Использование слов, отражающих объективную реальность
«Длина: 17 сантиметров», «быстродействие: 124», «ассортимент: 12 наименований». Объективные детали воссоздаются в сознании клиента настолько, насколько субъективная картина мира клиента согласуется с объективной реальностью. Более простым языком, если клиент условно здоров, то его 17 сантиметров и ваши 17 сантиметров – одно и то же. Слова, отражающие объективную реальность, позволяют вам не сомневаться в том, что на данный момент творится в голове клиента: у него в голове то, что сообщаете ему вы.
Использование обобщенных слов
Можете отметить противоречие предыдущему утверждению. Ничего страшного, расшифровываю свое сообщение. Когда вы горите словами, предполагающими множественное толкование клиентом, вы побуждаете его прошлый опыт конструировать субъективную картину в соответствии со значимыми переживаниями клиента. То есть из блоков информации, которые вы сообщаете, бессознательное делает свои выводы, оно постоянно интерпретирует обобщенные слова в соответствии со своими прошлыми воспоминаниями.
Скажите, что вы представляете, когда я говорю «дружба»? Какая картинка возникает у вас в голове? Какие ощущения? Или какие воспоминания приходят вам на ум при слове «дружба»? (Если вы скажите, ничего подобного со мной не происходит, при слове «дружба» я представляю белый лист бумаги, на котором написано «дружба», значит дружба для вас действительно – белый лист бумаги. А если вы скажите, что вы ничего не представляете, можно сделать вывод, что свойственная всему человечеству психическая функция - представление – не свойственна вам).
Ну, так что, какие переживания?
Кто-то может представить себе рукопожатие, кто-то – праздничное застолье, кто-то письмо лучшего друга, кто-то – конкретное лицо, кто-то поход в лес и так далее.
К чему я веду? Говоря абстрактными терминами, вы побуждаете клиента создавать внутренние субъективные картины именно из тех блоков - переживаний – образов – эмоций, которые наиболее значимы для клиента, значимы как для его бессознательного, так и для сознания. Здесь необходимо дополнительное умение. Говорить абстрактными терминами все равно, что говорить метафорами. То, что я сейчас вам объясняю (а кому-то повторяю) называется Милтон-модель по имени величайшего психотерапевта всех времен и народов Милтона Эриксона. Он создал свое направление в практике внушения. Это направление он никак не называл, а его ученики и приверженцы дали ему имя Эриксоновский, или эриксонианский гипноз. Он обладал гениальной способностью незаметно для человека воздействовать на него, используя элементы окружающей обстановки, языковую культуру и так далее. Но это высший пилотаж. Не каждому дано быть космонавтом. (Хотя «если очень захотеть, можно и в космос полететь».)
Заражение
Имеется в виду психическое заражение, эмоциональное. Крайними проявлениями данного феномена являются паника, стихийные выступления толпы. Люди подчиняются эмоциональному настрою толпы, общему поведению. Одна женщина рассказывала мне, что однажды она болталась по Финляндскому вокзалу, ожидая свою подругу. Вдруг по громкоговорителю объявили что-то, и большая группа людей ринулась на перрон, они бежали, их было много, к ним подключались другие. Моя знакомая, повинуясь силе толпы и не отдавая себе в этом отчета, ринулась за ними, пробежала несколько десятков шагов и … наконец-то разум восторжествовал, она опомнилась и поняла, что бег толпы настолько завлек ее, что она буквально заразилась общим настроением спешки. Разумеется, я привожу крайние примеры заражения. Сразу упреждаю реплики критично настроенных слушателей. НЕТ. Со здоровьем, имея в виду психическое состояние, у этой женщины было все в порядке.
Все дело в способности поддаваться заражению. Кто-то из нас более заражаем, кто-то менее. Причины данного явления достаточно глубоки. Если вспомнить время, когда все мы были кроманьонцами, а может, даже неандертальцами, то мы представим себе стадо, стаю людей. Во главе вожак. Он сильный, умный, знающий, решительный. Благодаря его способности принимать решения стая может выжить в критических ситуациях. Его действия могут быть непонятны для толпы, потому что он смотрит на шаг, а то и на десять шагов вперед, предугадывая поведение диких зверей, нападающих на поселение, или стихии, сметающей все со своего пути. Для объяснения и уговоров времени нет, надо действовать решительно, также необходимо, чтобы каждый делал именно то, чего хочет вожак, шел туда, куда последний направляет. А времени мало. Тогда он овладевает вниманием и волей стаи одним призывным криком, побуждая делать то, что делает сам. Если вожак убегает, все бегут за ним, не пытаясь спрашивать, зачем и куда. Иначе смерть. Причина заражения - биологическое выживание человека как вида.
Заражение основывается на эмоциях и желаниях. Посмотрите, как играют дети. Игрушек много. Но вот кто-то берет куклу, второму ребенку тоже хочется куклу, третий также находит куклу, а четвертому не достается. Начинается рев, плачь, спор, чья эта кукла. Но вот кто-то из них решает покататься на горке, второй бросает куклу и тоже забирается по ступенькам, третий и четвертый за ними. Вот они весело катаются, куклы валяются в песочнице и тот, кому не хватило куклы, уже давно забыл об этом. Куклы сейчас никому не нужны, всем нужна только горка. Дети постоянно в контакте, они общаются. Вторая причина заражения – необходимость общего группового поведения.
Вы рассказываете о своем продукте клиенту, рассказываете живо, с вербальными иллюстрациями, примерами. Вы буквально насыщены эмоциями, и они льются из вас так, что клиент не может не впитывать их, не заражаться ими. Постепенно темп беседы увеличивается, количество вопросов со стороны клиента растет. Он начинает рассказывать о своем бизнесе, не так официально, как в начале бизнеса, а с задоринкой, с блеском в глазах. Вы становитесь эмоциональными друзьями, конечно, не надолго, но в этот момент ваши эмоции настроены в унисон.
Насколько часто заражение распространено в повседневной жизни, настолько же часто оно используется, думаем ли мы об этом или нет, в продажах.
Эмоциональное заражение - крайне эффективный метод оказания влияния на клиента (И очень простой. Для этого вам необходимо иметь сумасшедший блеск в глазах и постоянно бегать вокруг стола, сметая все на своем пути. Будьте уверены, через какое-то время клиент тоже побежит – за сотрудниками службы безопасности или за санитарами скорой помощи.)
Эмоциональное заражение крайне эффективный метод оказания влияния на клиента. И очень простой. Для этого вам необходимо иметь личностную силу. Кто более всего склонен заражать? Харизматические личности.
И под конец нашего занятия я хочу обратить ваше внимание на те характеристики, которые определяют возможность быть харизматичным, на те качества, которые я призываю развивать ежеминутно, попутно с овладением технологий продаж:
· высокий уровень личностной энергии;
· контролируемая эмоциональность;
· желание вступать в контакт с людьми и получение эмоционального выигрыша от контакта;
· самозабвение в деятельности;
· безусловная вера в собственные слова и в правильность своих действий;
· внутренняя ориентация на эмоции, которые подкрепляются интеллектом;
· высокая мотивация.
"Фандрайзинг" - понятие, хорошо известное узкому кругу лиц. Любой человек, имеющий хоть какое-то отношение к третьему сектору, знает о нем. В то же время широкому кругу читателей это слово практически ни о чем не говорит. Являясь калькой с английского (fund - средства, финансирование, raise - нахождение, сбор), фандрайзинг представляет собой методику (в широком смысле) поиска источников финансирования.
Становление фандрайзинга как отдельного междисциплинарного направления связано с бурным развитием в последние десятилетия сектора неприбыльных организаций (НПО). Таким образом, в определение фандрайзинга необходимо внести одно существенное дополнение, а именно: фандрайзинг - это поиск источников финанасирования, необходимых для осуществления деятельности НПО, включая реализацию неприбыльных программ и проектов.
Фандрайзинг — процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) с целью реализации определённого социального проекта. Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций.
Организация фандрайзинга предполагает поиск потенциальных источников финансирования, обоснование потребности в средствах и увязка с интересами финансовых доноров, формирование, поддержание и развитие связей с финансовыми донорами, формирование общественного мнения в пользу поддержки деятельности организации.
Разговор о потенциальных источниках финансирования НПО начнем со статистических данных. В западных странах среднестатистический годовой бюджет НПО составляют: членские взносы и доходы от собственной деятельности - 47 процентов; государственное финансирование - 43 процента; благотворительные пожертвования, включая гранты от фондов, коммерческих фирм и индивидуальные пожертвования - 10 процентов. Нетрудно заметить, что подавляющую часть поступлений НПО (90 процентов) составляют "нетрадиционные" для организаций СНГ источники - хозяйственная деятельность, государственное финансирование и членские взносы. Более привычные для НПО гранты от донорских организаций, благотворительные пожертвования от коммерческих фирм и физических лиц составляют лишь 10 процентов. Иная картина наблюдается в странах СНГ.
Согласно данным социологического исследования "Правовые инициативы некоммерческих организаций России", предоставленного Еленой Абросимовой (Москва), усредненный бюджет НПО России состоит из следующих источников финансирования: членские взносы - 18 процентов; индивидуальные пожертвования - 12 процентов, спонсорские взносы - 12,6 процента; средства российских фондов - 2,8 процента; средства иностранных фондов - 22,7 процента; государственные источники - 8,9 процента; средства политических организаций - 5,1 процента; собственные доходы от услуг - 0,6 процента; прочие источники - 9,3 процента.
Если сгруппировать данные статьи поступлений в соответствии с основными источниками финансирования НПО, то картина будет следующей: благотворительные фонды и международные донорские организации - 25,5 процента; предпринимательские структуры - 12, 6 процента; органы исполнительной власти и местного самоуправления - 8,9 процента; физические лица - 30 процентов; другие НПО - 5,1 процента. Таким образом, в России основными источниками финансирования являются пожертвования от физических лиц и гранты от донорских организаций.
Мифы о сборе средств
В некоммерческом секторе до сих пор достаточно широко распространены два мифа, относящиеся к сбору средств.
Миф первый: В Украине, с ее экономическими, социальными и множеством других проблем нет денег на благотворительность, а если и есть, то их все равно не дают. "Благотворительные" деньги в Украине есть. Сам факт существования и работы во всех без исключения регионах целой армии общественных организаций (социальных, культурных, молодежных, экологических и многих других) подтверждает это.
Абсолютное большинство неудач при сборе пожертвований вызвано недостаточной подготовкой и неправильным выбором стиля поведения при переговорах о пожертвовании.
Миф второй: Государство и бизнес должны финансировать работу благотворительных организаций. Это утверждение не просто ошибочно, оно очень и очень вредно. Наши организации созданы нами самими, на наш страх и риск. Никто не собирается финансировать нас или поддерживать любым иным способом только потому, что мы такие хорошие и "взвалили это на свои плечи". Чтобы добиться поддержки, мы должны постоянно заботиться по крайней мере о трех вещах: о том, чтобы хорошо делать свою работу; уметь показать ее результаты; аргументировано убеждать людей, что эта работа полезна и для них. Вы получаете деньги не потому, что сострадаете кому-либо, а потому, что ваше сострадание побуждает вас к конкретным эффективным действиям. И эти действия приводят к позитивным изменениям в избранной вами области.