Объем эссе – 3-5 страниц, объём презентации до 15 слайдов.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным рабочей программой дисциплины;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на плановой консультации.
Подготовка к практическим занятиям и круглым столам
• Практические занятия обеспечивают, дополняют и позволяют углубленно изучить теоретический курс по данной дисциплине. Студентам необходимо при подготовке к практическим занятиям изучить материалы лекций, а также самостоятельно ознакомиться с рекомендованной литературой. В ходе подготовки к практическим занятиям целесообразно изучить публикации в СМИ по данной тематике, найти необходимые материалы в рекомендованных интернет - ресурсах (в соответствии с РПД);
• В ходе практических занятий студентам следует привлекать свои знания теоретического курса, других дисциплин, связанных с изучением данной дисциплины (в соответствии с рабочей программой) для понимания изучаемых явлений;
• На практических занятиях студенты могут пользоваться рекомендованными учебниками и учебными пособиями, персональными компьютерами, планшетами для более рационального использования аудиторного времени;
• При возникновении вопросов, студент может задать соответствующие вопросы преподавателю непосредственно в начале или ходе практического занятия (для этого должно быть отведено время) или на консультации;
• При пропуске практических занятий по конкретной теме для восполнении пробела студент в установленное преподавателем время (обычно в ход консультации) должен отчитаться по пропущенной теме в соответствии выданным индивидуальным заданием.
Подготовка дискуссии (круглого стола) представляет собой проектирование студентом обсуждения в группе в форме дискуссии. В этих целях студенту необходимо:
- самостоятельно выбрать тему (проблему) дискуссии;
- разработать вопросы, продумать проблемные ситуации (с использованием научной литературы, а также интернет-сайтов);
- разработать план-конспект обсуждения с указанием времени обсуждения, вопросов, вариантов ответов.
Критерии оценки подготовки дискуссии
Параметр | Оценка (по 5 шкале) |
Выбранная студентом тема (проблема) актуальна на современном этапе развития, представлен подробный план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, временной регламент обсуждения, даны возможные варианты ответов, использованы примеры из науки и практики. | |
Выбранная студентом тема (проблема) актуальна на современном этапе развития, представлен содержательно сжатый план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, временной регламент обсуждения, отсутствуют возможные варианты ответов, приведен один пример из практики. | |
Выбранная студентом тема (проблема) не актуальна на современном этапе развития, представлен содержательно сжатый план-конспект, в котором отражены вопросы для дискуссии, отсутствует временной регламент обсуждения, отсутствуют возможные варианты ответов, отсутствуют примеры из практики. | |
Выбранная студентом тема (проблема) не актуальна на современном этапе развития, представлен содержательно сжатый план-конспект, в котором частично (не более пяти) отражены вопросы для дискуссии, отсутствует временной регламент обсуждения, отсутствуют возможные варианты ответов, отсутствуют примеры из практики. |
Публичное выступление — это самостоятельная работа на тему, предложенную преподавателем (студентом). Подготовка к публичной монологической речи позволяет учащемуся научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные виды аргументов, формулировать собственную оценку излагаемой проблемы, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, апробировать тактики воздействия на слушающую аудиторию. Текст публичного выступления должен содержать логичное и краткое изложение проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария основной образовательной программы, выводы, содержащие оценку и обобщающие позицию оратора по поставленной проблеме.
Критерии оценки публичного выступления
Параметр | Оценка (по 5 шкале) |
Полученные результаты полностью соответствуют поставленной цели. Выступление иллюстрирует хорошие технические характеристики речи студента, правильность, аргументированность, выразительность речи. Выводы оратора обоснованны и самостоятельны. | |
Полученные результаты соответствуют поставленной цели и задачам. Выступление иллюстрирует хорошие технические характеристики речи студента, умение выбрать правильную позицию и поддерживать визуальный контакт со слушающей аудиторией. Речь содержит незначительные отступления от литературной нормы. Выводы оратора обоснованны и самостоятельны. | |
Полученные результаты в значительной степени соответствуют поставленной цели (цель работы достигнута в основном). Выступление иллюстрирует технические погрешности речи студента и незначительные отступления от литературной нормы. Выводы оратора недостаточно аргументированны. | |
Полученные результаты не соответствуют поставленной цели (цель работы достигнута в основном). Публичное выступление не соответствует критериям правильности, логичности и аргументированности речи. |
Выполнение самостоятельных домашних заданий
• Тематика заданий для самостоятельной работы определяются в рамках РПД. Задания выдаются преподавателем, ведущим практические занятия, на основании базовой учебной литературы (учебников и учебных пособий);
• Студентам при выполнении письменных домашних заданий необходимо руководствоваться материалами лекций, рекомендациями, полученными от преподавателя на консультациях¸ а также сроками представления результатов самостоятельной работы на проверку;
• При непонимании студентом темы домашнего задания ему следует обратиться за разъяснениями к преподавателю во время аудиторного практического занятия, к лектору после лекции или на текущей консультации в соответствии с графиком.
4. Методические рекомендации по работе с литературой
Любая форма самостоятельной работы студента (подготовка к семинарскому занятию, написание доклада и т.п.) начинается с изучения соответствующей литературы как в библиотеке, так и дома.
К каждой теме учебной дисциплины подобрана основная и дополнительная литература.
Основная литература - это учебники и учебные пособия.
Дополнительная литература - это монографии, сборники научных трудов, журнальные и газетные статьи, различные справочники, энциклопедии, интернет ресурсы.
Рекомендации студенту:
- выбранную монографию или статью целесообразно внимательно просмотреть. В книгах следует ознакомиться с оглавлением и научно-справочным аппаратом, прочитать аннотацию и предисловие. Целесообразно ее пролистать, рассмотреть иллюстрации, таблицы, диаграммы, приложения. Такое поверхностное ознакомление позволит узнать, какие главы следует читать внимательно, а какие - прочитать быстро;
- в книге или журнале, принадлежащие самому студенту, ключевые позиции можно выделять маркером или делать пометки на полях. При работе с Интернет - источником целесообразно также выделять важную информацию;
- если книга или журнал не являются собственностью студента, то целесообразно записывать номера страниц, которые привлекли внимание. Позже следует возвратиться к ним, перечитать или переписать нужную информацию. Физическое действие по записыванию помогает прочно заложить данную информацию в «банк памяти».
Выделяются следующие виды записей при работе с литературой:
Конспект - краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Целью является не переписывание произведения, а выявление его логики, системы доказательств, основных выводов. Хороший конспект должен сочетать полноту изложения с краткостью.
Цитата - точное воспроизведение текста. Заключается в кавычки. Точно указывается страница источника.
Тезисы - концентрированное изложение основных положений прочитанного материала.
Аннотация - очень краткое изложение содержания прочитанной работы.
Резюме - наиболее общие выводы и положения работы, ее концептуальные итоги.
Записи в той или иной форме не только способствуют пониманию и усвоению изучаемого материала, но и помогают вырабатывать навыки ясного изложения в письменной форме тех или иных теоретических вопросов.
Темы научного доклада (эссе) студента для обсуждения его на практическом (семинарском) занятии
(номер темы должен совпадать с номером ФИО по журналу. Допускается выбор другой темы, но только после №50 в списке)