Бреттон-Вудская валютная система
Формирование и основные принципы функционирования международной Бреттон-Вудской валютной системы
Новым витком в цикличном развитии МФР стала разработка странами Бреттон-Вудского валютно-финансового механизма. В основу новой международной валютной системы были положены принципы, с одной стороны, убыстрившие развитие кредитного, фондового и инвестиционного секторов финансового рынка, а, с другой — затормозившие развитие его валютного сектора. К первым относятся такие, как свободная торговля и движение капиталов, а ко вторым - жестко регулируемые стабильные валютные курсы и уравновешиваемые на международном уровне через надгосударственную регулирующую организацию (МВФ) платежные балансы; сохранение золотодевизного стандарта; создание международных регулирующих организаций; МВФ и группы МБРР1.
Разработка планов по созданию новой мировой валютной системы велась уже в ходе Второй мировой войны. Требовалось создание такой валютной системы, которая отвечала бы сложившейся экономической и политической обстановке. В июле 1944 г. в курортном местечке Бреттон-Вуд, расположенном на восточном побережье США. в штате Нью-Хэмпшир, на границе с Канадой, состоялось совещание 45 стран, поддерживающих антигитлеровскую коалицию. Таким образом, послевоенная валютная система была юридически оформлена на Бреттон-Вудской конференции ООН.
Конференция была созвана по инициативе США, и поскольку она проходила до окончания войны, то на ней господствовали идеи экономистов США и Великобритании, обосновывающих значимость свободного движения товаров и капиталов, но уже не на базе классического золотого стандарта (золотого монометаллизма), являвшегося основой двух предшествующих мировых валютных систем.
На конференции были выработаны более гибкие принципы организации и функционирования международной ваттной системы, адаптирующиеся к изменяющимся экономическим условиям. Были представлены два плана переустройства мировой валютной системы, опубликованные ранее (еще в 1943 г.): английский план, разработанный Дж. М. Кейнсом, и американский план, разработанный Г. Д. Уайтом. Оба плана базировались на принципах либерализации движения товаров и капиталов, равновесия платежей и стабильности валютных курсов, замены золотого стандарта золотовалютным (золотодевизным) стандартом. Они предусматривали расширение зон обратимости валют и координацию действий капиталистических стран с различными системами взаимопомощи,
1 МБРР Международный банк реконструкции и развития, в настоящее время входящий в группу Всемирного банка.
а также создание международной валютной организации, обеспечивающей контроль и реализацию механизмов валютного сотрудничества, с созданием в перспективе мирового правительства.
Различия планов определялись разными стартовыми условиями экономик Великобритании и США, а также их политическим весом. Дж. М. Кейнс исходил из английской практики регулируемых денег, согласно которой валютно-денежная политика страны служит, прежде всего, национальному экономическому развитию для предотвращения дефляции. В частности, в целях снижения влияния внешних валютных ограничений на национальную экономическую политику, он предлагал широко использовать международную финансовую помощь, проведение девальваций национальных валют, а также введение временного валютного контроля для стран с отрицательным сальдо платежного баланса, а для стран с положительным сальдо — ревальвацию национальных валют и развитие внутреннего кредитного рынка. С этой целью Кейнс предложил создать гак называемый международный клиринговый союз, которому центральные банки, после взаимного кредитования, переводили бы дебетовое или кредитовое сальдо, что упрощало бы расчеты между ними и давало бы возможность союзу одалживать банкам-дебиторам средства в пределах квоты, пропорциональной объему внешней торговли их стран.
Для осуществления международных расчетов и определения валютных курсов предлагалось учредить институт «расчетных денег», которые назывались банкорами. Эти «искусственные» деньги, должны были, по мнению Дж. М. Кейнса, заменить золото и все остальные международные средства ликвидности. В предложенном варианте международной валютной системы Кейнс предполагал возможность гибкого регулирования валютного курса в зависимости от потребностей той или иной страны и по согласованию с клиринговым союзом.
План, представленный Г. Д. Уайтом (министром финансов США), исходил из американской практики участия в международных валютно-кредитных отношениях и интересов США, сосредоточивших к концу Второй мировой войны более 70% мировых запасов золота (24,3 тыс. г). Американский план предусматривал создание Международного фонда стабилизации в виде общей кассы, куда все страны — участницы фонда делали бы взносы, величина которых должна была определяться удельным весом страны в международной торговле. Затем эти средства могли быть предоставлены нуждающимся странам в ограниченных пределах и на определенных условиях. Исходя из предложений Г. Д. Уайта, международной валютой должен был стать так называемый унитас, по отношению к которому должны были жестко фиксироваться валютные паритеты национальных валют . При этом предполагалось, что унитас будет жестко фиксироваться по отношению к золоту. Цена же золота в долларах фиксировалась казначейством США, поэтому мировыми деньгами в соответствии с этим планом фактически становился доллар. При этом странам со слабой валютой рекомендовалось не использовать валютный контроль, дабы не перекладывать бремя упорядочения состояния платежного баланса и национальной валюты на США, а принимать меры во внутренней экономической политике. У стран с положительным сальдо не было никаких обязательств. Фактически план американцев не допуска! создания конкурирующего с США мирового правительства.
Конкуренция в Бреттон-Вудсе приняла, по сути, план Г. Д. Уайта, несмотря на жесткое сопротивление Дж. М. Кейнса. В соответствии с соглашениями, подписанными государствами — участниками конференции, международная валютная система основывалась на международном договоре, что делало ее регулируемой.
Бреттон-Вудские соглашения предусматривали создание Международного валютного фонда для контроля за стабильным функционированием валютной системы. Международного банка реконструкции и развития (МБРР) для финансирования инвестиций по восстановлению экономики европейских стран и в бывших колониях, а также Международной торговой организации по надзору за ограничениями в торговле. Целями такой организации международных экономических отношений были объявлены достижение стабильности и многосторонности в торговле для поддержания повышенных уровней занятости, реального дохода и развития производственных ресурсов, устойчивости валютных курсов и обратимости валют с постепенной отменой валютных ограничений; предотвращение девальвации с целью валютного демпинга. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было подписано в 1947 г. и ставило своей целью обеспечение свободного обмена за счет снижения тарифных барьеров (в начале 1990-х гг. ГАТТ было переименовано в ВТО — Всемирную торговую организацию).
Структура и механизм функционирования Бреттон-Вудской системы отражали объективные исторические условия, сложившиеся в мире после Второй мировой войны. США, вышедшие из войны с наименьшими потерями, оказались самой мощной мировой экономической державой. Аккумулировав в ходе военных действий значительную долю мировой золотых резервов. Соединенные Штаты не были обременены проблемой погашения военных долгов. Все это делало их идеальным кандидатом на роль «мирового банкира», тем более, что Великобритания, выполнявшая данную функцию в предыдущие десятилетия, находилась в серьезнейшем экономическом кризисе, вызванным послевоенной разрухой.
Советский Союз был в составе стран — участниц Бреттон-Вудской конференции, однако СССР не подписал статьи Соглашения
и не вошел в МВФ, что объяснялось проамериканской и проимпериалистической ориентацией этих институтов. Объективно оценивая прошлое, следует признать невозможность участия советской экономики, основанной на централизованном планировании и административном управлении, в международной валютной системе, базирующейся на принципах рыночной экономики.
Новая мировая валютная система фиксированных курсов основывалась на следующих принципах функционирования.
4. За золотом сохранялся статус средства окончательного урегулирования международных расчетов при меньших масштабах его монетарного использования в связи с внедрением в международные валютные отношения и международную валютную систему резервных валют: доллара США и, в более ограниченных размерах, английского фунта стерлингов. Бреттон-Вудское соглашение предусматривало следующие формы использования золота как основы международной валютной системы: а) сохранение золотых паритетов валют (соотношение валют по их официальному золотому содержанию, зафиксированному в соответствующем национальном валютном законодательстве) и их фиксация в МВФ: б) в качестве международного платежного и резервного средства; в) в целях закрепления за долларом статуса главной резервной валюты, он был приравнен к золоту, поскольку у США был мощный валютно -экономнческий потенциал и самый большой на тот момент золотой запас в мире; г) казначейство США продолжало разменивать доллары на золото иностранным центральным банкам по твердому фиксированному курсу.
При этом важной нормой Бреттон-Вудской системы был запрет свободной (частной) купли-продажи золота. Эти операции могли осуществляться лишь на уровне центральных банков на основе официальной цены на золото, установленной в 1934 г. исходя из золотого содержания доллара (35 долл, за 1 тройскую унцию, равную 31,1035 г). Эта норма была направлена на стабилизацию международной валютной системы. Таким образом, в рамках Бреттон-Вудской валютной системы был введен золото-девизный стандарт в международных валютных отношениях, основанный на золоте и двух резервных валютах — долларе США и фунте стерлингов. Л по сути дела — это был долларовый стандарт, так как основой международной валютной системы была валютная гегемония доллара.
Сохранение золота как резервного средства в международной финансовой системе означало, что страны — участницы международного финансового рынка еще не были готовы к введению моно- системы жесткого межгосударственного регулирования и предпочли сохранить золото, как основу для саморегулирования международного валютного рынка.
5. Бреттон-Вудская система, базируясь иа кейнсианской модели регулирования, была первой международной валютной системой, предложившей полный набор регулирующих методов и инструментов для международного валютного рынка. Регулированию подлежали следующие структурные элементы международной валютной системы: валютные курсы (могли отклоняться от паритета на +1%), платежные балансы (дефициты выравнивались активными сальдо у других стран через МВФ); международная валютная ликвидность (регулировалась МВФ и была тесно связана с регулированием платежных балансов); движение кредитов и инвестиций (регулировались МВФ и группой МБРР). Вся наднациональная система регулирования международной валютной системы осуществлялась МВФ и МБРР, ставшим своеобразным межнациональным центральным банком.
Жесткое внешнее регулирование основных системообразующих параметров международной валютной системы, заданное Бреттон- Вудскими соглашениями, сдерживало развитие валютного рынка и создавало предпосылки для будущего циклического кризиса Ведь стандарт оставался золотым, т.е. саморегулирующимся, предполагалось постепенно отменить все валютные ограничения в странах — участницах валютной системы и перейти к свободной обратимости их валют. Но вместе с тем, объявление доллара резервной валютой означаю насильственную долларизацию новой валютной системы: доллар стал базой валютных паритетов, основным средством международных кредитов и расчетов, валютой цен, платежей, инвестиций и страхования, валютой официальных резервов и валютных интервенции центральных банков. Пользуясь статусом доллара как резервной валюты, США использовали свои национальные деньги для покрытия хронического дефицита американского платежного баланса, а связь доллара с золотом позволяла США регулировать его международную валютную систему (к примеру, через валютный курс путем конверсии долларов в золото).
6. В рамках новой мировой валютной системы создавался новый, постоянно действующий институт — Международный валютный фонд. МВФ должен был координировать и способствовать развитию международного валютного сотрудничества, осуществлять контроль за соблюдением странами принципов работы их национальных валютных систем, способствовать решению проблем международных расчетов, осуществлять мониторинг выполнения статей подписанных соглашений, предоставлять кредиты в иностранной валюте странам, испытывающим проблемы с платежными балансами для покрытия их дефицитов. МВФ был призван способствовать достижению главной цели — полной либерализации международной торговли. Права членов МВФ на заимствования из фонда, а также размеры их взносов и количество голосов при голосовании
устанавливались на основе закрепленных за ними квот. Квота каждой страны определялась исходя из ее доли в совокупном мировом доходе, объеме мировой торговли и международных резервов. Квота должна была вноситься золотом или долларами США (25%) и национальной валютой данной страны (75%). Странам разрешалось свободно производить заимствования в пределах их квот, любые же дополнительные заимствования были сопряжены с соблюдением ряда строгих условий. Первоначальный фонд средств МВФ был установлен в размере 8,8 млрд долл, и по решению, принятому большинством голосов, мог увеличиваться каждые пять лет. В отношении стран, имевших большое положительное сальдо платежною баланса, МВФ имел право прибегнуть к оговорке о дефицитной валюте. При вступлении в силу данной оговорки страны — члены МВФ должны были вводить валютный контроль, ограничивающий импорт и другие текущие операции в отношении страны с большим активом платежного баланса.
7. Каждая страна — член МВФ устанавливала фиксированный курс своей национальной валюты с одобрения фонда и обязывалась поддерживать его в рамках ±1% от оговоренного паритета. Центральные банки должны были поддерживать стабильный курс национальной валюты по отношению к ключевой валюте с помощью валютных интервенций: Таким образом, валютные курсы оказывались фиксированными в краткосрочном плане, в долгосрочной же перспективе они могли изменяться в соответствии с фундаментальными изменениями в мировой экономической системе, однако, лишь с предварительного согласия МВФ. Отклонения от паритетов, вызванные временными дисбалансами и циклическими колебаниями должны были компенсироваться за счет использования либо внутренних золотовалютных резервов, либо кредитов МВФ. Изменения курсов валют должны были осуществляться посредством их ревальвации или девальвации. Однако девальвация свыше 10% допускалась лишь с разрешения фонда.
8. По завершению так называемого переходного периода, согласно cm. 8 Устава МВФ, страны, подписавшие соглашения, должны были восстановить конвертируемость своих национальных валют. Это подразумевало обязательный обмен любой суммы национальной валюты, предъявленной к конвертации, либо на золото, либо на валюту страны выразившей желание осуществить данную операцию. Любые ограничения на валютный обмен должны были быть отменены. При этом установление национального контроля за движением капитала не запрещалось, однако государствам предписывалось воздерживаться от дискриминационных валютных мер и множественности ваттных курсов.
Итак, международная валютная система, сформировавшаяся после Второй мировой войны, фактически базировалась на при
способлении национальных валютных систем к валютным системам ведущих в то время государств, прежде всего, к национальной валютной системе США. Хотя традиционно считается, что Бреттон- Вудская валютная система существовала в период с 1944 по 1971 г., в действительности она успешно функционировала лишь между 1959 и 1968 гг.
Особенности эволюции Бреттон-Вудской валютной системы
В период с 1946 г. (в этот год были ратифицированы Бреттон- Вудские международные соглашения) до января 1959 г. валютные курсы поддерживались за счет стабилизационных кредитов, Программы восстановления Европы и региональных платежных и иных соглашений типа Европейского платежного союза. Лишь в 1959 г., когда валюты стран Западной Европы стали свободно конвертируемыми, Бреттон-Вудская валютная система начала функционировать в полном объеме. В действительности, единственной страной, сохранившей конвертируемость своей валюты после Второй мировой войны оказались США. В странах Европы процесс восстановления конвертируемости занял порядка 10 лет. Совокупный дефицит торгового баланса стран Европы в 1946 г. составлял 5,8 млрд долл., а в 1947 г. — 7.5 млрд долл. Несмотря на предоставленную согласно плану Маршалла финансовую помощь, Европа столкнулась с резким истощением своих золотовалютных резервов. Правительства большинства европейских государств не могли отказаться от различного рода валютных и торговых ограничений и ввести конвертируемость своих национальных валют, как того требовали подписанные в Бреттон-Вудсе соглашения. К тому же они стали свидетелями неудачной попытки Великобритании восстановить конвертируемость фунта в 1947 г., окончившейся девальвацией английской валюты.
Основной вклад в восстановление конвертируемости валют западноевропейских стран внес Европейский платежный союз (ЕПС), образованной по инициативе США. В период с 1950 по 1958 г. в ЕПС действовала система многостороннего клиринга, заменившая систему двусторонних расчетов. ЕПС позволил входившим в него государствам производить комбинированные расчеты друг с другом конвертируемыми долларами в сочетании с требованиями к ЕПС, которые можно было использовать на всей территории ЕПС (т.е. в стерлинговой зоне и во всех странах Западной Европы за исключением Испании).
Успех ЕПС, в конечном счете, привел к его упразднению. Страны ЕПС, ранее страдавшие от огромных дефицитов платежных батан- сов, к определенному периоду уже имели растущее положительные сальдо международных платежей. В декабре 1958 г. они формально восстановили конвертируемость своих национальных валют. Однако это означало возврат к тому же самому золотовалютному стандарту, недостатки которого стали причиной краха международной валютной системы в 1931 г.
Господствующее положение США на международном валютном рынке времен Бреттон-Вудской валютной системы лишь углубили глобальные дисбалансы этого рынка, заложенные кризисом Генуэзской системы. Опорой для гегемонии доллара в этот период был «долларовый голод» — острая нехватка долларов на валютном рынке, вызванная дефицитами платежных балансов большинства стран — участниц валютной системы и нехваткой их официальных золотовалютных резервов. Поэтому многие страны в 1940—1950 гг. практиковали валютные ограничения, сдерживавшие развитие валютного рынка. В частности, применялась система множественности валютных курсов, ограничений на вывоз валют, нормы иностранного кредитования, ограничения на зарубежное инвестирование и пр. Страны — участницы валютной системы старались противопоставить свои валюты доллару, создав на базе довоенных валютных блоков валютные зоны. Кроме уже оформленных в 1930-е гг. долларовой и стерлинговой зон были созданы зоны французского франка, голландского гульдена, испанской песеты и португальского эскудо. Валютные зоны были объектом жесткого межнационального релулирования: зону франка регулировал Валютный комитет, стерлинговую зону Казначейство и Банк Англии. В зонах действовал единый валютно-финансовый режим, единая система валютных ограничений, централизованный пул золотовалютных резервов, льготный режим взаимных расчетов и платежей, одинаковые меры валютного контроля. Все действия на международном финансовом рынке вне зоны обычно осуществлялись страной, возглавлявшей данную зону. К началу 1960-х гг. валютные зоны распались, но именно они были моделью будущего Европейского валютно-финансового союза.
Бреттон-Вудская валютная система, созданная в момент подавляющего превосходства США над другими партнерами по уровню зкономического развития и финансовым возможностям, была приспобленна для функционирования в статических условиях. Вос- пановление экономики стран Западной Европы и Японии, расширение их хозяйственных связей между собой и с США немедленно вывели из устойчивости новую международную валютную систему. Она оказалась не приспособленной к изменениям в структуре международных экономических отношений и связанными с ними движениями денежных потоков между странами. Введение частичной обратимости валют западноевропейскими странами в 1958 г. совпало с кризисом доллара вследствие крупного по тем временам дефицита платежного баланса США.
Недостаточное развитие международного финансового рынка приводило к образованию избыточных денежных ресурсов у стран с активными платежными балансами и стремлению обратить их в золото путем размена долларов в казначействе СIII А. По тем же причинам усиливался спрос на золото со стороны коммерческих структур и частных лиц. Будучи не в силах поддерживать в одиночку официальную цену золота, США стати инициатором создания в 1961 г. золотого пула, куда вошли кроме них семь западноевропейских стран. Золотой пул просуществовав до 1968 г. Продавая золото из централизованных резервов, страны — члены золотого пула удерживали таким образом официальный паритет доллара.
После краха золотого пула, с 1968 г. образовался «двойной рынок» золота, когда наряду с официальной ценой (35 долл, за тройскую унцию) существовала рыночная цена, по которой совершались сделки на золотой бирже (в основном в секторе международных частных операций с золотом). Немедленно образовались так называемые «ножницы цен», когда рыночная цена золота иногда в несколько раз превышала официальную, зафиксированную Бреттон-Вудскими соглашениями.
Не удалось сохранить неизменными и фиксированные валютные курсы. Накопление диспропорций в международных экономических связях привело к необходимости их разовых значительных пересмотров. В 1967 г. был девальвирован английский фунт стерлингов, в 1968 г. — французский франк, а в 1969 г. произведена ревальвация марки ФРГ.
Бреттон-Вудская система была хорошо задумана, но могла эффективно работать только при условии устойчивости основной резервной валюты. И это условие, в конце концов, не было соблюдено. В 1960-е гг. платежный баланс США в основном сводился с отрицательным сальдо, а это означало, что количество долларов, находящихся на руках у иностранцев, быстро возрастало при истощении золотых резервов США. По мере того, как внешняя задолженность Великобритании и США год от года возрастала и вскоре превысила величину золотого запаса этих стран, а правительства зарубежных государств все больше убеждались в том, что, сохраняя существующую международную валютную систему, они вынужденно финансируют дефициты Великобритании и США (политику которых они не могли контролировать и временами не соглашались с ней), два вышеназванных условия начинали противоречить друг другу. Несмотря на растущие доходы от зарубежных инвестиций, положительное сальдо платежного баланса США по статьям торговли товарами и услугами (включая доходы от зарубежных инвестиций). переводов и пенсий, достигавшее 7,5 млрд долл, в 1964 г., сменилось дефицитом в размере около 800 млн долл, в 1971 г. Кроме того, объем экспорта капитала из США все эти голы стабильно дер
жался на уровне 1% вазового национального продукта. Однако если в конце 1960-х гт. высокие процентные ставки в стране снособствовали притоку в США около 24 млрд долл, иностранного капитала, то в начале 1970-х гг. низкие ставки вызвали массовый сброс ценных бумаг и отток инвестиций за рубеж.
В результате США достаточно долго удавалось уклоняться от необходимости ликвидации дефицита платежного баланса с помощью изменения внутренней экономической политики или курса доллара. В конце концов, однако, когда американское правительство вместо повышения налоговых ставок стало увеличивать денежную массу в обращении, чтобы оплачивать расходы на войну во Вьетнаме, в США произошел всплеск инфляции. По мере роста денежной массы процентные ставки падали, а цены внутреннего рынка стремительно повышались, что вело к снижению конкурентоспособности американских товаров за рубежом.
США использовали принципы Бреттон-Вудской системы (статус доллара как резервной валюты, фиксированные паритеты и курсы вал ют, конверсия доллара в золото, заниженная официальная цепа золота) для усиления своих позиций в мире. Страны Западной Европы и Япония были заинтересованы в заниженном курсе своих валют в целях поощрения экспорта и восстановления разрушенной экономики. В связи с этим Бреттон-Вудская система в течение четверти века способствовала росту мировой торговли и производства. Однако послевоенная валютная система не обеспечила равные права всем ее участникам и позволила США влиять на валютную политику стран Западной Европы, Японии и других членов МВФ. Неравноправный валютный механизм способствовал укреплению позиций в США в мире в ущерб другим странам и международному сотрудничеству. Противоречия Бреттон-Вудской системы постепенно расшатывали ее.
Способность США сохранять обратимость доллара в золото исчерпывалась. К началу 1970-х гг. произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы, а в международном обороте участвовало все больше наличных и безналичных долларов США. Доверие к доллару как резервной валюте дополнительно падало из-за гигантского дефицита платежного баланса США. Дефицит США по статьям официальных расчетов достиг небывалых размеров — 10.7 млрд долл, в 1970 г. и 30,5 млрд долл, в 1971 г. при максимуме в 49.5 млрд долл, (в годовом исчислении) в 111 квартале 1971 г.
Появились значительные проблемы с международной ликвидностью. так как добыча золота была невелика по сравнению с ростом объемов международной торговли. Образовались новые финансовые центры (Западная Европа, Япония), и их национальные валюта начали постепенно использоваться в качестве резервных. Это при
вело к утрате США своего абсолютно доминирующего положения в финансовом мире.
Экономические, энергетический, сырьевой кризисы еще больше дестабилизировали Бреттон-Вудскую систему в 1960-х гг. Изменение соотношения сил на мировой арене подорвало ее структурные принципы. С конца 1960-х гг. постепенно ослабло экономическое, финансово-валютное, технологическое превосходство США над конкурентами. Западная Европа и Япония, укрепив свой валютно-экономический потенциал, стали теснить американского партнера. Доллар постепенно утрачивает монопольное положение в валютных отношениях. Марка ФРГ, швейцарский франк, другие западноевропейские валюты и валюта Японии соперничают с ним на валютных рынках, используются как международное платежное и резервное средство. Если доля доллара в официальных валютных резервах постепенно снижалась (с 84,5 до 73,1% в 1973— 1980 гг.), то соответственно повышалась доля марки ФРГ (с 6,7 до 14%), ват юты Японии (с 0 до 3,7%), швейцарской валюты (с 1,4 до 4,1%). Исчезла экономическая и валютная зависимость стран Западной Европы от США, характерная для первых послевоенных лет. С формированием трех центров партнерства и соперничества возник новый центр валютной силы в виде ЕЭС, соперничающего с США и Японией.
Поскольку США использовали доллар для покрытия дефицита платежного баланса, это привело к огромному увеличению их краткосрочной внешней задолженности в виде долларовых накоплений иностранных банков. «Долларовый голод» сменился «долларовым пресыщением». Избыток долларов в виде лавины «горячих» денег периодически обрушивался то на одну, то на другую страну, вызывая валютные потрясения и бегство от доллара.
Кризис Бреттон-Вудской валютной системы
Основной причиной кризиса Бреттон-Вудской системы стало противоречие между интернациональным характером международных экономических отношений и использованием для их обслуживания в денежной форме национальных валют, подверженных обесценению.
Структурные принципы, заложенные в Бреттоп-Вудскую систему, перестали соответствовать условиям мирового расширенного воспроизводства, быстро растущим международным экономическим связям и изменившемуся соотношению сил. Кризис конца 1960-х гг. стал не только циклическим, структурным кризисом, но и кризисом всей системы межнационального регулирования международного валютного рынка.
Причины кризиса Бреттон-Вудской валютной системы можно представит ь в виде цепочки взаимообусловленных факторов.
1. Неустойчивость и противоречия мировой экономики. 11ачало валютного кризиса в 1967 г. совпало с замедлением экономического роста. Мировой циклический кризис охватывай экономику Запада в 1969-1970, 1974-1975, 1979-1983 гг.
2. Усиление инфляции отрицательно влияло на мировые цены и конкурентоспособность фирм, поощряло спекулятивные перемещения «горячих» денег. Различные темпы инфляции в разных странах оказывали воздействие на динамику курса валют, а снижение покупательной способности денег создавать условия для «курсовых перекосов».
3. Нестабильность платежных балансов. Хронический дефицит балансов одних стран (Великобритании, США) и активное сальдо других (ФРГ, Японии) усиливали резкие колебания курсов валют соответственно вниз и вверх, нестабильность платежных балансов, которая выражалась в их хроническом дефиците несмотря на жесткое внешнее регулирование со стороны МВФ. В 1968 г. дефицит платежного баланса США был равен 28 млн. долл., Франции — 10,2 млн. долл., Великобритании — 3,8 млн. долл. Одновременно глобальная разбалансированность валютного рынка выражалась в активном сальдо платежного баланса Германии + 15,4 млн долл., Японии + 19,9 млн долл., Канады + 6 млн долл. Несбалансированность платежных балансов стран — участниц валютной системы усиливала амплитуду колебаний валютных курсов, что приводило к их вынужденным девальвациям (доллара США в 1971 и 1973 гг., фунта стерлингов и стран стерлинговой зоны в 1967 г., французского франка и стран зоны франка в 1969 г.) и ревальвациям (марки ФРГ в 1969 г., японской йены в 1968 г.). После изменений курсов валют наступало некоторое затишье, но через короткий промежуток времени вновь начинались резкие колебания курсов, которые ни МВФ, ни Европейский союз уже не могли регулировать.
4. Несоответствие принципов Бреттон-Вудской системы изменившемуся соотношению сил на мировой арене. Валютная система, основанная на международном использовании подверженных обесценению национальных валют (доллара и отчасти фунта стерлингов). пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие Бреттон-Вудской системы усиливаюсь по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платежных балансов национальными валютами, злоупотребляя их статусом резервных излют. В итоге была подорвана устойчивость резервных валют.
5. Право владельцев долларовых авуаров обменивать их на золото пришло в противоречие с возможностью США выполнять это обязательство. Краткосрочная внешняя задолженность США увеличилась за 1949—1971 гг. в 8.5 раз. а официальные золотые резервы за этот же период сократились в 2,4 раза.
6. Роль транснациональных корпораций в валютной сфере. ТНК располагали гигантскими краткосрочными активами в разных валютах, которые существенно превышали валютные резервы центральных банков стран, в которых располагались штаб- квартиры ТИК. Эти суммы находились вне национального контроля и в погоне ТНК за прибылями использовались в валютных спекуляциях. придавая им гигантский размах. ТНК располагали краткосрочными активами, которые за 1960-е гг. в 6 раз увеличили объем спекулятивных операций на валютном рынке и дали толчок к самостоятельному развитию рынка производных финансовых инструментов (валютных деривативов).
7. Несоответствие принципов внешнего регулирования международной валютной системы реальным условиям ее функционирования, сложившимся к 1960-м гг. Резервные валюты (доллар и фунт) обесценивались, что не соответствовало их статусу; США уже не могли обменивать на золото долларовые авуары других стран; официальная цена золота была слишком занижена и межгосударственное регулирование уже не могло сдерживать се рост; образовался двойной рынок золота, золотые паритеты утратили смысл; режим фиксированных курсов усиливал курсовые перекосы и центральные банки были вынуждены осуществлять валютные интервенции в ущерб своим валютам, чтобы поддержать доллар.
8. Активизация рынка евродолларов. Принцип американоцентризма уже не соответствовал новой расстановке сил: Западная Европа — США — Япония. В Европе за счет хронического дефицита платежного баланса США, который они покрывали долларами, образовался огромный рынок евродолларов: если в 1960 г. он составлял 2 млрд долл., то к 1980 г. — 750 млрд долл., или 81% объема всего еврорынка.
Формами проявления кризиса Бреттон-Вудской валютной системы стали:
3) «валютная лихорадка» — перемещение «горячих» денег, массовая продажа неустойчивых валют в ожидании их девальвации и скупка валют - кандидатов на ревальвацию;
4) «золотая лихорадка» — бегство от нестабильных валют к золоту и периодическое повышение его цены:
5) паника на фондовых биржах и падение курсов ценных бумаг в ожидании изменения курсов валют;
6) обострение проблемы международной валютной ликвидности, особенно ее качества;
7) массовые девальвации и ревальвации валют (официальные и неофициальные);
8) активная валютная интервенция центральных банков, в том числе коллективная;
9) резкие колебания величины официальных резервов золота и валюты;
10) использование иностранных займов и заимствований в МВФ для поддержки валют;
11) нарушение структурных принципов Бреттон-Вудской системы;
12) активизация национального и межгосударственного валютного регулирования:
13) усиление двух тенденций в международных экономических и валютных отношениях — сотрудничества и противостояния, которое периодически перерастало в торговые и валютные войны.
Этапы развития кризиса Бреттон-Вудской валютной системы.
Валютный кризис развивался волнообразно, поражая то одну, то другую страну в разное время и с разной силой. Развитие кризиса Бреттон-Вудской валютной системы условно можно разделить на несколько этапов.
Девальвация фунта стерлингов.
В связи с ухудшением валютно-экономического положения страны 18 ноября 1967 г. золотое содержание и курс фунта стерлингов были понижены на 14.3%. Вслед за Англией 25 стран, в основном ее торговые партнеры, провели девальвации своих валют в разных пропорциях.
Золотая лихорадка, распад золотого пула, образование двойного рынка золота.
Владельцы долларов стали продавать их за золото. Объем сделок на Лондонском рынке золота увеличился по сравнению с его обычной величиной в 5—6 т в день до 65—200 т (22—23 ноября
9. г.), а цена золота повысилась до 41 долл, при официальной цене 35 долл, за унцию. Приступы золотой лихорадки привели к распаду золотого пула в марте 1968 г. и образованию двойного рынка золота.
Девальвация французского и швейцарского франков. Детонатором валютного кризиса послужила валютная спекуляция — игра на понижение курса швейцарской валюты (CI1F) и повышение курса марки ФРГ в ожидании ее ревальвации. Наступление марки на франк сопровождалось политическим давлением Бонна на Париж и отливом капиталов из Франции, в основном в ФРГ, что вызвало сокращение официальных резервов золота и валюты страны (с 6,6 млрд долл, в мае 1968 г. до 2.6 млрд долл, в августе 1969 <