Механизм инвестирования и его регулирование
Объектом инвестиционной политики является инвестиционный процесс, реализуемый на предприятиях, в отраслях, регионах.
Инвестиционный процесс– это часть воспроизводственного процесса; это процесс вложения капитала с целью получения экономического или социального эффекта.
Применительно к предприятию инвестиционный процесс это реализация инвестиционного проекта от момента его разработки до получения прибыли от вложений.
Рис. 3. Элементы инвестиционного процесса на микроуровне
Инвестиционный процесс охватывает пять этапов:
1) разработка инвестиционного проекта, решение вопроса о том, какое инвестиционное мероприятие будет в будущем реализовано, какие денежные средства потребуются;
2) решение вопроса о том, где найти указанные средства. В качестве источников инвестирования могут выступать кредиты банков, собственные средства, деньги инвесторов и пр.;
3) обеспечение инвестиционного проекта финансовыми средствами (получение банковского кредита, государственных субсидий, страховых выплат, денег от инвестора и пр.);
4) реализация инвестиционного проекта;
5) получение доходов от применения инвестиционного проекта, распределение средств (возврат кредитов, выплата дивидендов и пр.).
Наиболее важным этапом, требующим государственного регулирования, является механизм инвестирования. Это этап обеспечения предприятия инвестициями за счет разных источников:
1) банковских;
2) фондовых;
3) госзаказов;
4) самофинансирования;
5) получения страховых возмещений.
Именно этот этап инвестиционного процесса государство регулирует в первую очередь. Важно решить вопрос доступности инвестиций.
Механизмы поступления инвестиций:
а) механизм самофинансирования.
б) банковский механизм инвестирования.
в) государственный механизм инвестирования.
Приведенные механизмы инвестирования имеют макроэкономическое значение, оказывают влияние на совокупный спрос, совокупное предложение. Механизм самофинансирования обеспечивается за счет роста спроса на товары и услуги, увеличения выручки от реализации. Банковский механизм и государственный механизм приводят к сокращению совокупного спроса (за счет налогов и сбережений), но зато способствуют увеличению ВВП.
Таким образом:
1) любой механизм инвестирования имеет право на существование. У каждого из них есть преимущества, есть недостатки. Так, механизм самофинансирования может использоваться в тех случаях, когда предприятие имеет большие обороты и высокую рентабельность. Преимуществом этого механизма является то, что предприятиям нет нужды брать кредиты и платить за них. Недостатком этого механизма будет длительность срока накопления средств для последующего вложения. Банковский механизм обеспечивает доступность инвестиций, но при этом за кредиты нужно платить. Государственный механизм обеспечивает средствами инвестиционные проекты с длительными сроками окупаемости, не приносящие прибыли, дорогостоящие. Главным недостатком государственного механизма инвестирования является то, что источником инвестиций являются налоги, сдерживающие предпринимательскую активность;
2) учитывая преимущества и недостатки инвестиционных механизмов, органы власти должны обеспечить оптимальное сочетание разных источников инвестиций;
3) из предложенных схем инвестирования следует, что исходным моментом, источником инвестиционных процессов во всех случаях выступают доходы населения. Значит, от размера доходов зависят объемы инвестиций. Главной инвестиционной задачей органов власти является повышение уровня жизни населения, что создает благоприятные условия для инвестирования;
4) в каждом конкретном случае государство использует разные инструменты государственного регулирования инвестиционных процессов.
а) механизма самофинансирования: норма амортизационных отчислений, налог на прибыль, налог на имущество, коэффициенты переоценки фондов;
б) банковского механизма: учетная ставка процента, норма обязательного резервирования депозитов, государственные ценные бумаги, налог на банковскую прибыль;
в) механизма государственного финансирования: налоги, распределение бюджетных средств.
5) инструменты регулирования инвестиций могут быть противоречивыми по последствиям. Так, налоги являются инструментом стимулирования государственного инвестиционного механизма. В то же время рост налогов сдерживает механизм самофинансирования. Необходимо учитывать роль и значение каждого инструмента в общем инвестиционном процессе, а не только в отдельном механизме.