Региональные банки и фонды развития

Региональные валютно-кредитные и финансовые организации не ограничиваются организациями европейской интеграции. В современном мире существует несколько десятков региональных межгосударственных кредитных организаций и целевых фондов. действующих во всех регионах мира. Наибольшую роль среди них играют региональные и субрегиональные банки развития, созданные но образцу Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Наиболее распространенная категория региональных межгосударственных финансовых организаций — региональные банки развития, созданные по образцу МБРР. Такие банки действуют в основных регионах планеты (Межамериканский банк развития,

Азиатский банк развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития). Кроме того, функционирует ряд субрегиональных банков, сфера деятельности которых ограничена небольшой группой стран (Восточноафриканский банк развития, Андская корпорация развития. Евразийский банк развития).

Целью деятельности региональных и субрегиональных банков развития является стимулирование экономического развития региона. Для достижения этой цели банки развития кредитуют и финансируют проекты, значимые для развития отдельных стран или региона в целом, но не представляющие интереса для частных инвесторов. К этой категории относятся инфраструктурные проекты с высоким сроком окупаемости (строительство дорог, мостов, электростанций, портов и т.д.) и кредитование низкорентабельных, но социально значимых отраслей (медицина, здравоохранение, сельское хозяйство).

Чаще всего банки развития предоставляют средства государствам или частным заемщикам, имеющим государственную гарантию. Однако ряд банков допускает и кредитование частных компаний. Для финансирования используется широкий спектр финансовых инструментов: простое кредитование по фиксированным и плавающим ставкам, приобретение ценных бумаг, предоставление гарантий. Практикуется также софинансирование (т.е. модель финансирования, при которой банки развития финансируют проект совместно с частными инвесторами). Такая форма привлекательна как для банков развития (позволяет сократить объем предоставляемых средств), так и для частных инвесторов (банки развития проводят экспертизу проекта и их участие в проекте является определенной гарантией его надежности).

Основным источником средств региональных банков развития являются взносы стран-членов в капитал банка. При этом, как правило, фактически оплачивается лишь часть доли страны в уставном капитале банка (до 25%), оставшиеся средства страны обязуются внести по первому требованию. Банки развития размещают облигации, обеспеченные требованиями к странам-членам, на мировом финансовом рынке. Поскольку обеспечение этих облигаций достаточно надежно, то, как правило, они имеют высокий кредитный рейтинг (до ААА), что позволяет привлекать средства по низким ставкам. Такая схема организации деятельности позволяет минимизировать финансовую нагрузку на страны — члены и обеспечить возможность банков развития управлять значительными финансовыми ресурсами.

Во всех банках развития используется так называемый «принцип акционерного общества». Количество голосов, которыми располагает представитель страны-члена в совете управляющих любого банка развития, зависит от взноса страны в капитал банка С целью защиты интересов небольших стран, во многих банках развития наряду с голосами, определяемыми долей страны в капитале банка, страны получают дополнительные голоса, поровну распределяемые среди всех стран-членов. Однако доля дополнительных голосов в общем их числе невелика (не более 20%). Поскольку развивающиеся страны, как правило, обладают ограниченными финансовыми ресурсами, в капитал банков развития допускаются страны других регионов. Во избежание получения странами из других регионов контроля над банками развития в уставе многих банков присутствует ограничение на долю стран из иных регионов в капитале (Африканский банк развития — 40%, Межамериканский банк развития — 50%).

Другая форма межгосударственных региональных организаций — целевые фонды, предназначенные для льготного или безвозвратного финансирования приоритетных отраслей, ликвидации последствий стихийных бедствий и т.д. Многие из этих фондов находятся под управлением региональных банков развития, но в ряде случаев они функционируют самостоятельно.

Особый интерес представляют региональные расчетные системы. Такие системы, создаваемые в рамках региональных интеграционных объединений, направлены на упрощение расчетов между компаниями из разных стран интеграционного объединения. Снижение транзакционных расходов и операционных рисков повышает привлекательность торговых и финансовых операций в рамках интеграционных объединений и содействует формированию общих товарных и финансовых рынков.

Принципы организации региональных расчетных систем в разных объединениях существенно разнятся. Так, ЕЦБ совместно с национальными центральными банками поддерживаем[15] расчетную систему TARGET, которая объединяет национальные платежные системы стран Евросоюза, и ЕРМ — платежную систему ЕЦБ. обеспечивая перемещение платежей между отдельными платежными системами.

Иной подход к обеспечению устойчивости внутри региональных платежей был использован в СНГ и Общем рынке Восточной и Южной Африки (Common Market for Eastern and Southern Africa - COMESA). В этих интеграционных объединениях были созданы специальные организации, осуществляющие международные платежи (Межгосударственный банк СНГ и Клиринговая палата COMESA). Эти организации обеспечивают оперативные международные расчеты в национальных валютах стран-членов с низкими комиссионными, что не только упрощает расчеты между компаниями из разных стран, но и способствует снижению долларизации экономики регионов. Кроме того, обязательства этих организаций гарантируются центральными банками стран соответствующих интеграционных объединений, что обеспечивает доверие к ним.

Первые региональные банки развития — Межамериканский банк развития (МаВР), Африканский банк развития (АфБР) и Азиатский банк развития (АзБР) — были созданы в конце 1950-х и в 1960-х гг. в связи с недовольством развивающихся стран политикой МБРР. В условиях доминирования США и западноевропейских государств в МВФ и МБРР эти организации были склонны навязывать своим заемщикам условия, отражающие позицию развитых стран. Кроме того, Бреттон-Вудские организации были ориентированы на функционирование в глобальном масштабе и не учитывали специфики отдельных регионов. Для того чтобы преодолеть эти недостатки были созданы названные выше рег иональные банки развития, в капитале которых доминировали страны соответствующего региона.

Однако регионы, в которых действуют МаБР, АфБР и АзБР также весьма неоднородны. Поэтому в конце 1960-х и в 1970-х гг. был создан ряд субрегиональных банков, ориентированных на финансирование сравнительно небольших регионов: Карибский банк развития (страны Карибского бассейна), Андская корпорация развития (страны севера Южной Америки). Западноафриканский банк, Восточноафриканский банк, Банк инвестиций и развития ECOWAS и Банк РТА (различные регионы Африки).

Новая волна создания банков развития началась в связи с распадом мировой социалистической системы. В 1991 г. был организован Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), предназначенный для кредитования постсоциалистических стран, проводящих рыночные реформы. Бывшими советскими республиками был создан ряд субрегиональных банков: Евразийский банк развития. Черноморский банк развития и торговли и Центральноазиатский банк сотрудничества и развития

Большинство региональных и субрегиональных банков тесно связано с теми или иными региональными интеграционными объединениями. Некоторые из них были созданы соответствующими региональными объединениями и страны, не входящие в эти объединения, не могут быть членами банка. К примеру, Банк РТА был создан в рамках Общего рынка стран Восточной и Центральной Африки, а Евразийский банк развития входит в инфраструктуру Евразийского экономического сообщества. Ряд региональных банков развития (Карибский банк развития, Андская корпорация развития) изначально были созданы в рамках региональных интеграционных объединений, но потом в состав членов этих организаций были допущены страны, не входящие в интеграционные объединения.

Даже региональные банки развития, изначально созданные без увязки с интеграционными объединениями, как правило, со временем устанавливают тесные связи с определенными интеграционными объединениями. В частности, Европейский банк реконструкции и развития тесно связан с Европейским союзом, а Азиатский банк развития активно взаимодействует с ASEAN.

Благодаря связям с региональными интеграционными объединениями региональные и субрегиональные банки развития могут действовать более эффективно, чем глобальные организации. Им под силу координировать свои действия с бюджетной политикой стран, входящих в объединение, и проводить более точную, учитывающую региональную специфику, экспертизу финансируемых проектов.

Прототипом для большинства региональных и субрегиональных банков развития послужил Международный банк реконструкции и развития. Поэтому нет ничего удивительного в том, что организация деятельности этих банков во многом схожа с МБРР. Основной целью деятельности региональных и субрегиональных банков развития является стимулирование экономического развития соответствующего региона. Для достижения этой цели банки развития осуществляют льготное финансирование проектов, значимых для развития отдельных стран или региона в целом, но недостаточно привлекательные для частных инвесторов. К этой категории относятся инфраструктурные проекты с высоким сроком окупаемости (строительство дорог, мостов, электростанций, портов и т.д.) и кредитование низкорентабельных, но социально значимых отраслей (медицина, здравоохранение, сельское хозяйство).

Как правило, банки развития предоставляют средства государствам или частным заемщикам, имеющим государственную гарантию. Поскольку большинство банков развития тесно связаны с интеграционными объединениями, в которые входят страны заемщиков, эго дает банкам развития дополнительную гарантию выполнения обязательств заемщиками. Ряд банков развития допускает также кредитование частных компаний.

Банки развития используют широкий спектр финансовых инструментов. 11аиболее распространенной формой финансирования является простое кредитование заемщиков. Как правило, банки развития придерживаются более гибкой политики кредитования, чем МБРР и предлагают заемщикам широкий выбор условий кредитования (в том числе кредитование в национальной валюте заемщика, кредитование под плавающую ставку и т.д.).

Другая форма финансирования, используемая банками развития, — приобретение ценных бумаг финансируемых предприятий (как облигаций, так и акций). Инвестиции, осуществляемые банком развития в ценные бумаги, повышают ликвидность этих бумаг при первичном размещении. Финансирование посредством приобретения акций позволяет снизить долговую нагрузку на заемщиков и, соответственно, уменьшить срок выхода проекта на безубыточность. Однако обратной стороной такого финансирования является более высокий уровень рисков, поэтому оно используется весьма ограниченно.

Большинство субрегиональных банков и многие региональные банки обладают ограниченными ресурсами. Поэтому, наряду с традиционными формами финансирования, они активно используют финансовые инструменты, позволяющие привлечь в проект средства сторонних (преимущественно частных) инвесторов.

Наиболее простой из этих инструментов — софинансирование (совместите финансирование проектов с частными инвесторами). Во многих случаях невозможность привлечь средства частных инвесторов связана не с низкой рентабельностью проекта, а с неопределенностью рисков но нему. Поскольку участие международной организации в проекте зачастую воспринимается инвесторами как «знак качества», согласие банка развития на финансирование части проекта, позволяет для финансирования оставшейся части проекта привлечь средства частных инвесторов. Такая форма финансирования привлекательна как для банков развития (позволяет увеличить приток капитала в финансируемые проекты без увеличения затрат банка развития), так и для частных инвесторов (банки развития принимают на себя дорогостоящую и сложную процедуру экспертизы инвестиционных проектов).

Другой финансовый инструмент, позволяющий банкам развития стимулировать приток частною капитала в проекты, — предоставление гарантии по обязательствам частных инвесторов и кредиторе. Предоставление гарантий резко снижает кредитный риск но проекту и не только повышает доступность заемных средств для него, но и позволяет снизить стоимость привлечения средств.

Важным инструментом, используемым банками развития, является также техническая помощь — обучение персонала, экспертиза проектов, посредничество в переговорах и т.д. Подобные меры, осуществляемые на безвозмездной основе, сопряжены со сравнительно небольшими издержками для банка развития, но могут существенно улучшить позиции заемщика из развивающихся государств на переговорах с частными инвесторами.

Среди международных региональных банков развития особое место занимают два специфических банка — Северный инвестиционный банк (СИ Б) и Исламский банк развития (ИБР). В отличие от названных выше региональных банков развития, созданных развивающимися странами, испытывающими дефицит инвестиционных ресурсов, СИ Б был создан развитыми странами Северной Европы (Дания. Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция)[16] предназначен, скорее, для эффективного использования избытка финансовых ресурсов. Приоритетным направлением деятельности Северного инвестиционного банка является улучшение экологической ситуации в Северной Европе (за счет кредитования компаний «зеленой экономики», перехода компаний па более экологически чистые технологии и т.д.). Поскольку экологическая ситуация в сопредельных территориях влияет на экологию Северной Европы, СИ Б кредитует не только компании из стран-членов, но и иностранные компании, ведущие экономическую деятельность в акваториях Балтийского и Баренцева морей. Еще одно значимое направление деятельности СИ Б — поддержка конкурентоспособности национальных экономик стран-членов (проекты в области медицины, железнодорожного транспорта, информационных технологий). Многие финансируемые СИ Б проекты относятся к обоим этим направлениям (энергосберегающие технологии, общественный транспорт и т.д.).

В качестве инструментов финансирования СИ Б использует ссуды и гарантии, причем активно сотрудничает при этом с экспортно-импортными банками, коммерческими банками и международными финансовыми организациями (в том числе с другими региональными банками развитиями).

Исламский банк развития был организован странами, входящими в Организацию Исламской конференции в 1973 г. К настоящему времени членами банка являются 56 стран, преимущественно Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. Отличительной чертой И БР является то, что изначально он являлся не столько экономическим. сколько религиозно-политическим проектом, финансируемым прежде всего странами — экспортерами нефти. Эта специфика предопределила отсутствие существенных проблем с формированием капитала банка и использование ИБР специфических форм финансирования, соответствующих нормам шариата (инвестиции в акции, продажа основных средств в рассрочку, соглашения о разделе продукции и т.д.). В остальном ИБР мало отличается от прочих банков развития.

В современных международных валютно-кредитных отношениях функционируют также многочисленные региональные целевые фонды, осуществляющие финансирование определенных проектов на безвозвратной или сверхльготной основе. Как правило, эти фонды связаны с региональными интеграционными объединениями или региональными банками развития. К примеру, под эгидой Межамериканского банка развития действует Фонд специальных операций, предназначенный для кредитования наименее развитых латиноамериканских стран на льготных условиях (на срок до 40 лет но ставке, не превышающей 2% годовых). 11а схожих условиях кредитуют наименее развитие страны региона Африканский фонд развития, действующий во взаимодействии с Африканским банком развития, и Азиатский фонд развития, учрежденный Азиатским банком развития.

Ряд региональных фондов предназначен для решения более узких задач. Так, в рамках Организации исламской конференции действует Фонд исламской солидарности (ISF), финансируемый за счет добровольных взносов стран-членов. Этот фонд на безвозмездной основе оказывает помощь мусульманским государствам, ставшим жертвами природных катаклизмов или техногенных катастроф, а также оказывает поддержку мусульманским меньшинствам в иностранных государствах. Действующий в сотрудничестве с СИ Б Северный фонд развития осуществляет льготное финансирование экологических проектов в развивающихся странах. Под эгидой АзБР функционирует Совместный фонд борьбы с бедностью, поддерживающий наименее социально защищенные группы населения.

Региональные фонды вносят определенный вклад в преодоление неравномерности развития регионов и смягчение социальных и климатических проблем. Однако средства, которыми располагают эти фонды, как правило, невелики. Поскольку эти средства выделяются на безвозвратной или сверхдолгосрочной основе, возможности повторного использования этих ресурсов минимальны. Функционирование этих фондов возможно лишь в условиях постоянного поступления новых средств, что затруднительно в условиях кризисов, локальных политических и экономических конфликтов и т.д. Поэтому влияние региональных фондов на функционирование мировой финансовой системы является крайне слабым и несопоставимым с влиянием региональных банков развития.

4.7.3. Совет финансовой стабильности (СФС)

В последние десятилетия растет значимость такого направления деятельности центральных банков, как поддержание валютно-финансовой стабильности. События финансового кризиса 1997—1998 гг. продемонстрировали, к сколь разрушительным последствиям для национальной экономики в целом и реального сектора, в частности, может привести финансовая нестабильность. Поэтому многие центральные банки резко активизировали деятельность по поддержанию финансовой стабильности.

Глубина финансового кризиса 1997—1998 гг. в значительной степени была обусловлена усилившимися связями между национальными финансовыми рынками, вследствие чего нестабильность в одних странах приводила к дестабилизации ситуации в других странах («эффект домино»). В этих условиях мер отдельных центральных банков по поддержанию финансовой стабильности могло оказаться недостаточно. Для координации мер по борьбе с финансовой нестабильностью в 1999 г. был создан Форум финансовой стабильности (ФФС), (Financial Stability Forum).

Учредителями ФФС стали центральные банки, министерства финансов и органы финансового надзора стран «Группы семи», а также ряд международных организаций (МВФ, МБРР, БМР и ряд других). Вскоре после организации ФФС в состав его членов были приглашены денежные власти Гонконга, Сингапура, Австралии и Нидерландов.

В первые после основания годы, ФФС активно функционировал. В 1999 г. были созданы пять рабочих групп: группа по финансовым организациям с высоким уровнем левериджа; группа по международным потокам капитала; группа по офшорным финансовым центрам; группа по анализу внедрения международных стандартов; группа по механизмам страхования вкладов. Задачей групп являлись сбор и систематизация информации по соответствующей

тематике. Рабочие группы ФФС были уполномочены привлекать к работе представителей официальных органов и международных организаций.

Результатом стала подготовка ряда отчетов, включающих анализ ситуации в мировой экономике, а также пакеты предложений по реформированию международной финансовой системы. К примеру, инициативы группы но финансовым организациям с высоким уровнем левериджа, озвученные в 2000 г., включали ужесточение надзора за финансовыми организациями - кредиторами, хедж-фондами и другими организациями с высоким уровнем левериджа, расширение раскрытия информации хеджфондами. укрепление финансовой инфраструктуры, расширение финансового регулирования. Многие из этих рекомендаций были реализованы в 2009—2010 it., в рамках борьбы с глобальным финансовым кризисом и преодоления его последствий. Однако в начале 2000-х гг. эти инициативы, представленные правительствам стран «Группы семи» и международным финансовым организациям, не были реализованы в связи с жесткой конкуренцией между странами за роль международных финансовых центров и недооценкой рисков для глобальной финансовой стабильности. Игнорирование предложений ФФС и ряда других инициатив послужило одной из причин масштабности и болезненности глобального финансового кризиса 2007—2009 гг.

Схожая судьба постигла и другие инициативы ФФС (предложения по регулированию деятельности офшорных центров и классификации офшоров, предложения по снижению волатильности международных потоков капитала и т.д.). В течение еще двух лет ФФС действовал довольно активно, выступал с новыми инициативами, публиковал обзоры угроз глобальной финансовой стабильности (причем в числе последних задолго до глобального финансового кризиса 2007—2009 гг. была названа неэффективность деятельности рейтинговых агентств). Однако большинство инициатив ФФС не получило развития и активность форума стаза снижаться. В 2003—2007 гг. по-прежнему проводились регулярные встречи ФФС (2 раза в год), но новых инициатив практически не появлялось, а доработки старых инициатив появлялись все реже.

В условиях кризиса 2007—2009 гт. важность проблем обеспечения финансовой стабильности резко увеличилась и деятельность ФФС активизировалась. В 2008 г. форум подготовил новый пакет рекомендаций но укреплению финансовой системы, включающий как доработку старых рекомендаций ФФС, так и новые инициативы. относящиеся к регулированию собственного капитала банков и банковской ликвидности, контролю за забалансовыми структурами. регулированию рейтинговых агентств. Отдельный блок рекомендаций посвящен операциям центральных банков в условиях финансовой нестабильности.

В апреле 2009 г. на лондонском саммите «Группы 20-ти» была принята Декларация об усилении финансовой системы (Declaration on Strengthening the Financial System), один из пунктов которой рекомендовал реорганизовать ФФС, усилив его институциональную базу и расширив представительство. На основании Декларации Форум финансовой стабильности был преобразован в Совет по финансовой стабильности (СФС) (Financial Stability Board). В отличие от ФФС, пре дета влившего собой дискуссионную площадку, СФС обладает большим влиянием. Во-первых, СФС характеризуется более представительным членством, чем ФФС. В состав СФС вошли денежные власти стран «Группы двадцати», еще не входящие в ФФС (Аргентина, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Корея. Мексика, Россия, Саудовская Аравия. Турция и ЮАР), а также Испании. Во-вторых, СФС имеет Устав (Financial Stability Board Chapter), налагающий определенные обязательства на страны- члены.

В соответствии с Уставом СФС установлены две цели его деятельности. Основной целью СФС является координация деятельности национальных денежных властей и органов, устанавливающих международные стандарты, направленная на повышение эффективности финансового регулирования и надзора. Кроме того СФС в сотрудничестве с другими международными финансовыми организациями анализирует мировую финансовую систему с целью выявления потенциальных угроз для глобальной финансовой стабильности.

Для достижения этих целей на СФС возложены функции организации информационного обмена между национальными органами, ответственными за поддержание финансовой стабильности, мониторинга финансовых инноваций и оценки их возможного влияния на финансовую стабильность, подготовки рекомендаций но внедрению стандартов финансового регулирования и надзора, разработки системы индикаторов раннего выявления финансового кризиса, а также ряд других.

В соответствии с Уставом членами СФС могут быть денежные власти стран-членов (центральные банки, министерства финансов, органы финансового регулирования и надзора), международные финансовые организации и органы, разрабатывающие международные стандарты. Членство в СФС накладывает на страну обязательство поддерживать транспарентность (прозрачность) национального финансового сектора, в том числе участвовать в программе FSAP Между на родного банка реконструкции и развития, а также содействовать внедрению международных финансовых стандартов.

По стостоянию на 2011 г. СФС поддержал 12 стандартов, разработанных различными международными организациями. В их число, в частности, входят Принципы эффективного банковского надзора(Базельский комитет по банковскому надзору), Международные стандарты финансовой отчетности (Совет по Международным стандартам бухгалтерского учета). Стандарты финансовой транспарентности (МВФ), Цели и задачи регулирования фондового рынка (Международная организация комиссий по ценным бумагам), Основные принципы регулирования системно значимых платежных систем (Комитет по платежным и расчетным системам) и других.

Высшим органом СФС является Пленарное заседание, состоящее из руководителей или первых заместителей организаций, входящих в Совет. Пленарное заседание собирается 2 раза в год и принимает решения о программе работы СФС, одобрении принципов, стандартов и рекомендаций СФС, изменении Устава, приеме новых членов. Решения Пленарного заседания принимаются на основе принципа консенсуса (если хотя бы один из участников не согласен с предложением, это предложение не принимается). Кроме того, Пленарное заседание выбирает Председателя СФС, руководящего проведением Пленарного заседания и являющегося официальным представителем СФС во внешних организациях.

Для работы над конкретными направлениями деятельности, СФС может создавать рабочие группы и комитеты, действующие на постоянной основе. Задачей групп является анализ определенной проблемы и подготовка рекомендаций по ее решению. Результаты анализа представляются Пленарному заседанию и, после одобрения, доводятся до сведения заинтересованных организаций. Решение о создании или расформировании рабочих групп принимается Пленарным заседанием. По состоянию на 2011 г. действовали шесть комитетов и групп (по оценке уязвимостей, по сотрудничеству регулирующих и надзорных органов, по внедрению стандартов и т.д.).

В период между Пленарными заседаниями деятельность СФС обеспечивается Управляющим комитетом и Секретариатом. Управляющий комитет формируется из представителей организаций - членов таким образом, чтобы обеспечить репрезентативное представление основных географических регионов и сегментов финансового сектора. Управляющий комитет, возглавляемый Председателем, собирается не менее 4 раз в год и принимает решения о направлениях деятельности рабочих групп и подготовке информации к Пленарному заседанию. Секретариат СФС обеспечивает технические аспекты деятельности СФС (сбор и подготовка информации, обеспечение деятельнос ти рабочих групп, поддержание официального сайта СФС и т.д.). Деятельность Секретариата также контролируется Председателем СФС.

За первые два года своего существования СФС выступил с рядом инициатив, относящихся к повышению нормативов достаточности банковского капитала и банковской ликвидности, регулированию системно значимых организаций, совершенствованию стандартов бухгалтерского учета и отчетности, развитию рынка внебиржевых деривативов, созданию эффективных и надежных механизмов секьюритизации, регулированию деятельности рейтинговых агентств, международному обмену информацией и ряду других вопросов. В отличии от рекомендаций ФФС часть этих рекомендаций была учтена национальными регулирующими органами (в том числе центральными банками) при проведении в 2008—2012 гг. мероприятий по оздоровлению финансовой системы. Таким образом, к настоящему времени, Совет по финансовой стабильности стал важным элементом мировой валютно-кредитной и финансовой системы, оказывающим влияние на деятельность центральных банков по поддержанию валютной и финансовой стабильности.


Наши рекомендации