Стратегии торговли фьючерсными контрактами и биржевыми опционами
На фьючерсных и опционных рынках существуют два основных типа стратегий торговли:
· хеджирование;
· спекуляция.
Хеджирование имеет своей целью уменьшение рыночного риска неблагоприятного изменения цены какого-либо актива.
Спекуляция имеет своей целью получение прибыли от игры на разнице в ценах биржевых активов в размере прямо пропорциональном уровню риска. В определенных ситуациях возможны спекулятивные сделки с небольшим уровнем риска.
Соответственно участники биржевой торговли, осуществляющие хеджирование, называются хеджерами; те, кто занимается биржевой спекуляцией, - спекулянтами; те, кто проводит арбитражные сделки, - арбитражерами. Конкретный круг этих торговцев может включать все категории юридических и физических лиц. Более того, любой участник биржевого рынка может одновременно проводить операции используя все перечисленные типы стратегий. Все определяется той целью, которую преследуют участники торгов, исходя из своих собственных интересов - фирмы или личных. На практике каждый спекулянт в той или иной мере подстраховывает путем хеджирования, а хеджер, естественно, никогда не против получить дополнительную прибыль при благоприятной для него динамике цен.
Хеджирование - это биржевое страхование ценовых потерь на физическом (наличном, реальном) рынке по отношению к фьючерсному или опционному рынку. При этом для рынка биржевых опционов физическим может являться как реальный рынок (например, фондовый) так и фьючерсный.
Механизм хеджирования состоит в том, что участник рынка занимает на каждый момент времени прямо противоположные позиции на фьючерсном и физическом рынке, на опционном и реальном рынке, на опционном и фьючерсном рынке. Как правило, направление движения цены на один и тот же актив на этих парах рынков совпадает. Иначе говоря, если торговец является покупателем на одном рынке, то он должен занимать позицию продавца на другом, и наоборот.
Поскольку, по условию, цена и там, и там движется в одном направлении, хотя и не обязательно с одинаковой скоростью, постольку движение этих цен для торговца будет взаимопогашающимися полностью или частично, т.к. на одном рынке он - покупатель, а на другом - продавец.
Хеджирование на фьючерсном и физическом рынках. Неравномерное снижение цен на фондовом и фьючерсном рынках может привести как к появлению потерь у хеджера, если цена на акцию снизилась больше, чем цена на фьючерсном рынке, так и к его прибыли, если цена на фьючерсном рынке снизилась больше, чем на фондовом. Неравномерное повышение цен на этих рынках точно так же ведет либо к убыткам, если цена на фьючерсном рынке возросла больше, чем на фондовом, либо к незапланированным прибылям, если цена на фондовом рынке возросла больше, чем на фьючерсном.
Разнонаправленная динамика цен на фондовом и фьючерсном рынках приводит либо к незапланированным убыткам (цена на акции падает, а на контракты растет) либо к существенным прибылям (цена на акции растет, а на контракты падает).
Итак, хеджирование от снижения цены осуществляется продажей фьючерсного контракта с последующей его покупкой по более низкой цене. Хеджирование от повышения цены производится покупкой фьючерсного контракта с последующей его продажей по более высокой цене.
« Хеджирование на опционном и физическом рынках. Хеджирование с помощью опционов основывается на том факте, что покупатель опциона (все равно колла или пута) рискует только уплаченной премией. Его максимальный риск - величина премии. Хеджер может быть продавцом опциона. В этом случае его максимальный доход от опциона - всегда опционная премия, которая несет на себе всю тяжесть хеджирования для продавца опциона. В этом смысле покупатель опциона потенциально имеет большие количественные возможности хеджирования, т.к. его прибыль от реализации опциона может быть неограничена, а значит, и пределы для хеджирования шире. Однако нельзя купить опцион, если его кто-то не продает, а поэтому в конечном счете имеется какой-то баланс интересов хеджеров и спекулянтов.
Опционное хеджирование в определенном смысле является конкурентом хеджирования с помощью фьючерсных контрактов:
· число опционных стратегий торговли немного больше, чем у фьючерсных контрактов. Фьючерсный контракт можно либо купить, либо продать. Опционных же контрактов существует два типа: колл и пут, и при этом каждый из них можно либо купить, либо продать;
· покупка опциона дает возможность заранее ограничить свой возможный риск, т.к. размер премии опциона всегда известен. Другие способы ограничения риска состоят из более сложных комбинаций опционов с разными их характеристиками.
Биржевая спекуляция. Спекуляция - это способ получения прибыли, основывающийся на различных в динамике цен во времени, пространстве и на разные виды активов.
В политико-экономическом смысле все типы стратегии биржевой торговли есть способы получения прибыли, основывающиеся не на производстве, а на разнице в ценах. В этом смысле и хеджирование, и биржевая спекуляция - это формы спекуляции, сутью которых является купить дешевле, а продать дороже.
Эти формы спекуляции соответствуют и дополняют друг друга. Это как бы две стороны одной медали. Хеджирование невозможно без биржевой спекуляции. Биржевая спекуляция не имеет смысла без подпитки ресурсами с рынка хеджеров, ибо в случае торговли только между биржевыми спекулянтами в конечном счете по закону больших чисел сумма выигрышей каждого будет равна сумме его проигрышей и рынок перестает быть эффективным, прибыльным.
Биржевая спекуляция обязательно несет в себе элемент хеджирования, ибо каждый спекулянт стремиться ограничить хеджирование по самой его сути.
В отличие от хеджеров спекулянты стремятся так менять свои позиции на рынке, чтобы никогда не поставлять и не получать сам актив, который лежит в основе фьючерсного контракта или опциона. Их цель - получение самой прибыли без операций с активом.
Существуют два типа спекулянтов:
первый тип - это спекулянты, которые играют на понижение цены: продают контракт по какой-то цене, а затем покупают этот же фьючерсный контракт (или опцион) по более низкой цене. На биржевом жаргоне их называют "медведями";
второй тип - это спекулянты, которые играют на повышение цены: покупают контракт (или опцион) по данной цене, а спустя какое-то время продают его по более высокой цене. На биржевом жаргоне их называют "быками".
С точки зрения объема биржевых операций спекулянты могут быть крупными и мелкими. Размеры спекуляции тесно связаны с движением биржевой цены, поэтому обычно имеются разные формы контроля за объемами сделок, совершаемых одним спекулянтом или группой.
Спекулянты основывают свою торговлю на прогнозировании изменений цен на биржевых рынках с помощью двух групп методов: экономических и технических. Экономические методы анализируют качественное влияние факторов спроса и предложения на динамику цены и позволяют прогнозировать ее динамику на месяцы и годы вперед. Технические методы прогнозируют уровень цены на заданную дату торгового дня.
Спекулировать можно на динамике цены одного и того же фьючерсного контракта (опциона), но можно спекулировать и на разнице цен контрактов, которые отличаются между собой стандартными параметрами: сроками исполнения, ценой исполнения, видами лежащих в их основе активов. Можно спекулировать на разнице цен одинаковых контрактов на разных биржах, на разнице цен физического и фьючерсного (опционного) рынка и т.д.
Биржевые стратегии, базирующиеся на получении заданного (хеджевого) или спекулятивного (обычно неограниченного) дохода, в свою очередь, имеют свои особенности как на рынке фьючерсных контрактов, так и на рынке биржевых опционов. Биржевые стратегии на рынке фьючерсных контрактов могут подразделяться на стратегии с точки зрения вида рынка (внутрирыночные, межрыночные); стратегия разновременности покупки и продажи фьючерсов и стратегия одновременной покупки и продажи фьючерсов; стратегии, основанные на ценных бумагах; стратегии на соответствующую динамику цены. Биржевые стратегии на рынке опционов более многочисленны: простые, или базисные (покупка коллов и путов, продажа коллов и путов); спрэд (одновременная покупка и продажа опциона одного вида (колла или пута) на один и тот же актив); комбинационные; синтетические (обе эти стратегии включают самые разные сочетания и комбинации с любыми ценами и датами).