Тема 9. Методы и формы финансирование проектов
Любой инвестиционный проект требует средств на его реализацию, поэтому организация финансирования проекта является основным условием осуществления инвестиционной деятельности.
Финансирование проекта решает две задачи:
- обеспечивает поток денежных поступлений, необходимых для своевременного выполнения этапов проекта;
- устанавливает контроль над целевым использованием финансовых ресурсов, эффективностью их использования.
Система финансирования инвестиционного проекта складывается из органического единства источников финансирования и методов финансирования.
Все источники финансирования можно классифицировать по видам собственности и по титулу собственности.
По видам собственности источники финансирования делятся на группы:
- государственные - это бюджетные средства и средства внебюджетных фондов, государственные заимствования и другие ресурсы, включая имущество государственной собственности;
- частные - средствахозяйствующих субъектовкоммерческого и некоммерческого типа, общественных организаций и физических лиц;
- иностранные - средстваиностранных государств, международных финансовых и инвестиционных институтов, иностранных физических и юридических лиц.
По титулу собственности источники финансирования разделяются на группы:
- собственные источники характеризуют общую стоимость средств субъекта, обеспечивающих его инвестиционную деятельность и принадлежащих ему на правах собственности.
- Привлекаемые источники – средства, полученные из этих источников, не подлежат возврату, но привлекаются на платной или безвозмездной основе. Субъекты, предоставившие эти средства, как правило, участвуют в доходах от реализации инвестиционного проекта.
- Заемные источники - средства, полученные на возвратной и платной основе. Заемный капитал представляет финансовые обязательства субъекта, подлежащий погашению на известных заранее условиях (проценты, сроки погашения).Субъекты, предоставившие эти средства, в доходах от инвестиционной деятельности не участвуют
Метод финансирования инвестиций - механизм привлечения инвестиционных ресурсов с целью финансирования инвестиционного проекта. Выделяют следующие методы финансирования: бюджетное финансирование, самофинансирование, акционерное финансирование, долговое (кредитное) финансирование, лизинг, венчурное финансирование, проектное финансирование, налоговый инвестиционный кредит, система внешнего заимствования (иностранные инвестиции).
Бюджетное финансирование — направление финансовых ресурсов из государственного бюджета на развитие производственной и социальной инфраструктуры. Источниками финансирования являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных фондов.
Бюджетное финансирование направлено:
Во-первых, на частичное или полное финансирование федеральных инвестиционных программ, которое производится в соответствии с приоритетными инвестиционными проектами, нацеленными на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий, имеющих общегосударственное значение, здравоохранение, образование, сельское хозяйство, жилищное и муниципальное строительство, культуру, науку;
Во-вторых, на финансовую поддержку высокоэффективных проектов на конкурсной основе. Право на участие в конкурсе на получение государственной поддержки, организуемом Министерством экономики РФ, получают инвестиционные проекты, отвечающие следующим требованиям:
-инвестор на реализацию проекта обязуется выложить не менее 20 % собственных средств (акционерный капитал, прибыль, амортизация);
-срок окупаемости проекта, как правило, не превышает двух лет;
-инвестиционный проект имеет бизнес-план и заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.
Самофинансирование инвестиционных проектов предусматривает финансирование капитальных вложений предприятия за счет собственных финансовых ресурсов: чистой прибыли, амортизационных отчислений и внутрихозяйственных резервов.
Акционерное финансирование используется в акционерных обществах и представляет собой получение денежных средств в результате эмиссии акции.
Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Различают обыкновенные и привилегированные акции.
Акционерное общество вправе осуществить дополнительную эмиссию акций для получения инвестиционных ресурсов под конкретный проект.
К недостаткам акционерного финансирования относят:
- выпуск акций не всегда размещается полностью;
- поскольку обыкновенная акция - долевая ценная бумага, то дополнительная эмиссия акций приводит к размыванию пропорциональных долей участия прежних акционеров в уставном капитале, увеличению количество акционеров и уменьшению размера дивидендов.
К достоинствам акционерного финансирования следует отнести:
- при существенных объемах эмиссии низкая цена привлекаемых ресурсов;
- привлеченные ресурсы не имеют ограниченного срока их применения.
- По обыкновенным акциям выплаты за пользование привлеченными ресурсами не носят обязательного характера, так как дивиденды выплачиваются исходя из финансового результата; эмиссия привилегированных акций — более дорогой источник финансирования инвестиций, так как держателям привилегированных акций необходимо выплачивать фиксированный процент дивидендов.
Кредитное (долговое) финансирование осуществляется за счет кредитов банков и долговых обязательств юридических и физических лиц.
Кредит – заем предоставляемый в денежной форме банком или иной кредитной организацией заемщику на условиях срочности, возвратности и платности за использование. Важным условием выдачи кредита является его обеспечение как способ снижения риска невозврата кредита. Основными формами обеспечения кредита являются: поручительство, гарантия, неустойка, залог недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных или корпоративных ценных бумаг.
В финансировании инвестиционных проектов немаловажную роль играет облигационный заем. Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.
В пользу выпуска облигаций для предприятия говорит тот факт, что эмитент получает необходимые ему инвестиционные ресурсы, при этом не происходит изменения структуры собственности предприятия, новые инвесторы не вмешиваются в дела управления компанией, а привлеченные таким образом средства, как правило, обходятся компании дешевле, чем банковский кредит. К недостаткам этого метода финансирования относится то, что воспользоваться им могут акционерные общества с высокой платежеспособностью и хорошей деловой репутацией.
Предоставление инвестиционного налогового кредита предприятиям осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 66-67). Суть данного источника финансирования инвестиционных проектов - в отсрочке налоговых платежей. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Основаниями предоставления налогового кредита являются:
- Проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
- Осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или технологий;
- Выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
Налоговый инвестиционный кредит предоставляется по налогу на прибыль, региональным и местным налогам. Налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до 5 лет, проценты за пользование кредитом составляют 50-75% от ставки рефинансирования ЦБ РФ. Организация-налогоплательщик может заключить несколько договоров. Однако сумма уменьшения налоговых платежей не должна превышать 50% платежей по налогу.
Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передачи его на основе договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем (Закон РФ «О лизинге» (финансовой аренде) от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ).
Основным преимуществом использования лизинга является то, что имущество, передаваемое в лизинг, в течение всего действия договора является собственностью лизингодателя. Условия постановки лизингового имущества на баланс лизингополучателя определяются условиями договора. Использование лизинга позволяет организациям, не прибегая к привлечению кредитов, использовать в производстве новое технологическое оборудование и технологии. При этом приобретаемое в рассрочку оборудование позволяет снизить налогооблагаемую базу и налоговые платежи за счет отнесения лизинговых платежей на себестоимость продукции и применения ускоренной амортизации.
Внешнее (международное) финансирование – финансирование инвестиционных проектов иностранными инвесторами. В соответствии с Федеральным Законом «Об иностранных инвестициях в РФ» от 9.07.99г. иностранные инвестиции – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, если такие объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации.
Иностранными инвесторами могут быть иностранные физические и юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, иностранные государства и международные организации.
Иностранные инвестиции могут осуществляться в форме:
- долевого участия в предприятиях совместно с юридическими и физическими лицами страны;
- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
- приобретение имущества, в том числе ценных бумаг;
- приобретение прав пользования землей и другими природными ресурсами, иных имущественных прав самостоятельно или с участием юридических лиц или граждан страны.
Проектное финансирование в большинстве словарей определяется как средне- и долгосрочные кредиты под конкретные промышленные объекты, доходы от которых являются основой погашения кредитов.
Решение об использовании механизма проектного финансирования и участия в нем принимают банки исходя из технической осуществимости и экономической целесообразности предложенного проекта. Большая часть проектов отвергается на стадии предварительного анализа, причина такого отсева – стремление банка обезопасить участников проекта от возможных рисков. Профессионально разработанный инвестиционный проект не только является средством получения кредита, но и реальным планом действия, который позволяет предприятию обслуживать долг на этапе реализации проекта и достичь максимального эффекта от его внедрения.
Характерные черты, отличающие проектное финансирование от других форм финансирования:
- основным обеспечением предоставляемого банком кредита являются доходы, которое получит в будущем реконструируемое или создаваемое предприятия. Гарантией кредита главным образом выступает экономический эффект от реализации проекта, хотя в качестве залога могут выступать также активы заемщика, их размер не сопоставим со стоимостью проекта.
- Проектное финансирование требует тщательно разработанного инвестиционного проекта.
- В отличие от банковского кредитования в проектном финансировании могут принимать участие не только коммерческие банки, но и инвестиционные банки, инвестиционные фонды, лизинговые компании и другие институциональные инвесторы. Это дает возможность использовать множество форм финансирования – банковских кредитов, облигационных займов, лизинга, объединяя собственные средства предприятия с заемными.
- Стороны, участвующие в проекте, являются одновременно и кредиторами, и участниками проекта.
- Основным методом управления проектными рисками является распределение этих рисков между всеми участниками реализации проекта.
Венчурное финансирование – финансирование новых предприятий и новых видов деятельности, которые традиционно считаются высоко рискованными, что не позволяет получить для них финансирование в виде банковских кредитов или других общепринятых форм. Другими словами, этот вид финансирования заключается в выделении прямых инвестиций малым и средним компаниям, разрабатывающим и производящим преимущественно наукоемкую продукцию и услуги, базирующиеся на высоких технологиях.
Для получения венчурного капитала компании необходимо:
1. Наличие передовой, не имеющей мирового аналога технологии или разработки, оцениваемой минимум по одному из следующих критериев: новизна продукта, экономичность технологии производства, использование нового, более дешевого сырья, экологичность.
2. Наличие внетехнологического "ноу-хау", связанного с программным продуктом, бизнес-идеей и т.п.
3. Устойчивое увеличение рыночных продаж, перспективы дальнейшего роста контролируемого сегмента рынка в сочетании с наличием у компании эксклюзивного конкурентного преимущества, обусловленного внутренними для компании причинами.
Таким образом, что венчурное финансирование - это долгосрочные (5-7 лет) высоко рисковые инвестиции частного капитала в акционерный капитал компаний ориентированных на разработку и производство наукоемких продуктов, для их развития и расширения, с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств.
Капитал, необходимый предприятию для финансирования инвестиционной деятельности может формироваться комбинированием различных составляющих (смешанное финансирование). Привлечение инвестиций из любого источника финансирования связано с определенными затратами (выплата процентов по кредиту и облигационному займу, дивидендов по акциям и пр.). Эти затраты представляют собой цену капитала, направленного на финансирование. Цена капитала отражает сложившийся на данном предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, а также характеризует норму рентабельности инвестированного капитала, которую должно обеспечить предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость.
При привлечении инвестиционных ресурсов из разных источников цена капитала рассчитывается как средневзвешенная стоимость капитала (weighted average cost of capital - WACC), зависящая от стоимости каждого из источников капитала и его доли в общем объеме инвестиционных ресурсов. Средневзвешенная стоимость капитала определяется как уровень доходности, который должна приносит инвестиционная деятельность, для того чтобы обеспечить получение всем инвесторам дохода, аналогичного тому, который они могли бы получит от альтернативных вложений с тем же уровнем риска.
Средневзвешенная стоимость капитала рассчитывается по формуле:
(9.1)
где Кn – цена n-го источника средств, %
wn - доля n-го источника в общем объеме инвестиционных ресурсов.
Рассмотрим стоимость основных элементов инвестиционных ресурсов.
Цена банковского кредита определяется как издержки на выполнение обязательств по выплате процентов по кредиту; в общем виде это ставка процента, которую предприятие платит банку. Для более точного определения необходимо учитывать затраты, связанные с оформлением кредита (получение гарантии, оформление залога, страхование кредита) и противоналоговый эффект кредита (налоговое законодательство разрешает уменьшать налогооблагаемую прибыль на величину процентов по кредиту).
Цена банковского кредита рассчитывается по формуле:
(9.2)
где i – ставка процента по кредитному договору, %;
t - ставка налога на прибыль (в долях от единицы);
Ск – расходы по привлечению кредита, выраженные в долях от его суммы.
Цена облигационного займа определяется аналогично цене банковского кредита. Для более точного расчета нужно учитывать возможную разницу между ценой реализации и номинальной стоимостью облигации при размещении облигаций с дисконтом.
Текущая кредиторская задолженность предприятия - краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам, краткосрочные банковские кредиты, накопившиеся неоплаченные налоги, задолженность работникам по заработной плате, обязательства по аренде и т.п. Цена текущей задолженности предприятияопределяется как отношение расходов по обслуживанию просроченной задолженности (пени, штрафы, проценты за кредиты, проценты за покупку в рассрочку и т.д.) к величине текущей задолженности предприятия за год:
(9.3)
где Стз - годовые расходы по обслуживанию текущей кредиторскойзадолженности, руб.;
ТЗ – среднегодовая величина текущейкредиторской задолженности, руб.
Цена акционерного капитала. Расходами по обслуживанию собственного капитала являются дивиденды, выплачиваемые акционерам, при этом величина дивидендов и порядок выплаты по привилегированным и обыкновенным акциям различаются. Поэтому цена этого источника приблизительно равна уровню дивидендов с учетом расходов по организации эмиссии акций:
(9.4)
где Da – дивиденды по акциям, руб.;
Sa – сумма, полученная предприятием от продажи акций, руб.;
Са – расходы на выпуск акций, выраженный в долях от его суммы.
Цена нераспределенной прибыли какисточника финансирования инвестиционного проекта определяется с учетом принципа альтернативной стоимости. Чистая прибыль предприятия принадлежит акционерам и является компенсацией за предоставление капитала компании. Акционеры могут принять решение о выплате прибыли в виде дивидендов, либо о вложении ее в предприятие (реинвестировать). Если акционеры предпочли реинвестировать прибыль в собственное предприятие, то они неформально предполагают, что доходность от такого вложения будет не меньше, чем доходность при вложении нераспределенной прибыли в другие объекты вне фирмы. Таким образом, цена нераспределенной прибыли может быть приравнена к цене источника «обыкновенные акции».
Тема 10. Методы детального планирования проектов. Декомпозиция проектов. Разработка иерархической структуры работ (WBS)
Общая картина проекта содержится в плане разработки программного продукта, который определяет способы достижения целей, поставленных перед проектом. Создание плана разработки программного продукта начинается с построения структуры пооперационного выполнения работ (work breakdown structure, WBS). WBS – это иерархическая структура, получающаяся в результате последовательной декомпозиции проекта на подпроекты, пакеты работ различного уровня и отдельные рабочие задания. В ней описываются шаги, необходимые для выполнения проекта, а также их взаимосвязи.
Фактически WBS - это инструмент, с помощью которого осуществляется документирование всех рабочих операций, которые должны быть выполнены для разработки и поставки ПО. Она образует своего рода каркас, на основе которого разрабатывается график выполнения проекта. При использовании подобной структуры команде разработчиков проекта значительно проще разделить весь рабочий процесс на ряд небольших хорошо определенных задач и действий. В частности при наличии структуры WBS значительно облегчается планирование (в том числе, календарное) и оценивание параметров проекта. Кроме того, WBS представляет собой хорошую основу для мониторинга проекта.
Создать хорошую структуру работ, которая является полезной и пригодной к употреблению, не так просто, как кажется на первый взгляд.
Хорошая декомпозиция работ и ее синхронизация с процессом разработки – важные факторы успеха проекта. Она зависит от стиля управления проектом, организационной культуры, предпочтений заказчика, финансовых ограничений и некоторых других, трудно поддающихся определению параметров, специфичных для каждого проекта.
С одной стороны, WBS позволяет согласовать план проекта с потребностями заказчика, представленными в виде спецификаций или описаний работ. С другой стороны, WBS является удобным средством управления для менеджера проекта, так как позволяет:
- определить работы, обеспечивающие достижение целей и подцелей (частных целей) проекта;
- проверить, все ли цели будут достигнуты в результате реализации проекта;
- создать удобную, соответствующую целям проекта структуру отчетности;
- определить на соответствующем уровне детализации плана вехи (ключевые результаты), которые будут играть роль контрольных точек по проекту;
- распределить ответственность за достижение целей проекта между его исполнителями и тем самым гарантировать, что ни одна работа не выпадет из поля зрения;
- обеспечить членам команды понимание общих целей и задач по проекту.
Уровень детализации WBS зависит от содержания проекта, квалификации и опыта команды проекта, применяемой системы управления, принципов распределения ответственности в команде проекта, существующей системы документооборота и отчетности и т. д. В процессе создания WBS могут использоваться детальные технические спецификации или только функциональные спецификации с требованиями к работам в самом общем виде.
Система управления проектом должна включать в себя возможность представления информации по плановым и фактическим данным проекта в соответствии со структурой WBS.
Разработка WBS проводится либо сверху вниз, либо снизу вверх, либо используются одновременно оба подхода. Применяемый для этой цели итерационный процесс может включать в себя различные способы выявления информации. Например, используется методика «мозгового штурма», осуществляемого как в рамках проектной команды, так и с привлечением представителей других участников проекта.
Основанием декомпозиции WBS могут служить:
- компоненты продукта (объекта, услуги, направления деятельности), получаемого в результате реализации проекта;
- процессные или функциональные элементы деятельности организации, реализующей проект;
- этапы жизненного цикла проекта, основные фазы;
- подразделения организационной структуры;
- географическое размещение для пространственно распределенных проектов.
На практике чаще всего используются комбинированные структуры WBS, построенные с использованием нескольких оснований декомпозиции.
Подход сверху вниз влечет за собой последовательную декомпозицию. Он часто применяется в том случае, когда команда разработчиков хорошо осознает этапы выполняемого проекта (например, потому что подобные проекты уже реализовывались в этой организации). При использовании этого подхода разработка начинается с самого верхнего элемента (чаще всего, это поставляемый программный продукт), а дальше разбиение продолжается до тех пор, пока фрагменты работы не смогут быть выполнены «одной единицей ресурса» за «относительно короткий период времени». В качестве одной единицы ресурса может выступать один человек, группа однотипных ресурсов, одно структурное подразделение и пр. Относительно короткий период времени может означать один день, одну неделю, один месяц, либо другую временную единицу, обладающую приемлемым уровнем детализации в масштабах области действия проекта и позволяющую производить измерения в ходе выполнения проекта (для программных проектов – это, как правило, одна – две недели). При этом производится одна единица рабочего продукта.
Подход снизу вверх идеально подходит для разработки проектов новых типов, когда команда разработчиков плохо ознакомлена с этапами, которые им придется реализовать на практике. Применение этого подхода на практике обычно сопровождается использованием метода «мозгового штурма» по отношению ко всему, что должно выполняться в рамках проекта. Затем производится группировка действий с одинаковым уровнем детализации, параллельно с которой выполняется приблизительная оценка объемов работ. Группирование производится до тех пор, пока не будет достигнут элемент высшего уровня. Этот процесс еще называют созданием диаграмм связности.
В любом случае WBS должна быть понятна. Она должна позволять собирать проект в целом из отдельных работ, обеспечивать управляемость при его реализации и распределение ответственности по каждой работе. Обеспечение управляемости предполагает установление регламента (внутрифирменного стандарта), предписывающего участникам проекта порядок их действий и практическое обеспечение выполнения этого регламента.
Обычно при построении WBS используется следующая последовательность действий:
- на основе информации о целях проекта и его планируемых результатах проводится последовательная декомпозиция33 работ проекта по заданным основаниям (признакам, критериям). Этот процесс продолжается до тех пор, пока все значимые работы, пакеты работ и отдельные задания не будут выделены и идентифицированы в такой степени и таким образом, чтобы они могли планироваться, для них можно было определять бюджет и составлять расписание, выполнять функции мониторинга и контроля;
- для наглядности и простоты автоматизации использования WBS каждому элементу декомпозиции присваивается уникальный идентификатор, соответствующий уровню и, например, порядковому номеру на уровне с использованием разделителей типа табуляции, знаков препинания и т. д. Названия элементов на каждом уровне отражают критерии разбиения работ;
- для каждой, выделенной таким образом, части проекта определяются имеющие к ней отношение данные (продолжительность и объем работ, ответственные исполнители, бюджет и затраты, оборудование и материалы и т.д.)34. Наибольший интерес на этом этапе представляют данные по персональной ответственности за выполняемые работы — матрица ответственности, в которой определяется, кто и за что отвечает. Она служит основой для решения проблем координации работ по проекту, выявления узких мест, где нет баланса между правами и обязанностями исполнителей.
- по каждой выделенной части проекта проводится критический анализ с ее исполнителями (членами команды проекта, менеджерами и другими участниками) для подтверждения правильности WBS.
После подтверждения правильности декомпозиции можно использовать агрегирование ресурсных требований, графиков, взаимосвязей частей проекта от уровня к уровню, снизу вверх. Самый верхний уровень WBS представляет суммарную информацию о проекте в целом, о его бюджете, графике, ресурсном обеспечении и пр.
Возможные ошибки структуризации проекта:
- пропуск стадии структуризации проекта и переход непосредственно к поиску и решению текущих, оперативных проблем проекта;
- непонимание того, что WBS должна охватывать весь проект (обычно недостаточное внимание уделяется начальной и конечной фазам проекта, работе функциональных, обеспечивающих подразделений);
- повторение элементов структуры;
- отсутствие интеграции структуры проекта с системой ведения бухгалтерских счетов в компании и с системой подготовки проектно-сметной документации;
- излишняя или недостаточная детализация;
- невозможность компьютерной обработки результатов структуризации — планов проекта из-за ошибок формального характера (каждый уровень или элемент плана должен быть определенным образом закодирован);
Проблемы традиционной WBS при разработке ПО
Традиционные декомпозиции работ обычно имеют три фундаментальных порока, а именно:
1. Традиционные декомпозиции работ создаются преждевременно на основе проектных решений по разработке продукта. На рис. 10.1 показана типичная традиционная WBS, построенная на основе разбиения архитектуры продукта на подсистемы, которые, в свою очередь, разбиты на компоненты. Как только эта структура переходит к ответственным менеджерам в виде бюджетов, сроков и ожидаемых отчетов, устанавливается такая основа планирования, менять которую оказывается сложно и дорого. WBS является архитектурой финансового плана. В архитектуру ПО следует инкапсулировать компоненты, которые, вероятно, будут изменяться, точно так же необходимо поступать и с архитектурой планирования. Жестко привязывать план к структуре продукта имеет смысл только в том случае, если они оба достаточно созрели для этого. В случае если либо план, либо архитектура будут подвергаться дальнейшим изменениям, желательна менее жесткая зависимость.
2. Традиционные декомпозиции преждевременно детализируются, планируются и финансируются либо слишком подробно, либо недостаточно подробно. В больших проектах существует тенденция к избытку планов, а в малых - к недостатку планов. WBS, приведенная на рис. 10.1, оказывается чрезмерно упрощенной для широкомасштабных проектов, где обычными считаются шесть и более уровней детализации. Команда управления проектом тщательно планирует каждый элемент и определяет основы бюджета и сроки создания ПО для каждого задания на данном уровне детализации. С другой стороны, большинство небольших или «домашних» разработок довольствуется созданием WBS с одним уровнем без сопровождения его какими-либо подробностями. Команда управления планирует и ведет проект, используя приблизительное распределение заданий, нежесткую отчетность по срокам и затратам. Оба этих подхода не являются взвешенными. Вообще говоря, имеет смысл WBS, проработанная, по крайней мере, до двух или трех уровней. В случае крупномасштабных систем может понадобиться несколько дополнительных уровней на более поздних стадиях жизненного цикла. Основной проблемой при включении в план с самого начала слишком большого числа деталей заключается в том, что эти детали не меняются параллельно с уровнем качества плана. Например, не представляется возможным точно расписать на первом месяце - когда составляются основы плана, и до того, как будут разработаны архитектура и сценарии тестирования, — детали работ по тестированию, намеченных к выполнению 18 месяцами позже.
3. Традиционные декомпозиции работ специфичны, для каждого проекта, поэтому сравнение разных проектов обычно оказывается затруднительным или невозможным. В большинстве организаций разрешается в каждом отдельном проекте адаптировать описание присущей ему структуры под стиль менеджера проекта, под запросы заказчиков или под какие-либо другие особенности, специфичные для данного проекта. При отсутствии стандартной структуры WBS чрезвычайно сложно сравнивать планы, финансовые показатели, временные показатели, организационную эффективность, тенденции изменения затрат, производительности или качества для разных проектов. В рамках каждого конкретного проекта работа организуется по-разному, при этом используются различные единицы измерения.
Рис. 10.1. Традиционная декомпозиция работ, привязанная к структуре продукта.
На некоторые из приведенных ниже простых вопросов, являющихся критичными для любой задачи улучшения процесса разработки ПО, большинство работающих над проектами команд, применяющих традиционную декомпозицию работ, не сумеют дать ответа:
- Каково соотношение между производительными видами деятельности (требования, проектирование, реализация, оценка, внедрение) и непроизводительными (управление проектом, создание рабочей среды)?
- Каков процент усилий, затраченных на доработки?
- Каков процент затрат на основное программное оборудование (расходы на среду)?
- Каково соотношение между тестированием и интеграцией?
- Каковы затраты на версию N (являющиеся основанием для планирования затрат на версию N+1)?
Эволюционирующие декомпозиции работ
Эволюционирующие WBS организуют элементы планирования вокруг схемы процесса, а не вокруг схемы продукта. Такой подход позволяет лучше подстроиться под ожидаемые изменения в постоянно совершенствующемся плане и допускает изменение уровня качества планирования. Основной рекомендацией относительно WBS является организация иерархии следующим образом:
Элементами WBS первого уровня являются рабочие процессы (управление проектом, создание рабочей среды, управление требованиями, проектирование, реализация, оценка и внедрение). Эти элементы обычно закрепляются за одной командой и формируют «скелет» проекта, который используется в целях планирования и сравнения с другими проектами.
Элементы второго уровня определяются для каждой стадии жизненного цикла. Эти элементы позволяют естественным образом повышать точность плана параллельно с повышением уровня понимания требований и архитектуры, а также таящихся в них рисков.
Элементы третьего уровня определяются для выделения видов деятельности, в результате которых производятся рабочие продукты каждой стадии. Эти элементы могут либо образовывать самый нижний уровень в иерархии, который позволяет вычислить стоимость отдельного вида рабочих продуктов для данной стадии, либо разбиваться дальше на несколько видов деятельности более низких уровней, которые, взятые вместе, обеспечивают получение одного вида рабочих продуктов.
Стандартная WBS, соответствующая схеме процесса (стадии, рабочие процессы и рабочие продукты), показана на рис. 10.2. Эта рекомендуемая структура является примером того, каким образом элементы процесса могут быть сведены в план. Она предлагает схему для оценки затрат и сроков по каждому элементу, их распределения по организации, выполняющей проект, и отслеживания расходов.
Приведенная структура должна рассматриваться как отправная точка. Ее необходимо подогнать под особенности проекта по многим направлениям.
Масштаб. Более масштабные проекты будут иметь больше уровней и подструктур.
Организационная структура. Проекты, где задействованы субподрядчики или участвует множество различных организаций, могут иметь ограничения, которые приведут к необходимости иного распределения WBS.
Объем разработок на заказ. В зависимости от характера проекта в рабочих процессах управления требованиями, проектирования и реализации внимание может уделяться разным аспектам. Проект реинжиниринга бизнес-процессов, основанный по большей части на уже существующих компонентах, должен иметь большую глубину детализации требований и не слишком углубляться в проектирование и реализацию. Разработка единственного в своем роде тех