Транспортные обязательства и их правовое регулирование
Понятие обязательства перевозки и иных транспортных обязательств.Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.
Однако не всякое территориальное перемещение объектов или людей с помощью транспортных средств приводит к возникновению обязательства перевозки. Последнее характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно должно быть товарным и строиться на эквивалентно-возмездных началах. Так называемые технологические перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и др.), не порождают обязательства перевозки. Во-вторых, необходимо учитывать способ перемещения. Перевозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, находящихся «на» и «в» самих транспортных средствах (на платформе, на палубе, в вагоне, в каюте, в трюме и т. д.). Если перемещение объекта осуществляется с помощью тяги и толкания (например, баржи или плота с помощью буксира), то возникают особые отношения буксировки. В-третьих, основная часть перевозок осуществляется так называемыми общественными возчиками, специально созданными для оказания транспортных услуг всем и каждому. Их функции объясняются местом транспорта в системе разделения труда. Транспорт – одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а отдельные его виды вооб-
Гражданское право. Том 2. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М., Велби, 2003. С. 433
ще обладают естественной монополией (железнодорожный транспорт)[1].
Следовательно, в силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).
Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств. При его осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.). Производность таких обязательств не устраняет их самостоятельного юридического значения. Близким по своей природе, но все же отличным от перевозки является буксировочное обязательство. Все они будут рассмотрены в дальнейшем[2]. Таким образом, транспортными называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанные с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом.
Виды транспорта. В современном обществе существуют несколько вполне самостоятельных видов транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств, которые используются для перемещения груза и пассажиров (воздушное или морское судно, железнодорожный состав), а также разной естественной средой их эксплуатации (например, речной и морской транспорт).
В транспортную систему России входят железнодорожный, речной (внутренний водный), морской, автомобильный и воздушный транспорт[3]. Кроме того, выделяется также особая разновид-
Гражданское право. Том 2. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М., Велби, 2003. С. 434
ность транспорта – трубопроводный. Однако технологическая специфика транспортировки товаров по газо- и нефтепроводам не дает основания говорить в этом случае о наличии транспортного обязательства. Поэтому термин «трубопроводный транспорт» имеет условное значение. Природа обязательства, возникающего при перемещении товаров по трубопроводу, имеет смешанный характер: здесь соединяются элементы обязательств по передаче имущества (газа, нефти) и по оказанию услуг (транспортировке, хранению). К трубопроводному транспорту применяется особое законодательство, включая правила об энергоснабжении (п. 2 ст. 548 ГК).
Источники правового регулирования.ГК определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств (главы 40 и 41 ГК). Данный юридико-технический прием обусловлен двумя причинами. Во-первых, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятельности, которая связывает отдельные части страны, требует единообразного регулирования. Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь отнесены к ведению РФ. Соответственно, даже в частноправовых актах, посвященных транспортным обязательствам, очень высок удельный вес императивных норм. Условия перевозки отдельными видами транспорта и ответственности ее субъектов могут определяться соглашением сторон только в случаях, когда ГК, транспортными уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное (ст. 784 ГК). Во-вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный характер, имея в виду масштабы государства, протяженность транспортных артерий и сложность управления ими. Комплексность достигается путем соединения в рамках одного правового акта норм частного и публичного права. В результате устанавливаются единая схема управления соответствующим видом транспорта, методы организации перевозок, условия содержания транспортных средств, дорог, путей сообщения и, наконец, взаимоотношения сторон обязательства перевозки. Поэтому в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 784 ГК общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов.
В настоящее время приняты и действуют четыре новых общих транспортных закона: а) Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. (далее – ВК)[4]; б) Транспортный устав железных дорог РФ от 8 ян-
Гражданское право. Том 2. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М., Велби, 2003. С. 435
варя 1998 г. (далее – ТУЖД)[5]; в) Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. (далее – КТМ)[6] и г) Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. (далее – КВВТ)[7]. Кроме того, сохраняет силу принятый ранее последней кодификации гражданского права Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержден постановлением Совета Министров от 8 января 1969 г. № 12 (далее – УАТ)[8]. Он применяется в части, не противоречащей главе 40 ГК, и будут действовать до момента принятия соответствующего транспортного закона[9].
Из предусмотренных ст. 784 ГК специальных законов ныне действует Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 г., устанавливающий вопросы управления и деятельности общероссийских железных дорог. Отношения, связанные с перевозкой пассажиров и багажа, регулируются также Законом РФ «О защите прав потребителей».
Наиболее важные текущие проблемы транспортных обязательств воплощаются в актах Президента РФ и Правительства РФ. Кроме кодексов, уставов и иных названных актов для правового регулирования перевозок большое значение имеют правила, издаваемые Правительством России, а также соответствующими транспортными ведомствами (Министерством транспорта, Министерством путей сообщения, федеральными транспортными службами)[10]. В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта.
Единообразие судебной и арбитражной практики по разрешению споров, связанных с перевозками, обеспечивается актами
Гражданское право. Том 2. Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М., Велби, 2003. С. 436
толкования, которые содержатся в документах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ[11].
С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое сообщество все более часто применяются международные транспортные соглашения и конвенции. Они используются при осуществлении международных перевозок, а также служат образцом для унификации российского транспортного права[12].
[1] См.: ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3426; 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3429; ст. 1 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 5. Ст. 3505. Об организационно-правовых сложностях демонополизации железнодорожного транспорта в настоящее время см.: Greaves R. Current Developments: Europian community law. Transport. International and Comparative Law Quaterly. Vol. 51. Jan. 2002. London. P. 178-180.
[2] Договор аренды транспортных средств рассматривается в главе 33 настоящего учебника.
[3] В литературе отмечается, что транспортная система как единое организационно-правовое явление сегодня не существует, поскольку отсутствует централизованное управление всеми видами транспорта, нет единого законодательства, высок вес ведомственного нормотворчества (Гражданское право. В 2-х т.: Учебник / Отв. ред. Е. А. Суханов. М., 2000. Т. И. Полутом 2. С. 34). Видимо, справедливость этого вывода сохранится и в будущем, принимая во внимание приватизацию и демонополизацию транспортного дела.
[4] СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383; 1999. № 28. Ст. 3483.
[5] СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 218.
[6] СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207; 2001. № 22. Ст. 2125.
[7] СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.
[8] СП РСФСР. 1969. № 2-3. Ст. 8.
[9] Юридическая основа применения УАТ – Закон РФ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» (ст. 4).
[10] См., напр.: 1) Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утв. постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 277 // СЗ РФ. 1999. № 11. Ст. 1311; 2001. № 6. Ст. 574; 2) Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте, утв. приказом Министерства путей сообщения РФ от 5 апреля 1999 г. // БНА. 1999. № 22; 3) Правила перевозок грузов с объявленной ценностью на железнодорожном транспорте, утв. приказом Министерства путей сообщения от 29 марта 1999 г. // БНА. 1999. № 21.
[11] См., напр.: постановление Пленума ВАС РФ от 12 ноября 1998 г. «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации» // Вестник ВАС. 1999. № 1; постановление Пленума ВАС РФ от 25 января 2001 г. № 1 «О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации» // Вестник ВАС. 2001. № 4. См. также Письма ВАС: 1) от 21 августа 1992 г. № С-13/ОП-204 «О практике разрешения хозяйственных споров, возникающих из перевозок грузов» // Вестник ВАС. 1992. № 1; 1993. № 9; 2) от 22 января 1993 г. № С-13/ОСЗ-23 «Об ответственности грузоотправителей и отделений (станций) железных дорог при перевозках экспортных грузов железнодорожным транспортом» // Вестник ВАС. 1993. № 3.
[12] Наиболее важными являются следующие документы: 1) Женевская конвенция 1956 г. о договоре международной дорожной перевозки грузов; 2) Женевская таможенная конвенция о международной таможенной перевозке грузов с применением книжки МДП; 3) Брюссельская конвенция 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте, измененная Протоколом 1968 г. и Протоколом 1979 г. (Гаагско-Висбийские правила); 4) Гамбургская конвенция ООН 1978 г. о морской перевозке грузов и др. Россия не участвует в Гамбургской конвенции, однако некоторые правила из нее имплементированы во внутреннее право. Текст см.: Международное частное право: Сборник документов / Сост. Н. Ю. Ерпылева. М., 1994.