Основные формы доходов в рыночной экономике. Государственное регулирование доходов.
Доход – в самом общем виде представляет собой денежный или иной вид поступлений в единицу времени. Выделяют четыре основных по факторных дохода: заработная плата, прибыль, процент, рента - это первичные доходы.
Доход номинальный – это величина совокупного дохода, оцениваемая в деньгах.
Доход общий – это совокупная выручка от реализации определенного объема продукции.
Доход предельный – это изменение дохода (выручки) при продаже дополнительной единицы продукции.
Доход реальный – это сумма товаров и услуг, которые можно приобрести на денежный (номинальный) доход.
Доход совокупный – сумма денег и других ценностей (благ), которую субъект зарабатывает или получает в течение определенного времени (обычно за год)
Показателями экономического и социального благополучия общества являются:
совокупные доходы населения, их уровень, структура, способы получения и дифференциация.
Распределение совокупных доходов имеет ярко выраженную социально – политическую окраску и – предопределяет имущественную и социальную дифференциацию.
В результате распределения доходов формируются первичные доходы в виде: заработной платы, процента, ренты,прибыли.
Распределение дохода показывает доли дохода, приходящиеся на труд и капитал.
Проблема взаимодействия труда и капитала-центральное направление экономической теории.
В соответствии с трудовой теорией стоимости (А. Смит, Д Риккардо, К. Маркс) единственным источником стоимости является живой труд в материальном производстве, создающий новую стоимость. Марксисткая теория доходов основана на теории прибавочной стоимости, которая понимается как часть новой стоимости, созданная трудом наемных рабочих и безвозмездно присвоенная капиталистами. Теорию прибавочной стоимости К. Маркса использовал как основание теории эксплуатации и делает соответствующие выводы.
В современной экономической теории объяснение источников и принципов формирования доходов основано на теории факторов и их предельной производительности. На базе функционального распределения доходов рассчитывается доля трудового дохода в совокупном доходе. Этот показатель можно представить отношением между произведением заработной платы на численность занятых и величиной совокупных доходов. В современных системах учета к лицам наемного труда относится весьма широкий круг занятых, в то время как в марксисткой теории под долей труда понимается зарплата пролетариата. Современная теория доказывает рост доли труда в совокупных доходах.
Государственное регулирование доходов включает в себя систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляющихся общественными организациями и правомочными государственными учреждениями для достижения стабилизации доходов населения и их увеличения в зависимости от социально -- экономических условий в обществе. Целью государственного регулирования является создание необходимый условий для воспроизводства рабочей силы.
К основным объектам государственного регулирования доходов относятся условия, ситуации, сферы, источники формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, нерешаемые автоматически либо решаемые, но в далекой перспективе. Устранение данных проблем способствует нормальному функционированию экономики, воспроизводству рабочей силы, поддержке стабильной ситуации.
Объекты государственного регулирования доходов:
1) Минимум оплаты труда, доходов
2) Подготовка и переподготовка кадров, занятость
3) Цены, налоги
4) Социальные отношения, социальные гарантии
5) Правовое обеспечение.
Основная задача государственного регулирования доходов -- перераспределение доходов через государственный бюджет посредством дифференцированного налогообложения для разных групп получателей дохода. Вследствие этого значительная часть национального дохода переходит к слоям населения с низким доходом от слоев с высокими доходами. Таким образом, растущие доходы у малоимущих, создают необходимые условия для воспроизводства рабочей силы, регулируют занятость, способствуют снижению социальной напряженности.
Государственная политика доходов осуществляется по двум основным направлениям: регулирование доходов населения, перераспределение доходов через государственный бюджет.
Политика регулирования доходов населения предполагает:
1) Установление минимальной заработной платы, имеющей большое значение для следующих категорий населения: женщины, малоквалифицированные рабочие, иностранные рабочие, молодежь. Также установление такого минимума нередко используется как исходная база для определения заработной платы более высоких категорий работников.
2) Регулирование в некоторых случаях верхнего порога увеличения номинальной заработной платы с целью снижения издержек производства и на этой основе роста инвестиций, сдерживания инфляции и повышения конкурентоспособности национальной продукции
3) Защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения посредством индексации, то есть повышения номинальных доходов населения в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцировано в зависимости от величины доходов.
Политика перераспределения доходов предполагает:
1) Сосредоточение денежных средств в государственных руках для проведения социальной политики через взимание с населения налогов: прямых и косвенных
2) Предоставление населению социальных гарантий через финансирование систем медицинского обслуживания, образования, искусства, учреждений культуры и прочее финансирование систем социальной защиты, которая включает систему социального страхования и систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход. Социальная политика государства ставит задачи поддержания баланса доходов и расходов различных социальных групп и обеспечения через государственные механизмы повышения уровня жизни и, в конечном счете, воспроизводства населения, развития технического уровня страны и поддержания культуры.