Предпосылки неоклассического анализа, их отличие от принципов и предпосылок кейнсианского анализа.
Неоклассическая модель роста Р. Солоу. Неоклассические модели роста преодолевали ряд ограничений кейнсианских моделей и позволяли более точно описать особенности макроэкономических процессов. Р.Солоу показал, что нестабильность динамического равновесия в кейнсианских моделях была следствием невзаимозаменяемости факторов производства. Вместо функции Леонтьева он использовал в своей модели производственную функцию Кобба Дугласа, в которой труд и капитал являются субститутами. Другими предпосылками анализа в модели Солоу являются убывающая предельная производительность капитала, постоянная отдача от масштаба, постоянная норма выбытия, отсутствие инвестиционных лагов.
Обе рассмотренные модели функционирования национального хозяйства иллюстрируют способность рыночного механизма обеспечить одновременно на всех макроэкономических рынках устойчивое состояние, при котором беспрепятственно совершается народнохозяйственный кругооборот. Однако в отличие от неоклассической в кейнсианской модели устойчивое состояние не является Парето оптимальным. Поскольку при существовании конъюнктурной безработицы предельная производительность труда превышает ставку реальной зарплаты, вовлечение безработных в производство повысило бы благосостояние хотя бы некоторых членов общества без снижения благосостояния остальных.
Расхождения между неоклассиками и Дж.М. Кейнсом в оценке эффективности функционирования рыночного механизма во многом связаны с нетождественностью их объекта исследования.
Во первых, неоклассики изучали национальное хозяйство, приближенное к условиям совершенной конкуренции, использующее «товарные» деньги (золотой стандарт). Технические условия производства позволяли удовлетворять преимущественно первичные (а потому стабильные) потребности общества. В годы жизни Дж.М. Кейнса все отчетливее стали обнаруживаться отклонения от условий совершенной конкуренции, функция «производства» денег перешла от золотодобытчиков к двухуровневой банковской системе, а вторая промышленная революция содействовала переоценке роли спроса и предложения в национальном хозяйстве.
Во вторых, выводы неоклассиков относятся к функционированию экономической системы в длинном периоде, под которым подразумевается время, необходимое для завершения процессов приспособления к общему равновесию при полной занятости. Неоклассики не считали, что рыночное хозяйство всегда находится в состоянии общего экономического равновесия; смысл их учения заключается в том, что рыночной экономике присуща тенденция к достижению Парето оптимальности. Дж.М. Кейнса прежде всего интересовали вопросы: какую экономическую конъюнктуру создаст рыночный механизм в коротком периоде и надо ли воздействовать на нее государству, если она будет признана неблагоприятной? Временное отличие двух рассматривае мых концепций проявляется и в том, что для описания поведения до машних хозяйств в текущем периоде неоклассики применяют модель многопериодной оптимизации, в то время как в кейнсианской модели потребители принимают решения на основе информации о текущем состоянии конъюнктуры.
Однако главное, что различает две сравниваемые концепции, – это инструменты и методы исследования.
Отличия кейнсианского анализа от неоклассического начинаются с агрегирования экономических субъектов и нетрадиционного описания их поведения: спроса на потребительские и инвестиционные блага, а также на деньги. Одним из основных новшеств Дж.М. Кейнса является включение в инструментарий экономического анализа категории «рынок денег». В результате возникло новое понимание сущности и роли процента, что вместе с кейнсианским понятием «предпочтения ликвидности» изменило роль имущества (запасов) в анализе народно-хозяйственного кругооборота.
Из неоклассического понимания сущности и роли денег следует, что совокупный спрос тождественен совокупному предложению, так как в итоге одни товары обмениваются на другие товары (торговая сделка между виноделом и ткачом сводится к тому, что определенное количество вина обменивается на определенное количество ткани). В концепции Дж.М. Кейнса совокупный спрос на блага формируется не только в процессе производства национального дохода, но и в зависимости от объема предложения денег; тем самым устраняется классическая дихотомия.
Специфика кейнсианского анализа функционирования рынка состоит также в том, что описание процесса согласования интересов участников рыночных сделок основывается не только на ценовом механизме, но и на количественном приспособлении в условиях негибких цен.
В ходе сопоставления двух изложенных версий функционирования рыночного хозяйства предпринимались попытки создать экономическую теорию на основе совместного использования отдельных элементов обеих альтернативных концепций, т.е. осуществить «неоклассический синтез». Рассмотрим основные научные результаты, полученные в ходе этих исследований.
Статические модели общего экономического равновесия – это модели определения национального дохода в текущем периоде, комплексно описывающие процессы согласования планов экономических субъектов национального хозяйства. При описании этих процессов между неоклассиками и кейнсианцами обнаруживаются существенные расхождения, проистекающие из неодинаковых представлений о предмете исследования и специфических методов анализа.
В неоклассической концепции равновесие в реальном секторе экономики устанавливается без взаимодействия с монетарным сектором.
В концепции Дж.М. Кейнса количество находящихся в обращении денег, как правило, влияет не только на номинальную, но и на реальную величину национального дохода; исключения составляют состояния инвестиционной и ликвидной ловушек.
В неоклассической концепции существует только естественная безработица. В кейнсианской концепции наряду с естественной может существовать конъюнктурная безработица; причем жесткая система цен неявляется единственной и обязательной причиной наличия последней.
Неоклассический синтез как этап развития экономической мысли позволил выявить условия совместимости неоклассической и кейнсианской концепций и устранить некоторые противоречия в их исходных предпосылках. К основным научным результатам неоклассического синтеза относятся: устранение классической дихотомии посредством эффекта реальных кассовых остатков, использование портфельного подхода для отображения воздействия экзогенных импульсов на экономическую конъюнктуру с учетом изменений в секторе имущества, снятие противоречия между неоклассической и кейнсианской теория ми процента на основе концепции кредитного фонда.
4. Основные макроэкономические показатели. Индексы цен.
Система национальных счетов представляет собой совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики. СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства): валовый национальный продукт (ВНП); валовый внутренний продукт (ВВП); чистый национальный продукт (ЧНП) и три показателя совокупного дохода: национальный доход (НД); личный доход (ЛД); располагаемый личный доход (РЛД)
До начала 80-х годов основным показателем, характеризующим совокупный объем производства был показатель валового национального продукта. Однако в современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета валового национального продукта (ВНП), поскольку национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира, основным показателем совокупного объема выпуска стал валовый внутренний продукт (ВВП).
Валовой внутренний продукт
Валовой внутренний продукт (Gross National Product) - это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года.
Проанализируем каждое слово этого определения:
· Совокупная.ВВП - это агрегированный показатель, характеризующий общий объем производства, совокупный выпуск.
· Рыночная.В стоимость ВВП включаются только официальные рыночные сделки, т.е. которые прошли через процесс купли-продажи и были официально зарегистрированы. Поэтому в ВНП не включается:
а) труд на себя (человек сам строит себе дом, вяжет свитер, ремонтирует квартиру, мастер сам себе чинит телевизор или автомобиль, парикмахер делает себе прическу);
б) труд на безвозмездной основе (дружеская помощь соседу починить забор, приятелю сделать ремонт, знакомому довезти до аэропорта);
в) стоимость товаров и услуг, производимых «теневой экономикой»
· Стоимость. ВВП измеряет совокупный объем производства в денежном выражении, т.е. в стоимостной форме, поскольку иначе невозможно сложить яблоки с дубленками, автомобилями, компьютерами, CD-плейерами, пепси-колой и т.д. Деньги служат измерителем стоимости всех товаров, позволяющим оценить, соизмерить ценности всех производимых экономикой разнообразных видов товаров и услуг.
· Конечных.Вся продукция, производимая экономикой делится на конечную и промежуточную. Конечная продукция – это продукция, которая идет в конечное потребление, и не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи. Промежуточная продукция идет в дальнейший процесс производства или перепродажу. Как правило, к промежуточной продукции относится сырье, материалы, полуфабрикаты и т.п. Однако в зависимости от способа использования один и тот же товар может быть и промежуточным продуктом, и конечным. Так, например, мясо, купленное домохозяйкой для борща, является конечным продуктом, так как пошло в конечное потребление, а мясо, купленное рестораном «МакДональдс» – промежуточным, так как будет подвергнуто переработке и вложено в чизбургер, который и будет в данном случае конечным продуктом. Все перепродажи (продажи подержанных вещей) также не включаются в ВВП, поскольку их стоимость уже была однажды учтена в момент их первой покупки конечным потребителем.
В ВВП включается только стоимость конечной продукции с тем, чтобы избежать повторного (двойного) счета. Дело в том, что, например, в стоимость автомобиля включается стоимость железа, из которого делают сталь; стали, из которой получают прокат; проката, из которого сделан автомобиль. Подсчет стоимости конечной продукции поэтому ведется по добавленной стоимости.
При этом все внутренние затраты фирмы (на выплату заработной платы, амортизацию, аренду капитала и др.), а также прибыль фирмы включаются в добавленную стоимость.
· Товаров и услуг.Все, что не является товаром или услугой, не включается в ВВП. Те платежи, которые делаются не в обмен на товары и услуги, не учитываются в стоимости ВВП. К таким платежам относятся трансфертные выплаты и непроизводительные (финансовые) сделки. Трансфертные платежи делятся на частные и государственные и представляют собой как бы подарок. К частным трансфертам относятся, в первую очередь, выплаты, которые родители делают детям; дары, которые друг другу делают родственники и т.п. Государственные трансферты – это выплаты, которые государство делает домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий. Трансферты не включаются в стоимость ВВП: 1) так как за трансфертами не стоит оплата ни товара, ни услуги, т.е. в результате этой выплаты не происходит изменение величины ВВП, т.е. не производится ничего нового, и совокупный доход лишь перераспределяется; 2) чтобы избежать двойного счета, поскольку трансфертные платежи включаются в потребительские расходы домохозяйств (это часть их располагаемого дохода) и в инвестиционные расходы фирм (в качестве субсидий). К финансовым сделкам относится купля и продажа ценных бумаг (акций и облигаций) на фондовом рынке. Поскольку за ценной бумагой также не стоит оплата ни товара, ни услуги, эти сделки не изменяют величину ВВП и является результатом перераспределения средств между экономическими агентами. (При этом следует иметь в виду, что выплата доходов по ценным бумагам обязательно включается в стоимость ВВП, поскольку является платой за экономический ресурс, т.е. факторным доходом, частью национального дохода).
· Произведенных в экономике (внутри страны). Это утверждение важно для того, чтобы понять отличие показателя валового внутреннего продукта (Gross Domestic Product) - ВВП - от валового национального продукта (Gross National Product) – ВНП. ВНП представляет собой совокупную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью принадлежащих им,, т.е. национальных факторов производства, неважно на территории данной страны или в других странах. При определении ВВП критерием выступает фактор национальной принадлежности. А ВВП – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, неважно с помощью национальных или иностранных факторов производства. При определении ВВП критерием является территориальной фактор. В большинстве развитых стран отличие ВВП от ВНП не превышает 1%. Различие между этими показателями существенно для стран, получающих высокие от предоставляемых ими услуг гражданам других стран (например, туристических услуг - Кипр, Греция, Мальта и др. - или банковских услуг - Люксембург, Швейцария).
· В течение одного года.В соответствии с этим условием все товары, произведенные в предыдущие годы, десятилетия, эпохи не учитываются при подсчете ВВП, поскольку они уже были учтены в стоимости ВВП соответствующих лет. Поэтому, чтобы избежать двойного счета, в ВВП включается только стоимость объема производства данного года.
Различают несколько видов индексов цен: 1) индекс потребительских цен; 2) индекс цен производителей; 3) дефлятор ВНП и др.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается на основе стоимости рыночной потребительской корзины, которая включает набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года. (В развитых странах потребительская корзина включает 300-400 видов потребительских товаров и услуг). Индекс цен производителей (ИЦП) рассчитывается как стоимость корзины товаров производственного назначения (промежуточной продукции) и включает, например, в США 3200 наименований. И ИПЦ, и ИЦП статистически подсчитываются как индексы с весами (объемами) базового года, т.е. как индекс Ласпейреса:
ИПЦ = IL = (Σptq0/Σp0q0) ´ 100%
Дефлятор ВВП, рассчитываемый на основе стоимости корзины конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года. Статистически дефлятор ВВП выступает как индекс Пааше, т.е. индекс с весами (объемами) текущего года:
def ВВП = (Σptqt/Σp0qt) * 100%
Как правило, для определения общего уровня цен и темпа инфляции используются ИПЦ (если набор товаров, включаемых в потребительскую рыночную корзину, достаточно велик) и дефлятор ВВП.
Чистый национальный продукт можно получить из ВНП, вычитая из него амортизационные отчисления:
Существует разница между ценами, по которым покупают товары потребители, и продажными ценами фирм. Эта разница представляет собой косвенные налоги на бизнес (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, импортные пошлины, налоги на монопольные виды деятельности и т.д.). Если из ЧНП вычесть чистые косвенные налоги на бизнес, т.е косвенные налоги за вычетом субсидий бизнесу, получим национальный доход (НД) — показатель, представляющий суммарный доход всех жителей страны.
Национальный доход (НД) — это совокупный доход, который зарабатывают владельцы факторов производства: владельцы труда (заработная плата наемных работников), владельцы капитала (прибыль и процент), владельцы земли (земельная рента).
Для определения НД из ЧНП необходимо вычесть косвенные налоги. Последние представляют собой надбавки к цене товара и услуг (акцизы, НДС, таможенные пошлины и др.) Следовательно, НД = ЧНП — косвенные налоги.
ВНП (валовой национальный продукт) — рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно год). ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны (резидентов), в том числе и на территории других стран.
Располагаемый личный доход
Располагаемый личный доход исчисляется уменьшением личного дохода на сумму подоходного налога с граждан и некоторых неналоговых платежей государству. Располагаемый личный доход используется домашним хозяйством на потребление и сбережения.
Личный доход
Показатель личного дохода получается путем вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, нераспределенной прибыли корпораций, налогов на прибыль корпораций и добавления суммы трансфертных платежей. Необходимо также вычесть чистый процент и прибавить личные доходы, полученные в виде процента, в том числе процент по государственному долгу.
ВВП (валовой внутренний продукт) — измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам.
Конечными товарами и услугами являются те из них, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления (т.е. в производстве других товаров и услуг).
Существуют три способа измерения ВНП (ВВП):
а) по расходам (метод конечного использования);
б) по добавленной стоимости (производственный метод);
в) по доходам (распределительный метод).
При расчете ВНП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП: домашних хозяйств, фирм, государства и иностранцев (расходы на наш чистый экспорт). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП. Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:
С — личные потребительские расходы, включающие расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги, но не включающие расходы на покупку жилья;
I - валовые инвестиции, включающие производственные капиталовложения или инвестиции в основные производственные фонды (затраты фирм на приобретение новых производственных предприятий и оборудования); инвестиции в жилищное строительство; инвестиции в запасы (рост запасов учитывается со знаком "+", уменьшение -со знаком "-"). Валовые инвестиции можно также представить как сумму чистых инвестиций и амортизации. Чистые инвестиции увеличивают запас капитала в экономике.
G ~ государственные закупки товаров и услуг, например, на строительство и содержание школ, дорог, содержание армии и государственного аппарата управления и пр. Однако, это лишь часть государственных расходов, которые включаются в госбюджет. Сюда не входят, например, трансфертные платежи.
Хп — чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, рассчитываемый как разность экспорта и импорта. При подсчете ВНП необходимо учесть все расходы, связанные с покупками конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране, в том числе и расходы иностранцев, т.е. стоимость экспорта данной страны. Одновременно необходимо исключить из покупок экономических агентов данной страны те товары и услуги, которые были произведены за рубежом, т.е. стоимость импорта.
5. Рынок товаров и услуг: его особенности и агенты. Модель межвременного выбора И. Фишера.
Агрегирование рынков производится с целью выявления закономерностей функционирования каждого из них, а именно: исследования особенностей формирования спроса и предложения и условий их равновесия на каждом из рынков; определения равновесной цены и равновесного объема на основе соотношения спроса и предложения; анализа последствий изменения равновесия на каждом из рынков.
Агрегирование рынков дает возможность выделить четыре макроэкономических рынка:
ü рынок товаров и услуг (реальный рынок),
ü финансовый рынок (рынок финансовых активов),
ü рынок экономических ресурсов,
ü валютный рынок.
Для получения агрегированного рынка товаров и услуг (goods market) мы должны абстрагироваться (отвлечься) от всего разнообразия производимых экономикой товаров и выделить наиболее важные закономерности функционирования этого рынка, т.е. закономерности формирования спроса и предложения товаров и услуг. Соотношение спроса и предложения позволяет получить величину равновесного уровня цен (price level) на товары и услуги и равновесного объема их производства (output). Рынок товаров и услуг называют также реальным рынком (real market), поскольку там продаются и покупаются реальные активы (реальные ценности – real assets).
Рынок товаров и услуг - это организованная структура, посредством которой спрос на товары со стороны домашних хозяйств и правительства встречается с предложением со стороны бизнеса.
Значение и функции рынка товаров и услуг:
· Удовлетворение потребностей домашних хозяйств;
· Получение дохода предпринимательским сектором;
· Создание общественных благ;
· На нем потребляется основная часть валового национального продукта.
Определяющей характеристикой данного рынка является переход продукции из собственности производителя в собственность потребителя.
Рынок делится на:
· рынок потребительских товаров и услуг;
· рынок средств производства;
· рынок правительственных заказов (потребительский и инвестиционный).
Агрегирование, основанное на выявлении наиболее типичных черт поведения экономических агентов, обеспечивает возможность выделить четыре макроэкономических агента:
Ø домохозяйства,
Ø фирмы,
Ø государство,
Ø иностранный сектор.
1) Домохозяйства (households) – это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация полезности, являющийся в экономике: а) собственником экономических ресурсов (труда, земли, капитала и предпринимательских способностей). Продавая экономические ресурсы, домохозяйства получают доходы, большую часть которых они тратят на потребление (потребительские расходы) и поэтому выступают б) основным покупателем товаров и услуг. Оставшуюся часть дохода домохозяйства сберегают и поэтому являются в) основным сберегателем или кредитором, т.е. обеспечивают предложение кредитных средств в экономике.
2) Фирмы (business firms) - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли. Фирмы выступают: а) покупателем экономических ресурсов, с помощью которых обеспечивается процесс производства, и поэтому фирмы являются б) основным производителем товаров и услуг в экономике. Полученную выручку от продажи произведенных товаров и услуг, фирмы выплачивают домохозяйствам в виде факторных доходов. Для расширения процесса производства, обеспечения прироста запаса капитала и возмещения износа капитала фирмам необходимы инвестиционные товары (в первую очередь, оборудование), поэтому фирмы являются в) инвесторами, т.е. покупателями инвестиционных товаров и услуг. А поскольку, как правило, для финансирования своих инвестиционных расходов фирмы используют заемные средства, то они выступают г) основным заемщиком в экономике, т.е. предъявляют спрос на кредитные средства.
Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики. |
3) Государство (government) –это совокупность государственных учреждений и организаций, которые обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику. Государство - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, основная задача которого – ликвидация провалов рынка (market failures) и максимизация общественного благосостояния – и выступающий поэтому: а) производителем общественных благ; б) покупателем товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций; в) перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов); г) в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитором или заемщиком на финансовом рынке. Кроме того, государство выступает д) регулятором и организатором функционирование рыночной экономики.
Оно создает и обеспечивает институциональные основы функционирования экономики (законодательная база, система безопасности, система страхования, налоговая система и др.), т.е. разрабатывает «правила игры»; обеспечивает и контролирует предложение денег в стране, поскольку обладает монопольным правом эмиссии денег; проводит макроэкономическую политику, которая делится на:
o структурную, обеспечивающую экономический рост
o конъюнктурную (стабилизационную),направленную на сглаживание циклических колебаний экономики и обеспечение полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен и внешнеэкономического равновесия). Основными видами стабилизационной политики являются: а) фискальная (или бюджетно-налоговая) политика; б) монетарная (или денежно-кредитная) политика; в) внешнеэкономическая политика; г) политика доходов.
Частный и государственный сектора образуют закрытуюэкономику. |
4) Иностранный сектор (foreign sector) – объединяет все остальные страны мира и является самостоятельным рационально действующим макроэкономическим агентом, осуществляющим взаимодействие с данной страной посредством:
а) международной торговли (экспорт и импорт товаров и услуг)
б) перемещения капиталов (экспорт и импорт капитала, т.е. финансовых активов).
Добавление в анализ иностранного сектора позволяет получить открытуюэкономику. |
Рассматривая вопрос о формировании личных сбережений и потребительских расходов, необходимо ответить на два вопроса. Во-первых, как домохозяйства совершают свой выбор между потреблением и сбережениями, во-вторых, какие факторы и каким образом влияют на этот выбор.
Эти вопросы неоклассики решают на основе теории межвременного выбора Ирвинга Фишера.
В микроэкономике эта теория по отношению к потреблению применяется в основном для решения вопроса о том, какое благо потреблять и в каком количестве. В макроэкономике предполагается, что на реальном рынке функционирует некое универсальное благо, что делает такую постановку задачи бессмысленной. В макроэкономике теория межвременного выбора применяется в другом аспекте, с помощью нее решается вопрос о том, когда потреблять: в настоящем или в будущем.
ТЕОРИЯ МЕЖВРЕМЕННОГО ВЫБОРА
В модели межвременного выбора Ирвинга Фишера предполагается, что
n домашнему хозяйству известно, что оно проживет Т лет,
n домашнему хозяйству известен его будущий ежегодный доход и будущая постоянная рыночная ставка процента r,
n существует рынок кредита, который является совершенно конкурентным, то есть домашнее хозяйство может брать и давать взаймы любое количество, при этом цена займа и цена кредита совпадают и равняются рыночной ставке процента, трансакционные издержки займа и кредита равны 0 ,
n доход зарабатывается и тратится постепенно, а не одномоментно.
Рассмотрим домашнее хозяйство, которое живет Т лет и тратит всё свое накопленное богатство в течение жизни. То есть, общее потребление домашнего хозяйства в течение жизни равно его совокупному богатству. Действуя как рациональный экономический агент, домашнее хозяйство будет вести себя в течение жизни таким образом, чтобы максимизацию полезность от потребления.
Предположим, что полезность, рассматриваемая домашним хозяйством - функция от потребления в каждом периоде его жизни
u = u(c1,c2,..., cT),
гдесi- реальное потребление в год i (i=1,T),
.
Желания домашнего хозяйства ограничиваются его возможностями, которые определяются общим объемом накопленного богатства за жизнь.
Если домашнему хозяйству известен уровень располагаемого дохода за каждый период в течении его жизни yi ( ), а ставка дисконтирования равняется рыночной ставке процента r, то домашнее хозяйство может оценить размер своего богатства за всю жизнь.
В этом случае размер богатства домохозяйства за всю жизнь, приведенный к настоящему периоду времени (при условии, что у него нет нетрудовых доходов) может быть определен следующим выражением
.
Так как в модели межвременного выбора предполагается, что в течение жизни объем потребления равен объему располагаемого богатства, то бюджетное ограничение примет вид
. (3)
Можно преобразовать уравнение (3), введя предпосылку о том, что домашнее хозяйство может получать и, в свою очередь, может оставлять наследство (домашнее хозяйство будет иметь нетрудовой доход)
.
Таким образом, согласно модели межвременного выбора домохозяйство принимает решение о потреблении в каждом периоде, решая следующую задачу условной оптимизации
,
при условии
.
Использование модели межвременного выбора для анализа решения домохозяйства об объеме потребления и объеме сбережений обусловлено следующими соображениями. Если предположить, что в двухпериодной модели межвременного выбора первый период - настоящий момент времени, а второй период – будущий период времени, то в этом случае задачу выбора между потреблением в настоящий и будущий период времени можно трактовать как задачу выбора между потреблением и сбережением в настоящем периоде. Так как, если в экономике возможны сбережения, то они позволяют отложить сегодняшний доход на будущее и тем самым увеличить потребление будущего периода.
Запишем модель межвременного выбора для двух периодов. Пусть домохозяйство живет только два периода, у1,с1 – располагаемый доход и потребление в настоящем периоде, а у2,с2 – располагаемый доход и потребление в будущем периоде. Предположим, что домашнее хозяйство наследство не получает и не оставляет. Тогда домохозяйство, совершает выбор между настоящим потреблением и будущим, решая следующую задачу оптимизации
.
Условия решения этой задачи (бюджетные ограничения) зависят от того, в какой экономике делает свой выбор домохозяйство.
Рассмотрим сначала бюджетное ограничение домохозяйства в экономике, где нет рынка кредитов. Экономика Робинзона Крузо подразумевает существование натурального хозяйства. Разумно предположить, что в такой экономике рынок кредитов отсутствует. Робинзон не может отложить сегодняшний доход у1 (то, что он произвел сегодня), на завтра, поэтому его потребление сегодня определяется текущим уровнем дохода. В будущем он будет потреблять только то, что произведет в будущем - у2. Такая постановка задачи означает, что свой выбор между сегодняшним потреблением и будущим Робинзон совершает в точке первоначальной наделенности (Е), то есть в точке, в которой с1=у1 , а с2=у2 (рис.4).
Рис.4.
Бюджетное ограничение домохозяйства в экономике с рынком кредитов. Появление в экономике рынка кредита, расширяет возможности домашнего хозяйства. Оно может занимать и кредитовать.
Если домохозяйство ведет себя как кредитор в первом периоде, то
c1=у1-s
(4)
c2=y2+(1+r)s,
где
s–сбережения домохозяйства в настоящий период.
Если домохозяйство ведет себя как заемщик в первый период, то
c1=у1+d (5)
c2=y2-(1+r)d,
где d–займ.
Из (4) и (5) следует, что бюджетное ограничение и для заемщика и для кредитора в общем виде можно записать следующим образом:
.
Таким образом, задача выбора между потреблением и сбережением примет вид задачи условной оптимизации двухпериодной модели межвременного выбора
,
при условии
.
Данная задача условной оптимизации имеет решение в точке, в которой углы наклона кривой безразличия и бюджетного ограничения совпадают. Учитывая, что угол наклона кривой безразличия функции полезности u(c1,c2) в некоторой точке
где - предельная норма замещения настоящего потребления будущим, а угол наклона бюджетного ограничения (-(1+r)), то выбор домохозяйство будет совершать в точке, в которой
MRS = - (1+r).
Таким образом исследование межвременного выбора домохозяйства показало, что на выбор домохозяйства между потреблением и сбережением влияет уровень богатства и ставка процента. Проанализируем теперь, как меняется выбор домохозяйства при изменении этих факторов.
Влияние богатства на выбор домохозяйства.
Допустим, что доход в какой-то период вырос, в этом случае продисконтированный поток доходов домохозяйства также увеличится, то есть, возрастет уровень совокупного богатства домохозяйства А.Так как потребление – нормальное благо, то при увеличении Аувеличивается как настоящее, так и будущее потребление. Увеличение дохода оказывает положительное влияние на потребление, как на текущее, так и на общее потребление в течение всей жизни.
Влияние ставки процента на выбор домохозяйства. Изменение процентной ставки влияет на потребление двояким образом:
· через эффект дохода (эд),
· через эффект замещения (эз).
На рис.5 показано положительное влияние эффекта дохода (2-3) и отрицательное влияние эффекта замещения (1-2). Так как в этом случае ЭД < ЭЗ, то при увеличении ставки процента сегодняшнее потребление уменьшается.