Разработка и структурно-логическая схема построения работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ (ЗАЩИТЕ) ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ
Настоящие методические рекомендации содержат основные правила (требования) к подготовке и защите выпускных квалификационных и курсовых работ различного уровня
Сосновый Бор
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры экономики и управления Сосновоборского филиала РАНХиГС. Протокол №……от 19 июля 2015 года
Рекомендована к использованию в учебном процессе решением ученого совета Сосновоборского филиала РАНХиГС. Протокол №……от 19 июля 2015 года
Методические рекомендации посвящены подготовке, написанию и защите выпускной квалификационной (дипломной), а также подготовке и написанию курсовых работ.
В методических рекомендациях представлены требования по написанию и оформлению курсовых и дипломных работ, а также изложены требования к структуре и содержанию научно-исследовательской работы, к представлению её результатов и их оформлению. Представлен порядок защиты выпускных квалификационных работ и критерии их оценки.
В целом изложенные рекомендации призваны помочь обучающимся избежать ошибок, наиболее часто встречающихся при их выполнении и предназначены для студентов очной и заочной формы обучения Сосновоборского филиала РАНХиГС (направление «Государственное и муниципальное управление»; Экономика; «Менеджмент»)
Рецензенты:
Лабудин А.В. доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ
Старинский В.Н.доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургскогогосударственного экономического университета
Методические рекомендации по подготовке и защиты квалификационных и курсовых работ подготовлены: кандидатом экономических наук, доцентом кафедры экономики и управления Сосновоборского филиала РАНХиГС Куприным А.А. и нач. отдела компьютерных технология Дегтяренко Д.Ю.
© Куприн А.А., Дегтяренко Д.Ю. 2015г.
© Сосновоборский филиал РАНХиГС 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ……………………………5
1.1.Общие сведения……………………………………………………………….5
1.2. Выбор темы, подбор литературы, разработка задания и согласование с научным руководителем………………………………………………………….7
1.3. Разработка и структурно-логическая схема построения работы………...12
РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ…………….18
2.1 Процедура защиты выпускной квалификационной работы………………...18
2.2. Критерии оценки выпускной квалификационной работы………………..19
РАЗДЕЛ 3 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ……22
3.1. Основные требования к оформлению работы…………………………….22
3.2. Примеры оформления рисунков, таблиц, формул………………………26
3.3. Правила оформления списка источников и ссылок на ………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..34
ВВЕДЕНИЕ
В российской системе образования защита выпускной квалификационной работы является обязательным видом итоговых аттестационных испытаний, где уровень подготовки будущего профессионала определяется в том числе и качеством его выпускной работы.
Написание и защита выпускной квалификационной (дипломной/бакалаврской) работы – это итоговая проверка готовности студента к использованию полученных теоретических знаний для самостоятельного решения практических задач в профессиональной деятельности.
Необходимо отметить, что выпускная работа демонстрирует степень овладения студентом методами научного исследования, способность самостоятельно анализировать материалы, делать на их основе выводы, а также умение работать с научной и технической литературой, использовать вычислительную технику, информационные технологии в рамках решения поставленных задач.
Задачей разработки итоговой квалификационной работы является углубление навыков ведения студентом самостоятельной исследовательской работы, работы с различной справочной и специальной литературой и овладение методикой исследования при решении проблем, разрабатываемых в итоговой квалификационной работе.
В данных методических указаниях, отражены: цель и задачи дипломной работы, ее тематика, требования к структуре и содержанию, состав и последовательность работ по оформлению и защите.
Цель настоящих методических рекомендаций – помочь в подготовке, написании и оформлении различных видов научно-исследовательских работ.
Кроме вышеперечисленного необходимо кратко и уверенно изложить полученные результаты и ответить на уточняющие вопросы в присутствии членов государственной аттестационной комиссии. Поэтому учитывая, что в течение всей предыдущей учебы вы серьезно относились к написанию и защите рефератов и курсовых работ, вам нечего бояться, потому что все необходимые навыки у вас уже есть.
Однако, как показывает ПРАКТИКА студенты, приступающие к написанию дипломной или курсовой работы сталкиваются с серьезными трудностями по содержанию и оформлению работ. Именно поэтому предложенные рекомендации включают не только наиболее важную информацию, но и подробные инструкции и советы.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ
Общие сведения
Прежде чем вести речь о дипломных и курсовых работах, по-видимому, целесообразно определиться в некоторых терминах.
Курсовая работа по экономическим дисциплинам - это научная работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания по одной из изучаемых дисциплин для решения конкретных практических задач в области экономики, привить навыки расчетов и обоснования принимаемых решений.
При написании, курсовой работы обычно стремятся к тому, чтобы собранный материал и полученные в ходе написания результаты могли быть использованы при написании дипломной работы.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) не имеет серьезных отличий от курсовой работы, однако необходимо отметить, что она основывается на полученных знаниях уже по ряду дисциплин специальности, носит более комплексный характер и в большей степени содержит элементы исследования.
Дипломная работа по экономическим специальностям - это научная работа, выполняемая студентом на заключительном этапе обучения с использованием знаний по ряду дисциплин и имеющая цель систематизировать, расширить знания и практические навыки в решении сложных комплексных экономических задач с элементами исследований, а также определить уровень и подготовленность к практической работе в соответствии с получаемой специальностью.
Защита дипломной работы выносится на итоговую государственную аттестацию, а само выполнение дипломной работы может стать началом дальнейшей научной деятельности например написания магистерской или кандидатской диссертации. Поэтому отсутствие значительных отличий между дипломной и курсовой работами выдвигает одинаковые требования, которым: эти работы должны соответствовать:
¾ глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа экономической литературы;
¾ умелая систематизация цифровых данных в виде таблиц, графиков с необходимым анализом, обобщением и выявлением тенденций развития экономических явлений;
¾ критический подход к изучаемым фактическим материалам в целях поиска резервов повышения эффективности экономической деятельности;
¾ аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций;
¾ литературное, логически последовательное и самостоятельное изложения материала;
¾ оформление материала в соответствии с установленными требованиями.
Единые требования к работе не исключают, а предполагают широкую инициативу и творческий подход к разработке каждой темы работ, где в целях оказания помощи, а также для осуществления контроля назначается научный руководитель, с которым Вам следует согласовывать все вопросы, связанные с подготовкой работы.
Впоследствии научным руководителем будет составлен отзыв на дипломную и рецензия на курсовую работы. На выпускную работу практическим работником или назначенным преподавателем в некоторых случаях может составляться еще и рецензия.
Приступая к разработке выпускной квалификационной работы, студент-выпускник должен представлять все этапы ее подготовки и защиты. Тему студент-выпускник выбирает из примерного перечня квалификационных работ, утвержденного выпускающей кафедрой. Перечень тем выпускных квалификационных работ ежегодно обновляется кафедрой с учетом новейших социально-экономических, правовых, политических потребностей общества.
Студент-выпускник также может самостоятельно предложить тему квалификационной работы в рамках соответствующих направлений, специальностей, которая должна быть согласована с выпускающей кафедрой.
Выбор темы выпускной квалификационной работы, как правило, должен быть связан с проблемами, решаемыми по месту работы или месту преддипломной практики, где, в основном, собирается материал для будущей работы. Критерием при выборе темы выпускной квалификационной работы служит научно-практический интерес студента-выпускника.
Педагогическая практика показывает, что весь процесс подготовки и защиты работы состоит из ряда последовательных этапов:
¾ выбор темы и согласование ее с научным руководителем;
¾ подбор литературы;
¾ оформление организационных документов;
¾ изучение требований к оформлению работы;
¾ изучение подобранной литературы;
¾ написание работы;
¾ разработка тезисов доклада для защиты;
¾ защита работы.
Перечисленные этапы не равнозначны по своей сложности и по количеству затрачиваемого времени на выполнение каждого этапа.
1.2. Выбор темы, подбор литературы, разработка задания и согласование с научным руководителем
Вам предоставляется право самостоятельно выбрать тему работы из предложенной кафедрой тематики. Кроме того, Вы можете предложить свои инициативные темы, которые согласовываются с заведующим кафедрой. Эти темы должны соответствовать наименованию получаемой специальности, а для курсовой работы, кроме того, - и наименованию дисциплины, по которой выполняется курсовая работа, и не дублировать работы прошлого и текущего года. Отточенности формулировки темы работы следует уделить самое серьезное внимание, поскольку ее прочитают абсолютно все, кто будет знакомиться с работой.
Выбор темы целесообразно основывать на ее значимости для развития экономики, имеющегося опыта практической работы, полученных при обучении в вузе знаниях, своего дальнейшего предназначения, интересе к исследованию выбранного направления, уровне знаний по иностранному языку и наличии непереведенной литературы, взаимоотношениям с потенциальным научным руководителем.
Студенты часто стремятся брать широкие и избегают узких тем. Это не всегда правильно. Ведь известно, что чем сложнее и грандиознее план, тем больше шансов, что он провалится. В связи с этим практика показывает, что работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что она настолько узка, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, Вам открываются такие стороны проблемы, о которых Вы раньше и не подозревали (однако бывает и наоборот).
В период выбора темы Вам целесообразно установить тесный контакт с преподавателем, проводящим по данной или схожей теме занятия, поскольку, как правило, именно этот преподаватель будет выступать в качестве научного руководителя.
Научный руководитель обязан:
¾ давать задания студенту по работе над ВКР, определять сроки их выполнения;
¾ придерживаться утвержденного на кафедре графика консультаций;
¾ рекомендовать основную литературу по теме, совместно со студентом определять предмет, цель и задачи исследования, оказывать помощь при разработке его основной части и формулировании выводов;
¾ следить за соблюдением всех требований, предъявляемых к ВКР;
¾ знакомиться с письменным текстом работы на различных стадиях ее подготовки, контролировать выполнение студентом всех видов отчетности;
¾ представлять на защиту отзыв о соответствии ВКР требованиям ее подготовки, контролировать своевременное представление работы рецензенту;
Научный руководитель имеет право:
¾ отказаться от руководства ВКР, если студент игнорирует его указания и не выполняет график работы;
¾ отразить в отзыве на ВКР недостатки, которые студент не исправил, несмотря на настоятельные рекомендации руководителя;
¾ не рекомендовать работу к защите, если студент не выполнил основных требований, предъявляемых к ВКР.
Студент-выпускник обязан:
¾ являться на консультации, установленные графиком работы с руководителем;
¾ выполнять график подготовки и защиты ВКР;
¾ своевременно извещать руководителя обо всех трудностях, возникших в ходе научно-исследовательской работы;
¾ выполнять требования научного руководителя, относящиеся к написанию ВКР.
Студент-выпускник имеет право:
¾ на этапе чернового выполнения ВКР скорректировать или изменить тему исследования (по согласованию с научным руководителем);
¾ обратиться к заведующему кафедрой с просьбой заменить научного руководителя с обязательным обоснованием причин такой просьбы;
¾ в письменном тексте ВКР и на момент ее защиты (кафедральная предзащита и на заседании ГАК) аргументировано отстаивать свою точку зрения, даже если она не соответствует мнению научного руководителя или рецензента;
¾ в случае несогласия с оценкой и процедурой проведения защиты подавать апелляцию, но только в день защиты
Для закрепления темы работы студент оформляет заявление. При написании дипломных работ издается приказ ректора вуза о закреплении за студентами тем дипломных работ, научных руководителей и консультантов.
Практика подготовки работ показывает, что процессу выбора темы во многих случаях предшествует изучение специальной литературы.
Подбор литературы целесообразно начинать с анализа тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы по изучаемым по специальности темам. По изданному кафедрой списку рекомендованной литературы по дисциплинам можно подобрать основные источники. Для подбора изданий по интересующей теме могут быть также использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях на соискание ученых степеней.
Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности: нормативные документы (вначале законы, затем подзаконные акты), научные издания (первоначально книги, затем периодические издания), статистические данные.
С иными источниками (статьи) следует в порядке обратном хронологическому, т.е. вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем - прошлогодние, потом - двухгодичной давности и т. д.
При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах («Консультант», «Кодекс» и др.). Эти справочно-информационные системы облегчают поиск документов, а также позволяют быстро найти документ при наличии информации об органе, принявшем документ, дате принятия, номере документа. Кроме того, документы в данных электронных системах, как правило, содержат комментарии и отсылки к другим нормативным актам[1].
Книги и статьи лучше подбирать с использованием систематических указателей литературы в методических кабинетах кафедр, библиотеках вуза и города. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние в году номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год.
Известность фамилии автора важна для исследователя. Если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положения. Если фамилия малоизвестна, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательства приводимых положений. Работы малоизвестных авторов не менее важны, чем публикации маститых ученых. Как правило, малоизвестные авторы - это начинающие исследователи. Именно они выдвигают и доказывают новые положения. Эти новые положения могут использоваться Вами в качестве направлений собственных исследований или подвергаться критике.
Наименование издательства может содержать информацию о качестве опубликованного материала. Современные книжные издательства специализируются на определенной тематике и предъявляют разные требования к качеству работ, так же как и время написания книги (книги последних лет отражают более реалистичный взгляд на протекающие экономические процессы, раскрывают как «плюсы», так и «минусы» рынка).
Обычно при написании дипломной работы оформляются: задание, план, график написания и оформления дипломной работы. При написании курсовой работы оформляется задание на курсовую работу. Во всех случаях задание на работу утверждается заведующим кафедрой. «Техника» подготовки всех организационных документов, как правило, следующая. Научный руководитель поручает студенту оформить вариант документа, затем руководитель его редактирует и потом документ утверждается.
Цель составления задания на работу — уяснение замысла работы и поставленных в ней основных проблем. Оформление задания на работу уже предполагает составление плана будущей работы.
Тема дипломной работы должна раскрываться в главах работы, тема курсовой работы — в вопросах. Количество глав в дипломной работе и вопросов в курсовой работе строго не регламентируется. Однако следует учитывать, что в работе, как правило, рассматриваются теоретические и практические аспекты исследуемой темы, а также определяются направления повышения эффективности экономической деятельности. Исходя из этого, работа состоит из трех глав (вопросов). Однако возможен вариант работы, состоящий и из двух глав (вопросов). Такое построение работы может быть целесообразно, как минимум, в двух случаях. Первый случай характерен для работ, в которых автор в одной из частей одновременно с анализом существующих проблем обосновывает направления их решения. Второй случай возможен, когда в работе исследуются два равнозначных явления (например, планирование и финансирование расходов организации). Тогда в первой главе (вопросе) рассматриваются для первого явления теоретические и практические проблемы, а также направления их решения, а во второй главе (вопросе) - те же аспекты для второго явления.
При оформлении задания определяется срок представления законченной работы, а по курсовой работе, кроме того, - сроки доклада руководителю:
¾ о собранном материале;
¾ о ходе написания работы.
Задание на дипломную работу является основанием для разработки графика и плана работы. В связи с тем, что курсовая работа пишется в более сжатые сроки, чем дипломная работа, график написания и оформления первой, как правило, не составляется.
График написания и оформления дипломной работы помогает рационально распределить время на разработку составных частей, своевременно подготовить, оформить и представить работу к защите. Определенный в графике срок представления законченной работы на кафедру должен соответствовать сроку, установленному в задании на дипломную работу.
График написания и оформления дипломной работы составляется в зависимости от выбранного студентом и согласованного с научным руководителем метода написания работы (последовательный, выборочный или целостный).
Последовательное изложение материала позволяет при хорошей подготовке студента создать практически сразу логически стройный текст, но требует сравнительно много времени, так как пока не закончена полностью очередная составная часть, автор не может переходить к следующей. Но для написания одной составной части требуется иногда перепробовать несколько вариантов, пока не найдется лучший. В это время материал, почти не требующий черновой обработки, ожидает очереди и лежит без движения.
Выборочное изложение предполагает обработку материала в любой удобной для автора последовательности, что позволяет экономить время, но может привести к потере логики изложения. При целостном методе вначале осуществляется написание составных частей работы с раскрытием сути рассматриваемых проблем (иногда и отдельных деталей). Написав таким образом всю работу целиком и ознакомив с ней научного руководителя, возвращаются к уточнению каждой составной части работы и всей работы в целом. Целостный прием требует меньше времени на подготовку окончательной рукописи, чем при последовательном методе, и, в конечном итоге, позволяет выстроить работу логически стройной.
В зависимости от Ваших индивидуальных особенностей, по согласованию с научным руководителем Вы можете выбрать любой метод написания работы. Практика написания работ показывает, что наиболее предпочтительным является целостный метод.
По составленному графику написания и оформления работы научный руководитель будет контролировать ход подготовки работы. Поскольку всякая работа требует больше времени, чем Вы думаете, то следует для себя устанавливать конечные сроки выполнения мероприятий с небольшим временным зазором относительно указанных в графике.
На основании полученного задания после составления графика написания и оформления составляется план работы, отражающий структуру, содержание, логическую связь составных частей. План курсовой работы отдельным документом может не составляться, поскольку план заменяет выдаваемое кафедрой задание.
План дипломной работы является обязательно исполняемым документом и должен состоять из введения, основной части, заключения, приложений (при наличии) и списка использованной литературы.
В зависимости от характера темы и наличия фактического материала в плане могут преобладать теоретические или практические проблемы. Однако в любой работе должна быть изложена теория исследуемой проблемы, проанализирована практика, обоснованы конкретные предложения по повышению эффективности экономической деятельности.
РАЗДЕЛ 3 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ
3.1. Основные требований к оформлению работы
Большинство студентов считают, что оформление - заключительный этап подготовки работы. Это не сосем так и до начала написания самого первого фрагмента изучить порядок оформления работы.
При изучении требований к оформлению работы необходимо учитывать, что отсутствуют единые государственные стандарты к порядку оформления дипломных и курсовых работ[2]. В основу общеприменяемых в большинстве вузов требований положены стандарты, которые применяются в «близких» областях. Но кроме того, в каждом вузе предъявляются и свои особенные требования к оформлению работ, которые, Вам следует изучить. (см. Приложение)
Работа выполняется на белой бумаге формата А4 (210 * 297 мм). Текст работы излагается на одной стороне листа. Каждая страница работы оформляется со следующими полями: верхнее, нижнее – 20 мм; левое — не менее 30 мм; правое — не менее 10 мм
Работа должна иметь: титульный лист; задание кафедры на работу; содержание; текст работы, состоящий из введения, глав и параграфов (для дипломной работы) и заключения; приложения; список литературы.
Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами по порядку (титульный лист не нумеруется) без пропусков и повторений. Порядковый номер страницы ставится на середине нижнего поля.
Титульный лист обычно оформляется на типовом бланке, содержащем все предусмотренные реквизиты. Допуск к защите дипломной работы подтверждается подписью заведующего кафедрой на титульном листе.
В оглавление работы указывается перечень всех глав и параграфов дипломной и курсовой работы, а также номера страниц, с которых начинается каждый из них. Главы в дипломной и курсовой работах должны иметь в пределах всей работы порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Параграфы каждой главы дипломной работы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа в дипломной работе состоит из номера главы и непосредственно номера параграфа в данной главе, отделенного от номера главы точкой. В конце номера параграфа ставится точка.
Переносы слов в наименовании глав, параграфов и вопросов не допускаются. Точку в конце наименования не ставят. Если наименование главы,параграфа или вопроса состоит из двух предложений, их разделяют точкой. В дипломной работе каждую главу, а в курсовой работе каждый вопрос следует начинать с новой страницы.
Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложениях, должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают - «(1)».
Расшифровки символов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Значения каждого символа дают с новой строки в той последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
Порядок изложения в тексте работы математических уравнений такой же, как и формул.
В работах обычно используется большое количество иллюстраций (графиков, рисунков, диаграмм). Наличие иллюстраций помогает лучше воспринять материал.
Содержание иллюстраций должно быть понятно читателю без обращения к тексту работы .Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией отдельно по каждому виду иллюстрации. Если иллюстрация в работе одна, то она все равно обозначается с присвоением ей номера, например: «Рис. 1». Иллюстрации должны иметь наименование и могут иметь пояснительные данные (подрисуночный текст). Наименование иллюстрации помещают по центру текста после пояснительных данных и формулируют. В конце наименования иллюстрации точку не ставят.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы применяют для характеристики точных данных, лучшей наглядности и удобства сравнения показателей, а также сопоставимости информации, полученной из разных источников. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название следует помещать по центру над таблицей, а номер таблица в правом верхнем углу над названием таблицы. Слово «Таблица 1», заголовок и порядковый номер таблицы указывают один раз над первой частью, над последующими частями пишут слово «Продолжение» или, например, «Продолжение таблицы 1».
Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах или выпускают в виде самостоятельного документа. Приложения выполняют, как правило, на листах формата А4. Приложения могут быть обязательными или информационными. Информационные приложения могут быть справочного или рекомендуемого характера. Характер приложения определяется автором самостоятельно исходя из содержания.Приложения располагают в порядке упоминания о них в тексте работы.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Приложения можно обозначать заглавными буквами русского алфавита, начиная с буквы «А» или цифр. («Приложение А» ,«Приложение 1»)
Список литературы является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. В список литературы включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые Вы изучили при исследовании темы работы.
В самом тексте ссылки должны соблюдаться правила библиографического описания источника и оформляться путем отсылки в тексте к источнику, описание которого включено в список литературы. В этом случае после фрагмента текста, к которому формируется ссылка, проставляется в квадратных скобках номера источника или сноска внизу страницы.
Литература группируется в списке работы в следующем порядке:
¾ нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти: Конституция, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;
¾ ведомственные правовые акты;
¾ источники статистических данных;
¾ документы и материалы государственных архивных учреждений;
¾ книги и статьи на русском языке;
¾ книги и статьи на иностранных языках (отдельно по каждому языку).
¾ Интернет-источники.
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
Рисунки (к ним относятся диаграммы, схемы) следует располагать сразу после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все рисунки в тексте должны быть даны ссылки.
Рисунки должны иметь название, которое помещается под рисунком по центру страницы. При необходимости под рисунком помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). Рисунок обозначается словом «Рис.», которое помещают после подрисуночного текста по центру страницы.
Рисунки нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела. Номер рисунка включает номер раздела и порядковый номер рисунка, разделенные точкой.
В названии рисунка не следует употреблять слов «график» и «диаграмма». Так, к примеру, вместо «График роста прибыли за исследуемый период» рисунок можно назвать «Рост прибыли за исследуемый период».
Таблицы.Цифровой материал в пояснительной записке должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы в тексте должны быть ссылки.
Таблицы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела.
При оформлении таблицы по правому краю страницы пишут слово «Таблица» и указывают ее номер, который включает номер раздела и номер таблицы в разделе, разделенные точкой. После номера таблицы точка не ставится. Ниже слова «Таблица» по центру строки пишется ее название с прописной буквы.
Оформляя таблицу, необходимо придерживаться следующих правил:
1) Нельзя включать в таблицу графу № п/п. Нумерация представляемых в таблице показателей производится непосредственно в первой графе таблицы перед наименованием показателя. Показатели нумеруются арабскими цифрами с точкой: 1., 2., 3. и т.д. При сложной иерархической структуре приводимых в таблице показателей следует соблюдать уровни подчинения аналогично нумерации перечислений.
2) Названия граф и строк таблицы пишутся с прописной буквы, если они не являются продолжением названия предыдущей графы или строки. В этом случае название пишется со строчной буквы.
3) Единицы измерения представляемых в таблице показателей пишутся в названиях граф и строк таблицы после запятой.
4) Если таблица не помещается на ту страницу, на которой началась, то после шапки таблицы вводят дополнительную строку с нумерацией граф. После этой строки до конца страницы в таблицу должно помещаться не менее двух строк. На следующей странице справа пишут фразу «Продолжение табл.» и ее номер без точки в конце. Затем выносят строку с нумерацией граф. После этой строки до конца таблицы должно быть так же не менее двух строк.
Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено по одной свободной строке.
Формулы располагаются по центру страницы. После формулы ставится запятая и в этой же строке по правому краю страницы в круглых скобках приводится ее номер, включающий номер раздела и порядковый номер формулы в пределах данного раздела, разделенные точкой, например (2.1), (2.2), (2.3) и т.д.
Ниже формулы приводится пояснение значений символов, входящих в формулу. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия и кавычек. Пояснения значений символов приводят в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Между пояснениями отдельных символов ставится знак «точка с запятой» (;). Значение каждого символа следует давать с новой строки. Примеры оформления рисунков, таблиц, формул приведены ниже:
3.2. Примеры оформления рисунков, таблиц, формул
Образец оформления рисунков
Рис. 3.Динамика численности трудоустроенных женщин
Образец оформления таблиц
Таблица 1
Общие итоги миграции населения на территории Ленинградской области за 2012 г.
Число прибывших | Число выбывших | Миграционный прирост | |||||||||
Всего | из городских посе | из сельской местн | Всего | из городских пос. | из сельской мест | Всего | из гор пос | из сельской мест | |||
Гор. поселения и сельская местность. Миграция всего. | |||||||||||
внутриобластная | -1571 | ||||||||||
межрегиональная | |||||||||||
со странами СНГ и Балтии | |||||||||||
с др. зарубежными странами | -173 | ||||||||||
Образец оформления формул
Фондоотдача по основным фондам рассчитывается по формуле:
(2)
где
ФО – фондоотдача, руб./руб.;
Q – объем продукции, реализованной за период, руб.;
ОФ – средняя за период стоимость основных фондов, руб.
3.3. Правила оформления списка источников и ссылок на литературу
Ссылки по месту расположения бывают:
1) Внутритекстовые, т.е. являются неразрывной частью основного текста;
2) Подстрочные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы;
3) Затекстовые, т.е. связанные со списком литературы, помещенным после текста работы.
4) Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть ссылок вошла в основной текст так органично, что изъять ее из этого текста невозможно, не заменив этот текст другим. В подобном случае в скобках указываются:
¾ выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место;
¾ только выходные данные, если номер страницы указан в тексте;
¾ только номер страницы, если ссылка повторная.
Например:
Эта сторона математической логики так характеризуется в известной книге Д. Гильберта и В. Аккермана «Основы теоретической логики» (М., 1947): «Логические связи, которые существуют между суждениями, понятиями и т.д., находят свое выражение в формулах, толкование которых свободно от неясностей…» (С.17.)
Подстрочные ссылки на источники используются в тексте работы, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно, или нежелательно, чтобы не усложнять чтение.
При подстрочных ссылках для связи их с текстом используются знаки сносок в виде звездочки (*) или цифры (1). Если ссылок более четырех на одной странице, то целесообразней использовать цифры, а не звездочки. Знак сноски следует располаг