Результаты оценки Счетной палатой качества управления государственными финансами в части ФАИП, незавершенного строительства показали следующее.
По группе показателей «ФАИП, незавершенное строительство» оценивались: уровень кассового исполнения по расходам на осуществление капитальных вложений в объекты ФАИП по отношению к объему соответствующих лимитов бюджетных обязательств, изменение объема (и наличие просроченной) дебиторской задолженности главного распорядителя средств федерального бюджета по расходам на осуществление капитальных вложений в объекты ФАИП по итогам отчетного года, наличие фактов переноса срока ввода объектов в эксплуатацию на периоды после отчетного по причине отсутствия по объекту документов, необходимых для начала строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также доля объектов ФАИП, введенных в эксплуатацию в установленные сроки, от количества подлежавших вводу в 2016 году.
Указанная оценка осуществлялась в отношении 56 главных распорядителей средств федерального бюджета из 98. Еще по 42 главным распорядителям средств федерального бюджета в 2016 году в ФАИП отсутствовали бюджетные ассигнования либо расходы на осуществление капитальных вложений за счет средств федерального бюджета осуществлялись в основном в рамках государственного оборонного заказа, по ним применен корректирующий коэффициент в размере среднего значения оценки (2,7) по данной группе показателей.
При расчете показателя «Уровень кассового исполнения по расходам на осуществление капитальных вложений в объекты ФАИП по отношению к объему соответствующих лимитов бюджетных обязательств» установлено, что кассовые расходы в рамках ФАИП на уровне 100 % осуществлены лишь 15 из 56 главных распорядителей средств федерального бюджета, или 26,8 %.
Снижение объема либо отсутствие дебиторской задолженности по расходам на осуществление капитальных вложений в объекты ФАИП по итогам 2016 года установлено по 32 главным распорядителям средств федерального бюджета, или 57,1 %, отсутствие просроченной дебиторской задолженности по указанным расходам – по 35 (62,5 %).
По 36 главным распорядителям средств федерального бюджета (64,3 %) не установлены факты переноса срока ввода объектов в эксплуатацию на периоды после отчетного по причине отсутствия по объекту утвержденной проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы, правоустанавливающих документов на земельные участки под строительство, иных документов, необходимых для начала строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По показателю «Доля объектов ФАИП, введенных в эксплуатацию в установленные сроки, от количества подлежавших вводу в отчетном периоде» установлено, что лишь 7 главными распорядителями средств федерального бюджета (12,5 %) введены в эксплуатацию в установленный срок 100 % подлежавших вводу объектов ФАИП, еще 11 главными распорядителями средств федерального бюджета (19,6 %) введено в эксплуатацию от 55 % до 99,9 % подлежавших вводу объектов. В отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, по которым в 2016 году в ФАИП не предусматривался ввод в эксплуатацию объектов, применен корректирующий коэффициент в размере среднего значения оценки (0,5) по данному показателю.
В результате расчета группы показателей «ФАИП, незавершенное строительство» наилучшая оценка – 6 баллов – сложилась у 2 главных распорядителей средств федерального бюджета: Роснедр и Росреестра.
Наиболее низкая оценка – 0 баллов – сложилась у ГК «Роскосмос».
21.2.6. Результаты оценки Счетной палатой качества управления государственными финансами в части учета и отчетности показали следующее.
По группе показателей «Учет и отчетность» оценивалось наличие утвержденной учетной политики, соблюдение состава и сроков представления бюджетной отчетности, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также наличие нарушений ведения бухгалтерского учета и составления бюджетной отчетности и принятых мер по устранению выявленных нарушений.
По большинству оцениваемых главных распорядителей средств федерального бюджета по показателю «Наличие учетной политики» оценка составила максимально возможные 3 балла, если она сформирована в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями) и в ней содержатся все обязательные требования, установленные Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденных приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.
Все оцениваемые главные распорядители средств федерального бюджета представили в Федеральное казначейство годовую бюджетную отчетность в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, в полном объеме.
Все оцениваемые главные распорядители средств федерального бюджета по показателю «Сроки представления бюджетной отчетности, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» имеют максимальную оценку - 3 балла. Бюджетная отчетность об исполнении федерального бюджета за 2016 год (далее – бюджетная отчетность) представлена главными администраторами средств федерального бюджета в Счетную палату в сроки, соответствующие сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 2649 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В результате проверок, проведенных Счетной палатой в главных распорядителях бюджетных средств, у 40 главных распорядителей бюджетных средств установлены факты нарушений ведения бухгалтерского учета и составления бюджетной отчетности, из них у 26 главных распорядителей бюджетных средств требовалась корректировка бюджетной отчетности за 2016 год. В связи с тем что бюджетная отчетность указанных главных распорядителей средств федерального бюджета была скорректирована, оценка по показателю «6.4. Наличие нарушений ведения бухгалтерского учета и составления бюджетной отчетности» составила 1 балл.
В результате расчета по группе показателей «Учет и отчетность» максимальная оценка по показателю (11 баллов) сложилась у 66 главных администраторов.
У 29 главных администраторов сложилась оценка 9 баллов.
21.2.7. Результаты оценки Счетной палатой качества управления государственными финансами в части внутреннего финансового аудита показали следующее.
По группе показателей «Внутренний финансовый аудит» оценивались организация системы внутреннего финансового аудита в главном распорядителе средств федерального бюджета и выполнение субъектом внутреннего финансового аудита поставленных перед ним задач.
Оценка состояния внутреннего финансового аудита в 2016 году в главных администраторах средств федерального бюджета проводилась Счетной палатой в соответствии со Стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 311 «Проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита», утвержденным постановлением Коллегии Счетной палаты от 27 апреля 2017 г. № 4ПК в 2 этапа.
На первом этапе проанализирована подготовленность системы внутреннего финансового аудита к выполнению поставленных перед ней задач. Так, принимались во внимание группы показателей «Управление и структура внутреннего финансового аудита», «Организация планирования внутреннего финансового аудита», «Организация осуществления внутреннего финансового аудита, включая степень охвата аудиторскими проверками объектов внутреннего финансового аудита, подведомственных главному администратору бюджетных средств, администратору бюджетных средств», «Соблюдение субъектом внутреннего финансового аудита порядка составления и представления отчета о результатах аудиторских проверок объектов внутреннего финансового аудита и годовой отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита, проведенных субъектом внутреннего финансового аудита, реализация замечаний и рекомендаций субъектом внутреннего финансового аудита», «Взаимодействие субъекта внутреннего финансового аудита со Счетной палатой и другими органами государственного финансового контроля». В результате анализа определены интегральные оценки организации системы внутреннего финансового аудита в главных администраторах бюджетных средств.
На втором этапе по главным администраторам средств федерального бюджета с высокой и средней интегральной оценкой системы организации внутреннего финансового аудита проведена оценка выполнения субъектом внутреннего финансового аудита поставленных перед ним задач в части оценки степени надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета установленным методологии и стандартам бюджетного учета, подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
По итогам 2 этапов оценки внутреннего финансового аудита сделан обобщающий вывод об эффективности внутреннего финансового аудита в главных администраторах средств федерального бюджета в соответствии с матрицей оценки эффективности внутреннего финансового аудита.
Эффективность внутреннего финансового аудита оценивается как высокая в 13 главных администраторах средств федерального бюджета (Минюст России, Минфин России, Минстрой России, Минкультуры России, Счетная палата, Федеральное казначейство, Росреестр, Росалкогольрегулирование, ФСИН России, ГК «Росатом», Госфильмофонд России, ФГБУ «НИЦ «Курчатовский институт», Российская академия наук).
Эффективность внутреннего финансового аудита оценивается как средняя в 16 главных администраторах средств федерального бюджета (Государственная Дума, Минвостокразвития России, Росморречфлот, Ространснадзор, Росприроднадзор, Роснедра, Росавиация, Росархив, Роспатент, Россельхознадзор, Росимущество, ФАС России, ФССП России, ФГБУ «Российский фонд фундаментальных исследований», ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере», ГК «Роскосмос»).
21.2.8. Результаты оценки Счетной палатой качества управления государственными финансамив части уровня объема финансовых нарушений, выявленных по результатам внешнего государственного финансового контроля, показали следующее.
По показателю «Уровень объема нарушений, выявленных по результатам внешнего государственного финансового контроля» оценивалось соотношение объемов выявленных нарушений по результатам контрольных мероприятий, проводимых органами внешнего государственного финансового контроля к собственным кассовым расходам главного распорядителя средств федерального бюджета за отчетный финансовый год.
По результатам контрольных мероприятий, осуществленных Счетной палатой по проверке исполнения Федерального закона № 359-ФЗ (с изменениями) и бюджетной отчетности за 2016 год, и тематических проверок исполнения федерального бюджета за 2016 год установлены нарушения в сумме 1 197 200,8 млн. рублейпо 80 главным администраторам средств федерального бюджета.
Соотношение объемов выявленных нарушений по результатам контрольных мероприятий, проводимых органами внешнего государственного финансового контроля, к собственным кассовым расходам главного распорядителя средств федерального бюджета за отчетный финансовый год на уровне более 0,5 % установлено по 41 главному распорядителю средств федерального бюджета.
Наиболее высокий уровень финансовых нарушений установлен у следующих администраторов: МГУ имени М.В.Ломоносова – в 3,2 раза, Ростуризма - 55,3 %, Росаккредитации - 47,9 %, Россвязи – 46 %, Росимущества – 38,3 %.
21.2.9. Результаты оценки Счетной палатой качества управления государственными финансами в части выполнения государственных заданий показали следующее.
По группе показателей «Выполнение государственных заданий» оценивалось соблюдение главными администраторами средств федерального бюджета порядка формирования, финансового обеспечения выполнения государственного задания и выполнение плановых показателей, установленных государственным заданием.
В рамках показателей «Соблюдение порядка формирования государственного задания» и «Соблюдение порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания» оценивалось соблюдение учреждениями и их учредителями требований положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640. Нарушение указанных требований установлено по ряду учреждений, находящихся в ведении Минпромторга России, Минприроды России, Минкультуры России, Минздрава России, Минкомсвязи России, Минобрнауки России, МЧС России, МИДа России, Минюста России, Минтруда России, Росводресурсов, Рослесхоза, Росрыболовства, Рособрнадзора, Росавтодора, Роспечати, Роспатента, ФМБА России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а также ФГБУ «НИЦ «Курчатовский институт».
Расчет по показателю «Выполнение плановых показателей, установленных государственным заданием» выявил, что в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета менее чем на 90 % выполнение плановых показателей в целом осуществлено только по учреждениям Минфина России – 35,8 %. Вместе с тем по отдельным государственным услугам (работам) отмечается низкий уровень выполнения ряда плановых показателей и одновременно значительное перевыполнение других, что в итоге сглаживает общий уровень выполнения показателя.
Выполнение государственного задания более чем на 105 % установлено по учреждениям, находящимся в ведении 12 главных распорядителей средств федерального бюджета и одного бюджетного учреждения, наделенного полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета (Минобрнауки России, МИД России, Минтранс России, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, ФАС России, Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Росмолодежь, Росводресурсы, Роспатент, Управление делами Президента Российской Федерации, Росреестр, ФГБУК «Государственный Эрмитаж»).
В результате расчета по группе показателей «Выполнение государственных заданий» наименьшее количество баллов (0 баллов) по формированию и выполнению государственных заданий сложилось по: Минобрнауки России, Роспотребнадзору, МИДу России, Росводресурсам.
21.3. В ходе исполнения Федерального закона № 359-ФЗ (с изменениями) главными распорядителями средств федерального бюджета допускалось отвлечение бюджетных средств в дебиторскую задолженность.
21.3.1. По данным главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, полученным Счетной палатой в ходе проверок, по состоянию на 1 января 2017 года объем дебиторской задолженности составил 6 011 470,7 млн. рублей и увеличился по сравнению с 1 января 2016 года на 809 079,2 млн. рублей, или на 15,6 %.
Информация о динамике дебиторской задолженности по федеральному бюджету по состоянию на 1 января 2016 и 1 января 2017 года представлена в следующей таблице.
(млн. рублей)
№ п/п | Наименование и номер балансового счета по учету дебиторской задолженности | Дебиторская задолженность на 01.01.2016 | Дебиторская задолженность на 01.01.2017 | Изменения дебиторской задолженности | |||||
всего | в том числе просроченная задолженность | всего | в том числе просроченная задолженность | всего | % | в том числе просроченная задолженность | % | ||
Расчеты по доходам (020500000) | 1 794 042,9 | 1 408 706,7 | 2 095 764,6 | 1 715 814,1 | 301 721,7 | 16,8 | 307 107,4 | 21,8 | |
Расчеты по выданным авансам (020600000) | 3 260 305,8 | 516 651,4 | 3 749 329,1 | 735 230,1 | 489 023,2 | 218 578,7 | 42,3 | ||
Расчеты с подотчетными лицами (020800000) | 25 028,4 | 9,0 | 21 062,3 | 13,9 | -3 966,0 | -15,8 | 4,9 | 54,7 | |
Расчеты по ущербу и иным доходам (020900000) | 123 014,5 | 40 044,8 | 145 314,7 | 35 098,3 | 22 300,2 | 18,1 | -4 946,5 | -12,4 | |
Итого | 5 202 391,5 | 1 965 412,0 | 6 011 470,7 | 2 486 156,5 | 809 079,2 | 15,6 | 520 744,5 | 26,5 |
В структуре дебиторской задолженности расчеты по выданным авансам составляют
3 749 329,1 млн. рублей, или 62,4 %, расчеты по доходам – 2 095 764,6 млн. рублей, или 34,9 %, расчеты по ущербу и иным доходам – 145 314,7 млн. рублей, или 2,4 %, расчеты с подотчетными лицами – 21 062,3 млн. рублей, или 0,3 %.
Общий объем дебиторской задолженности федерального бюджета по доходам увеличился за 2016 год на 324 021,9 млн. рублей, или на 16,9 %, и составил 2 241 079,3 млн. рублей.
Основными причинами образования дебиторской задолженности по доходам являются неуплата денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации (в основном за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, а также за нарушение законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), исполнительского сбора (в основном за счет увеличения количества документов, предъявляемых к исполнению ФССП России, а также сумм, подлежащих взысканию по ним).
Общий объем дебиторской задолженности федерального бюджета по расходам увеличился за 2016 год на 485 057,2 млн. рублей, или на 14,8 %, и составил 3 770 391,4 млн. рублей.
Основными причинами образования дебиторской задолженности по расходам являются предусмотренная законодательством Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа возможность осуществления авансирования государственных контрактов в размере от 50 % до 80 % их суммы, а в отдельных случаях превышающая 80 % суммы заключаемых государственных контрактов (в 2016 году объем указанных выданных авансов превысил половину общего объема выданных авансов), а также неисполнение поставщиками обязательств по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг.
21.3.2.По состоянию на 1 января 2017 года дебиторская задолженность по расчетам по доходам (балансовый счет 02050000) составила 2 095 764,6 млн. рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2016 года на 301 721,7 млн. рублей, или на 16,8 %.
Основную долю задолженности (44,5 %) составляет дебиторская задолженность, образовавшаяся у ФНС России, в сумме 933 221,2 млн. рублей, которая увеличилась по сравнению с 1 января 2016 года на 267 934,8 млн. рублей, или на 40,3 %. Основная часть дебиторской задолженности приходится:
на задолженность по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, – 619 240,1 млн. рублей (66,4 % к общей сумме дебиторской задолженности), акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 %, производимую на территории Российской Федерации, – 83 335,5 млн. рублей (8,9 %), налогу на прибыль организаций, облагаемому по налоговой ставке 2 %, – 23 185,6 млн. рублей (2,5 %), по платежам в счет погашения задолженности по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, – 12 931,3 млн. рублей (1,4 %).
Просроченная дебиторская задолженность ФНС России увеличилась за 2016 год на 349 863,9 млн. рублей, или на 61,5 %, и составила 919 191,0 млн. рублей, в основном за счет увеличения задолженности по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (338 479,4 млн. рублей, или 96,7 % увеличения просроченной дебиторской задолженности ФНС России).
В ФТС России дебиторская задолженность увеличилась по сравнению с 1 января 2016 года на 755 795,9 млн. рублей, или в 12 раз, и составила 818 856,3 млн. рублей, что в основном обусловлено принятием на баланс дебиторской задолженности ликвидированного Росфиннадзора в сумме 736 462,3 млн. рублей, в том числе просроченной - 686 271,9 млн. рублей. Просроченная дебиторская задолженность ФТС России увеличилась за 2016 год на 706 378,4 млн. рублей, или в 15,8 раза, и составила 751 192,2 млн. рублей.
В ФССП России дебиторская задолженность увеличилась по сравнению с 1 января 2016 года на 21 371,2 млн. рублей, или на 18,9 %, и составила 134 614,1 млн. рублей. Основной причиной роста дебиторской задолженности является увеличение количества документов, предъявляемых к исполнению ФССП России, а также сумм, подлежащих взысканию по ним, в основном в связи с начислением администрируемых доходов федерального бюджета.
В МВД Россиидебиторская задолженностьувеличиласьпо сравнению с 1 января2016 годана 2 849,6 млн. рублей, или на 5 %, и составила 60 197,3 млн. рублей, в том числе по штрафам, налагаемым подразделениями системы МВД России за правонарушения в области дорожного движения, – 51 912,3 млн. рублей (86,2 % общей суммы дебиторской задолженности), которая по сравнению с 1 января 2016 года увеличилась на 4 820,1 млн. рублей, или на 10,2 %.
Увеличение дебиторской задолженности вызвано ростом количества административных штрафов в связи с повсеместным внедрением средств видеофиксации правонарушений в области безопасности дорожного движения, сопровождающихся уклонением от их уплаты правонарушителями, а также в связи с принятием дебиторской задолженности упраздненных подразделений ФМС России и ФСКН России по начисленным и непогашенным денежным взысканиям за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, финансировании терроризма и обороте наркотических и психотропных веществ. Просроченная дебиторская задолженностьМВД России увеличилась за 2016 год на 7 870,9 млн. рублей, или на 73,1 %, и составила 18 631,1 млн. рублей, в основном за счет увеличения задолженности по денежным взысканиям (штрафам) за правонарушения в области дорожного движения(9 636,7 млн. рублей, 51,7 % просроченной дебиторской задолженности МВД России).
В Роспатенте дебиторская задолженность уменьшилась по сравнению с 1 января 2016 года на 569,3 млн. рублей, или 4,1 %, и составила 13 280,7 млн. рублей. Задолженность образовалась в связи с начислением доходов от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, находящимися в собственности Российской Федерации, на основании лицензионных договоров между Российской Федерацией и предприятиями о предоставлении им права использования результатов интеллектуальной деятельности.
Просроченная дебиторская задолженность Роспатента уменьшилась за 2016 год на 91,9 млн. рублей, или на 2,9 %, ее образование в основном связано с тем, что поставки продукции по отдельным контрактам выполняются в течение длительного периода (несколько лет и более), что обуславливает сохранение в течение данного периода времени дебиторской задолженности по доходам от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации).
В Росприроднадзоре дебиторская задолженность увеличилась по сравнению с
1 января 2016 года на 3 626,8 млн. рублей, или 38,6 %, и по состоянию на 1 января 2017 года составила 13 016,7 млн. рублей. При этом дебиторская задолженность по доходам по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, увеличилась на 3 061,2 млн. рублей, или в 4,7 раза, а по прочим поступлениям от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, на 3 188,7 млн. рублей, или в 7,5 раза. Просроченная дебиторская задолженность Росприроднадзора увеличилась за 2016 год на 1 935,1 млн. рублей и по состоянию на
1 января 2017 года составила 2 660,6 млн. рублей. Образование большей части просроченной дебиторской задолженности связано с ликвидацией предприятий природопользователей.
В ФАС России дебиторская задолженность уменьшились по сравнению с 1 января 2016 года на 4 662,6 млн. рублей, или на 37,9 %, и составила 7 643,7 млн. рублей. Весь объем дебиторской задолженности составляет задолженность за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов). Сокращение дебиторской задолженности связано с корректировкой начислений денежных взысканий на основании вступления в силу судебных актов о признании постановлений о наложении штрафов по делу об административном правонарушении незаконным и их отмене, а также об изменении (уменьшении) суммы наложенного штрафа.
Просроченная дебиторская задолженность по доходам ФАС России на 1 января 2017 года по сравнению с 1 января 2016 года увеличилась на 1 867,5 млн. рублей и составила 2 985,0 млн. рублей в связи с невыполнением хозяйствующими субъектами постановлений ФАС России о наложении штрафов за нарушение антимонопольного законодательства и обжалованием дел в судах в отношении крупных штрафов.
21.3.3. По состоянию на 1 января 2017 годадебиторская задолженность по выданным авансам (балансовый счет 02060000) увеличилась по сравнению с 1 января 2016 года на 489 023,2 млн. рублей, или на 15 %, и составила 3 749 329,1 млн. рублей.
Наибольшая дебиторская задолженность образовалась в Минобороны России, которая по сравнению с 1 января 2016 года увеличилась на 20 % и составляет более половины дебиторской задолженности по выданным авансам. Основную долю задолженности составляют авансовые платежи по заключенным договорам и контрактам в рамках выполнения государственного оборонного заказа на закупку вооружения, военной и специальной техники в размере от 50 % до 80 % и свыше 80 % в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации о государственном оборонном заказе в целях обеспечения Государственной программы вооружения по приоритетным видам вооружений и военной техники. Просроченная дебиторская задолженность Минобороны России за 2016 год увеличился на 48,8 %.
ВГК «Роскосмос» дебиторская задолженность увеличилась по сравнению с 1 января 2016 года на 42 589,7 млн. рублей, или на 21,4 %, и составила 241 940,4 млн. рублей, или 6,5 % общего объема дебиторской задолженности по выданным авансам.
Основной причиной образования дебиторской задолженности является предусмотренная законодательством Российской Федерации возможность осуществления авансовых платежей по заключенным государственным контрактам на выполнение космических программ в рамках государственного оборонного заказа, при этом ограничение объемов авансирования не устанавливалось. Кроме указанных причин на рост дебиторской задолженности существенное влияние оказывает длительный производственный (технологический) цикл изготовления закупаемой продукции и ее высокая и растущая из года в год себестоимость, а также наличие дебиторской задолженности, по которой расчеты не были завершены в установленный государственным контрактом срок, в основном по строительству космодрома «Восточный».Просроченная дебиторская задолженность Роскосмоса за 2016 год уменьшилась 6,7 %.
В Минпромторге России дебиторская задолженность увеличилась по сравнению с
1 января 2016 года на 88 939,3 млн. рублей, или на 123,4 %, и составила 161 016,1 млн. рублей, или 4,3 % общего объема дебиторской задолженности по выданным авансам. Основной причиной образования существенных остатков дебиторской задолженности по расходам у Минпромторга России является единовременное предоставление целевых субсидий юридическим лицам в полном объеме суммы, предусмотренном соглашением и на длительный срок. Просроченная дебиторская задолженность Минпромторга России за 2016 год увеличилась на 2 720,3 млн. рублей, или в 5,4 раза, и составила 3 338,3 млн. рублей.
В Росавтодоре дебиторская задолженность уменьшилась по сравнению с 1 января 2016 года на 18 630,2 млн. рублей, или на 19,4 %, и составила 77 398,6 млн. рублей, или 2,1 % общего объема дебиторской задолженности по выданным авансам.Основными причинами образования дебиторской задолженности у Росавтодора является перечисление в 2016 году авансовых платежей ООО «Стройгазмонтаж» по государственному контракту на строительство транспортного перехода через Керченский пролив.Просроченная дебиторская задолженность Росавтодора за 2016 год уменьшилась на 5,8 млн. рублей, или на 1,4 %, и составила 401,3 млн. рублей.
В Минспорте России дебиторская задолженность уменьшилась по сравнению с 1 января 2016 года на 17 570,8 млн. рублей, или на 31,6 %, и составила 38 100,5 млн. рублей, или 1 % общего объема дебиторской задолженности по выданным авансам. Дебиторская задолженность связана с использованием бюджетных ассигнований на подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями) при заключении контрактов на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции стадионов для подготовки и проведения спортивных соревнований могут быть установлены авансы в размере до 50 %.
21.3.4. По состоянию на 1 января 2017 года дебиторская задолженность по расчетам с подотчетными лицами (балансовый счет 02080000) составила 21 062,4 млн. рублейи уменьшилась по сравнению с 1 января 2016 года на 3 967,8 млн. рублей, или на 15,8 %.Основную долю задолженности (более 95 %) составляет дебиторская задолженность Минобороны России, СВР России, МВД России и ФСБ России по расчетам с подотчетными лицами по оплате прочих расходов.
21.3.5. По состоянию на 1 января 2017 года дебиторская задолженность по расчетам по ущербу имуществу (балансовый счет 02090000) составила 145 314,7 млн. рублей иувеличилась по сравнению с 1 января 2016 года на 22 300,2 млн. рублей, или на 18,1 %.Основную долю задолженности (62,9 %) составляет задолженность Минобороны России по расчетам по ущербу материальных запасов.
21.3.6. В 2016 году отдельными главными распорядителями бюджетных средств министерствами и ведомствами допущен существенный рост дебиторской задолженности по сравнению с 2015 годом, в том числе:
ФГБОУ ВПО «РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации»–в 6 377,9 раза главным образом за счет неиспользованного остатка субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности и на иные цели, полученных Академией как бюджетным учреждением в ноябре - декабре 2016 года;
ФТС России –в 12,5 раза в связи с принятием от упраздненного Росфиннадзора дебиторской задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в сумме 789 603,8 млн. рублей;
Минкомсвязью России –в 10,7 раза в основном за счет аванса, выданного по государственному контракту с Госкорпорацией «Ростех» от 7 октября 2016 г. № 0410/139 «На оказание услуг по созданию и функционированию средств связи и информационных технологий в соответствии с Концепцией развития средств связи и информационных технологий в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года»;
Роснедрами- в 4,8 раза за счёт увеличения задолженности недропользователей по оплате разового платежа за пользование недрами по итогам проведенных аукционов, а также неустоек (штрафов, пеней) за нарушение АО «Росгеология» обязательств по государственным контрактам.
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» –в 3,8 разаза счет неиспользованного остатка целевой субсидии на цели осуществления капитальных вложений 2016 года, предоставленной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1499 «О предоставлении из федерального бюджета субсидии на осуществление капитальных вложений в строительство объекта капитального строительства федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет».
21.3.7.По 47 главным распорядителям дебиторская задолженность по состоянию на 1 января 2017 года составила до 1 % соответствующих кассовых расходов,по 15 составила от 1 % до 5 % кассовых расходов,по 36 – более 5 %, в том числе Минпромторгу России – 29,7 %, Управлению делами Президента Российской Федерации – 30,9 %,Роспечати – 39,8 %,Росавиации – 50,3 %,Спецстрою России – 51,3 %, Минспорту России – 62,2 %, Минобороны России – 70,3 %.Превышение дебиторской задолженности соответствующих кассовых расходов установлено в ГК «Роскосмос» – 120,2 %,ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова» – 149,2 %.
21.4.На организацию исполнения федерального бюджета в 2016 году оказали также влияние обязательства, возникшие в предыдущие годы (кредиторская задолженность).
21.4.1. По результатам проверок, проведенных Счетной палатой,объем кредиторской задолженности(расчеты по принятым обязательствам, расчеты по платежам в бюджеты, прочие расчеты с кредиторами) по главным распорядителям средств федерального бюджетапо состоянию на 1 января 2017 года составил 2 185 018,6 млн. рублей и увеличился по сравнению с началом отчетного периода на 738 925,6 млн. рублей, или на 51,1 %.
21.4.2. Основной объем кредиторской задолженности составляют авансовые платежи участников внешнеэкономической деятельности, зачисленные в доход федерального бюджета в счет уплаты таможенных и иных платежей в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», а также образованная в рамках финансово-хозяйственной деятельности (ФТС России) задолженность по расчетам с дебиторами по доходам, которая обусловлена перечислением авансовых платежей в доход федерального бюджета в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ФНС России), а также кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками за поставленные товары и выполненные работы, подлежащая уплате в следующем отчетном периоде в соответствии с условиями государственного контракта (Минобороны России).
21.4.3. По отдельным главным распорядителям средств федерального бюджета кредиторская задолженность оставалась значительной.
По состоянию на 1 января 2017 года наибольшая кредиторская задолженность образовалась у ФНС России в сумме 1 541 018,7 млн. рублей, или 70,5 % общего объема кредиторской задолженности, Минобороны России (более 15 %), ФТС России – 153 812,0 млн. рублей, или 7 %,Росжелдора – 26 112,8 млн. рублей, или 1,2 %, Федерального казначейства – 22 788,7млн. рублей, (1 %),общая сумма кредиторской задолженности которых составляет 97,4 % общего объема кредиторской задолженности.
Кредиторская задолженность ФНС Россиипо состоянию на 1 января 2017 годаувеличилась на 988 377,7 млн. рублей, или в 1,8 раза, и в основном обусловлена перечислением авансовых платежей в дохо