Результаты оценки Счетной палаты качества управления государственными финансами в части исполнения бюджета по доходам показали следующее.

По группе показателей «Исполнение по доходам» оценивалось наличие нормативных правовых актов по администрированию доходов федерального бюджета, своевременность представления главными администраторами доходов федерального бюджета в Федеральное казначейство прогноза кассовых поступлений по доходам федерального бюджета на текущий финансовый год, а также отклонение фактических поступлений доходов федерального бюджета в отчетном периоде от уточненного прогноза поступлений доходов федерального бюджета.

При расчете показателя «Наличие нормативных правовых актов по администрированию доходов федерального бюджета» установлено, что только у 75 главных администраторов доходов, или 85,2 %, из 88 оцениваемых главных администраторов доходов, по которым в 2015 году в федеральный бюджет поступили доходы, были разработаны методики расчета прогноза поступлений доходов.

При расчете показателя «Своевременность представления главными администраторами доходов федерального бюджета в Федеральное казначейство прогноза кассовых поступлений по доходам федерального бюджета на текущий финансовый год в соответствии с приказом Минфина России от 9 декабря 2013 г. № 117н (с изменениями)» установлено, что в 2015 году только 35 главных администраторов доходов, или 39,8 % оцениваемых главных администраторов доходов, своевременно представляли в Федеральное казначейство прогноз кассовых поступлений по доходам федерального бюджета.

По показателю «Отклонение фактических поступлений доходов федерального бюджета в отчетном периоде от уточненного прогноза поступлений доходов федерального бюджета» установлено, что в 2016 году поступление доходов превысило показатели, утвержденные федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и предусмотренные уточненным прогнозом, на 91 455,4 млн. рублей, или на 0,7 %.

По 14 главным администраторам доходов федерального бюджета отрицательные и положительные отклонения фактических доходов от прогнозных показателей существенны:от недоисполнения свыше 50 % до перевыполнения в 331,1 раза. По 55 главным администраторам доходов федерального бюджета отклонения фактических доходов не превышали 15 % прогнозных показателей.

В результате расчета показателя «Исполнение бюджета по доходам» наилучшая оценка по показателю, 4 балла, сложилась у следующих 19 главных администраторов: ФАНО России, Минэнерго России, Росводресурсов, Росздравнадзора, Минкомсвязи России, ГФС России, Роскомнадзора, Федерального казначейства, Росжелдора, ФТС России, Росалкогольрегулирования, Росаккредитации, ФНС России, СВР России, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Минюста России, Росреестра, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, ФСВТС России.

Наиболее низкая оценка качества исполнения бюджета по доходам, 0 баллов, сложились у одного главного администратора (Росмолодежь).

21.2.3. Результаты оценки Счетной палаты качества управления государственными финансами в части исполнения федерального бюджета по расходам показали следующее.

По группе показателей «Исполнение по расходам» оценивался уровень недовыполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью, соотношение неиспользованных доведенных лимитов бюджетных обязательств к кассовым расходам отчетного периода и соотношение объема расходов, произведенных в IV квартале отчетного периода, к годовым кассовым расходам.

Общий объем расходов федерального бюджета составил 16 416 446,8 млн. рублей, или 100,1 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований (в 2015 году – 101,3 %).Общий объем неисполненных расходов федерального бюджета, установленных сводной бюджетной росписью (с изменениями), в 2016 году составил 219 938,8 млн. рублей, или 1,3 %, что на 14 088,7 млн. рублей, или на 6 %, меньше, чем в 2015 году (234 027,6 млн. рублей).

По данным Минфина России, остатки бюджетных ассигнований федерального бюджета на 1 января 2017 года, подлежащие использованию в 2017 году на те же цели, составили 266,6 млрд. рублей, в том числе в Инвестиционный фонд – 1,0 млрд. рублей, Федеральный дорожный фонд – 20,3 млрд. рублей, обязательства на оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном году, – 87,4 млрд. рублей, создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения за счет межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета ФОМС, – 1,5 млрд. рублей, субсидии юридическим лицам, предоставление которых осуществлялось в отчетном году «под потребность», - 12,5 млрд. рублей; лимиты бюджетных обязательств по государственным контрактам, расчеты по которым в 2016 году осуществлялись с применением казначейского аккредитива, – 1,6 млрд. рублей, реализация решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по обеспечению отдельных мероприятий (секретно) – 25,0 млрд. рублей, иные остатки, подлежащие направлению в резервный фонд Правительства Российской Федерации, – 117,3 млрд. рублей.

Уровень исполнения кассовых расходов федерального бюджета процентах к сводной бюджетной росписи с изменениями представлен в следующей таблице.

Наименование разделов классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Исполнение расходов федерального бюджета к сводной бюджетной росписи с учетом изменений Отклонение данных 2016 года от:
2014 год 2015 год 2016 год 2014 года (гр. 4 - гр. 2) 2015 года (гр. 4 - гр. 3)
Общегосударственные вопросы 98,9 98,6 97,1 -1,8 -1,5
Национальная оборона 99,9 99,8 99,2 -0,7 -0,6
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 101,4 98,8 100,4 -1,0 1,6
Национальная экономика 94,4 96,5 95,9 1,5 -0,6
Жилищно-коммунальное хозяйство 94,9 98,0 95,5 0,6 -2,5
Охрана окружающей среды 99,4 99,4 99,6 0,2 0,2
Образование 99,2 99,2 99,1 -0,1 -0,1
Культура, кинематография 99,4 99,8 96,3 -3,1 -3,5
Здравоохранение 97,9 97,8 97,6 -0,3 -0,2
Социальная политика 99,2 99,6 99,7 0,5 0,1
Физическая культура и спорт 99,5 97,8 88,7 -10,8 -9,1
Средства массовой информации 99,9 99,9 99,9 0,0 0,0
Обслуживание государственного и муниципального долга 99,9 87,5 97,1 -2,8 9,6
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 99,9 99,7 99,8 -0,1 0,1
Всего расходов 98,8 98,5 98,7 -0,1 0,2

Наибольшее неисполнение расходов в 2016 году отмечается по разделам бюджетной классификации «Физическая культура и спорт», «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Национальная экономика».

21.2.3.1. При расчете показателя «Недовыполнение бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью»установлено, что в 2016 году наибольший объем неисполненных показателей по расходам федерального бюджета, установленным сводной бюджетной росписью с изменениями, сложился по 6 главным распорядителям средств федерального бюджета (Минфин России – 89 617,9 млн. рублей, Росавиация – 19 691,4 млн. рублей, Росавтодор – 16 579,5 млн. рублей, Минпромторг России – 13 101,0 млн. рублей, Минэкономразвития России – 12 459,6 млн. рублей, МВД России – 11 957,7 млн. рублей) на общую сумму 163 398,0 млн. рублей.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные сводной бюджетной росписью с изменениями, исполнены полностью только 11 главными распорядителями средств федерального бюджета (11,2 % общего числа): Росгвардией, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, РАН, СПбГУ, МГУ имени М.В.Ломоносова, Большим театром России, ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова», Госфильмофондом России, Государственным Эрмитажем, Россвязью и РФФИ.

По 2 главным распорядителям средств федерального бюджета кассовое исполнение расходов превысило объем бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью, в том числе по МИДу России – на 7,9 % и ФСИН России – на 11,4 % (в 2015 году - по 5 из 101, в том числе по СВР России – на 0,2 %, Росстату – на 0,7 %, Россотрудничеству – на 8,6 %, ФСИН России – на 12 %, МИДу России – на 30,3 %).

Превышение ФСИН России кассовых расходов над показателями сводной бюджетной росписи с учетом изменений обусловлено использованием средств, полученных от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы, на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствии с частью 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Превышение расходов по МИДу России объясняется действием части 20 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», в соответствии с которой федеральные государственные загранучреждения вправе использовать доходы, получаемые в текущем финансовом году от разрешенных видов деятельности, а также остатки указанных средств на начало текущего финансового года в качестве дополнительного источника финансового обеспечения выполнения функций указанных загранучреждений сверх бюджетных ассигнований, установленных Федеральным законом № 359-ФЗ.

На конец 2016 года неисполненные бюджетные ассигнования, предусмотренные сводной бюджетной росписью (с изменениями), имели 85 главных распорядителей средств федерального бюджета (86,7 % общего числа) (в 2015 году 82 из 101). Из них наибольшая доля неисполненных бюджетных ассигнований наблюдалась у 6 главных распорядителей средств федерального бюджета:ГК «Роскосмос» – 41,5 %, ФАДН России – 32,9 % Росавиации – 29,1 %, Минюста России – 25,5 %, Минэкономразвития России – 11,9 %, Минспорта России – 11,2 %.

У 19 главных распорядителей средств федерального бюджета (22,4 % числа главных распорядителей, имевших неисполненные бюджетные ассигнования на конец 2016 года) объем неисполненных бюджетных ассигнований не превышал 0,5 %.

Доля неисполненных бюджетных ассигнований главных распорядителей средств федерального бюджета (в процентах к сводной бюджетной росписи с изменениями на 2016 год) представлена на следующей диаграмме.

Результаты оценки Счетной палаты качества управления государственными финансами в части исполнения бюджета по доходам показали следующее. - student2.ru

21.2.3.2.При расчете показателя «Соотношение неиспользованных доведенных лимитов бюджетных обязательств к кассовым расходам отчетного периода» по главным распорядителям средств федерального бюджетаустановлено, что по 14 главным распорядителям средств федерального бюджета доведенные лимиты бюджетных обязательств исполнены в полном объеме, по 20 – указанное соотношение составило до 0,5 %, по 13 главным распорядителям - от 0,6 % до 1 %, по 39 главным распорядителям - от 1,1 % до 5 %, по 8 – от 5,1 до 20 %, по 4 – более 20 % (ГК «Роскосмос» – 41,5 %, ФАДН России – 32,9 %, Росавиация – 29,1 %, Минюст России – 25,5 %).

21.2.3.3.При расчете показателя «Соотношение объема расходов, произведенных в IV квартале 2016 года, к кассовым расходам» по главным распорядителям средств федерального бюджета установлено, что кассовые расходы осуществлялись недостаточно равномерно.

Кассовые расходы в IV квартале 2016 года составили 34,2 % объема расходов, произведенных в целом за год (2015 год – 30,2 % (без учета некассовой операции по приобретению акций ПАО «Российские сети», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания»), 2014 год – 31,1 %, 2013 год – 32,9 %, 2012 год – 32,4 %).

В декабре 2016 года кассовые расходы составили 19,8 % объема расходов, произведенных в целом за год, что является наиболее высоким показателем за последние 5 лет (2015 год – 15,8 %, 2014 год – 15,9 %, 2013 год – 16,7 %, 2012 год – 17,7 %).

В абсолютном выражении кассовые расходы в IV квартале 2016 года составили 5 611 549,0 млн. рублей (в 2015 году - 4 663 969,9 млн. рублей, в 2014 году - 4 302 559,3 млн. рублей, в 2013 году – 4 391 342,6 млн. рублей, в 2012 году – 4 180 785,2 млн. рублей).

В том числе кассовые расходы в декабре 2016 года составили 3 247 930,2 млн. рублей (в 2015 году – 2 437 285,6 млн. рублей, в 2014 году - 2 192 364,8 млн. рублей, в 2013 году - 2 226 233,8 млн. рублей, в 2012 году - 2 283 844,1 млн. рублей).

Анализ ритмичности исполнения расходов федерального бюджета в 2016 году по отдельным группам видов расходов представлен на следующей диаграмме.

Результаты оценки Счетной палаты качества управления государственными финансами в части исполнения бюджета по доходам показали следующее. - student2.ru

Анализ поквартального исполнения расходов федерального бюджета в 2016 году в разрезе групп видов расходов показал, что в IV квартале наблюдается наибольший объем расходов по закупке товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд и по капитальным вложениям в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности (48,6 % и 48,3 % годовых расходов соответственно).

Наибольший объем расходов в IV квартале приходится на закупки товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд, которые составили 2 030 975,9 млн. рублей, или 36,2 % общих расходов IV квартала, и межбюджетные трансферты - 1 323 768,7 млн. рублей, или 23,6 %.

Анализ динамики исполнения расходов федерального бюджета в декабре 2016 года показал, что по некоторым группам видов расходов наибольший объем произведен в декабре: по закупке товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд – 36,3 %, по капитальным вложениям в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности – 30,9 %.

Поквартальное исполнение расходов федерального бюджета в 2016 году в разрезе групп видов расходов в процентах к фактическому исполнению расходов федерального бюджета за год представлено в следующей таблице.

Наименование Исполнено в % Структура расходов в %
I квартал II квартал III квартал IV квартал декабрь IV квартал 2016 год
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами (100) 20,3 24,7 23,7 31,3 15,8 14,7
Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (200) 20,6 15,6 15,2 48,6 36,3 36,2 25,5
Социальное обеспечение и иные выплаты населению (300) 28,3 26,2 23,5 9,8 3,8 5,5
Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности (400) 8,6 23,2 19,9 48,3 30,9 7,4 5,2
Межбюджетные трансферты (500) 25,6 23,8 26,6 11,4 23,6 30,3
Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям (600) 31,7 19,1 26,8 7,6 4,9 6,3
Обслуживание государственного (муниципального) долга (700) 31,4 19,1 29,6 19,9 7,4 2,2 3,8
Иные бюджетные ассигнования (800) 17,3 23,9 25,5 33,3 7,2 7,4
Всего 21,6 22,8 21,4 34,2 19,8

В IV квартале 2016 года более 33,3 % годовых расходов исполнено 44 главными распорядителями, в том числе более половины годовых расходов произведено 8 главными распорядителями. По 2 главным распорядителям расходы в IV квартале 2016 года составляют более 70 % (Минвостокразвития России – 72,1 %, Росгвардия – 100 %).

В результате расчета группы показателей «Исполнение бюджета по расходам» максимально возможная оценка по показателю (15 баллов) сложилась у 19 главных администраторов.

Наименьшее количество баллов сложились у ФАДН России – 4 балла и Минэкономразвития России – 5 баллов.

21.2.3.4. Остатки средств федерального бюджета (без учета средств Резервного фонда, Фонда национального благосостояния) по состоянию на 1 января 2017 года по сравнению с 1 января 2016 года уменьшились на 147,8 млрд. рублейи составили 1 048,9 млрд. рублей (на 1 января 2016 года - 1 196,7 млрд. рублей).

Остатки средств федерального бюджета на 1 января 2017 года без учета остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию в очередном финансовом году, уменьшились на 26,4 млрд. рублей и составили 782,6 млрд. рублей (на 1 января 2016 года – 809,0 млрд. рублей).

21.2.4. Результаты оценки Счетной палаты качества управления государственными финансами в части уровня дебиторской и кредиторской задолженности показали следующее.

Оценка по группе показателей «Состояние дебиторской и кредиторской задолженности» проводилась с учетом динамики объема дебиторской и кредиторской задолженности, расчета соотношения дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на конец отчетного периода к кассовым расходам отчетного периода, а также наличия просроченной дебиторской задолженности.

За 2016 год по35главным распорядителям средств федерального бюджета произошло увеличение объема дебиторской задолженности в общем объеме на 757 096,0 млн. рублей.

Увеличение кредиторской задолженности отмечено по36главным распорядителям средств федерального бюджета в общем объеме 738 182,4 млн. рублей.

Из них по 18 главным распорядителям средств федерального бюджета произошло увеличение дебиторской и кредиторской задолженности.

Наибольшее соотношение объема дебиторской задолженности по состоянию на конец отчетного периода к собственным кассовым расходам отчетного периода (более 50 %) составило у ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова», ГК «Роскосмос» – 128,6 %,Росимущества – 124,7 %,Минобороны России – 73 %,Росавиации – 53,5 %.

Просроченную задолженность в 2016 году имели54главных распорядителей средств федерального бюджета.

По состоянию на 1 января 2017 года в общем объеме просроченной дебиторской задолженности задолженностьФНС Россиисоставляет42,6 %,ФТС России – 30 %, МВД России – 0,8 %.Значительный объем просроченной дебиторской задолженности числится на балансе Минобороны России.

В результате расчета группы показателей «Состояние дебиторской и кредиторской задолженности» максимально возможная оценка по показателю – 9 баллов – сложилась у 10 главных администраторов:Минвостокразвития России,Ростуризма,Совета Федерации,Счетной палаты,Центральной избирательной комиссии Российской Федерации,МГУ имени М.В.Ломоносова,ФГБУ «Российский фонд фундаментальных исследований»,Госфильмофонда России,НИЦ «Курчатовский институт»,Конституционного Суда Российской Федерации.

Наиболее низкие оценки качества состояния дебиторской и кредиторской задолженности сложились у следующих администраторов: Минобороны России, Росгвардии, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росаккредитации - 2 балла, ФТС России, Роспатента, Рослесхоза – 3 балла, ФССП России, Россвязи, ФНС России, ГК «Росатом», МВД России, Росрезерва, Минтранса России, Росимущества, Минкомсвязи России, Минпромторга России, ФСО России, Росалкогольрегулирования – 4 балла.

Наши рекомендации