъявл-ые по истечении сроков, если возникли после откр-ия конкурс произ-ва удовлетв-ся за счет имущ-ва должника, оставш-ся после удовлет-ия треб-ий кред-в, предъявл-х в установ срок.
Треб-ия кред-в, не удовлетв-ые по причине недостаточности имущ-ва должника, признаются погашенными+ непризнанные требования кредиторов,если кредитор не обращ-ся в хоз суд.
Вне очереди (суд. расходы, вознагр. ВУ и т.п.) 1. отв-ть за прич. вред. жизни и здоровью, 2. выходные пособия + налоги по ФЛ, 3. бюджет, 4. по обяз-вас, обеспеч-ным залогом имущ-ва, 5. расчеты с другими
Свед-ия о погашении треб-ий кред-в управляющий вносит в реестр треб-ий кред-в.
Управл-ий ежемесячно представляет комитету кред-вотчет о своей деят-ти, с копией реестра треб-ий кред-в с указанием размера погаш треб-ий и инфо-ию об имущ-ве должника на дату открытия ЛП и на дату соотв отчет периода ЛП,+по их требованию.
Оставшееся имущ-во должника после погаш-ия всех треб-ий,передается собств-ку этого имущ-ва, учредителям должника – юр л или лицу,ими уполномоченному. Если нахождение вышеуказ-х лиц неизвестно, оставшееся имущ-во передается соответ АТЕ.
Управляющий - отчет по итогам ликвидационного производства. Суд выносит определение о завершении ликв. произв-ва и в течение 15 дней управляющий представляет данное определение в орган, ос-щий гос. регистрацию ЮЛ и ИП.
Со внесении сведений в ЕГР – ликвидирован.
Единство измерений.
Единство измерений – состояние измерений, при котором их результаты выражены в единицах измерений, допущенных к применению в Республике Беларусь, и точность измерений находится в установленных границах с заданной вероятностью.
Определение дом. положения на товарном рынке (дом. положения). Злоупотребление хоз. субъектом дом. положением на тов. рынке. Гос. реестр хоз. субъектов, занимающих дом. положение на товарных рынках РБ.
Дом. пол. на тов. рынке (дом. положение) – искл. положение хоз-го субъекта или нескольких хоз-щих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соотв-щем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хоз-щим субъектам: Положение субъекта
1) доля кот. на рынке опред. товара превышает предельную величину, устан. уполном. РОГУ, за искл. случаев осущ-ния гос. или естеств монополии;
2) доля кот. на рынке опред. товара не превышает устан. предел. величину, если уполном. РОГУ, исходя из стабильности доли хоз. субъекта на тов. рынке, возм-сти доступа на этот рынок новых, будет устан-но, что полож-е хоз. суб-та явл-ся дом-щим.
Есть Инструкция по определению дом. пол. хоз. субъектов на тов. рынках.
Установление факта дом. положения - Департаментом ценовой политики Минэк и управлениями антим. и ценовой политики обл. исполкомов и Мингорисполкома.
Пост. Мин-ва предпринимательства и инвестиций - Положение о Гос. реестре хоз. субъектов, занимающих дом. положение на товарных рынках.
Реестр имеет двухуровневую структуру и включает:
на респ. уровне - перечень домин. субъектов на республиканском товарном рынке;
на местном уровне - на местных товарных рынках областей (г. Минска).
Размещен на сайте Министерства экономики Республики Беларусь
Основанием для исключения хоз. субъекта из реестра являются устойчивая утрата им дом. положения на товарном рынке, определенная в устан. закон-вом порядке, утрата им статуса ЮЛ или ликвидация хоз. субъекта, заключение соглашения Минэкономики и хоз. субъектом, в кот. определяются условия конкурентного поведения, исключающего монопол-кую деятельность.
Согласно ст. 5 Закона "О против-вии моноп. деят-сти и развитии конкуренции" запрещается и признается неправомерной деятельность посредством:
1. создания препятствий для доступа (ухрда) на тов. рынок др. хоз. субъектам
2. принятия мер, искус-но выз-щих их рост или падение; 3. уст. (поддержания) цены для получения мон-но высокой прибыли или устранения конкурентов; 4. навязывание невыгодных усл. договора; 5. закл-ния соглашений, влекущих огр. или устан. контроля над произв-вом 6. применения к хоз. партнерам неравного подхода при равных усл., что создает для них неравные усл. конкуренции, 7. согласия заключить дог-р лишь при усл. внесения в него пол-ний, кас-ся товаров, в кот. потребитель не заинтересован.
Антим. меры. В случае, когда пол-ние на товарном рынке хоз. суб-тов дом-щим, уст-вается спец. гос. контроль за объемом произ-тва и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деят-сти данного суб-кта с целью уст-ния факта злоупотребления таким положением.
Антимон. орган вправе принять порядке решение о принуд. реорг-ции хоз.субъекта, зан-щего дом. положение на товарном рынке. Антимон. орган осущ-вляет контроль за сделками с акциями, принадлежащими хозяйствующим субъектам и (или) выпущенными ими. Сделки, приводящие к возникновению или усилению дом. положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции, м.б. признаны нед-ными в суд. порядке по иску антимон. органа или иных заинтересованных.
76.Соглаш. и действ. хоз. суб., ведущ. к огранич. конкур-и. Станд. условия сделок.
Антимон. регул-е напр. против монопол. деят-ти, осн. видами кот. явл.: злоупотр. домин. полож-м на товар. рынке; соглаш. и дейст., вед. к огран. конкур-и; соглаш. и акты гос. органов, огранич. конкур.
Согл. ст. 6 З. "О противод. монопол. деят. и разв. конкур."з. и призн. недейств. Вступл. в объед. или их созд. (существ-е), заключ. и осуществл. в любой форме соглаш. (согласов. действий) между хоз. суб., договор-ть осущ-ть или осуществ-е др. видов коорд. деят-ти, если это им. целью или рез-том (может иметь св. рез-том): раздел товар. рынка по террит. принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам тов-в и их ценам; по кругу потреб-лей; искл-е или огран-е доступа на товар. рынок др. хоз. суб; необосн. (искусств.) повыш., сниж. или поддерж. цен, в т.ч. на аукционах и торгах; необосн. огранич. произв-ва тов., а также подконтр-ть реализ-и тов-в на тов. рынке; осущ. опер. с цен. бум., кред. ресурс., в т.ч. с ин. валютой, целью или рез-том кот. явл. достиж-е, сохр. или усил. доминир. полож. на тов. рынках; отказ от заключ. догов-в с опред. прод-ми или покуп-ми (заказ-ми); иные послед., кот. устр. или могут огран. конкур-ю, препят. ее устан. или разв. (могут повл. устр-е, огран. конкур. или воспрепят. ее устан. или разв). Запрещ. и призн. недейств. полн. или част. достиг. в любой форме соглаш. (соглас. Д-я) хоз. суб., 1 из кот. заним. домин. полож. на тов. рынке, а др. явл. его контраг., если такие соглаш. им. либо могут иметь св. рез-том устр., огран. конкур. или воспрепят. ее установл. или разв. В искл. случ. соглаш. хоз. суб. м.б. призн. правомер. Антимон. органом в пор., опред. През. или по его поруч. - иным гос. органом и (или) судом, если хоз. суб. докажут, что полож. эффект от их действий, в т.ч. в соц.-экон. сфере, превыс. негат. послед. для рассматр. товар. рынка или РБ в целом, а огран. конкур. должно осущ. лишь в той мере, в какой назв. огран. неизбежны для достиж. дан. эффекта, или если их соверш. непосред. предпис. актами зак-ва.
Антимонопольные меры. Хоз. суб., намер-ся закл. соглаш., вправе запрос. заключ. антимон. органа о соотв. полож. этих соглаш. антимо. зак-ву. К запросу (заявл.) прилаг. информ., необх. для подг. заключ-я. Антим. орган исх. из рез-тов рассм. запроса дает заключ. об удостов. соотв-я соглаш. антим. зак-ву или об отказе призн. их соотв. антим. зак-ву. Заключ. м.б. обжал, аннулир., а соответ. сделки призн. недейств.
Пост. Мин. предпр-ва и инвест. РБ от 28.04.2000 N 9утв. Инстр. по выявл. и пресеч. антиконкур. соглаш. о ценах. В ней опред. два типа цен. соглаш., им. или мог. иметь своим рез-том огран-е конкур. и явл. объектами его применения: гориз. и вертик. соглаш. Гориз. предп. соглаш, если это имеет целью или рез-том необосн. (искус.) повыш., сниж. или поддерж. цен, в т.ч. на аукционах и торгах. Напр. на поддерж. чрезм. выс. или чрезм. низ. цен. Вертик – соглаш. хоз. суб., 1 из кот. заним. домин. полож. на тов. рынке, а др. является его контраг., если такие соглаш. им. своим рез-том устр., огран. конкур. или воспрепят. ее устан. или разв.
Станд. усл. сд. – люб. заран. сформул. усл., предназн. для многокр. использ., кот. 1 договар-ся стор. (стор., предлаг. усл.) устан. для др. дог-ся стор. при заключ. дог. и кот. в деталях не соглас-сь стор-ми дог. незав. от того, излож. ли эти усл. во внешне обособл. состав. части дог. или в осн. тексте дог., а также от их числа, сп-ба оформ. самого дог.(в пр. пис. или нотар. форме) и соотв. усл. его. Ст.7. Использ. станд. усл. сделок м.б. запрещ. полн. или част. в соотв. с зак-вом. Также могут устан. запреты и огран. на отнесение отд. усл. сделок к числу станд-х. усл. сд., выраб-е непоср. стор-ми догов. или детал. ими соглас-е и содерж-ся в дог-х, имеющ. станд. усл. сд., явл. обязат. для выполн. стор-ми.
Требования, предъявляемые к професс-ым участникам рынка ценных бумаг.
Пост. МинФина РБ от 11.11.2009 N 139 установлены фин-ые требования к професс-м участникам рынка ценных бумаг и квалифик-ые требования к их руковод-ям и сотрудникам.
Устан-ны следующие фин-ые треб-я к соискателям лицензии и лицензиатам на осущ-ние професс-ой и биржевой деят-ти по ценным бумагам:
- соблюдение требований фин-ой достаточности в части миним-го размера собств-го капитала.
Миним-ый размер собств-го капитала (чистых активов) устан-ся в сумме, эквивалентной:
дилерская деят-ть - 3 тыс базовых; брокерская деят-ть - 3 тыс базовых; депозитарная деят-ть - 30 тыс базовых (для РУП "Респуб-ий центральный депозитарий ценных бумаг" - 10 тыс базовых); деят-ть инвестиционного фонда - 50 тыс базовых; деят-ть по доверительному управлению ценными бумагами - 50 тыс базовых; деят-ть по организации торговли ценными бумагами - 200 тыс базовых; клиринговая деят-ть - 200 тыс базовых.
Миним-ые размеры собств-го капитала опр-ся ежемесячно исходя из размера базовой, устан-го в соот-вии с закон-вом.
При осуще-ии лицензиатом нескольких видов работ и услуг, составляющих професс-ую и биржевую деят-ть по ценным бумагам, миним-ый размер собств-го капитала должен соотве-ть наибольшей сумме, установ-ой для одного из видов работ и услуг, указ-х в спец-ом разрешении;
- обеспеч-ие выполнения обязат-в перед кредиторами и по платежам в бюджет в устан-ые сроки;
- заемные средства не должны превышать размер собств-го капитала;
- состояние платежеспособности должно соотв-ть следующим значениям: коэффициент текущей ликвидности - не менее 1,5; коэффициент обеспеченности собств-ми оборотными средствами - не менее 0,2; коэффициент обеспеченности фин-х обязат-в активами - не более 0,85.
Устан-ны следующие квалиф-ые требования к руководителям и сотрудникам професс-х участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж:
- руководитель професс-го участника (кроме руководителя банка), руков-ль фондовой биржи и его зам, контрол-щий деят-ть по организации торговли ценными бумагами, руков-ли структурных подразделений банка, осущ-щих професс-ую и биржевую деят-ть по ценным бумагам, должны иметь квалиф-ый аттестат первой категории.
Под структурным подразделением банка, осущ-им професс-ую и биржевую деят-ть по ценным бумагам, поним-ся его структ-ое подразделение, возглавляемое руков-ем, подчиненным непосре-но руково-лю банка (его замам), осущ-щее один или несколько видов работ и услуг, состав-щих професс-ую и биржевую деят-ть по ценным бумагам, либо в состав к-го входит структу-ое подразделение, осущ-щее данные работы и услуги.
Руков-ль обособл-го подразделения професс-го участника, фондовой биржи, осущ-щих один или несколько видов работ и услуг, состав-щих професс-ую и биржевую деят-ть по ценным бумагам, должен иметь квалиф-ый аттестат второй либо первой категории. Виды работ и услуг, состав-щих професс-ую и биржевую деят-ть по ценным бумагам, в квалиф-ом аттестате второй категории должны соотв-ть указанным в копии спец-го разрешения, находящейся в данном обособ-ом подразделении;
- специалисты професс-го участника, фондовой биржи, их обособ-х подразделений, к-ые непоср-но выполняют работы и услуги, составляющие професс-ую и биржевую деят-ть по ценным бумагам, с правом подписи на документах, должны иметь квалиф-ый аттестат второй категории, дающий право на выполнение этих работ и услуг, либо квалиф-ый аттестат первой категории.
Специалисты, к-ые оказывают консультац-ые услуги по ценным бумагам, должны иметь квалиф-ый аттестат первой категории;
- специалисты обособ-х подразделений банка, выполняющие работы по выпуску ценных бумаг банка, их обращению и погашению, а также работы, связ-е с осущ-ем професс-ой и биржевой деят-ти по ценным бумагам, без права подписи на документах, должны иметь квалиф-ый аттестат третьей категории.
Получение квалиф-го аттестата не треб-ся: руково-ям банков и их замам; представителям професс-го участника, являю-ся доверительным управляющим, для участия в работе общих собраний акционеров; работникам банков, осущ-щим расчетное и кассовое обслуживание клиентов; иным сотрудникам професс-ых участников и фондовых бирж, их обособ-х подразделений, в функции к-х не входит проведение операций с ценными бумагами; в случае смены руково-ля професс-го участника или фондовой биржи, руков-ля обособл-го подразделения професс-го участника или фондовой биржи новый руков-ль д б аттестован в течение 1 месяца с даты вступления в должность; сотрудники професс-го участника, в том числе его руков-ли и должн-е лица, не могут быть одновр-но сотрудниками, в том числе руковод-ми и должн-ми лицами, членами наблюдат-го совета другого професс-го участника либо сотрудниками, в том числе руково-ми и должн-ми лицами, эмитента акций.
90. Понятие и значение бирж. Виды. Функции. Зак-во…
Биржа - форма орг. опт. рынка заменимых товаров, продаваемых по стандартам, образцам, а также рынка ценн.бумаг (акций, облигаций) и ин.валюты. На бирже офиц.уст-ся курсы и котировки. Значение биржи: а) позволяет сконц-вать спрос и предл на опред. товар в одном месте и этим быстро и верно определить его цену. Достигается это путем котировки цен, т.е. выявления и фиксации в течение биржевого дня средних цен по сделкам с определенным товаром.;б) позволяет получить четк.представл о конъюнктуре тов.рынка в данн.момент: кол-во спроса и предл, кач-во товара, его движ и цену; В целом - биржи вып-ют роль стабилизатора рынка и поэтому явл-ся неотъемл. атрибутом рын.экономики.
Биржи м.б. универс-ми и специализ-ыми, междун-ыми и нац-ми, реальн.товара, фьючерсными, опционными и смешанными. В РБ в зав.от предм.торгов – товарн. и вал-фонд.биржи.
ст. 1 З РБ 05.01.2009 N 10-З "О тов.биржах" тов.биржа –Ю.Л, осущ орг-цию и рег-ние бирж.торговли (только это и ничего больше не вправе!) поср-вом провед. в заранее опред.время гласн.публ.торгов по установленным правилам. Бирж.торговля – деят-ть тов.биржи и участников, в рез-те кот. заключ бирж.сделки.
ст. 24 З РБ 12.03.1992 N 1512-XII "О ценн.бум и фонд.биржах" фонд.биржа - это орг-ция с правом ЮЛ, созд для обеспеч професс-ным участникам рынка ценн.бумаг необходимых усл. для торговли цен.бумагами, определен их курса и его публикации, регулирования деят-ти участников рынка ценн.бумаг.
Деят-ть биржи не пресл-ет целей получ приб в кач-ве осн.цели своей деят-ти (Устав ОАО"Бел валютно-фондовая биржа" от 28.07.2011 N 3)
Предмет деят-ти биржи: орг-ция бирж.торговли финанс.активами, в т.ч. вал.ценностями и эмисс.ценн.бумагами.
Функции биржи: *предоставл. места для торг.;*орг-ция бирж.торга;*установл. правил торговл.;*разработка типовых контрактов;*котирование;*урег споров;*информац.деят-ть;предоставл.опред. гарантий исполн. обяз-тв участниками торгов.
Зак-во о биржах:1.Зак о тов.биржах, 2. Закон 13.07.2012 г. № 419-З «О гос.закупках товаров» 3. Указ 14.09.2006 г. № 577 «О некот.вопр деят-ти ОАО «Бел универс тов биржа». 4. Пост СМ 30.12.2003 № 1719 «О Бел универс тов бирже».5. Пост СМ 16.06.2004 г. № 714 «О мерах по разв. бирж торговли на тов биржах». 6. Пост СМ 06.08.2009 г. № 1039 «О некот.мерах по реализ Зак РБ «О тов.биржах».и др.
Биржа сам-но вырабатывает и утверждает порядок соверш сделок в торг зале, расчетов и учета по сделкам, разл. правила и др.документы, связ. с деят-тью биржи. Пост СМ N 1039 (название есть выше) - утверждены Типовые правила бирж.торговли на тов.биржах. Биржи в соотв. с актами зак-ства в порядке, определенном уставом, утверждают правила бирж. торговли.
Обычаи делового оборота.
95.Банковская система в Республике Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь, банки, небанковские кредитно-финансовые организации
Банковская система РБ - составная часть финансово-кредитной системы РБ. Банковская система РБ является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки (ст. 136 Конституции РБ).
Финансово-кредитная система РБ кроме банков включает в себя и небанковские кредитно-финансовые организации
Правовое положение Национального банка определяется БК и уставом.
Нац. банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. Нац.банк обладает исключительным правом эмиссии денег и выполняет иные функции, предусмотренные БК и иными зак. актами РБ.
Национальный банк - центральный банк и государственный орган РБ - действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Национальный банк выполняет следующие функции:
осуществляет эмиссию денег; регулирует денежное обращениерегулирует кредитные отношения; дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами; осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; осуществляет лицензирование банковской деятельности; и др.
Размер уставного фонда Нац банка - 250миллиардов белорусских рублей.
Национальный банк состоит из центрального аппарата и структурных подразделений, находящихся на территории РБ