Тема 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

Тема 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

1.Возникновение и социально-экономическая сущность финансов.

2.Необходтимость финансов в условиях товарно-денежного хозяйства и их взаимосвязь с другими экономическими категориями.

3.Функции финансов.

4. Финансовая система РФ

Необходимость финансов в условиях товарно-денежного хозяйства и их взаимосвязь с другими экономическими категориями.

Потребность субъектов хозяйствования и гос-ва в ресурсах, обеспечивающих их деятельность, можно удовлетворить с помощью финансов. Распределение выручки пропорционально элементам стоимости не соответствует условиям изменяющегося общественного производства, что вызывает необходимость его перераспределения. Это происходит путём формирования денежных фондов целевого назначения.

Фондовая форма распределения стоимости позволяет соединить производство с потреблением, сделав потребление начальной стадией нового производственного цикла.

В составе потребностей расширенного производства важное место занимают те, которые связаны с существованием гос-ва, т.к. общественные потребности удовлетворяются с помощью государственных финансов. Фин. отношения порождаются общественными потребностями, а не деятельностью государства.

Финансы – это неотъемлемый эл-т общественного воспроизводства на всех стадиях хозяйствования. Без них невозможно обеспечить кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики. Наличие разнообразных общественных потребностей приводит к разнообразию фин. связей с отдельными общими чертами, которые можно объединить в группы.

С помощью финансов осуществляется распределение стоимости и формирование денежных фондов целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. В связи с этим в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены 3 сферы:

1. Финансы предприятий, организаций и учреждений.

2. Гос. финансы, которые включают гос. бюджет, внебюджетные фонды и гос. кредит.

3. Финансы страховых компаний.

Взаимосвязь финансов с др. экономическими категориями.

Все сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую фин. систему.

Распределение общественного продукта между субъектами хозяйствования и целевым назначением сложно, поэтому оно осуществляется с помощью различных экономических категорий, каждая из которых выполняет специфическую роль.

К таким экономическим категориям относятся:

· Цена;

· Зарплата;

· Кредит.

Исходным моментом появления финансовых отношений является процесс первичного распределения стоимости на соответствующие элементы, образование денежных доходов и накоплений. Чтобы этот процесс начался, созданная стоимость д\б реализована. Это происходит ч\з цену, т.к. она определяет пропорции стоимостного распределения. Но цена не м\ обеспечить распределение по субъектам собственности, т.к. не пройдена стадия обмена. Таким образом, процесс формирования различных частей стоимости распадается на 2 этапа:

- Создание дохода;

- Выделение фондов возмещения в различных формах и создание определенной количественной пропорции (ч\з зарплату).

Финансы и зарплата, как распределительные категории, тесно взаимосвязаны м\у собой (взаимодействуют). Финансы помогают формировать фонд оплаты труда, а, с др. стороны, зарплата является источником финансовых ресурсов. Кредитные ресурсы выражают разорванные во времени и движении стоимости от кредитора к заёмщику и обратно, а финансовые ресурсы имеют одностороннее движение стоимости. Кредитные ресурсы формируются в процессе перераспределения за счёт временно свободных денежных средств, а финансовые – из доходов и накоплений. Поэтому, между финансами и кредитом есть взаимосвязь: при недостатке финансовых ресурсов используется кредит, который формируется за счёт свободных финансовых ресурсов.

Взаимосвязь экономических категорий, действующих на стадии стоимостного распределения, вызывает необходимость их комплексного использования. Но должна быть учтена специфика их формирования и сфера действия.

Функции финансов.

Функция –внешнее проявление свойств какого либо объекта в данной системе отношений, а применительно к экономической категории -

Функция – проявление её сущности в действии и специфические способы их выражения, т.е. функции – это производные от сущности. Они показ-ют как и каким образом реализуется общественное назначение этой экономической категории.

Специфическое назначение финансов: распределять и перераспределять стоимость валового продукта м\у различными субъектами хозяйствования и направлениями целевого использования, также сущность финансов проявляется ч\з распределительную функции с помощью её происходит первичное распределение созданной стоимости и первичные доходы. Субъекты воспроизводственного процесса: гос-во, предприятия и организации, физические лица.

С помощью финансов осуществляется этот сложный и многообразный распределительный процесс. Распределение происходит м\у материальной и нематериальной сферами, м\у территориями, м\у обращением и потреблением, м\у различными формами собственности и т. д. При этом распределении обеспечиваются общегосударственные потребности, создаются внебюджетные формы, доходы организаций и отдельных лиц.

Усиление финансового воздействия на экономику требует постоянного обновления распределительного механизма финансов. Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженные в денежной форме, обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы. Благодаря этому можно видеть, как складываются пропорции распределяемого общественного продукта, обеспечивается ли непрерывность производственного процесса, своевременно и в полном размере ли формируются фонды и т.д. Это происходит через контрольную функцию, основу кот-ой составляет движение финансовых ресурсов. Но действие контрольной функции связано с распределительной, т.к. это 2 стороны одного экономического процесса. Инструмент реализации контрольной функциифинансовая информация, заключённая в фин. показателях. Через них можно увидеть различные стороны деятельности предприятия и организации, оценить их результаты и на их основе принять соответствующие меры. Но контрольная функция может реализоваться с большей или меньшей полнотой; это зависит от финансовой дисциплины, которая не совместима с местническими и ведомственными подходами при выполнении финансовых обязательств и не допускает противостояния общественных и коллективных интересов. Существует ещё аккумулирующая функция

Государственный кредит используется когда государство испытывает потребность в финансовых ресурсах не обеспеченные средствами бюджета. В этом случае государство прибегает к заимствованию средств у юридических и физических лиц и других государств. Это происходит с помощью займов, которые выражаются в выпуске долговых ценных бумагах.

Финансовый рынок является составной частью финансовой системы. На финансовом рынке обращается капитал. Процесс обращения капитала начался с возникновением Финансового сектора, который состоит из банковской системы, инвестиционных и пенсионных фондов, бирж, страховых компаний.

Выделяют различные сектора финансового рынка:

-межбанковских кредитов;

-ценных бумаг;

-валюты.

Центральная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения, который происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений возникающих на финансовом рынке.

Все эти отношения взаимосвязаны. Образующиеся фонды страхования используются на возмещение понесенных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Финансы предприятий различных форм собственности являются основой единой финансовой системы. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

Управление финансами.

Управление –совокупность приёмов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения рез-та.

Управление основано на знании объективны закономерностей развития общества и государства в лице соответствующих управленческих структур. Управление финансов осуществляет специальный аппарат с помощью особых приёмов и методов и различных стимулов и санкций.

Объекты управления финансов: разнообразные фин. отношения.

Субъекты управления финансов: организационные структуры, осуществляющие управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений выделяют 3 группы объектов:

· Финансы предприятий и организаций;

· Государственные финансы;

· Финансы страховых компаний.

Финансовый аппарат – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.

Субъект управления в каждой сфере и (или) в каждом звене финансовых отношений использует специфические методы воздействия на финансы и присущие им единые приёмы и способы. Такими способами являются отдельные элементы:

- Планирование;

- Оперативное управление;

- Контроль.

В ходе планирования субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, более эффективно их использует. Управленческие решения принимаются на основе проведённого анализа информации, которая должна быть достоверна.

Оперативное управление – маневрирование фин. ресурсами с целью реализации задач для получения макс. эффекта при минимальных затратах.

Контроль осуществляется в ходе оперативного планирования и на стадии оперативного управлния. Он позволяет сопоставить фактические результаты с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов и их эффективного использования.

Различают стратегическое и оперативное управление.

Стратегическое управление – определение фин. ресурсов ч\з прогнозирование на перспективу.

Общее управление финансами возложено на верховный совет, аппарат президента и правительство.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат: Министерство финансов, бюджетное управление, управление исполнения бюджета и др. на предприятиях и в организациях управление финансами осуществляют отделы и службы. Для эффективного управления финансовыми ресурсами применяются АСУ, которые базируются на использовании экономико-математических методов и электронной техники.

При принятии управленческих решений по финансам необходимо иметь достоверную информацию об управляемом объекте, тенденциях его развития и влияния принимаемых решений на перспективу развития этого объекта.

Компетентное управление финансами и работниками финансовых организаций невозможно без информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем фин. расчётов. Они требуют совершенствования системы финансовых показателей, разработки новых методов, выявления мобилизации доходов и накоплений, формирование фин. ресурсов и их рациональное использование. Актуальной задачей становится внедрение автоматизации фин. расчётов в работу низовых звеньев фин. органов, т.е. внедрение «АРМОВ».

Содержание и значение финансового контроля.

Содействие успешной реализации финансовой политики государства в обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех звеньях народного хозяйства осуществляется ч\з финансовый контроль.

Фин. контроль– совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования с применением специфичных форм и методов его организации.

Объект контрольных органов – денежныераспределительные процессы при формировании и использовании фин. Ресурсов.

Фин. контроль включает проверку:

-соблюдения требований экономических законов;

-оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости ВНП и НД;

-состояния и использования бюджета;

-эффективного использования материальных, трудовых и фин. ресурсов, а также налоговый контроль.

Задачи фин. контроля:

  1. Содействие сбалансированности м\у потребностью в фин. ресурсах и размером денежных доходов и фондов народного хозяйства.
  2. Обеспечение своевременности и полноты выполнения фин. обязательств перед госбюджетом.
  3. Выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов.
  4. Рациональное использование имеющихся ресурсов, правильное ведение БУ, соблюдение действующего законодательства и нормативных актов.

В зависимости от субъектов, осуществляюших фин. контроль, различают:

1. Госконтроль – реализуется ч\з общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный контроль – осуществляют органы гос. власти и управления.

Ведомственный контроль – осуществляют министерства и ведомства.

2. Внутрихозяйственный финансовый контроль – осуществляется экономическими службами организаций, а объекты контроля: производственная и хоз. деятельность предприятия и его структурных подразделений.

3. Независимый фин. контроль – осуществляют независимые аудиторские фирмы.

Формы проведения фин. контроля:

1. Предварительный

2. Текущий

3. Последующий.

Методы фин. контроля:

1. Проверки 3. Анализ

2. Обследования 4. Ревизия

Фин. контроль осуществляется особыми органами, наделенными нормативными функциями. Такими органами являются:

· Законодательные органы власти;

· Исполнительные органы управления;

· Финансовые органы;

· Налоговые органы;

· Кредитные органы;

· Страховые органы;

· Различные госкомитеты и ведомства.

Тема 4 . ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Расходы домашних хозяйств

В экономической науке существуют различные подходы к классификации расходов домашних хозяйств. Так, с точки зрения периодичности (частоты) осуществления, выделяют три агрегированные группы расходов домашних хозяйств

1) краткосрочные расходы,

2) среднесрочные расходы,

3) долгосрочные расходы.

В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, некоторые экономисты делят их на следующие основные группы

а) личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг),

б) налоги и другие обязательные платежи,

в) денежные накопления и сбережения.

Для дальнейшей характеристики расходов домашнего хозяйства можно использовать иной вариант их классификации, который в определенной степени позволяет объединить два указанных выше критерия. Этот вариант предполагает разделение расходной части бюджета домашних хозяйств на три основных раздела: (1) обязательные платежи, (2) расходы на потребление, (3) денежные сбережения.

Обязательные платежи домашнего хозяйства сокращают его реальные доходы. Чем больший объем денежных средств расходуется домашним хозяйством по этой статье, тем меньше денежных средств оно может направить на текущее потребление и сбережение. Величина этой статьи в бюджетах отдельных домашних хозяйств значительно изменяется как в абсолютном выражении, так и относительно других расходных статей.

Если в качестве критерия классификации взять функциональную направленность обязательных выплат, то их можно разделить на две основные группы. К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц, ко второй – коммунальные и другие платежи населения. Кроме того, к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести возврат основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае, если домашнее хозяйство использовало такой способ финансирования своего существования в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного страхования, являясь при этом страхователями. Применяя налоги и сборы с физических лиц в качестве одного из инструментов экономической политики, государство, во-первых, обеспечивает необходимые поступления в бюджеты различных уровней, во-вторых, оказывает влияние на структуру бюджетов домашних хозяйств путем стимулирования рационального для общества использования получаемых доходов, и, в-третьих, перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения. 3) долгосрочные расходы.

В зависимости от функционального назначения расходов, осуществляемых домашними хозяйствами, некоторые экономисты делят их на следующие основные группы

а) личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг),

б) налоги и другие обязательные платежи,

в) денежные накопления и сбережения.

Для дальнейшей характеристики расходов домашнего хозяйства можно использовать иной вариант их классификации, который в определенной степени позволяет объединить два указанных выше критерия. Этот вариант предполагает разделение расходной части бюджета домашних хозяйств на три основных раздела: (1) обязательные платежи, (2) расходы на потребление, (3) денежные сбережения.

Обязательные платежи домашнего хозяйства сокращают его реальные доходы. Чем больший объем денежных средств расходуется домашним хозяйством по этой статье, тем меньше денежных средств оно может направить на текущее потребление и сбережение. Величина этой статьи в бюджетах отдельных домашних хозяйств значительно изменяется как в абсолютном выражении, так и относительно других расходных статей.

Если в качестве критерия классификации взять функциональную направленность обязательных выплат, то их можно разделить на две основные группы. К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц, ко второй – коммунальные и другие платежи населения. Кроме того, к обязательным платежам домашнего хозяйства следует отнести возврат основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае, если домашнее хозяйство использовало такой способ финансирования своего существования в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если участники домашнего хозяйства пользуются услугами личного или имущественного страхования, являясь при этом страхователями. Применяя налоги и сборы с физических лиц в качестве одного из инструментов экономической политики, государство, во-первых, обеспечивает необходимые поступления в бюджеты различных уровней, во-вторых, оказывает влияние на структуру бюджетов домашних хозяйств путем стимулирования рационального для общества использования получаемых доходов, и, в-третьих, перераспределяет часть доходов в пользу наименее социально защищенных слоев населения.

Центральное место в системе налогообложения домашних хозяйств занимает подоходный налог (его точное название в соответствии со второй частью Налогового кодекса РФ – налог на доходы физических лиц – НДФЛ).

Вторым по значимости после НДФЛ для домашнего хозяйства является налог на имущество физических лиц. Это местный налог, но его введение обязательно для всей территории России. Налогом облагается находящееся а собственности физических лиц недвижимое имущество жилые дома, квартиры дачи, гаражи, другие строения и сооружения, а также часть движимого имущества лодки, катера, самолеты и др.

Домашние хозяйства обязаны также выплачивать налог с имущества, переходящего им в порядке наследования или дарения. Сумма налога зависит от стоимости переходящего имущества и степени родства нового владельца имущества.

В некоторых случаях в расходную часть бюджета домашнего хозяйства приходится включать государственную пошлину – обязательный платеж, взимаемый с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды различных инстанций, за государственную регистрацию актов гражданского состояния, за выдачу документов уполномоченными на это органами или должностными лицами.

Кроме прямых налогов домашние хозяйства выплачивают и косвенные налоги. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы. Уровень товарных цен увеличивают не только косвенные, но и прямые налоги единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, таможенные пошлины и ряд других федеральных, региональных и местных налогов, которые в общей сложности увеличивают цену товара (работ, услуг) примерно в полтора-два раза.

Следующая статья обязательных расходов домашнего хозяйства – коммунальные и другие ежемесячные платежи населения. Размер этой статьи зависит от места нахождения домашнего хозяйства.

Кроме коммунальных платежей домашние хозяйства должны ежемесячно оплачивать потребленное ими электричество, услуги городской и междугородной телефонной связи.

Оставшаяся после выплаты налогов, сборов, коммунальных и других ежемесячных платежей часть совокупных доходов домашнего хозяйства поступает в его полное распоряжение (располагаемые доходы) и расходуется с целью удовлетворения совместных и индивидуальных потребностей его участников.

Потребительские расходы на покупку товаров и оплату услуг связаны с удовлетворением личных и семейных потребностей, составляют более двух третей доходов. Величина расходов семьи на покупку товаров и оплату услуг зависит от уровня розничных цен, потребностей семьи в конкретных благах, объема ее денежных доходов и от суммы налогов и других обязательных платежей, уплачиваемых семьей.

В соответствии с определенным ранее критерием расходы домашнего хозяйства на потребление целесообразно подразделить на две статьи: текущие расходы и капитальные расходы.

К текущим расходам домашнего хозяйства следует отнести расходы на приобретение продовольственных товаров, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обузь, одежда и т.п.), а также оплату периодически потребляемых населением в течение всей жизни услуг (например, таких, как услуги парикмахерской, прачечной, стоматолога и т.п.).

Капитальные расходы включают в себя затраты на приобретение непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на мебель, приобретение жилья, транспортных средств и т.д.). К этой же статье следует отнести затраты на услуги, которые участники домашнего хозяйства потребляют достаточно редко, а результат этих услуг, напротив, оказывает на них существенное влияние и определяет их жизнь в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на образование, на медицинскую операцию, на туристическую путевку и т.д.).

Расходы бюджета домохозяйств выполняют очень важную роль по воспроизводству самой семьи как первичной ячейки общества и воспроизводству рабочей сипы. Снижение реальных располагаемых денежных доходов россиян, наряду с другими факторами, повлияли на сокращение уровня рождаемости, продолжительности жизни, ухудшение уровня здоровья населения.

Часть денежных доходов, оставшаяся после потребительских расходов и уплаты налогов и других обязательных взносов является источником денежных накоплений и сбережений. Для отдельных домохозяйств эти накопления откладываются на «черный день» или на покупку дорогостоящего товара. Для других домохозяйств высокий уровень доходов позволяет направить часть средств на накопления для извлечения дополнительного дохода и защиты от инфляции, те капитализировать путем вложений в ценные бумаги, банковские депозиты и др.

Наиболее популярным способом размещения денежных накоплений населения является покупка иностранной валюты. Вторым по значению размещения денежных накоплений являются банковские депозиты. Расходы на приобретение ценных бумаг в настоящее время крайне малы.

Для удовлетворения конкретной потребности в том или ином товаре (услуге), расходы по которому не покрываются имеющимися сбережениями, домохозяйства обращаются в коммерческий банк для получения недостающих средств - денежной ссуды, либо на предприятие розничной торговли для оформления покупки в рассрочку. Кредитные отношения между коммерческим банком, розничным предприятием, с одной стороны, и гражданами - с другой - имеют форму потребительского кредита.

Кредиты на потребительские цели, пополняя денежные доходы семей, способствуют увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Потребительский кредит позволяет семье ссудозаемщика удовлетворить потребности до того, как будут накоплены денежные сбережения в необходимых суммах.

В системе экономических отношений домашние хозяйства имеют исключительно важное значение, поскольку они являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли

а) выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами,

б) предоставляют тем же самым фирмам факторы производства,

в) сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы.

Тема 10: Финансовый рынок

1.Структура современного финансового рынка

2.Роль РЦБ и его задачи

3.Функции рынка ценных бумаг

1.Структура современного финансового рынка

Финансовый рынок-это рынок, на котором осуществляется рыночное перераспределение свободных капиталов и сбережений, между различными субъектами экономики, путем совершения сделок с финансовыми активами.

К финансовым активам относятся:

- деньги в наличной форме или в виде остатков на банковских счетах

- ценные бумаги

- золото

-драгоценные металлы

На финансовом рынке происходит столкновение спроса и предложения денежных средств и капиталов и формирование цены финансовых активов.

Свободные денежные средства поступают на финансовый рынок путем сделок, на которых происходит их инвестирование в различные финансовые активы.

Финансовый рынок служит механизмом, осуществляющим перемещение потоков денежных сбережений от домашнего хозяйства к предприятиям, которые инвестируют их в свое развитие. В зависимости от цели перераспределения, в составе рынка выделяют денежный рынок и рынок капиталов.

Денежный рынок-это рынок относительно краткосрочных операций на котором происходит перераспределение ликвидности, т.е денежной наличности, которая используется в основном в качестве средства платежа для погашения разнообразных обязательств.

Самым ликвидным активом являются деньги в форме банкнот (наличные) и на счетах, а также государственные краткосрочные ценные бумаги. Наряду с этими активами на денежном рынке обращаются и коммерческие долгосрочные обязательства в виде векселей и других коммерческих бумаг, которые принимаются как средство погашения обязательств. Основными участниками денежного рынка являются: банки, в том числе и банк России, которые реализуют свою денежно-кредитную политику.

Рынок капиталов - это рынок, на котором происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы. На нем, в основном, совершаются долгосрочные операции, которые обеспечивают формирование собственного капитала фирм, привлечение инвестиций и его перераспределение. Однако, четкой границы между денежным рынком и рынком капитала не существует, так как на том и другом рынке могут обращаться одни и те же активы. Однако, между ними имеются различия в выполняемых ими функциях.

Основной функцией денежного рынка является регулирование ликвидности всех участников рынка и экономики в целом.

ЦБ или банк России осуществляет постоянный мониторинг денежного рынка, отслеживает движение ставок процента на нем, приводит интервенции в национальной валюте, покупает ценные бумаги, провоцирует спрос на товары, иностранную валюту, осуществляет их продажу. Таким образом, обеспечивает регулирование ликвидности экономики в целом.

Функциями рынка капиталов является формирование и перераспределение капиталов, его инвестирование на развитие и проведение спекулятивных операций.

На финансовом рынке совершаются сделки с финансовыми инструментами. Это любые договоры, в результате которых одновременно возникает финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство у другой.

В зависимости от вида финансовых инструментов купли-продажи их различают на 4 сегмента финансового рынка: валютные рынки, кредитные, рынки ценных бумаг и рынки золота.

На валютном рынке совершаются сделки по купле-продаже иностранной валюты в наличной и безналичной форме.

На кредитном рынке осуществляются сделки по предоставлению временно свободных денежных средств в ссуду одним экономическим субъектом другим.

На рынке ценных бумаг заключаются сделки между эмитентами ценных бумаг и инвесторами при содействии посредников.

На рынке золота происходит торговля золота и другими драгоценными камнями. Эти финансовые активы рассматриваются как надежное средство сохранения стоимости. В периоды колебания цен на золото сделки с ним приносят доход в виде разницы между ценами покупки и продажи. Все сегменты финансового рынка тесно взаимосвязаны. Их границы пересекаются и одни финансовые инструменты могут конвертироваться в другие.

2.Роль РЦБ и его задачи

Рынок ценных бумаг – это составная часть рынка любой страны. Его основой являются товарный рынок, деньги и денежный капитал.

Классификация видов рынка ценных бумаг имеет сходство с классификацией самих ценных бумаг. Различают: международные и национальные рынки ценных бумаг; национальные и региональные; рынки конкретных видов ценных бумаг; рынки государственных и корпоративных ценных бумаг; рынки первичных и производных ценных бумаг.

Смысл той или иной классификации рынка ценных бумаг определяется его практической значимостью, так как основной целью товарной экономики является получение прибыли. Поэтому, любая деятельность должна быть сферой приумножения капитала, а поэтому любой рынок одновременно является и рынком для вложения капитала.

Капитал принимает 3 формы: денежная, производительная, товарная.

Если денежный капитал обслуживает производственный процесс и окупается достаточно быстро (в течении года), то его называют оборотным капиталом. Эту часть рынка обслуживают банки, которые предоставляют кредиты товаропроизводителям и которые получают кредиты от других товаропроизводителей.

Капитал, используемый для покупки земли, зданий, оборудования и т.д называется инвестиционным. Его мобилизация происходит на фондовом рынке, так как он обслуживает долгосрочные экономические цели и является основой развития экономики. Таким образом, денежные средства могут быть вложены в производственную и торговую деятельность, драгоценные металлы и т.д. Во всех случаях они с течением времени могут приносить прибыль. Однако, чтобы это осуществилось его необходимо накопить. Для этого имеется финансовая сфера деятельности.

Основными рынками, на которых преобладают финансовые отношения, являются рынок банковских капиталов, рынок ценных бумаг, валютный рынок и рынок страховых и пенсионных фондов.

Необходимо различать рынки куда можно только вкладывать капитал (первичные) и финансовые рынки, где эти капиталы накапливаются, централизуются и в конечном счете, вкладываются в первичные рынки.

Место рынка ценных бумаг можно рассматривать с двух позиций:

с точки зрения привлечения денежных средств из разных источников;

с точки зрения вложения денежных средств в какой-либо рынок.

Привлечение денежных средств может осуществляться за счет внутренних и внешних источников. Основным внутренним источником является прибыль. Основным внешним источником являются: банковские ссуды и средства, полученные от выпуска ценных бумаг.

Свободные денежные средства могут быть использованы для прибыльного инвестирования во многие сферы деятельности: производственную, недвижимость, пенсионные и страховые фонды, ценные бумаги и т.д.

Движение средств между рынками происходит в зависимости от многих факторов. Основными из которых являются:

а) уровень доходности рынка.

б) уровень налогообложения рынка.

в) уровень риска потери капитала или недополучения ожидаемого дохода.

г) возможность быстрого входа и выхода с рынка.

д) уровень информированности рынка и другие.

3.Функции рынка ценных бумаг и его участники

Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые условно можно разделить на 2 группы:

общерыночные (присущи каждому рынку)

специфические ( отличают его от других рынков)

Общерыночные функции:

а) коммерческая, т.е получение прибыли от операции на данном рынке.

б) ценовая, когда рынок обеспечивает процесс образования цен.

в) информационная, которая доводит до своих участников информацию об объектах торговли и ее участников.

г) регулирующая, которая создает правила торговли и участия, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты.

Специфические функции:

а) перераспределительная

б) страхование ценовых и финансовых рисков

Перераспоеделительная условно может быть разбита на 3 подфункции: перераспределение денежных средств между отраслями, перевод сбережений из непроизводительной в производительную форму и финансирование государственного бюджета на не инфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

Страхование ценовых и финансовых рисков связано с появлением класса производных ценных бумаг (фьючерсных и опционных контрактов).

Экономико-финансовые функции:

а) учетная

б) контрольная

в) стимулирующая

г) регулирующая

д) обеспечение баланса спроса и предложения

Учетная функция, проявляется в обязательном учете в специальных списках всех видов ценных бумаг, обращающихся на рынке, регистрация участников рынка, фиксация фондовых операций, оформленных договорами купли-продажи, залога и т.д.

Контрольная функция, предполагает проведение контроля за соблюдением законодательства рынка.

Стимулирующая функция, означает стимулирование к стремлению участников рынка к покупке и продаже ценных бумаг.

Регулирующая функция, регулирование различными методами конкретных фондовых операций.

Функция обеспечения баланса спроса и предложения, означает поддержание рыночного равновесия.

Как инструмент финансовой политики государства рынок государственных ценных бумаг выполняет такие функции:

Финансирование дефицита бюджетов органов власти разных уровней воздействуя на объем денежной массы и на увеличение или сокращение уровня ВНП.

Финансирование особо значимых объектов государственных программ.

Регулирование объема денежной массы в обращении.

Поддержание ликвидности финансово-кредитной системы.

Тема 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

1.Возникновение и социально-экономическая сущность финансов.

2.Необходтимость финансов в условиях товарно-денежного хозяйства и их взаимосвязь с другими экономическими к

Наши рекомендации