Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях
Основания возникновения и порядок реализации права на страховые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, с 1 января 2015 г. будет устанавливать Закон № 400-ФЗ, который приходит на смену Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[6]. Интересно, что Закон № 173-ФЗ с 1 января 2015 г. будет применяться в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Закону № 400-ФЗ. Это означает, что достаточно большой массив норм Закона № 173-ФЗ, в частности положения его статьи 30 об оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г., будет иметь юридическое значение при осуществлении пенсионного обеспечения и после 1 января 2015 года.
Под действие законодательства о страховых пенсиях попадает абсолютное большинство пенсионеров нашей страны: как нынешних, так и будущих.
При этом надо иметь в виду, что законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях включает в себя помимо одноименного Закона № 400-ФЗ также Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Закона № 167-ФЗ, Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»[7], Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ носит рамочный характер и устанавливает виды обязательного социального страхования, основные понятия и принципы данного института, виды социальных страховых рисков и страховые случаи. В нашем случае социальным страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, а страховыми случаями являются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и потеря кормильца.
Закон № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования, а также предусматривает виды страхового обеспечения (в первую очередь, страховую пенсию по старости; страховую пенсию по инвалидности, страховую пенсию по случаю потери кормильца, фиксированную выплату к страховой пенсии).
Закон № 212-ФЗ предусматривает порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование, а также регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
К другим федеральным законам, которые входят в систему законодательства Российской Федерации о страховых пенсиях, относятся, как правило, законодательные акты, регулирующие правоотношения, возникающие при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан. В качестве примера приведем Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Основные понятия Закона № 400-ФЗ
Целью Закона № 400-ФЗ декларируется защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Страховая пенсия определяется как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом № 400-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
С 1 января 2015 г. пенсия, назначаемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования, сменила свое наименование с трудовой пенсии на страховую, вместе с тем, как мы видим, это не означает, что страховая пенсия утратила свою взаимосвязь с трудовой деятельностью граждан. Названная пенсия по-прежнему назначается лицам, которые в ходе своей трудовой или иной деятельности участвовали в формировании финансовых ресурсов пенсионной системы путем включения в систему обязательного страхования. Иначе говоря, данный вид пенсии нельзя считать «милостью государства» или «вознаграждением за общественно-полезную деятельность». Прежде всего, страховая пенсия – это страховое обеспечение, которое устанавливается при наступлении соответствующего страхового случая.