Минфину России необходимо продолжить реализацию «дорожной карты» и повысить контроль за сроками выполнения мероприятий «дорожной карты», отнесенных к полномочиям Минфина России.
По мнению Счетной палаты, необходимо определить Минфин России ответственным исполнителемза координацию работы главных администраторов доходов федерального бюджета по выполнению Плана мероприятий («дорожная карта») по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам.
Несмотря на принимаемые меры, в 2016 году продолжился рост дебиторской задолженности по доходам, совокупной задолженности по налогам и сборам, задолженности перед федеральным бюджетом по уплате таможенных платежей.
Счетная палата полагает, что основной целью работы с задолженностью должно быть создание действенных механизмов по недопущению роста задолженности, устранению условий ее образования и оперативному взысканию. По мнению Счетной палаты, проводимые в соответствии с «дорожной картой» мероприятия не являются достаточно эффективными в части сокращения объема накопленной задолженности,не обеспечивается контроль за своевременным и качественным выполнением мероприятий «дорожной карты».
По состоянию на 1 января 2017 года дебиторская задолженность по доходам увеличилась по сравнению с 1 января 2016 года на 324 021,9 млн. рублей, или на 16,9 %. Объем просроченной дебиторской задолженности по доходам на 1 января 2017 года составил 1 750 912,4 млн. рублей, что на 302 160,9 млн. рублей, или на 21,2 %, больше, чем на 1 января 2016 года.
Наибольшие суммы дебиторской задолженности по доходам сложились у ФНС России - 44,5 % общей суммы дебиторской задолженности, ФТС России (39,1 %), ФССП России (6,4 %), МВД России (2,9 %).Также значительные суммы дебиторской задолженности по доходам отмечены в Роспатенте (0,6 %) и Росприроднадзоре (0,6 %).
В ФНС России дебиторская задолженность по доходам увеличилась по сравнению с 1 января 2016 года на 267 934,8 млн. рублей, или на 40,3 %, и составила 933 221,2 млн. рублей. Наибольший объем задолженности приходится на задолженность по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (66,4 % общей суммы), по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 %, производимую на территории Российской Федерации (8,9 %), по налогу на прибыль организаций, облагаемому по налоговой ставке 2 % (2,5 %), по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет (1,4 %). Рост дебиторской задолженности обусловлен в основном неуплатой платежей, доначисленных по результатам налоговых проверок, и неуплатой текущих платежей.
В ФТС России дебиторская задолженность увеличилась по сравнению с 1 января 2016 года на 755 795,9 млн. рублей, или в 12 раз, и составила 818 856,3 млн. рублей, что в основном обусловлено принятием на баланс дебиторской задолженности ликвидированного Росфиннадзора в сумме 736 462,3 млн. рублей, в том числе просроченной - 686 271,9 млн. рублей.
В ФССП России дебиторская задолженность по доходам увеличилась на 1 января 2017 года составила 134 614,1 млн. рублей (увеличение на 21 371,2 млн. рублей, или на 18,9 %), в связи с увеличением количества документов, предъявляемых к исполнению ФССП России, а также сумм, подлежащих взысканию по ним.
В МВД России дебиторская задолженность увеличилась по сравнению с 1 января 2016 года на 2 849,6 млн. рублей, или на 5 %, и составила 60 197,3 млн. рублей, в том числе по штрафам, налагаемым подразделениями системы МВД России за правонарушения в области дорожного движения, – 51 912,3 млн. рублей (86,2 % общей суммы дебиторской задолженности), которая по сравнению с 1 января 2016 года увеличилась на 4 820,1 млн. рублей, или на 10,2 %.
24.15.9. В соответствии с планом мероприятий по проведению главными распорядителями бюджетных средств инвентаризации дебиторской задолженности и анализа информации, представленной главными распорядителями бюджетных средств, Минфином России были разработаны и утверждены 29 апреля 2016 года Министром финансов Российской Федерации Силуановым А.Г. Типовой план мероприятий («дорожная карта») главных распорядителей средств федерального бюджета по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета в 2016 году (далее – Типовой план), а также рекомендации по его заполнению.
В составе мероприятий пунктом 6 Типового плана устанавливалась обязанность главного распорядителя средств федерального бюджета по утверждению ведомственным актом предельно допустимого уровня просроченной дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета (размер задолженности, дата возникновения, иные критерии).
По результатам рассмотрения аналитического доклада по анализу дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, в том числе образовавшейся в связи с авансированием договоров (государственных контрактов), и оценке эффективности мер, принимаемых главными распорядителями средств федерального бюджета по ее сокращению, по состоянию на 1 апреля 2016 года Счетная палата письмом от 15 июля 2016 г.
№ 01-2300/16-09 предложила Минфину России оценить целесообразность принятия главными распорядителями указанного показателя, а также возможность возникновения обусловленных его утверждением потенциальных рисков увеличения объема просроченной дебиторской задолженности как в целом, так и по отдельным главным распорядителям.
С учетом замечаний Счетной палаты заместитель Министра финансов Российской Федерации Лавров А.М. письмом от 9 февраля 2017 г. № 09-01-08/7054 проинформировал главных распорядителей средств федерального бюджета об исключении указанного мероприятия из Типового плана и предложил внести изменения в планы мероприятий («дорожные карты») главных распорядителей средств федерального бюджета по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета в 2016 году в части исключения данного мероприятия.
Однако многие главные распорядители средств федерального бюджета не исключили из «дорожных карт» указанный пункт. В то же время в отчетах об исполнении «дорожных карт» главных распорядителей средств федерального бюджета информация о реализации пункта Плана об установлении предельно допустимого уровня просроченной дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета отсутствует.
По состоянию на 1 января 2017 года дебиторская задолженность по расходам увеличилась по сравнению с 1 января 2016 года на 485 057,2 млн. рублей, или на 14,8 %.
Основную долю в составе дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета составляет задолженность по расчетам по выданным авансам, которая по состоянию на 1 января 2017 года составила 3 749 329,1 млн. рублей, или 99,4 %, и увеличилась за 2016 год на 489 023,2 млн. рублей, или на 15 %. Объем просроченной дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам на 1 января 2017 года составил 735 230,1 млн. рублей и увеличился на 218 578,7 млн. рублей, или на 42,3 %.
Анализ динамики дебиторской задолженности по расходам показывает, что темпы ее прироста значительно превышают темпы прироста расходов федерального бюджета: за 2008 - 2016 годы средний прирост дебиторской задолженности составил 35,4 %, а средний прирост расходов федерального бюджета 10,4 %. Наибольший объем дебиторской задолженности по выданным авансам образовался у Минобороны России (77 % общего объема), Роскосмоса (241 940,4 млн. рублей, или 6,5 %), Минпромторга России (161 016,1 млн. рублей, или 4,3 %), Росавтодора (77 398,6 млн. рублей, или 2,1 %), ГК «Росатом» (1,5 %).
Основными причинами образования дебиторской задолженности по расходам являются предусмотренная законодательством Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа возможность осуществления авансирования государственных контрактов в размере от 50 % до 80 % их суммы, в отдельных случаях превышающая 80 % суммы заключаемых государственных контрактов (в 2016 году объем указанных выданных авансов превысил половину общего объема выданных авансов), а также неисполнение поставщиками обязательств по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, по состоянию на 1 июля 2017 года по сравнению с 1 января 2017 года общий объем дебиторской задолженности по выданным авансам увеличился на 691,9 млрд. рублей, или на 18,5 %, и составил 4 441,3 млрд. рублей.
24.16. Объем кредиторской задолженности на 1 января 2017 года по сравнению с предыдущим годом увеличился на 738 925,6 млн. рублей, или на 51,1 %, и составил 2 185 018,6 млн. рублей.
Основную долю кредиторской задолженности (95,2 %) составляет задолженность по авансовым и залоговым платежам, перечисленным участниками внешнеэкономической деятельности (ФТС России), задолженность по авансовым платежам, перечисленным в доход федерального бюджета в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ФНС России), а также задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поставленные товары и выполненные работы, подлежащая уплате в следующем отчетном периоде в соответствии с условиями государственного контракта (Минобороны России).
24.17.В 2016 году осуществлялась работа по развитию казначейской системы исполнения федерального бюджета.
Общая сумма невыясненных поступлений в целом по Российской Федерации, отражающая объем оборотов этих поступлений за год на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», составила (-) 5 880,7 млн. рублей.
Операции федерального бюджета, осуществленные минуя счета Федерального казначейства, составили 1,8 % общей суммы кассовых расходов федерального бюджета.
24.18. Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 193, то есть только спустя 7 месяцев после вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 345-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статьи 7 и 10 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статье 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплены бюджетные полномочия Минфина России по методическому обеспечению осуществления внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главных администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, не являющимися органами, указанными в пункте 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита утверждены приказом Минфина России от 30 декабря 2016 г. № 822 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита», то есть спустя практически 3 года и 5 месяцев после вступления в силу Федерального закона № 252-ФЗ.
Указанные Методические рекомендации направлены на обеспечение единого подхода к организации и проведению главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового аудита.
В 2016 году главными администраторами средств федерального бюджета продолжена работа по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита. При этом выполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 193 в части формирования систем внутреннего финансового аудита обеспечено не в полной мере.
Самостоятельные структурные подразделения внутреннего финансового аудита, структурные подразделения в составе других подразделений, уполномоченные должностные лица, наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита,созданы в 84 из 96проверенных главных администраторов средств федерального бюджета, что составляет 87,5 % их общего количества.
Нормативные акты о создании подразделений внутреннего финансового аудита и об осуществлении внутреннего финансового аудита принималисьглавными администраторами средств федерального бюджета в течение 2016 года, ряд нормативных правовых актов принят в 2017 году. Так, приказом Минтруда России от 22 февраля 2017 г. № 201 образован Отдел внутреннего финансового аудита. Порядок организации и осуществления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды внутреннего финансового аудита утвержден приказом Росгидромета от 16 марта 2017 г. № 96.
Разработаны и утверждены планы осуществления внутреннего финансового аудита на 2016 год в 64 главных администраторах средств федерального бюджета (76,2 % общего количества создавших подразделения внутреннего финансового аудита). В ряде главных администраторов средств федерального бюджета планы осуществления внутреннего финансового аудита утверждены в 2016 году. Так, в ФМБА России план внутреннего финансового аудита на 2016 год утвержден 26 августа 2016 года, в Россотрудничестве – 16 сентября 2016 года, в Минкавказе России – 21 сентября 2016 года.
В 30 главных администраторах средств федерального бюджета (37,5 % общего количества создавших подразделения внутреннего финансового аудита)разработаны порядки составления и представления годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита(в Минстрое России, Минфине России, Минвостокразвития России, Управлении делами Президента Российской Федерации, Федеральном казначействе, Ространснадзоре, Росавиации, ФАС России, Российской академии наук и других), при этом в Минтрансе России годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита в установленный срок не сформирована и не утверждена.
Годовая отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита содержит информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств в Минстрое России, Минфине России, Федеральном казначействе, Роснедрах, Росавиации, ФСИН России, Российской академии наук, ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».
В 11главных администраторах средств федерального бюджета (13,1 % общего количества создавших подразделения внутреннего финансового аудита) в 2016 году проведение внутреннего финансового аудита,предусмотренногопостановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 193, не осуществлялось(Минтранс России, Минобороны России, Минкавказ России, Росмолодежь, Роструд, Росархив, Роспатент, Ростуризм, Рослесхоз, ФМБА России и ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова»).
По результатам оценки эффективности внутреннего финансового аудита в 2016 году в главных администраторах средств федерального бюджета, проведенной в соответствии со стандартом внешнего государственного аудита (контроля), утвержденным постановлением Коллегии Счетной палаты от 27 апреля 2017 г. № 4ПК, эффективность системы внутреннего финансового аудита оценивается как высокая в 13 главных администраторах средств федерального бюджета (Минюст России, Минфин России, Минстрой России, Минкультуры России, Федеральное казначейство, Росреестр, Росалкогольрегулирование, ФСИН России, ГК «Росатом», ФГБУК «Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации», ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» и Российская академия наук).
24.19. Контрактуемые расходы в 2016 году составили 31,9 % общего объема расходов федерального бюджета. Исполнение осуществлял 91 главный распорядитель средств федерального бюджета.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1456 главные распорядители средств федерального бюджета должны были обеспечить в пределах доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств распределение и доведение до подведомственных распорядителей и (или) получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг не позднее первых 30 рабочих дней 2016 года (до 20 февраля 2016 года), на предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, а также на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации – не позднее первых 45 рабочих дней 2016 года (до 17 марта 2016 года).
В ходе проверки установлено, что отдельными главными распорядителями не обеспечено своевременное доведение указанных лимитов до подведомственных получателей средств федерального бюджета. Росрыболовством лимиты бюджетных обязательств на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства доведены до подведомственных получателей (ФГБНУ «ТИНРО-Центр», ФГБНУ «ВНИИПРХ», ФГБУ «ЦСМС») с нарушением срока на 36 - 76 дней. Общий объем лимитов бюджетных обязательств, доведенных Росрыболовством с нарушением установленных сроков, составил 121,2 млн. рублей.
ФАС России, Федеральным казначейством, Минсельхозом России, Рослесхозом, Росводресурсами, ФМБА России не соблюдены сроки доведения и распределения лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг до подведомственных получателей средств федерального бюджета.
Исполнениеконтрактуемых расходов в 2016 году составило 5 229 099,3 млн. рублей, или 98,4 % доведенных до главных распорядителей лимитов бюджетных обязательств.
Наиболее низкий уровень исполнения контрактуемых расходов установлен по Рослесхозу – 44,1 %, Росавиации – 59,8 %, Управлению делами Президента Российской Федерации – 72,1 %, Росгидромету – 74,8 %, Минприроды России – 77,3 %,
ФМБА России – 77,6 %.
Наибольшее количество нарушений в сфере закупок как процедурного, так и финансового характера по открытой части федерального бюджета установлено у следующих главных распорядителей и подведомственных им учреждений (территориальных органов, организаций): Росимущество (38), МИД России (27), Роспатент (22), Росводресурсы (15), Рослесхоз (14), Росрыболовство (11) и Росреестр (11).
При этом наибольший стоимостной объем нарушений по открытой части федерального бюджета выявлен у следующих главных распорядителей и подведомственных им учреждений (территориальных органов, организаций): Росавиация (2 785,8 млн. рублей), Росимущество (321,0 млн. рублей), Росводресурсы (147,7 млн. рублей), Минпромторг России (143,6 млн. рублей), Минстрой России (137,3 млн. рублей), ФСИН России (83,7 млн. рублей), Рослесхоз (44,4 млн. рублей).
24.20. Объем предоставляемых субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2016 годуувеличился по сравнению с 2015 годом на 3,5 % и составил 770 950,8 млн. рублей,объем субсидий на иные цели уменьшился на 5 % и составил 192 631,6 млн. рублей.
24.20.1. В ходе проверок выявлены системные нарушения и недостатки, обусловленные недостаточно эффективным выполнением главными распорядителями бюджетных средств полномочий по формированию государственных заданий и контролю за их исполнением.
Несвоевременное утверждение государственного задания установлено в отношении ряда федеральных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Минпромторга России, Минприроды России, Минтруда России, Минздрава России, МЧС России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Рослесхоза.
В государственные задания отдельных учреждений, находящихся в ведении Минсельхоза России, Минюста России, Минобрнауки России, Минкомсвязи России, Рослесхоза, Росводресурсов, Росрыболовства и Росавиации, а также в государственное задание Российской академии наук включены государственные услуги (работы), не предусмотренные учредительными документами, что не соответствует пункту 2 Положения о формировании государственного задания.
В нарушение пункта 3 Положения о формировании государственного задания ФМБА России утвердило 13 подведомственным образовательным учреждениям государственные задания на 2016 год, не содержащие показателей, характеризующих объем (содержание) государственной услуги, категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями указанных услуг, а также наименований государственных услуг. Отдельные главные распорядители бюджетных средств (Ростехнадзор, Рослесхоз, Минстрой России, ФАНО России) утверждали государственные услуги или работы, не включенные в ведомственный перечень.
В нарушение пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 г. № 640 и пункта 22 Положения о формировании государственного задания Минобрнауки России,осуществляющее функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования и науки, не утвердило значение базовых нормативов затрат и отраслевых корректирующих коэффициентов для вузов, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
В нарушение пункта 14 Положения о формировании государственного задания на момент формирования государственного задания Россвязь, Роспатент, Рособрнадзор (для ФГБУ «Главный государственный экспертный центр оценки образования»), Минкультуры России (для ФГБУК «Государственный академический Большой театр России» и Госфильмофонда) и ФГБУ НИЦ «Курчатовский институт» не утвердили значения нормативных затрат на оказание государственных услуг.
В нарушение пункта 22 Положения о формировании государственного задания не утвердили значения базовых нормативов затрат Росмолодежь для подведомственных учреждений, а также Минкультуры России -по государственной услуге Госфильмофонда «Показ кинофильмов».
В нарушение пункта 27 Положения о формировании государственного задания утвержденные Минсельхозом России и Росрыболовством базовые нормативы затрат на оказание государственных услуг и отраслевые корректирующие коэффициенты не размещены на официальном сайте в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет» по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях www.bus.gov.ru.
Росавтодором при расчете финансового обеспечения государственного задания на 2016 год ФБЛПУ «Санаторий «Автомобилист» и ФГБУ «Информавтодор» коэффициент платной деятельности рассчитан без требований, предусмотренных статьей 33 Положения о формировании государственного задания.
В 2016 году базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ в установленной сфере деятельности Росархивом не был утвержден и не размещался на официальном сайте по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru и www.budget.gov.ru), что не соответствует пункту 10 Правил формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 г. № 151.
Минпромторг России, МИД России, Минтруд России, Минкомсвязь России, Минобрнауки России, Госкорпорация «Роскосмос», Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Росморречфлот, Рослесхоз и Росмолодежь в отношении отдельных подведомственных учреждений нарушали сроки перечисления субсидий, установленные графиками перечисления субсидий в приложениях к соглашению о порядке и условиях предоставления субсидии, что не соответствует пункту 45 Положения о формировании государственного задания.
Минприроды Россиив отношении 130 подведомственных учреждений, аМинобрнауки Россиив отношении ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования»осуществили перечисление платежа, завершающего выплату субсидии в IV квартале, до представления учреждениями предварительного отчета о выполнении государственного задания, что не соответствует пункту 46 Положения о формировании государственного задания.
Выявлены факты несоответствия данных бухгалтерской отчетности, отраженных в форме «Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания» (ф. 0503762) ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» (Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации), фактическим показателям выполнения государственного задания.
Факты несоответствия данных бухгалтерской отчетности «Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания»
(ф. 0503762) данным отчетов о выполнении государственного задания (ф. 0506501) установлены по отдельным учреждениям Минкультуры России и Минюста России.
Минприроды России для ФГБУ «Информационно-аналитический центр развития водохозяйственного комплекса», Минобрнауки России для ФГБУ ВО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т.Калашникова» и ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», Росводресурсы для 5 подведомственных учреждений при уменьшении объема субсидий не осуществили внесение изменений в государственные задания, что не соответствует пункту 41 Положения о формировании государственного задания.
В нарушение пункта 46 Положения о формировании государственного задания ФГБУК «Московский Художественный академический театр имени М.Горького» и ФГБУК «Государственный академический русский хор имени А.В.Свешникова» (Минкультуры России) не перечислили в федеральный бюджет средства субсидии на общую сумму 55,0 млн. рублей, соответствующие объему неоказанных государственных услуг.
По мнению Счетной палаты, необходимо внести изменения в раздел VIII «Информация о годовой бухгалтерской отчетности учреждения, сформированной в соответствии с требованиями к форматам предоставления годовой бухгалтерской отчетности в структурированном виде, установленными Федеральным казначейством» приложения к порядку, утвержденному приказом Минфина России от 21 апреля 2011 г. № 86н, устанавливающие требования по представлению и размещению на официальном сайте в сети «Интернет» информации о выполнении государственного задания государственными и муниципальными учреждениями, формируемой на основе данных ф. 0503762 «Сведения о результатах учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания»), составляемой и представляемой федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н.
24.20.2.В соответствии со статьями 32 и 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансеризация является первичной медико-санитарной помощью и в соответствии Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение указанной работы должны отражаться по подразделу 0902 «Амбулаторная помощь».
В 2016 году субсидии, направленные на финансирование выполнения диспансеризации федеральных государственных гражданских служащих (относится к первичной медико-санитарной помощи) в рамках государственного задания для ФГБУ «Многофункциональный комплекс Министерства финансов Российской Федерации» (63,4 млн. рублей) и для ФБЛПУ «Лечебно-реабилитационный центр «Подмосковье» ФНС России» (10,1 млн. рублей), были отражены по подразделу 0905 «Санаторно-оздоровительная помощь», что не соответствует Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.
Минфину России совместно с Минздравом Россиии другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти необходимо выработать системный подход к определению механизма формирования бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий по диспансеризации государственных служащих.
24.20.3. В целом по итогам 2016 года не выполнены плановые показатели государственных заданий по 268 видам услуг (работ), или по 7,2 % государственных услуг (работ), в 2015 году указанный показатель составлял 6,2 %, в 2014 – 6,8 %.
Пунктом 3 Положения о формировании государственного задания установлено, что в государственном задании могут быть установлены допустимые (возможные) отклонения в процентах от установленных показателей качества и (или) объема, если иное не установлено федеральным законом, в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общее допустимое (возможное) отклонение - в отношении государственного задания или его части.
Большинству бюджетных и автономных учреждений, в том числе находящихся в ведении Минфина России, Роснедр, Минприроды России, Минсельхоза России, Росрыболовства, Россельхознадзора и Росгидромета, государственные задания были сформированы и утверждены с учетом указанной нормы.
Предельный уровень допустимого (возможного) отклонения от установленных показателей качества и (или) объема услуги (работы), в пределах которых государственное задание считается выполненным, нормативными правовыми актами не установлен.
По мнению Счетной, палаты целесообразно дополнить положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания требованием об установлении федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, предельного уровня допустимого (возможного) отклонения от установленных показателей качества и (или) объема (в процентах) в отношении отдельной государственной услуги (работы) либо общего допустимого (возможного) отклонения в отношении государственного задания в целом или определенной его части.
Выявлены факты низкого уровня выполнения или значительного перевыполнения учреждениями плановых показателей, установленных государственным заданием.
При общем уровне перевыполнения государственных заданий в сфере образования на 3,2 % по 32 услугам уровень выполнения плановых показателей составил менее 50 %, в том числе по услугам на получение высшего образования по программе магистратуры по специальности «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» – 15,4 %, по услугам на получение среднего профессионального образования по специальности «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» – 10 %.
Выполнение учреждениями Минприроды России плановых показателей по государственной работе «Авиационное патрулирование территории» составило 44 582 летных часа, или 8,8 % установленного планового показателя (504 697 ед.).
Плановые показатели по услуге «Санаторно-курортное лечение» ФГБУ «Многофункциональный комплекс Министерства финансов Российской Федерации» выполнены только на 27,9 % в связи с проведением ремонтных работ.
Наиболее высокий уровень перевыполнения плановых показателей государственного задания (24,9 %) установлен по работам по организации мероприятий и административному обеспечению деятельности организации, выполняемых в сфере «Государственные (муниципальные) услуги (работы), осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством Российской Федерации и не отнесенные к иным видам деятельности». Так, фактические показатели работ по организации мероприятий, выполняемых отдельными учреждениями Управления делами Президента Российской Федерации, превышают плановые значения в 3 раза, Минобрнауки России – в 2 раза, Росгидромета – в 1,8 раза, Российской академии наук – в 1,5 раза. Плановые показатели по работам по административному обеспечению деятельности организации отдельными учреждениями Росрыболовства перевыполнены в 1,7 раза, Рособрнадзора – в 1,6 раза, Управления делами Президента Российской Федерации и Росреестра – в 1,4 раза.
24.20.4. В ходе проверокустановлены признаки нецелевого использования субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Так, в 2016 году субсидии, предусмотренные подведомственным учреждениям Минобрнауки России на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в объеме 2 190,0 млн. рублей, фактически были направлены ими на работы, связанные с модернизацией имущественного комплекса, объектов научно-образовательной и социальной инфраструктуры учреждений.
Рослесхозом предоставлена субсидия на финансовое обеспечение государственного задания ФБУ «Авиалесоохрана» в объеме 569,9 млн. рублей для выполнения неправомерно включенных в него государственных работ («Предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, включая территорию ООПТ» и «Обеспечение готовности сил и средств лесопожарных формирований и ликвидация чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров межрегионального и федерального характера»).
24.20.5. Различие в стоимости однотипных видов государственных услуг (работ), выполненных в рамках государственных заданий бюджетными учреждениями в 2015 и 2016 годах,в основном связаны с применением главными распорядителями бюджетных средств начиная с 2016 года системы расчета финансового обеспечения выполнения государственного задания на основании базовых нормативных затрат и корректирующих коэффициентов, предусмотренной Положением о формировании государственного задания, а также с увеличением расходов на коммунальные услуги, связь, транспорт и аренду помещений, удорожанием стоимости расходных материалов.
Различие в размерах нормативных затрат на оказание единицы аналогичных услуг, оказываемых учреждениями в 2016 году, обусловлено применением отраслевых и территориальных коэффициентов к значениям базовых нормативных затрат.
24.20.6.Общий объем исполнения в 2016 году бюджетных ассигнований, предоставленных в виде субсидий на иные цели, составил 154 652,6 млн. рублей,или 98,7 %, что на 10,5 процентного пункта превышает уровень использования бюджетных ассигнований в 2015 году.
Наименьший уровень использования субсидий (79,6 %) установлен по средствам, направленным на премии и выплаты стимулирующего характера. Основными причинами неполного использования указанных средств явился перенос выплат премий на 1 квартал 2017 года (до момента рассмотрения итогов деятельности учреждений в 2016 году).
Также не освоены субсидии в сумме 583,0 млн. рублей, предусмотренные на выплату денежного вознаграждения (премии) российским спорт