Птица, которая вещала правду.
Жили когда-то король я королева. Король ушел в поход, оставив королеву на сносях. Мать короля не любила невестку и не знала, что и придумать, лишь бы только ей навредить. Пока король был вотсутствии, королева родила близнецов, мальчика и девочку. Старая королева тотчас написала королю, что его супруга родила щенка и котенка. Он ответил, что обоих — щенка и котенка –следует положить в ларец и бросить в море. Так и сделали — обоих детей положили в ларец и кинули в волны. .
Немного времени спустя один купец, торговавший разными товарами, странствовал со своей женой по этим краям и увидел ларец, который плыл по воде,
- Ах, какой красивый ларец — сказала жена купца. - Мне хотелось бы узнать, что там внутри: наверно, что-нибудь очень ценное.
Купец вытащил ларец из воды и дал его жене. Та сначала не решалась даже притронуться к нему, наконец, открыла и нашла в нем прехорошенького мальчика я премиленькую девочку. Купец и его жена приютили их и стали растить вместе со своими двумя детьми. Каждый
день под подушкой у мальчика появлялось шестьдесят экю, и каждый день у его сестры на груди оказывалась сияющая золотая звезда.
Однажды, когда мальчик был в школе вместе с родным сыном купца, он сказал ему:
— Братец я забыл взять с собой хлеб, отломи мне кусочек от своего.
— Ты мне не брат, а всего - навсего приёмыш: тебя нашли в ларце в море, никто не знает, откуда ты взялся.
Бедный малыш сильно опечалился.
- Раз ты не мой брат, я пойду искать моего отца,- сказал он.
Он сообщил о своем намерении приемным родителям. Они очень его любили, быть может, отчасти из-за пятидесяти экю, и всячески старались его удержать, но все их уговоры были тщетны. Мальчиквзял сестру за руку и сказал:
— Сестрица, пойдем искать нашего отца.
И они вдвоем пустились в путь
Вскоре они набрели на большой замок, вошли и спросили, не нужны ли там судомойка и младший конюх. А владелец этого замка был их родной отец. Старая королева их не узнала, но все же заподозрила что-то неладное. Она косо на них посмотрела и сказала:
— Хороши слуги! Пусть их выгонят вон!
Однако их взяли на службу. Они неплохо делали свое дело, но старая королева непрестанно твердила;
— Эти ребята никуда не годятся, надо их прогнать.
Однажды, она сказала королю:
—Мальчик хвалился, что добудет воду, которая танцует.
Король тотчас потребовал мальчика к себе.
~ Послушай-ка, - сказал он ему, — мне надо с тобой поговорить.
— Что вам угодно, ваше величество?
— Ты хвалился, что можешь добыть воду, которая танцует.
—Я, ваше величество? Да как бы я мог добыть такую воду? Я даже не знаю, где ее искать.
—Все равно, хвалился ты или нет, если не достанешь эту воду завтра к полудню, тебя сожгут живьем.
— Будь что будет, - сказал мальчик и отправился в путь.
Дорогой он повстречал старую фею, она его спросила:
—Куда ты, королевский сын, держишь путь?
—Я не королевский сын, я не знаю, кто я такой. Старая королева только о том и думает, как бы меня извести. Она потребовала, чтобы я добыл воду, которая танцует, а я даже не знаю, что это такое.
—А что ты мне дашь, — сказала фея, ~- если я тебя выручу?
—У меня пятьдесят экю, я с радостью отдам их вам.
—Ладно. Ты войдёшь в зеленую рощу, там ты найдёшь воду, которая танцует, и воду, которая не танцует, набери в пузырек той, что танцует, и мигом уходи.
Мальчик нашел ту воду, которая ему была надобна, и принес ее королю.
— А она в самом деле танцует? — спросил король.
— Я видел, как она танцует, но не знаю, будет ли она и дальше танцевать.
— Если она танцевала, она я впредь будет танцевать.
На другой день старая королева сказала королю:
— Мальчик хвастался, что добудет розу, которая поет.
Король потребовал к себе мальчика и сказал ему:
—Ты хвастался, что добудешь розу, которая поёт.
—Я, ваше величество? Да как бы я мог добыть такую розу? Я о ней и не слыхивал.
—Все равно, хвастался ты или нет, если не достанешь ее завтра к полудню, тебя сожгут живьем.
Мальчик отправился в путь и дорогой опять повстречал старую фею..
—Куда ты, королевский сын, держишь путь?
—Я не королевский сын, я не знаю, кто я такой. Король хочет, чтобы я принёс ему розу, которая поет, а я не знаю, где мне ее искать.
-- Что ты мне дашь, если я тебя выручу?
- То же, что идал Вам в первый раз, — пятьдесят экю.
—Ладно. Ты пойдёшь в прекрасный сад; там ты увидишь розы, которые поют, и розы, которые не поют, мигом сорви ту, что поет, и тотчас отправляйся назад, да не мешкай в пути.
Мальчик последовал совету феи и принёс королю розу..
- Эта роза не поёт, - сказала королева.
- Ладно, потом увидим! – ответил король.
Немного времени спустя старая королева сказала королю:
-Девочка хвасталась, что добудет птицу, которая вещает правду.
Король потребовал к себе девочку исказал:
— Ты хвасталась, что добудешь птицу, которая вещает правду?
- Нет, ваше величество, я этим не хвалилась. Разве я могу добыть эту птицу?
- Хвалилась ты или нет, если не доставишь ее завтра к полудню, тебя сожгут живьём.
Пришлось девочке отправиться в путь. Её также повстречала фея.
- Куда ты, королевская дочь, путь держишь?
- Я не королевская дочь – я бедная судомойка. Мать короля задумала нас извести, она сослала меня за птицей, которая вещает правду, а я не знаю, где её найти.
—А что ты дашь, если я тебя выручу?
— Я дам вам золотую звезду, если этого мало, дам две.
— Ладно! Сделай так, как ятебе скажу. Ты в полночь пойдешь в зеленую рощу, там увидишь множество птиц они все наперебой будут говорить: «Это я!» Одна только скажет: «Это не я!» Ее-то ты и возьми и уходи как можно скорее, иначе ты превратиться в соляной столбик.
Koгда девочка вошла в рощу, все птицы принялись кричать:
- Это я! Это я!
Одна только сказала:
— Это не я.
Но девочка забыла совет феи и превратилась в соляной столбик. Брат, видя, что она не возвращается а замок, попросился пойти ее искать. Он снова встретил старую фею.
—Куда ты, королевский сын, держишь путь?
—Я не королевский сын, я не знаю, кто я такой. Моя сестра пошла за птицей, которая вещает правду, и не вернулась.
- Ты найдёшь сестру и птицу, — сказала фея. – Что ты мне дашь, если я тебя выручу?
- Пятьдесят экю, как всегда.
— Так вот. В полночь тыпойдешь в зеленую рощу, но не делай так, как твоя сестра; она не послушалась моего совета и превратилась в соляной столбик. Ты увидишь множество птиц, они все наперебой будут говорить: “Это я”. Схвати мигом ту, что скажет "Это не я". Пусть она прикоснется клювом к голове твоей сестры, и та оживёт. Мальчик сделал в точности так,как ему посоветовала фея: он взял птицу и заставил ее прикоснуться клювом к голове сестры. Сестра тотчас ожила, и они вместе вернулись в замок. Птицу, которая вещает правду, посадили в клетку, а воду, которая танцует, и розу, которая поёт, поставили на стол.
Много народу приходило смотреть на эти диковинки. Король сказал:
— Надо устроить большой пир и пригласить на него всех наших друзей. Тогда мы увидим, то ли принесли дети, что я им велел.
На зов короля явилось множество знатных вельмож. Старая королева ворчала:
- Подумаешь, какие чудеса – вода, роза и птица, которая вещает правду!
- Потерпи немного, - сказал король, - мы увидим, на что они годны.
Во время пира вода принялась танцевать, роза принялась петь, но птица ни слова не говорила.
- Что же ты, - сказал король, - покажи своё умение.
- Если я заговорю, - молвила птица, - кое-кому из тех, кто здесь пирует, станет стыдно.
- Всё равно говори!
- Разве не правда, - сказала птица, - что однажды, когда вы были в походе, ваша мать написала вам, что королева родила щенка и котёнка? Разве не правда, что вы велели бросить их в море?
Видя, что король готов рассердиться, птица прибавила:
- То, что я говорю, правда, сущая правда. Этот щенок и этот котёнок здесь: это ваши дети, сын ваш и дочь ваша.
Король разгневался, узнав, что его так обманули, и велел прогнать старую королеву. С тех пор он жил счастливо со своими детьми и ему везло во всех его делах благодаря птице, которая вещала правду.
_____________________________________________________________
Зачем старая королева прибегла к обману?
Почему король поверил, что у его жены родились щенок и котёнок?
Почему брат и сестра не верили фее, которая называла их королевскими детьми?
Что было бы, если бы правду не сказала птица?
Жаль ли Вам мать короля, которую он в конце сказки выгнал из дома?
И.А. Крылов
ЛЖЕЦ
Из дальних странствий возвратясь, Какой-то дворянин (а может быть, и князь), С приятелем своим пешком гуляя в поле, Расхвастался о том, где он бывал,
И к былям небылиц без счёту прилагал.
«Нет, - говорит, - что я видал,
Того уж не увижу боле.
Что здесь у нас за край?
То холодно, то очень жарко,
То солнце спрячется, то светит слишком ярко.
Вот там-то прямо рай!
И вспомнишь, так душе отрада!
Ни шуб, ни свеч совсем не надо:
Не знаешь век, что есть ночная тень,
И круглый божий год всё видишь майский день.
Никто там ни садит, ни сеет;
А если б посмотрел, что там растёт и зреет!
Вот в Риме, например, я видел огурец:
Ах, мой творец!
И по сию не вспомнюсь пору!
Поверишь ли? Ну, право, был он с гору».-
«Пусть так, но всё признаться должно,
Что огурец не грех за диво счесть,
В котором двум усесться можно.
Однако ж мост-ат наш каков,
Что Лгун не сделает на нём пяти шагов,
Как тотчас в воду!
Хоть римский твой и чуден огурец ..»
«Послушай-ка, - тут перервал мой Лжец:
Чем на мост нам идти, поищем, лучше броду».
Почему заморский путешественник не захотел идти через мост?
Действительно ли мост сбрасывал лгунов?
Почему рассказчик прибег к обману, описывая мост?
Л.Н. Толстой
Лгун
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:
- Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случилось - и вправду набежал волк.
Мальчик стал кричать:
- Сюда, сюда скорей, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
_______________________________________________________
Для чего мальчик несколько раз кричал “Помогите, волк”, хотя волка не было?
Почему мужики не защитили стадо от волков?
Что становится следствием обмана?
Л.Н. Толстой
Косточка
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит - одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали: - Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: - Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
- Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
__________________________________________________________
Почему Ваня сначала сказал отцу, что он не ел слив?
Почему Ваня всё-таки сознался?
Из-за чего все засмеялись?
Будет ли Ваня брать в следующий раз что-то без спросу?
В.А. Сухомлинский
Даже цветы покраснели
Мама шла рано утром на работу. Наказывала дочке:
- Я буду целый день в поле. А ты убери в доме, постирай свое белье, свари ужин и полей цветы.
Дочка убрала в доме, постирала белье, приготовила ужин, но цветы не полила. Несколько раз проходила она днем мимо белых хризантем, думала: надо же полить цветы. Но как только она это вспоминала, то слышала, будто чей-то голос говорит ей: «Ничего с ними не случится, если один день не полить». Это был голос лжи, крохотного, тщедушного существа, неизвестно откуда взявшегося и поселившегося в темном уголке души маленькой девочки.
Вечером мама пришла с поля. Видит - дом убран, белье постирано и высушено, ужин приготовлен. Спрашивает мама:
- А цветы полила?
- Полила, - тихо ответила девочка и опустила глаза.
Маленькое, тщедушное существо, поселившееся в темном уголке детской души, запрыгало от радости.
- Полила, - еще раз тихо-тихо повторила девочка и взглянула на хризантемы. Взглянула и изумилась: на белых цветах лежал пурпурный оттенок. Они покраснели от стыда.
- Мама, простите меня, - попросила девочка. - Я обманула вас. Я не полила цветы. Никогда больше не буду обманывать.
Пурпурный оттенок цветов растаял, они снова стали белыми.
А маленькое, тщедушное существо, спрятавшееся в темном уголке души девочки, исчезло, и темный уголок стал светлым.
Мама прижала дочку к груди и поцеловала.
____________________________________________
Зачем на вопрос мамы о цветах девочка ответила неправду?
Почему девочка созналась, что сказала неправду?
Почему мама прижала девочку к груди и поцеловала?
Могут ли цветы краснеть?
В.А. Сухомлинский