Б1.Б.21 «Деньги, кредит, банки»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.21 «Деньги, кредит, банки»

направление подготовки

38.03.01 Экономика

профиль «Финансы и кредит»

бакалавр

формы обучения: заочная (ускоренное обучение на базе СПО)

Год набора - 2016 г.

Ростов-на-Дону, 2016 г.

Автор-составитель:

к.э.н., доцент кафедры

экономики, финансов и природопользования, Татаркин С.Н.

к.э.н., доцент кафедры

экономики, финансов и природопользования,

доцент Кислицкая Н. А.

к.э.н., доцент кафедры

экономики, финансов и природопользования,

доцент Кудинова С. Г.

Заведующий кафедрой

экономики, финансов и природопользования

д.э.н., профессор Кюрджиев С.П.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО.. 4

3. Содержание и структура дисциплины.. 5

4. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 8

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 20

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 23

6.1. Основная литература. 23

6.2. Дополнительная литература. 23

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. 24

6.4. Нормативные правовые документы.. 24

6.5. Интернет-ресурсы. 24

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 24

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина Б1.Б.21 «Деньги, кредит, банки» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ПК–4 способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты   ПК-4.1 способность использования экономических знаний по основным закономерностям денежного обращения и кредита; по основным категориям, понятиям и терминам денежно-кредитной, банковской, биржевой и валютной системам;
ПК-4.2 способность находить оптимальное решение по определению экономических явле­ний, процессов и институтов кредитно-банковской системы
ПК-4.3 показать умение построения модели применения финансового законодательства в части планирования и контроля деятельности организации


1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения
Представление о роли, которую выполняют деньги в экономике, функциях и механизме кредитования, денежной системе и роли центральных банков в регулировании денежного обращения и кредита   ПК-4.1,4.2 на уровне знаний: - теоретические основы денег; - современные методы и механизм денежного обращения и кредита;  
на уровне умений: - ориентироваться в функциях и свойствах денег; - анализировать и выбирать наиболее эффективные методы и меха­низмы управления денежными ресурсами;  
на уровне владения: - самостоятельно применять на практике современные методы и меха­низмы финансирования хозяйственной деятельности;  
ПК-4.3 на уровне знаний: - понимать современные методы и механизмы финансирования хозяйственной деятельности; - знать основы управления рисками.  
на уровне умений: - анализиро­вать и выбирать наиболее эффективные методы и меха­низмы управления денежными средствами; - использовать политику управления рисками.  
на уровне владения: - самостоятельно применять на практике эффективные методы и меха­низмы управления денежными средствами;; - разрабатывать политику управления рисками.  

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина Б1.Б.21 «Деньги, кредит, банки» относится к дисциплинам базовой части учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит». Дисциплина изучается на 2 курсе 4 семестр для студентов заочной формы обучения. Общая трудоемкость дисциплины – 4 зачетных единицы (144 часа).

Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области экономики, а также на приобретенные ранее умения и навыки.

Дисциплина реализуется после изучения таких дисциплин как Б1.Б.10 «Микроэкономики», Б1.Б.6 «Математического анализ» Б1.Б.17 «Финансы» и др.

Для изучения дисциплины предусмотрено 144 часа. На контактную работу с преподавателем отведено для студентов 8 академических часов (4 часа – лекции, 4 часа – практические занятия).

На самостоятельную работу выделено для студентов 132 академических часа.

Промежуточная аттестация проводится в 4 семестре – в форме зачета.

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1.

№ п/п Наименование тем (разделов), Объем дисциплины, час. Форма текущего контроля успеваемости**, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л/ЭО, ДОТ* ЛР/ ЭО, ДОТ* ПЗ/ ЭО, ДОТ* КСР
Заочная форма обучения
Тема 1 Происхождение и сущность денег.       Д
Тема 2 Эволюция форм и видов денег.       ПЗ
Тема 3 Организация денежного оборота.         ПЗ
Тема 4 Сущность, функции и законы кредита.         Д, ПЗ
Тема 5 Формы и виды кредита         ПЗ
Тема 6 Объективные границы кредита и ссудного процента       Д
Тема 7 Кредитная и банковская системы         Д
Тема 8 Центральный банк и основы его деятельности       Д
Тема 9 Коммерческие банки и основы их деятельности         ИПЗ
Промежуточная аттестация             Зачет
Всего:    

Примечание:

*- формы текущего контроля успеваемости: Диспут/Дискуссия – (Д); Тестирование – (Т); Контрольная работа – (КР); Практическое задание – (ПЗ); Лабораторная работа – (ЛР); Итоговое практическое задание – (ИПЗ).

Содержание дисциплины

Тема 1. Происхождение и сущность денег.

Причины перехода к товарно-денежному обмену и исторические этапы становления товарно-денежных отношений. Развитие форм стоимости и появление денег. Товарно-денежный обмен и экономия издержек обращения. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики. Современное понятие сущности денег. Характеристика денег как экономической категории. Подход к сущности денег, основанный на развитии свойств денег. Воспроизводственный и функциональный подходы к сущности денег. Взаимодействие денег с другими экономическими категориями и макроэкономическими параметрами.

Тема 2. Эволюция форм и видов денег.

Понятие форм и видов денег и хронология их использования. Полноценные (действительные) деньги, их виды и основные свойства. Понятие товарных денег. Свойства товара как денег. Товарные деньги и технические возможности общества. Особенности выполнения товарными деньгами функций денег. Золото и серебро как особый вид товарных денег. Достоинства и недостатки полноценных денег. Автоматизм регулирования денежного обращения при использовании полноценных денег. Особенности перехода к неполноценным деньгам. Бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения. Бумажные деньги и их эволюция. Понятие и виды кредитных денег, их сравнительная характеристика, сопоставление с бумажными деньгами государства. Депозитные деньги как основной вид современных денег, достоинства и недостатки. Депозитные деньги и электронные деньги: общее и особенное. Понятие «квази-денег» и денежных суррогатов, их свойства и функции. Сходства и отличия полноценных и неполноценных денег. Утрата автоматизма регулирования объема денежной массы в современных условиях. Эволюция форм и видов денег в России и факторы, ее обусловившие.

Тема 3. Организация денежного оборота.

Понятие денежного оборота и его структура. Классификация денежного оборота: по видам используемых денег, по характеру отношений, обслуживаемых денежным оборотом, по субъектам денежных отношений. Каналы движения денег (безналичных и наличных). Денежный оборот и система рыночных отношений. Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота. Закон количества денег, необходимых для обращения, и его трансформация в современных условиях. Денежный оборот и пропорции национальной экономики.

Взаимосвязь безналичного и наличного оборотов. Достоинства и недостатки безналичного и наличного денежного оборотов. Основы организации безналичного денежного оборота и его роль в экономике. Понятие безналичного денежного оборота и его разновидности. Платежная система и ее значение для макро- и микроэкономики. Роль банковской системы в организации безналичного денежного оборота. Принципы организации безналичных расчетов как основополагающие правила их проведения. Формы безналичных расчетов и их сравнительная характеристика. Понятие налично-денежного оборота и денежного обращения. Схема налично-денежных потоков в хозяйстве. Принципы организации налично- денежного оборота и особенности их применения в России.

Тема 4. Сущность, функции и законы кредита.

Необходимость и возможность кредита в условиях рынка. Сущность кредита. Структура кредита, ее элементы. Кредитная сделка как организующий элемент кредита. Стадии движения кредита. Кредит как важнейшая часть товарно-денежных отношений. Денежные накопления и ссудный капитал. Взаимосвязь и различия кредита и денег в системе экономических отношений. Функции кредита. Характеристика перераспределительной функции кредита и функции замещения. Законы кредита.

Тема 5. Формы и виды кредита.

Классификация форм кредита в зависимости от характера ссуженной стоимости, характера кредитора и заемщика, характера целевых потребностей заемщика. Банковская форма кредита и его особенности.

Коммерческий кредит, его эволюция и особенности. Особенности государственного, международного и потребительского кредита. Старые и новые формы кредита, их особенности. Виды кредитов. Международный кредит: сущность, функции, основные формы. Основные формы и виды кредита в практике современной России.

Тема 6. Объективные границы кредита и ссудного процента.

Понятие границы применения кредита на макро- и микроуровнях. Перераспределительные и антиципационные, количественные и качественные границы применения различных видов кредитов на макро- и микроуровне.

Изменение границ применения кредита как результат изменения условий макроэкономического равновесия и деятельности отдельной фирмы. Проведение фирмой эффективной политики заимствования средств. Регулирование границ кредита. Границы ссудного процента и источники его уплаты. Границы ссудного процента на примере процента по депозитам и по банковским ссудам. Факторы, влияющие на границы ссудного процента. Взаимосвязь ссудного процента с прибылью предприятия, с курсом ценных бумаг и валютным курсом.

Тема 7. Кредитная и банковская системы.

Кредитная система государства. Структура кредитной системы государства. Содержание базового (фундаментального), организационного и регулирующего блоков кредитной системы и их элементов. Инфраструктура кредитной системы. Типы кредитной системы. Особенности построения и функционирования российской кредитной системы. Роль кредитной системы в национальной экономике. Виды кредитных институтов: эмиссионные банки, коммерческие банки, специализированные банки, учреждения парабанковской системы: специализированные кредитные институты, кооперативные кредитные институты, специализированные финансово-кредитные организации. Понятие банковской системы и ее свойства. Типы банковских систем. Различие между планово-централизованной и рыночной банковскими системами. Уровни банковской системы. Развитые и развивающиеся банковские системы. Факторы, определяющие развитие банковских систем. Характеристика элементов банковской системы. Созидательная сила банков. Банк и концентрация свободных капиталов и ресурсов. Банк и рационализация денежного оборота.

Сущность банка как элемента банковской системы. Определения банка как предприятия и как общественного института. Виды банков по типу собственности, правовой организации, функциональному назначению, характеру выполняемых операций, числу филиалов, сфере обслуживания, масштабу деятельности. Вида кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации (общее и различие). Функции и роль банка в экономике.

Тема 8. Центральный банк и основы его деятельности.

Цели и задачи организации центральных банков. Функции центральных банков. Организационная структура Центрального банка РФ (Банка России). Основные направления деятельности Центрального банка РФ (Банка России). Особенности эмиссионной функции Банка России. Роль Центрального банка в обеспечении стабильности денежной системы страны. Проявление контрольной и координационной функции ЦБ РФ в рамках кредитной системы страны. Центральный банк как субъект денежно-кредитного регулирования. Система денежно-кредитного регулирования и ее элементы. Принципы организации и задачи системы денежно-кредитного регулирования. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования и особенности их применения в различных странах. Понятие денежно-кредитной политики. Соотношение денежно- кредитного регулирования и денежно-кредитной политики. Функции и задачи Банка России в разработке и реализации денежно- кредитной политики. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, их экономическое значение для системы денежно-кредитного регулирования.

Функции и организационная структура центральных банков развитых стран.

Тема 9. Коммерческие банки и основы их деятельности.

Характеристика коммерческого банка как субъекта экономики. Нормативные основы банковской деятельности. Понятие банковской услуги и ее основные характеристики. Клиент банка. Договор банка с клиентом. Классификация банковских операций. Пассивные операции банка. Операции по формированию банковского капитала. Понятие банковского капитала и собственного капитала коммерческого банка. Функции собственного капитала банка. Депозитные операции. Эмиссионные операции коммерческого банка. Значение пассивных операций в деятельности коммерческого банка. Активные операции коммерческого банка. Классификация активных операций коммерческого банка по экономическому содержанию (ссудные, кассовые, инвестиционные, фондовые и гарантийные операции коммерческого банка); по степени риска; по характеру (направлениям) размещения средств (первичные, вторичные и инвестиционные); по уровню доходности. Характеристика ссудных операций, их виды в зависимости от типа заемщика, способа обеспечения, сроков кредитования, характера кругооборота средств, объекта и субъектов кредитования, вида открываемого счета и других признаков. Комиссионно-посреднические операции коммерческого банка и их виды. Балансовые и забалансовые операции банка. Их краткая характеристика. Основные виды забалансовых операций. Финансовые риски в деятельности коммерческого банка. Услуги современных российских банков, предоставляемые юридическим и физическим лицам.

Новые формы взаимодействия российских банков с предприятиями и организациями, включая лизинг, факторинг, трастовые и прочие услуги, банковские услуги предприятиям и организациям во внешнеэкономической сфере. Основы обеспечения устойчивого развития коммерческих банков. Понятие “ликвидности” и факторы, ее определяющие. Классификация активов банка по степени ликвидности. Нормативы ликвидности, устанавливаемые Банком России. Доходность банковской деятельности. Особенности финансового состояния российских коммерческих банков. Роль менеджмента и маркетинга в обеспечении устойчивости банков. Подходы к комплексной оценке деятельности коммерческих банков. Банковские рейтинги. Роль собственного капитала банка в обеспечении его устойчивого развития. Достаточность капитала банка. Стратегические направления развития российских коммерческих банков.

Примеры тестовых заданий

1) Денежный агрегат М1 включает:

1. наличные деньги

2. все перечисленное в п. 1 плюс деньги на текущих счетах

3. все перечисленное в п. 1 плюс депозиты до востребования

4. все перечисленное в п.3 плюс срочные вклады

2) Эволюционная теория происхождения денег предполагает развитие форм стоимости в следующей последовательности:

1. простая, эквивалентная, всеобщая, денежная

2. простая, развернутая, всеобщая, денежная

3. простая, развернутая, денежная, всеобщая

4. случайная, простая, эквивалентная, денежная

3) Действительные деньги – это деньги у которых:

1. номинальная и реальная стоимость совпадают

2. номинальная стоимость выше реальной

3. номинальная стоимость ниже реальной

4) Существуют следующие теории происхождения денег:

1. монетарная

2. эволюционная

3. классическая

4. рационалистическая

5) Что из перечисленного не является бумажными деньгами:

1. чек

2. банкнота

3. вексель

4. казначейский билет

6). Денежная масса – это:

1. количество денег необходимых для обращения

2. количество денег находящихся на счетах в кредитных учреждениях

3. количество денег имеющихся в экономике в наличной форме

4. количество денег имеющихся в экономике в наличной и безналичной форме

7) Закон денежного обращения устанавливает:

1. объем денежной массы

2. количество денег необходимых для обращения

3. структуру денежных агрегатов

4. количество денежных агрегатов

8) Различают следующие виды денежного обращения:

1. наличное

2. бумажное

3. безналичное

4. металлическое

9) Кредит предполагает:

1. передачу ресурсов в пользование банковскими или иными кредитными учреждениями на платной основе

2. безвозмездную передачу ресурсов в пользование на возвратной основе

3. передачу ресурсов хозяйствующими субъектами или физическими лицами на платной основе

10) Что не относится к принципам кредитования:

1. срочность

2. безвозмездность

3. обеспеченность

4. платность

5. целесообразность

11) Структура банковской системы РФ включает:

1. Центральный банк

2. Национальный банк

3. коммерческие банки

4. валютный рынок

12) Сочетание экономического кризиса и инфляции – это:

1. стагнация

2. гиперинфляция

3. протекционизм

4. факторинг

5. овердрафт

13) Операции ЦБ РФ на открытом рынке это:

1. операции с иностранной валютой

2. операции с пластиковыми картами

3. операции с государственными ценными бумагами

4. операции с векселями

14) Кредитная система современной России состоит из:

1. Центрального банка, коммерческих банков и специализированных небанковских учреждений

2. Государственного банка, Госстраха

3. сберегательных касс, государственного банка, страховых компаний

15) К собственным ресурсам банков относятся:

1. срочные вклады населения

2. уставный капитал

3. межбанковские кредиты

16) Определите вид профессиональной деятельности кредитной организации с ценными бумагами в следующем случае; банк приобрел на бирже ценные бумаги для клиента за его счет:

1. дилерская

2. клиринговая

3. брокерская

17) Какая из форм безналичных расчетов гарантирует поставщику получение платежа:

1. инкассовая форма

2. чековая форма

3. расчеты платежными поручениями

4. аккредитивная форма

18) К активным операциям коммерческого банка относятся:

1. выпуск облигаций

2. кредитование предприятий

3. привлечение вкладов населения

19) Какая из банковских операций является наиболее рискованной:

1. межбанковское кредитование

2. долгосрочный кредит

3. покупка государственных ценных бумаг

20) Эмиссия банком акций является:

1. активной операций

2. пассивной операцией

3. активно-пассивной операцией

4. не является банковской операцией

21) Принципами кредитования не являются:

1. обеспеченность

2. возвратность

3. дифференцированность

4. объективность

22) Кредитный меморандум – это:

1. письменно зафиксированная кредитная политика банка

2. требования к заемщику погасить просроченный кредит

3. список заемщиков банка

23) Какие из документов не оформляются при предоставлении кредита:

1. кредитный договор

2. договор залога

3. договор банковского поручительства

24) Кредит под залог недвижимости:

1. факторинг

2. лизинг

3. овердрафт

4. ипотека

25) Какая надпись на векселе снижает кредитный риск при его покупке:

1. аллонж

2. акцепт

3. аваль

4. авизо

Примерные темы для написания рефератов

1.Проблемы гибкости и величины денежной эмиссии в переходный период, в период кризиса и в стабильной экономике.

2.Депозитный мультипликатор как более точный показатель мультипликации.

3.Стабильность связи между величинами денежной массы, процентной ставкой и инвестициями.

4.Роль денежной базы в денежной эмиссии.

5.Функциональные связи денежной массы и скорость обращения денег.

6.Проблемы устойчивости и эластичности денежной системы.

7.Сравнительная характеристика венчурного финансирования и проектного кредитования.

8.Конкурентные преимущества кредита по сравнению с современными формами финансирования.

9.Роль потребительского кредита в развитии реального сектора экономики.

10.Проблемы ссудной задолженности в банковской системе.

11.Развитие государственных ипотечных программ в современной России.

12.Секьюритизация как инструмент регулирования банковской ликвидности и доходности.

13.Ломбарды – как специализированные коммерческие организации.

14.Особенности выполнения банковских операций финансово-кредитными организациями.

15.Проблемы повышения финансовой грамотности населения.

16.Проблемы капитализации российской банковской системы.

17.Развитие программ выдачи образовательных кредитов.

18.Соотношение категорий ссуда, кредит, заем.

19.Тенденции регионального развития банковской системы.

20.Сколько банков необходимо для банковской системы России?

21.Как определить статус государственных коммерческих банков?

22.Реформирование структуры банковской системы России.

23.Проблемы привлечения долгосрочного капитала в банковский сектор.

24.Выход банков на рынок IPO

25.Совершенствование инструментов среднесрочного кредитования банков.

26.Совершенствование долгосрочных целевых инструментов кредитования коммерческих банков.

27.Качественное расширение активов, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России

28. Соотношение понятий "банковский капитал" и "собственный капитал банка".

29.Превращение ставки рефинансирования в реально действующий инструмент денежно-кредитной политики.

30.Совершенствование системы рефинасирования как гаранта развития долгосрочного кредитования и защиты от спекулятивного трансграничного капитала.

31.Проблемы функционирования в России трансграничного капитала.

32.Анализ банков с иностранным капиталом в Российской Федерации.

33.Понятие и проблемы функционирование иностранных банков в Российской Федерации.

34.Проблемы организационного и правового статуса Банка России.

35.Расширение банковских услуг в регионы.

36.Проблемы инвестирования реальной экономики с опорой преимущественно на внутренние ресурсы.

37.Сохранение устойчивости банковской системы в условиях сложившейся структуры трансграничных капиталов

38.Переход от регулируемого плавающего курса к плавающему курсу в экономике России.

39.Переход к управлению денежным предложением через процентные ставки: необходимость, проблемы, перспективы в России.

40.Использование средств накопительной пенсионной системы, инвестиционного фонда, фонда будущих поколений в целях развития финансового сектора Российской экономики.

41.Развитие рынка межбанковского кредитования.

42.Меры по повышению конкурентоспособности национальной банковской системы.

43.Создание в России Банка Развития: проблемы и перспективы.

44.Необходимость использования в практике банка эффективной процентной ставки: понятие, расчет ставки, практика применения в зарубежных банках.

45.Современное состояние и направления совершенствования кредитной системы.

Критерии оценки написания реферата

Реферат студенческий - письменная работа студента на избранную им тему, которая раскрывается на основе документальных источников и научных публикаций по вопросам темы. Содержание студенческого реферата по сути - сообщение об актуальности темы, степени разработанности ее в научной литературе, существующих научных подходах к ее исследованию и позициях исследователей по основным проблемам темы. Студент может сформулировать и свою оценку или позицию по ее проблемным вопросам. Основная функция реферата - научно-информационная. В процессе подготовки реферата студент приобретает способность выделять в документах и научных текстах наиболее важные положения по теме, анализировать их и формулировать выводные заключения.

Требования к тексту: информативность, объективность, достоверность приводимых из источников положений, корректное обращение с документальным и авторским материалом. Стиль изложения: лаконичность, четкость, отсутствие второстепенных сведений. Структура реферата: введение, основная часть, заключение, список использованных источников. Элемент приложения необязателен. Объем работы: от 12 до 16 страниц напечатанного текста

За подготовку реферата студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Содержание Баллы
Новизна материала - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста    
Обоснованность выбора источников - анализ и оценка использованной литературы: - научная литература (монографии и публикации в научных журналах, статистические данные) - полнота использования нормативных правовых актов и научной литературы, наличие на них ссылок    
Степень раскрытия сущности вопроса - соответствие плана теме реферата - соответствие содержания теме реферата - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме      
Соблюдение требований к оформлению - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией и свободное владение материалом    

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество баллов Оценка
85-100 Отлично
70-84 Хорошо
56-69 Удовлетворительно
0–55 Неудовлетворительно

4.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации

Вопросы для подготовки к зачету:

1. Причины перехода к товарно-денежному обмену и исторические этапы становления товарно-денежных отношений.

2. Развитие форм стоимости и появление денег.

3. Товарно-денежный обмен и экономия издержек обращения.

4. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики.

5. Понятие форм и видов денег и хронология их использования.

6. Полноценные (действительные) деньги, их виды и основные свойства.

7. Понятие товарных денег.

8. Свойства товара как денег.

9. Товарные деньги и технические возможности общества.

10. Особенности выполнения товарными деньгами функций денег.

11. Золото и серебро как особый вид товарных денег.

12. Достоинства и недостатки полноценных денег.

13. Автоматизм регулирования денежного обращения при использовании полноценных денег.

14. Формы безналичных расчетов в нефинансовом и финансовом секторе экономики.

15. Особенности применения различных форм безналичных расчетов в практике современной России.

16. Преимущества и недостатки наличного денежного обращения.

17. Характеристика законов денежного обращения, их трансформация в современных условиях и использование на практике.

18. Необходимость и возможность кредита в условиях рынка.

19. Сущность кредита. Структура кредита, ее элементы.

20. Кредитная сделка как организующий элемент кредита. Стадии движения кредита.

21. Классификация форм кредита в зависимости от характера ссуженной стоимости, характера кредитора и заемщика, характера целевых потребностей заемщика.

22. Банковская форма кредита и его особенности.

23. Понятие границы применения кредита на макро- и микроуровнях.

24. Перераспределительные и антиципационные, количественные и качественные границы применения различных видов кредитов на макро- и микроуровне.

25. Изменение границ применения кредита как результат изменения условий макроэкономического равновесия и деятельности отдельной фирмы.

26. Кредитная система государства.

27. Структура кредитной системы государства.

28. Содержание базового (фундаментального), организационного и регулирующего блоков кредитной системы и их элементов.

29. Инфраструктура кредитной системы.

30. Типы кредитной системы.

31. Особенности построения и функционирования российской кредитной системы.

32. Роль кредитной системы в национальной экономике.

33. Цели и задачи организации центральных банков.

34. Функции центральных банков. Организационная структура Центрального банка РФ (Банка России).

35. Основные направления деятельности Центрального банка РФ (Банка России). Особенности эмиссионной функции Банка России.

36. Роль Центрального банка в обеспечении стабильности денежной системы страны.

37. Проявление контрольной и координационной функции ЦБ РФ в рамках кредитной системы страны.

38. Характеристика коммерческого банка как субъекта экономики.

39. Нормативные основы банковской деятельности.

40. Понятие банковской услуги и ее основные характеристики. Классификация банковских операций.

Пример билетов для проведения промежуточной аттестации

Освоения компетенций

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Профиль «Финансы и кредит»

БИЛЕТ № 1

1. Развитие форм стоимости и появление денег.

2. Проявление контрольной и координационной функции ЦБ РФ в рамках кредитной системы страны.

Заведующий кафедрой

«Экономики, финансов и природопользования»

профессор _____________________________________________________ С.П. Кюрджиев

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Профиль «Финансы и кредит»

БИЛЕТ № 2

1. Товарно-денежный обмен и экономия издержек обращения.

2. Роль кредитной системы в национальной экономике.

Заведующий кафедрой

«Экономики, финансов и природопользования»

профессор _____________________________________________________ С.П. Кюрджиев

4.4. Методические материалы

Зачет принимает преподаватель, ведущий практические занятия. Оценка знаний студента на зачете носит комплексный характер и определяется его ответом и учебными достижениями в семестровый период.

Знания, умения, навыки студента при проведении устного зачета по дисциплине оцениваются по двухбальной системе («зачтено», «незачтено»). Основой для определения оценки служит уровень усвоения студентами материала, предусмотренного данной рабочей программой.

Оценки «зачтено» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой.

Оценка «незачтено» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении заданий. Оценка «незачтено» выставляется в следующих случаях:

· Студент не справился с 50% вопросов и заданий билета, не может ответить на дополнительные вопросы, предложенные преподавателем, не обладает целостным представлением о компонентах дисциплины и их взаимосвязях.

· Ответ на вопрос полностью отсутствует.

· Отказ от ответа.

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы бакалавра: посещение лекций, семинарских занятий, написание рефератов, подготовка докладов, выполнение домашних заданий, контрольных работ.

Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.

Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение опроса предусмотренных рабочей программой дисциплины.

В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на семинарском занятии.

Проведение занятий в форме лекц<

Наши рекомендации