Перечень вопросов к экзамену по финансам
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИНАНСАМ
Роль финансов в расширенном воспроизводстве товаров и услуг.
Расширенное воспроизводство включает в себя непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.
Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику.
Следует отметить, что в условиях административно-командной системы эффективность использования государственных средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем не установленного оборудования, в том числе импортного. Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий – средства высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не позволяло им принимать оперативные решения, направленные на получение высоких финансово-хозяйственных результатов.
В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве.
Государственные финансы и прежде всего бюджетная система путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, и на этой основе – рост жизненного уровня народа.
За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.
Инвестиционная деятельность особенно сокращается в производственной сфере по всем народнохозяйственным комплексам. Одна из причин этого – кризис неплатежей в народном хозяйстве. Особенно существенное свертывание капитального строительства наблюдается в отраслях топливно-энергетического и агропромышленного комплексов. Для инвесторов более предпочтительна непроизводственная сфера, в частности, успешно развивается жилищное строительство.
Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.
Государственные инвестиции должны быть социально обоснованными, направленными на создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества жизни, стимулирование собственной инвестиционной активности предприятий.
Большое воздействие на финансы предприятий оказывает налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Следует отметить, что налоговая политика в настоящее время не стимулирует расширенное воспроизводство.
Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызвано во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.
Типы финансовой политики.
Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - Министерстве финансов (Казначействе). Это было до конца 20-х гг. прошлого столетия.
2. Регулирующая финансовая политика (автор Дж. Кейнс) - это вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики.Наряду с традиционными задачами ставилась цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений для обеспечения полной занятости населения.
3. Планово-директивная финансовая политика (авторы - В.И. Ленин, М.И. Бухарин) применяется в странах, использующих административнокомандную систему управления экономикой.Цель директивной финансовой политики - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
2. Кредитно-денежная политика, под которой понимают:
- обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы;
- обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы, через регулирование деятельности банковской системы;
- управление деятельностью финансового рынка.
3. Фискальная политика - это искусное изменение налогового бремени в течение всего экономического цикла. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему фискальной политики.
Принципы фискальной политики:
а) уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщиков, т. е. его уровня доходов, поэтому налог с дохода должен быть прогрессивным;
б) налогообложение должно носить однократный характер;
в) обязательная уплата налогов. Система штрафов и санкций должна быть такой, чтобы неуплата налогов была менее выгодной, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами;
г) процедура выплаты налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для организаций, собирающих налоги;
д) налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям;
Фискальная политика государства включает в себя следующие разновидности:
Дискреционная политика, или политика, проводимая непосредственно правительством, предполагает сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Элементами дискреционной финансовой политики являются:
а) политика в области государственных расходов;
б) фискальная политика.
Недискреционная финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов, означает ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, позволяющей
стабилизировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
4. Политика экономического роста - система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышения уровня занятости.
Данная стимулирующая финансовая политика включает:
- рост государственных расходов;
- снижение налогового бремени.
5. Политика стабилизации - это система мер фискальной политики и политики государственных расходов, направленных на поддержание объема производства и стабилизацию цен, снижение дефицита бюджета и управление государственным долгом. Ее цель: остановить инфляцию, снизить дефицит бюджета до 3 %; довести государственный долг до уровня У ВНП.
6. Политика ограничения деловой активности - направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем, применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.
7. Сдерживающая политика подразумевает:
- уменьшение правительственных расходов;
- увеличение налогов.
Таким образом, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.
8. Политика в области государственных расходов, которая включает в себя: государственные программы расходов на социальные нужды; правительственные закупки и инвестиции; общественные работы с целью увеличения занятости населения.
9. Международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций (в том числе финансовых организаций).
Задачами финансовой политики на современном этапе являются:
1) перевод предприятий на рыночные отношения;
2) преодоления кризисного состояния финансов и оздоровление кредитно-денежной системы;
3) остановка спада производства;
4) контроль инфляционного процесса;
5) активизация инвестиционной деятельности для обеспечения структурной перестройки народного хозяйства;
6) разработка комплекса мер по социальной защите населения (индексация доходов, компенсации и т. п.).
Бюджетная классификация.
Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется: - для составления, утверждения и исполнения бюджета; - контроля за выделением и использованием бюджетных средств; - обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней; - составления консолидированных бюджетов всех уровней
Бюджетная классификация применяется для обеспечения сопоставления и систематизации по однородным признаками доходов и расходов бюджетов разных уровней
Бюджетная классификация включает в себя: 1. классификацию доходов бюджетов- группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ определяющая источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ
2. функциональную классификацию расходов бюджетов- группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, отражающая направления бюджетных средств на выполнение основных функции государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами гос власти РФ и органами гос власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных гос полномочий, передаваемых на иные уровни власти
3. экономическую классификацию расходов бюджетов- группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию, которая состоит из 5 уровней: группа, подгруппа, предметная статья, подстатья, элемент расходов
4. классификацию источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов- группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов
5. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ- группировка долговых обязательств правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления
6. классификацию государственного внешнего долга и классификацию внешних активов РФ- группировка государственных внешних долговых обязательств РФ, внешнего долга субъектов РФ, а так же внешнего долга международных фин. Организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед РФ
7. ведомственную классификацию расходов федерального бюджета -группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета (орган гос власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям бюджетных средств, а так же наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации)
Бюджетный процесс– деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта деятельность регламентируется: Конституцией РФ, бюджетным кодексом РФ, законом “Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях – законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления. Бюджетный процесс охватывает 4 стадии: 1.Составление проекта бюджета явл. исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. 2. Рассмотрение и утверждение бюджета предполагает, что Правительство РФ представляет Госдуме федерального собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год в 4 чтениях
3. Исполнение бюджета начинается после утверждения в установленном порядке. В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета
4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение – одна их форм финансового контроля, осуществляемого законодательными органами власти. Контроль осуществляет Счетная палата РФ. Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей готовит орган исполняющий бюджет. Ответственным за составление отчета об исполнении бюджета является Мин Фин. РФ
Деятельность государственных органов от начала составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетный цикл
Основными принципами бюджетного процесса являются: 1. принцип правильности исполнения федерального бюджета 2. принцип полноты и своевременности 3. принцип финансирования расходов связанных с предоставлением бюджетных ссуд 4. принцип финансирования расходов по утвержденным обязательствам.
Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.
К элементам бюджетного устройства Российской Федерации относятся:
1. Бюджетная система Российской Федерации;
2. Бюджетная классификация Российской Федерации;
3. Принципы бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная система РФ.
Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
-1-й уровень – Федеральный (государственный) бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
-2-й уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов.
-3-й уровень – местные бюджеты (городские, районные, сельские, поселковые).
Так, федеральный бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения РФ.
Бюджет субъекта РФ предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта РФ.
Местный бюджет, бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.
Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:
1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.
3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.
4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.
5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.
6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).
7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.
8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.
9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.
Меры управления
Во всем мире самым распространенным методом управления государственным долгом является рефинансированиегосударственного долга, т.е. погашение части государственного долга за счет размещения новых займов.
Для использования этого метода необходима высокая финансовая репутация государства-заемщика. На мировом финансовом рынке репутация стран-заемщиков выражается рейтингами, которые присваиваются им международными рейтинговыми агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования.
При финансовом кризисе возникает необходимость в реструктуризации долга. В соответствии со ст. 105 БК РФ подреструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
В условиях трудного экономического положения, растущего дефицита, невозможности полностью и своевременно погасить долги правительство может прибегнуть к таким мерам, как конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, аннулирование государственного долга.
Конверсия - это изменение размера доходности займа; чаше всего государство снижает размер уплачиваемых процентов по займам, уменьшая тем самым расходы государственного бюджета но управлению государственным долгом.
Консолидация - изменение сроков действия ранее выпущенных займов, т.е. решение о переносе даты выплаты на более поздний срок. Возможно и обратное решение — досрочное погашение. Обычно вместе с консолидацией проводится унификация государственных займов.
Унификация - обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый.
Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигается срок погашения займа, но и прекращается выплата процентов по нему.
Аннулирование государственного внутреннего долга — полный отказ государства or долговых обязательств (является крайней мерой).
Управление государственным долгом предполагает контроль за двумя важнейшими показателями — величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП (или в экспорте) и соотношение реального процента и темпа экономического роста. Простая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП.
Виды и системы страхования.
Виды страхования считаются первичным звеном страховой деятельности, которое появилось еще до возникновения отраслей. Именно этим объясняется то, что никто не может застраховать что-либо на уровне подотраслей или отраслей, поэтому вид – это базовый инструмент хозяйственного страхового механизма, на уровне которого разворачиваются основные страховые процессы
1. Личное страхование. Личное страхование является одной из отраслей страхования. Объектами данной отрасли выступают жизнь человека, его здоровье и трудоспособность. С помощью данного вида страхования обеспечивается защита доходов семей и их благосостояния.
Страхование может быть обязательным и добровольным. Зачастую в основе заключения договора лежит свободное волеизъявление обеих сторон – страхователя и страховщика.
Личное страхование предполагает:
- страхование жизни. Страховщик гарантирует выплату определенной страховой суммы денег страхователю или третьим лицам, если они указаны. Основания ¾ смерть застрахованного или его дожитие до определенного указанного срока. Взамен страховщик получает страховые премии. Объекты страхования жизни ¾ различные жизненные события или ситуации. К ним относятся: дожитие человека до возраста, указанного в договоре; случаи смерти застрахованного человека; события в жизни человека, которые предусмотрены в договоре страхования (вступление в брак, поступление в учебные заведения или иные события). Также выделяют срочное страхование жизни.
- страхование от болезней и несчастных случаев, по-другому смешанное страхование. Страховщик выплачивает сумму страховки в двух случаях: если застрахованный умирает или остается жив, когда договор уже истек. Внешняя причина выступает в качестве страхового случая. Договор обычно заключается на год. Сюда относятся: страхование пассажиров, детей, работников предприятий, страхование граждан, государственных служащих, представителей опасных профессий, спортсменов и другие категории граждан. Обязательному страхованию подлежат пассажиры транспортных средств;
- медицинское страхование. Оно предусматривает компенсацию расходов застрахованного на лечение, причиной которого может быть как заболевание, так и несчастный случай.
Виды медицинского страхования: обязательное (оно включает все категории граждан); добровольное (осуществляется в индивидуальной форме или коллективной, когда работодатель страхует всех работников). К медицинскому страхованию также относят страхование на случай операции, протезирования, стационарного лечения, пластических операций, оказания оздоровительных услуг, санаторно-курортных;
- пенсионное страхование. Пенсионное страхование ¾ один из самых неустойчивых видов страхования в нашей стране. Вот и в настоящее время законодательная база снова меняется в этом направлении. Страховые компании не имеют права заниматься пенсионным страхованием, а делать это могут в настоящее время только пенсионные фонды. Хотя данный вид страхования можно расценить и как страхование жизни с открытым периодом, и при достижении определенного возраста вы вправе рассчитывать на накопительную — дополнительную пенсию;
- накопительное страхование. Отдельно выделяют и накопительное страхование как отдельный вид личного страхования. Его сложно отделить от остальных видов страхования. Основным его отличием является то, что выплата по данному договору будет произведена в любом случае, в независимости от наступления страхового случая.
2. Имущественное страхование. В нашей стране имущественное страхование – это та отрасль, где объектом правоотношений являются различные виды имущества. Субъектами же выступают юридические и физические лица.
По объекту страхование имущества делится на 2 вида. Первый ¾ это страхование имущества как таковое. Сюда можно отнести как недвижимое имущество (квартиры, дома, дачи), так и движимое имущество, то, что находится внутри данных объектов и представляет для человека материальную ценность. Это могут быть предметы интерьера, ювелирные изделия, одежда. Если в квартире только что сделан дорогостоящий ремонт, имеет смысл застраховать и отделку помещения.
Есть вариант имущественного страхования по экспресс-страховке на короткий срок от 15 дней, он хорош для тех, кто планирует поехать в отпуск и не беспокоиться о сохранности своего имущества.
3. Страхование ответственности – это страхование автогражданской ответственности, ответственности предприятий, товаропроизводителей, строительных организаций и др. В этом виде различают несколько типов ущерба: имущественный, моральный, личный и претензии косвенно пострадавших. Таким образом, страхование ответственности – это возмещение страховщиком ущерба, возникшего в результате чьей-либо деятельности, застрахованному лицу.
Видами страхования ответственности также являются:
1. Страхование автогражданской ответственности владельца автотранспортных средств (ОСАГО).
2. Страхование ответственности работодателя на случай причинения вреда здоровью работника.
3. Страхование персональной ответственности перед третьими лицами из-за небрежности страхователя или членов его семьи.
4. Страхование ответственности производителя товара (посредника или продавца) перед потребителями и другими за вред, болезнь или убыток (ущерб), возникающие в результате поставки товара.
5. Страхование ответственности судовладельцев.
6. Страхование профессиональной ответственности (например, адвоката, нотариуса, врача и других специалистов).
7. Другие виды страхования ответственности.
4. Страхование предпринимательских рисков (бизнеса). При страховании предпринимательских рисков объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с возмещение предпринимателю убытков, а также неполученных доходов от ведения предпринимательской деятельности при условии нарушения его контрагентами принятых на себя обязательств или иным изменениям условий деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам.
Видами страхования предпринимательских рисков являются:
- страхование от перерыва в производстве в связи с утратой или повреждением имущества в результате пожаров, взрывов, аварий и других событий;
- страхование инвестиций от политических и коммерческих рисков;
- страхование депозитов;
- страхование финансовых гарантий;
- страхование риска неплатежа;
- страхование экспортных кредитов и др.
В основе деления страхования на отрасли лежат принципиальные различия в объектах страхования.
Величина, условия и метод страхового возмещения убытка в имущественном страховании зависят от системы страхования ответственности страховщика.
Система страховой ответственности обусловливает соотношение между страховой суммой застрахованного имущества и фактическим убытком, т.е. степень возмещения возникшего ущерба.
Наибольшее распространение получили следующие системы страхования:
1. Страхование по системе действительной стоимости имущества. При данной системе страхования величина страхового возмещения определяется как фактическая стоимость имущества на день заключения договора. Страховое возмещение равно величине ущерба. Здесь страхуется полный интерес.
Пример: Стоимость объекта страхования 5 млн. руб. В результате пожара погибло имущество, т.е. убыток страхователя составил 5 млн. руб. Величина страхового возмещения составит 5 млн. руб.
2. Страхование по системе пропорциональной ответственности. Данная система означает неполное или частичное страхование стоимости объекта. При страховании по системе пропорциональной ответственности проявляется участие страхователя в возмещении ущерба, т.е. страхователь принимает часть риска на себя. Чем больше возмещение ущерба на риске страхователя, тем меньше степень страхового возмещения. Иначе говоря, здесь страхуется частичный интерес. Степень полноты страхового возмещения тем больше, чем меньше разница между страховой суммой и оценкой объекта страхования.
Размер страхового возмещения рассчитывается по формуле:
где СВ – страховое возмещение; У – фактическая сумма ущерба; СС – страховая сумма по договору; СО - стоимостная оценка застрахованного объекта.
Пример: Имущество стоимостью 540 тыс. руб. застраховано по системе пропорциональной ответственности. Страховая сумма составляет 280 тыс. руб. В связи с повреждением объекта ущерб страхователя составил470 тыс. руб. Рассчитайте размер страхового возмещения?
Решение: 280*470/540=246,7 тыс. руб.
3. Страхование по системе первого риска. При данной системе страховая сумма ниже действительной стоимости имущества, и предусматривается выплата страхового возмещения в размере ущерба, но в пределах страховой суммы. Весь ущерб в пределах страховой суммы (первый риск) компенсируется полностью, а ущерб сверх размера суммы (второй риск) не возмещается.
Пример: Объект стоимостью 120 тыс. руб. застрахован по системе первого риска. Страховая сумма составляет 50 тыс. руб. Ущерб страхователя в результате повреждения объекта – 74 тыс. руб. Определите сумму страхового возмещения. Решение: 50 тыс. руб
Пример: Комбайн стоимостью 890 тыс. руб. застрахован по системе первого риска на сумму 400 тыс. руб. Определите размер страхового возмещения, если ущерб страхователя в связи с повреждением комбайна составил 380 тыс. руб. Решение: 380 тыс. руб
4. Страхование по системе восстановительной стоимостиозначает, что страховое возмещение за объект равно цене нового имущества соответствующего вида. Износ имущества не учитывается. Страхование по восстановительной стоимости соответствует принципу полной страховой защиты. В РФ не применяется.
5. Страхование по системе дробной части. При данной системе страхования устанавливаются две страховые суммы: страховая сумма и показная стоимость. По показной стоимости страхователь обычно получает покрытие риска, выраженное натуральной дробью или в процентах. Ответственность страховщика ограничена размерами дробной части, поэтому страховая сумма будет меньше показной стоимости. Страховое возмещение равно ущербу, но не может быть выше страховой суммы.
В случае, когда показная стоимость равна действительной стоимости объекта, страхование по системе дробной части соответствует страхованию первого риска.
Если показная стоимость меньше действительной стоимости, страховое возмещение рассчитывается по формуле:
где СВ – страховое возмещение; У – фактическая сумма ущерба; П – показная стоимость; СО - стоимостная оценка застрахованного объекта.
Пример: Стоимость застрахованного имущества показана в сумме 4 млн. руб., действительная стоимость 6 млн. руб. В результате кражи ущерб составил 5 млн. руб. Определить страховое возмещение. Решение:4*5/6=3,3 млн. руб
6. Страхование по системе предельной ответственностиозначает наличие определенного предела суммы страхового возмещения (чаще всего 70-80% размера ущерба). При этой системе обеспечения величина возмещенного ущерба определяется как разница между заранее установленным пределом и достигнутым уровнем дохода. Если в результате страхового случая уровень доходов страхователя будет меньше установленного предела, то возмещению подлежит разница между пределом и фактически полученным доходом. Страхование по системе предельной ответственности обычно используется при страховании крупных рисков, страховании доходов и страховании урожая сельхозкультур.
Пример: Средняя стоимость урожая моркови в сопоставимых ценах составила 320 тыс. руб. с !га. Фактическая урожайность 290 тыс. рублей. Ущерб возмещается в размере 70%. Определите сумму страхового возмещения?
Решение: Ущерб=320-290=30 тыс. руб; Страх. возмещение=30*0,7=21 тыс. руб с 1га.
Пример: Урожай ячменя застрахован по системе предельной ответственности исходя из средней за 5 лет урожайности 23 ц с 1 га на условиях выплаты страхового возмещения в размере 70% полученного ущерба. Фактическая урожайность составила 19ц с 1 га. Рассчитайте ущерб страхователя и сумму страхового возмещения, если площадь посева – 200 га, а закупочная цена ячменя – 250 руб. за 1 ц.
Решение:Ущерб=(23-19)*200*250=200000; Возмещение=200000*0,7=140 тыс. руб.
Пример: Урожай моркови застрахован по системе предельной ответственности исходя из стоимости урожая 20 тыс. руб. с 1 га. Фактически с 1 га собрано моркови на 15 тыс. руб. Площадь посева 50 га. Ущерб возмещается в размере 75%. Рассчитайте сумму страхового возмещения, если страховое возмещение выплачивается в размере 80% полученного ущерба.
Решение:Ущерб=(20-15)*50=250 тыс. руб; Возмещение=250*0,75=187,5 тыс. руб.
Платежный баланс РФ.
Платежный баланс – это статический документ, в котором в систематизированном виде отражены все внешнеэкономические операции страны с другими государствами за определенный период времени. Платежный баланс характеризует соотношение платежей, поступающих в страну из-за границы, и платежей, произведенных ею за границей.
Платежный баланс составляется с целью учета результатов внешнеэкономической деятельности страны.
Внешнеторговые сделки, показывающие поступление валюты в страну, отражаются в платежном балансе со знаком «плюс». Платежи и расходы за рубежом заносятся в баланс со знаком «минус».
Между направлением изменений в ресурсах (активах) страны и его отражением в платежном балансе наблюдается определенное противоречие: увеличение активов обозначается знаком «минус», тогда как уменьшение активов – знаком «плюс». Но это объясняется тем, что в платежном балансе фиксируются не сами внешнеэкономические операции в своей натуральной субстанции, а их денежный результат – фактический или предполагаемый.
Увеличение активов обязательно требует денежных затрат, денежных расходов, – отсюда знак «минус» в платежном балансе. Уменьшение активов должно сопровождаться поступлением денег – отсюда знак «плюс».
Аналогичным образом, уменьшение (пассивов) обязательств может быть достигнуто только расходованием денежных средств («минус»), тогда как увеличение обязательств обычно сопровождается притоком денег («плюс»).
Приток валюты из-за рубежа имеет место в результате следующих поступлений:
Выручки от экспорта товаров и услуг;
Доходов от действующих за границей предприятий;
Процентов и дивидендов от международных ценных бумаг, принадлежащих юридическим лицам данной страны;
Односторон