Предоставление главными распорядителями бюджетных средств взносов в уставные капиталы АО в конце года не обеспечивает их своевременное и результативное использование.
Так, Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. № 397-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год» и распоряжениями Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 2827-р и № 2826-р Минпромторгу России предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление взносов в уставный капитал АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» на финансирование затрат по разработке двигателя ТВ7-117 и по разработке, созданию перспективного двигателя ПД-35 в объеме 783,0 млн. рублей и 1 500,0 млн. рублей соответственно. Минпромторгом России указанные взносы перечислены на счета АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» только 29 декабря 2016 года. Таким образом, согласно данным Автоматизированной системы Федерального казначейства по состоянию на 1 января 2017 года АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» средства федерального бюджета в сумме 2 283,0 млн. рублей не использованы.
Минобороны России взнос в уставный капитал АО «Оборонстрой» в объеме 3 800,0 млн. рублей, предусмотренный Федеральным законом от 22 ноября 2016 г.
№ 397-ФЗ, предоставлен также 29 декабря 2016 года. Согласно данным Автоматизированной системы Федерального казначейства по состоянию на 1 января 2017 года АО «Оборонстрой» указанные средства федерального бюджета в сумме 3 800,0 млн. рублей не использованы.
Минтрансом России взнос в уставный капитал ПАО «ГТЛК» в объеме 3 565,7 млн. рублей, предусмотренный Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. № 397-ФЗ в целях лизинга автомобильно-железнодорожных паромов для эксплуатации на линии Ванино – Холмск, предоставлен 28 декабря 2016 года. Согласно данным Автоматизированной системы Федерального казначейства ПАО «ГТЛК» 30 декабря 2016 года перечислен аванс ПАО «Амурский судостроительный завод» на строительство и поставку паромов для эксплуатации на линии Ванино - Холмск в полном объеме. Счетная палата в заключении на проект федерального закона № 2428-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год» обращала внимание, что в материалах к законопроекту отсутствовали сведения, подтверждающие потребность в указанных бюджетных ассигнованиях в 2016 году.
В 2016 году в целях реализации проектов лизинга пассажирских судов Минпромторгу России осуществлен взнос в АО «Объединенная судостроительная корпорация» в объеме 5 000,0 млн. рублей, в том числе за счет дополнительно предусмотренных Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. № 397-ФЗ бюджетных ассигнований в сумме 1 000,0 млн. рублей. Согласно данным Автоматизированной системы Федерального казначейства по состоянию на 1 января 2017 года АО «Объединенная судостроительная корпорация» не были использованы 400,0 млн. рублей (или 8 %). В заключении Счетной палаты на проект федерального закона № 2428-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год» отмечалась нецелесообразность увеличения взноса в уставный капитал АО «Объединенная судостроительная корпорация» в сумме 1 000,0 млн. рублей.
15.8.4.В 2016 году ОАО «РЖД» не обеспечено достижение значений верхнеуровневых показателейпо объемам освоения средств и вводу объектов в эксплуатацию, предусмотренных в договорах передачи акций в собственность Российской Федерации в счет бюджетных инвестиций, в том числе:
по договору от 26 апреля 2016 г. № 01-05/23/45/43д (общая сумма – 44 151,96 млн. рублей) из 12 проектов, мероприятия которых подлежали выполнению в 2016 году, полностью выполнены мероприятия по двум проектам (16,7 %), при этом освоение средств федерального бюджета составило 84,3 %. Не обеспечен в 2016 году ввод 3 из 40 планировавшихся объектов, или 7,5 %: организация ускоренного движения электропоездов на остановочном пункте «Инновационный центр «Сколково» со строительством высокой береговой платформы в районе II главного пути (проектно-изыскательские работы); комплексная реконструкция участка имени М.Горького – Котельниково Приволжской железной дороги: строительство второго пути на участке Абганерово – Гнилоаксайская; завершение ранее начатых проектов - бесстыковой путь с 2015 года;
по договору от 28 декабря 2016 г. № 01-05/307/132д (общая сумма – 16 882,7 млн. рублей) из 3 проектов, мероприятия которых подлежали выполнению в 2016 году, не выполнены в полном объеме мероприятия по двум проектам: реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги (99,8 %) и интеграция Малого кольца с радиальными направлениями Московской железной дороги (98,3 %). Не обеспечен в 2016 году ввод 2 из планировавшихся 8 объектов, или 25 %.
В нарушение пункта 4.4 договоров передачи акций в собственность Российской Федерации, согласно которым в случае недостижения ОАО «РЖД» плановых значений верхнеуровневых показателей использования предоставленных бюджетных инвестиций в соответствующий период ОАО «РЖД» уплачивает штраф в размере 5 % общей суммы сделки по договору, Росжелдором не обеспечено предъявление требований об уплате штрафа к ОАО «РЖД» за недостижение плановых значений показателей использования предоставленных бюджетных инвестиций, который согласно расчету Счетной палаты составил 3 051,7 млн. рублей.
15.8.5. Отмечается недостаточный уровень использования остатков средств, направленных в уставные капиталы АО, подтвержденных к использованию в 2016 году рядом главных распорядителей бюджетных средств.
Так, из 9 082,7 млн. рублей, подтвержденных к использованию Минэнерго России в 2016 году остатков средств, фактически использовано в течение финансового года 7 834,4 млн. рублей (86,3 %). Не освоены средства в сумме 1 248,3 млн. рублей, или 13,7 %, в том числе: направленные в уставные капиталы ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» – 899,3 млн. рублей, АО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» – 219,3 млн. рублей, ПАО «РАО Энергетические системы Востока» – 110,5 млн. рублей, АО «Салаватский химический завод» – 19,2 млн. рублей.
Из общей суммы остатков средств, предоставленных в виде взносов в уставные капиталы АО и подтвержденных к использованию Минтрансом России, до конца 2016 года не освоено 918,2 млн. рублей, или 28,6 %, в том числе внесенных в уставный капитал ПАО «ГТЛК» - в сумме 888,2 млн. рублей и АО «ГЛОНАСС» - в сумме 30,0 млн. рублей.
15.8.6.В нарушение подпункта «ж» пункта 30 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год»договор об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 23 декабря 2016 г. № 01-09/280дсп между Минпромторгом России, Росимуществом и АО «Объединенная судостроительная корпорация» не содержит обязательных положений: о предоставлении информации об использовании дочерними обществами полученных средств, о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ на условиях, предусматривающих право главного распорядителя средств федерального бюджета, предоставляющего бюджетные инвестиции, и уполномоченных органов государственного финансового контроля на проведение в отношении них проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления бюджетных инвестиций, обязательство юридического лица по предоставлению взносов в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ на основании договоров, заключаемых с каждым из указанных дочерних обществ.
15.9. По итогам 2016 года кассовое исполнение бюджетных ассигнований на предоставление 13 имущественных взносов Российской Федерации составило 220 807,9 млн. рублей, что более чем в три раза превосходит объем бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями), и составляет 99,96 % объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели сводной бюджетной росписью с учетом изменений.
По сравнению с 2015 годом расходы на предоставление имущественных взносов Российской Федерации сократились на 5,4 %.
Данные о кассовом исполнении бюджетных ассигнований на предоставление имущественных взносов Российской Федерации за 2016 год 9 главными распорядителями средств федерального бюджета представлены в следующей таблице.
(млн. рублей)
Код главы | Наименование | Утверждено Федеральным законом № 359-ФЗ | Изменения в Федераль-ный закон № 359-ФЗ | Утверждено Федераль-ным законом № 359-ФЗ (с измене-ниями) | Сводная бюджетная роспись на 01.01.2017 | Кассовое исполнение | Исполнено, в % | Количест-во взносов, факти-ческое исполнение (единиц) | |
к Федераль-ному закону № 359-ФЗ (с измене-ниями) | к сводной бюджет-ной росписи | ||||||||
Минфин России | - | - | - | 150 000,0 | 150 000,0 | - | |||
Минстрой России | 19 630,4 | 4 121,2 | 23 751,6 | 23 751,6 | 23 751,6 | ||||
ГК «Росатом» | 27 682,5 | -4 152,4 | 23 530,1 | 23 530,1 | 23 530,1 | ||||
Минэкономраз- вития России | 9 000,0 | -900,0 | 8 100,0 | 8 100,0 | 8 100,0 | ||||
Управление делами Президента РФ | - | - | - | 7 790,0 | 7 790,0 | - | |||
Минпромторг России, в том числе | 4 668,2 | 1 317,4 | 5 985,6 | 2 880,3 | 2 785,7 | 46,5 | 96,7 | ||
увеличение | 1 732,0 | ||||||||
уменьшение (-) | -414,6 | ||||||||
Минкавказ России | 1 800,0 | -180,0 | 1 620,0 | 2 070,0 | 2 070,0 | 127,8 | |||
Минтранс России | 1 596,1 | -159,6 | 1 436,5 | 1 436,5 | 1 436,1 | 99,97 | 99,97 | ||
Минвостокраз-вития России | - | 1 344,4 | 1 344,4 | 1 344,4 | 1 344,4 | ||||
Всего, в том числе | 64 377,2 | 1 391,0 | 65 768,2 | 220 902,9 | 220 807,9 | 3,4 раза | 99,96 | ||
увеличение | 7 197,6 | ||||||||
уменьшение (-) | -5 806,6 |
Анализ кассового исполнения бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление имущественных взносов Российской Федерации показывает, что уровень исполнения показателей сводной бюджетной росписи (с изменениями) составляет практически 100 % по всем главным распорядителям, за исключением Минпромторга России (96,7 %) и Минтранса России (99,97 %).
Имущественные взносы Российской Федерации в 2016 году предоставлены:
ГК «Внешэкономбанк» в объеме 162 327,8 млн. рублей (73,5 % общей суммы имущественных взносов), из которых сводной бюджетной росписью (с изменениями) предусмотрены 150 000,0 млн. рублей (на компенсацию части затрат по исполнению в 2016 году обязательств по внешним заимствованиям на рынках капитала), а также Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. № 397-ФЗ были предусмотрены 732,0 млн. рублей (в целях последующего взноса в уставный капитал АО «Российский экспортный центр» для обеспечения становления национального института поддержки экспорта) и 1 344,4 млн. рублей (на реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории Дальневосточного федерального округа);
ГК «Фонд ЖКХ» в объеме 23 751,6 млн. рублей (10,8 %) для увеличения лимитов предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации, из которых Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. № 397-ФЗ были предусмотрены 4 121,2 млн. рублей;
ГК «Росатом» в объеме в объеме 23 530,1 млн. рублей (10,7 %) на развитие атомного энергопромышленного комплекса, при этом объем имущественных взносов при внесении изменений в Федеральный закон № 359-ФЗ уменьшен на 4 152,4 млн. рублей (Федеральным законом № 359-ФЗ предусмотрено 27 682,5 млн. рублей, Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) – 23 530,1 млн. рублей);
ГК «Ростех» в объеме 9 762,3 млн. рублей (4,4 %), из которых распоряжениями Правительства Российской Федерации от 19 августа 2016 г. № 1752-р и № 1753-р Управлению делами Президента Российской Федерации предусмотрены 7 790,0 млн. рублей в целях обеспечения особо важных и специальных полетов воздушных судов, а также Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. № 397-ФЗ были предусмотрены 1 000,0 млн. рублей (на финансирование обязательств корпорации и (или) ее дочерних организаций в рамках проектов в сфере промышленного строительства и строительства энергетических объектов);
ГК «Автодор» в объеме 1 436,1 млн. рублей (0,7 %), при этом объем имущественных взносов при внесении изменений в Федеральный закон № 359-ФЗ уменьшен на 159,6 млн. рублей (Федеральным законом № 359-ФЗ предусмотрено 1 596,1 млн. рублей, Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) – 1 436,5 млн. рублей).
15.10.По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты отмечены следующие недостатки при предоставлении субсидий в виде имущественных взносов.
15.10.1.В рамках соглашения от 27 декабря 2016 г. № 16412.1620367520.05.01, заключенного Минпромторгом России с ГК «Ростех», и в соответствии с Правилами предоставления в 2016 году из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в ГК «Ростех» на финансирование обязательств корпорации и (или) ее дочерних организаций в рамках проектов в сфере промышленного строительства и строительства энергетических объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1451, средства в объеме 1 000,0 млн. рублей,предоставленные Минпромторгу России по виду расходов 821 «Субсидии государственным корпорациям (компаниям) в виде имущественного взноса на осуществление капитальных вложений в объекты государственных корпораций (компаний)», направлены на погашение кредиторской задолженности ОАО «ВО «Технопромэкспорт», которое являлось подрядчиком строительства электростанции, что не соответствует Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.