Результаты оценки Счетной палаты качества управления государственными финансами в части исполнения бюджета по доходам показали следующее.
По группе показателей «Исполнение по доходам» оценивалось наличие нормативных правовых актов по администрированию доходов федерального бюджета, своевременность представления главными администраторами доходов федерального бюджета в Федеральное казначейство прогноза кассовых поступлений по доходам федерального бюджета на текущий финансовый год, а также отклонение фактических поступлений доходов федерального бюджета в отчетном периоде от уточненного прогноза поступлений доходов федерального бюджета.
При расчете показателя «Наличие нормативных правовых актов по администрированию доходов федерального бюджета» установлено, что только у 75 главных администраторов доходов, или 85,2 %, из 88 оцениваемых главных администраторов доходов, по которым в 2015 году в федеральный бюджет поступили доходы, были разработаны методики расчета прогноза поступлений доходов.
При расчете показателя «Своевременность представления главными администраторами доходов федерального бюджета в Федеральное казначейство прогноза кассовых поступлений по доходам федерального бюджета на текущий финансовый год в соответствии с приказом Минфина России от 9 декабря 2013 г. № 117н (с изменениями)» установлено, что в 2015 году только 35 главных администраторов доходов, или 39,8 % оцениваемых главных администраторов доходов, своевременно представляли в Федеральное казначейство прогноз кассовых поступлений по доходам федерального бюджета.
По показателю «Отклонение фактических поступлений доходов федерального бюджета в отчетном периоде от уточненного прогноза поступлений доходов федерального бюджета» установлено, что в 2016 году поступление доходов превысило показатели, утвержденные федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и предусмотренные уточненным прогнозом, на 91 455,4 млн. рублей, или на 0,7 %.
По 14 главным администраторам доходов федерального бюджета отрицательные и положительные отклонения фактических доходов от прогнозных показателей существенны:от недоисполнения свыше 50 % до перевыполнения в 331,1 раза. По 55 главным администраторам доходов федерального бюджета отклонения фактических доходов не превышали 15 % прогнозных показателей.
В результате расчета показателя «Исполнение бюджета по доходам» наилучшая оценка по показателю, 4 балла, сложилась у следующих 19 главных администраторов: ФАНО России, Минэнерго России, Росводресурсов, Росздравнадзора, Минкомсвязи России, ГФС России, Роскомнадзора, Федерального казначейства, Росжелдора, ФТС России, Росалкогольрегулирования, Росаккредитации, ФНС России, СВР России, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Минюста России, Росреестра, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, ФСВТС России.
Наиболее низкая оценка качества исполнения бюджета по доходам, 0 баллов, сложились у одного главного администратора (Росмолодежь).
21.2.3. Результаты оценки Счетной палаты качества управления государственными финансами в части исполнения федерального бюджета по расходам показали следующее.
По группе показателей «Исполнение по расходам» оценивался уровень недовыполнения бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью, соотношение неиспользованных доведенных лимитов бюджетных обязательств к кассовым расходам отчетного периода и соотношение объема расходов, произведенных в IV квартале отчетного периода, к годовым кассовым расходам.
Общий объем расходов федерального бюджета составил 16 416 446,8 млн. рублей, или 100,1 % законодательно утвержденных бюджетных ассигнований (в 2015 году – 101,3 %).Общий объем неисполненных расходов федерального бюджета, установленных сводной бюджетной росписью (с изменениями), в 2016 году составил 219 938,8 млн. рублей, или 1,3 %, что на 14 088,7 млн. рублей, или на 6 %, меньше, чем в 2015 году (234 027,6 млн. рублей).
По данным Минфина России, остатки бюджетных ассигнований федерального бюджета на 1 января 2017 года, подлежащие использованию в 2017 году на те же цели, составили 266,6 млрд. рублей, в том числе в Инвестиционный фонд – 1,0 млрд. рублей, Федеральный дорожный фонд – 20,3 млрд. рублей, обязательства на оплату заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в отчетном году, – 87,4 млрд. рублей, создание единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения за счет межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета ФОМС, – 1,5 млрд. рублей, субсидии юридическим лицам, предоставление которых осуществлялось в отчетном году «под потребность», - 12,5 млрд. рублей; лимиты бюджетных обязательств по государственным контрактам, расчеты по которым в 2016 году осуществлялись с применением казначейского аккредитива, – 1,6 млрд. рублей, реализация решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по обеспечению отдельных мероприятий (секретно) – 25,0 млрд. рублей, иные остатки, подлежащие направлению в резервный фонд Правительства Российской Федерации, – 117,3 млрд. рублей.
Уровень исполнения кассовых расходов федерального бюджета процентах к сводной бюджетной росписи с изменениями представлен в следующей таблице.
Наименование разделов классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | Исполнение расходов федерального бюджета к сводной бюджетной росписи с учетом изменений | Отклонение данных 2016 года от: | |||
2014 год | 2015 год | 2016 год | 2014 года (гр. 4 - гр. 2) | 2015 года (гр. 4 - гр. 3) | |
Общегосударственные вопросы | 98,9 | 98,6 | 97,1 | -1,8 | -1,5 |
Национальная оборона | 99,9 | 99,8 | 99,2 | -0,7 | -0,6 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 101,4 | 98,8 | 100,4 | -1,0 | 1,6 |
Национальная экономика | 94,4 | 96,5 | 95,9 | 1,5 | -0,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 94,9 | 98,0 | 95,5 | 0,6 | -2,5 |
Охрана окружающей среды | 99,4 | 99,4 | 99,6 | 0,2 | 0,2 |
Образование | 99,2 | 99,2 | 99,1 | -0,1 | -0,1 |
Культура, кинематография | 99,4 | 99,8 | 96,3 | -3,1 | -3,5 |
Здравоохранение | 97,9 | 97,8 | 97,6 | -0,3 | -0,2 |
Социальная политика | 99,2 | 99,6 | 99,7 | 0,5 | 0,1 |
Физическая культура и спорт | 99,5 | 97,8 | 88,7 | -10,8 | -9,1 |
Средства массовой информации | 99,9 | 99,9 | 99,9 | 0,0 | 0,0 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 99,9 | 87,5 | 97,1 | -2,8 | 9,6 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 99,9 | 99,7 | 99,8 | -0,1 | 0,1 |
Всего расходов | 98,8 | 98,5 | 98,7 | -0,1 | 0,2 |
Наибольшее неисполнение расходов в 2016 году отмечается по разделам бюджетной классификации «Физическая культура и спорт», «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Национальная экономика».
21.2.3.1. При расчете показателя «Недовыполнение бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью»установлено, что в 2016 году наибольший объем неисполненных показателей по расходам федерального бюджета, установленным сводной бюджетной росписью с изменениями, сложился по 6 главным распорядителям средств федерального бюджета (Минфин России – 89 617,9 млн. рублей, Росавиация – 19 691,4 млн. рублей, Росавтодор – 16 579,5 млн. рублей, Минпромторг России – 13 101,0 млн. рублей, Минэкономразвития России – 12 459,6 млн. рублей, МВД России – 11 957,7 млн. рублей) на общую сумму 163 398,0 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные сводной бюджетной росписью с изменениями, исполнены полностью только 11 главными распорядителями средств федерального бюджета (11,2 % общего числа): Росгвардией, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, РАН, СПбГУ, МГУ имени М.В.Ломоносова, Большим театром России, ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова», Госфильмофондом России, Государственным Эрмитажем, Россвязью и РФФИ.
По 2 главным распорядителям средств федерального бюджета кассовое исполнение расходов превысило объем бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью, в том числе по МИДу России – на 7,9 % и ФСИН России – на 11,4 % (в 2015 году - по 5 из 101, в том числе по СВР России – на 0,2 %, Росстату – на 0,7 %, Россотрудничеству – на 8,6 %, ФСИН России – на 12 %, МИДу России – на 30,3 %).
Превышение ФСИН России кассовых расходов над показателями сводной бюджетной росписи с учетом изменений обусловлено использованием средств, полученных от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы, на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствии с частью 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Превышение расходов по МИДу России объясняется действием части 20 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», в соответствии с которой федеральные государственные загранучреждения вправе использовать доходы, получаемые в текущем финансовом году от разрешенных видов деятельности, а также остатки указанных средств на начало текущего финансового года в качестве дополнительного источника финансового обеспечения выполнения функций указанных загранучреждений сверх бюджетных ассигнований, установленных Федеральным законом № 359-ФЗ.
На конец 2016 года неисполненные бюджетные ассигнования, предусмотренные сводной бюджетной росписью (с изменениями), имели 85 главных распорядителей средств федерального бюджета (86,7 % общего числа) (в 2015 году 82 из 101). Из них наибольшая доля неисполненных бюджетных ассигнований наблюдалась у 6 главных распорядителей средств федерального бюджета:ГК «Роскосмос» – 41,5 %, ФАДН России – 32,9 % Росавиации – 29,1 %, Минюста России – 25,5 %, Минэкономразвития России – 11,9 %, Минспорта России – 11,2 %.
У 19 главных распорядителей средств федерального бюджета (22,4 % числа главных распорядителей, имевших неисполненные бюджетные ассигнования на конец 2016 года) объем неисполненных бюджетных ассигнований не превышал 0,5 %.
Доля неисполненных бюджетных ассигнований главных распорядителей средств федерального бюджета (в процентах к сводной бюджетной росписи с изменениями на 2016 год) представлена на следующей диаграмме.
21.2.3.2.При расчете показателя «Соотношение неиспользованных доведенных лимитов бюджетных обязательств к кассовым расходам отчетного периода» по главным распорядителям средств федерального бюджетаустановлено, что по 14 главным распорядителям средств федерального бюджета доведенные лимиты бюджетных обязательств исполнены в полном объеме, по 20 – указанное соотношение составило до 0,5 %, по 13 главным распорядителям - от 0,6 % до 1 %, по 39 главным распорядителям - от 1,1 % до 5 %, по 8 – от 5,1 до 20 %, по 4 – более 20 % (ГК «Роскосмос» – 41,5 %, ФАДН России – 32,9 %, Росавиация – 29,1 %, Минюст России – 25,5 %).
21.2.3.3.При расчете показателя «Соотношение объема расходов, произведенных в IV квартале 2016 года, к кассовым расходам» по главным распорядителям средств федерального бюджета установлено, что кассовые расходы осуществлялись недостаточно равномерно.
Кассовые расходы в IV квартале 2016 года составили 34,2 % объема расходов, произведенных в целом за год (2015 год – 30,2 % (без учета некассовой операции по приобретению акций ПАО «Российские сети», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания»), 2014 год – 31,1 %, 2013 год – 32,9 %, 2012 год – 32,4 %).
В декабре 2016 года кассовые расходы составили 19,8 % объема расходов, произведенных в целом за год, что является наиболее высоким показателем за последние 5 лет (2015 год – 15,8 %, 2014 год – 15,9 %, 2013 год – 16,7 %, 2012 год – 17,7 %).
В абсолютном выражении кассовые расходы в IV квартале 2016 года составили 5 611 549,0 млн. рублей (в 2015 году - 4 663 969,9 млн. рублей, в 2014 году - 4 302 559,3 млн. рублей, в 2013 году – 4 391 342,6 млн. рублей, в 2012 году – 4 180 785,2 млн. рублей).
В том числе кассовые расходы в декабре 2016 года составили 3 247 930,2 млн. рублей (в 2015 году – 2 437 285,6 млн. рублей, в 2014 году - 2 192 364,8 млн. рублей, в 2013 году - 2 226 233,8 млн. рублей, в 2012 году - 2 283 844,1 млн. рублей).
Анализ ритмичности исполнения расходов федерального бюджета в 2016 году по отдельным группам видов расходов представлен на следующей диаграмме.
Анализ поквартального исполнения расходов федерального бюджета в 2016 году в разрезе групп видов расходов показал, что в IV квартале наблюдается наибольший объем расходов по закупке товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд и по капитальным вложениям в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности (48,6 % и 48,3 % годовых расходов соответственно).
Наибольший объем расходов в IV квартале приходится на закупки товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд, которые составили 2 030 975,9 млн. рублей, или 36,2 % общих расходов IV квартала, и межбюджетные трансферты - 1 323 768,7 млн. рублей, или 23,6 %.
Анализ динамики исполнения расходов федерального бюджета в декабре 2016 года показал, что по некоторым группам видов расходов наибольший объем произведен в декабре: по закупке товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд – 36,3 %, по капитальным вложениям в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности – 30,9 %.
Поквартальное исполнение расходов федерального бюджета в 2016 году в разрезе групп видов расходов в процентах к фактическому исполнению расходов федерального бюджета за год представлено в следующей таблице.
Наименование | Исполнено в % | Структура расходов в % | |||||
I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | декабрь | IV квартал | 2016 год | |
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами (100) | 20,3 | 24,7 | 23,7 | 31,3 | 15,8 | 14,7 | |
Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (200) | 20,6 | 15,6 | 15,2 | 48,6 | 36,3 | 36,2 | 25,5 |
Социальное обеспечение и иные выплаты населению (300) | 28,3 | 26,2 | 23,5 | 9,8 | 3,8 | 5,5 | |
Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности (400) | 8,6 | 23,2 | 19,9 | 48,3 | 30,9 | 7,4 | 5,2 |
Межбюджетные трансферты (500) | 25,6 | 23,8 | 26,6 | 11,4 | 23,6 | 30,3 | |
Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям (600) | 31,7 | 19,1 | 26,8 | 7,6 | 4,9 | 6,3 | |
Обслуживание государственного (муниципального) долга (700) | 31,4 | 19,1 | 29,6 | 19,9 | 7,4 | 2,2 | 3,8 |
Иные бюджетные ассигнования (800) | 17,3 | 23,9 | 25,5 | 33,3 | 7,2 | 7,4 | |
Всего | 21,6 | 22,8 | 21,4 | 34,2 | 19,8 |
В IV квартале 2016 года более 33,3 % годовых расходов исполнено 44 главными распорядителями, в том числе более половины годовых расходов произведено 8 главными распорядителями. По 2 главным распорядителям расходы в IV квартале 2016 года составляют более 70 % (Минвостокразвития России – 72,1 %, Росгвардия – 100 %).
В результате расчета группы показателей «Исполнение бюджета по расходам» максимально возможная оценка по показателю (15 баллов) сложилась у 19 главных администраторов.
Наименьшее количество баллов сложились у ФАДН России – 4 балла и Минэкономразвития России – 5 баллов.
21.2.3.4. Остатки средств федерального бюджета (без учета средств Резервного фонда, Фонда национального благосостояния) по состоянию на 1 января 2017 года по сравнению с 1 января 2016 года уменьшились на 147,8 млрд. рублейи составили 1 048,9 млрд. рублей (на 1 января 2016 года - 1 196,7 млрд. рублей).
Остатки средств федерального бюджета на 1 января 2017 года без учета остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию в очередном финансовом году, уменьшились на 26,4 млрд. рублей и составили 782,6 млрд. рублей (на 1 января 2016 года – 809,0 млрд. рублей).
21.2.4. Результаты оценки Счетной палаты качества управления государственными финансами в части уровня дебиторской и кредиторской задолженности показали следующее.
Оценка по группе показателей «Состояние дебиторской и кредиторской задолженности» проводилась с учетом динамики объема дебиторской и кредиторской задолженности, расчета соотношения дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на конец отчетного периода к кассовым расходам отчетного периода, а также наличия просроченной дебиторской задолженности.
За 2016 год по35главным распорядителям средств федерального бюджета произошло увеличение объема дебиторской задолженности в общем объеме на 757 096,0 млн. рублей.
Увеличение кредиторской задолженности отмечено по36главным распорядителям средств федерального бюджета в общем объеме 738 182,4 млн. рублей.
Из них по 18 главным распорядителям средств федерального бюджета произошло увеличение дебиторской и кредиторской задолженности.
Наибольшее соотношение объема дебиторской задолженности по состоянию на конец отчетного периода к собственным кассовым расходам отчетного периода (более 50 %) составило у ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова», ГК «Роскосмос» – 128,6 %,Росимущества – 124,7 %,Минобороны России – 73 %,Росавиации – 53,5 %.
Просроченную задолженность в 2016 году имели54главных распорядителей средств федерального бюджета.
По состоянию на 1 января 2017 года в общем объеме просроченной дебиторской задолженности задолженностьФНС Россиисоставляет42,6 %,ФТС России – 30 %, МВД России – 0,8 %.Значительный объем просроченной дебиторской задолженности числится на балансе Минобороны России.
В результате расчета группы показателей «Состояние дебиторской и кредиторской задолженности» максимально возможная оценка по показателю – 9 баллов – сложилась у 10 главных администраторов:Минвостокразвития России,Ростуризма,Совета Федерации,Счетной палаты,Центральной избирательной комиссии Российской Федерации,МГУ имени М.В.Ломоносова,ФГБУ «Российский фонд фундаментальных исследований»,Госфильмофонда России,НИЦ «Курчатовский институт»,Конституционного Суда Российской Федерации.
Наиболее низкие оценки качества состояния дебиторской и кредиторской задолженности сложились у следующих администраторов: Минобороны России, Росгвардии, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росаккредитации - 2 балла, ФТС России, Роспатента, Рослесхоза – 3 балла, ФССП России, Россвязи, ФНС России, ГК «Росатом», МВД России, Росрезерва, Минтранса России, Росимущества, Минкомсвязи России, Минпромторга России, ФСО России, Росалкогольрегулирования – 4 балла.