Рифма – это то, что звучит похоже.

Все рифмуется, если быть внимательным и не отмахиваться от жизни. Рифма – это удивительное созвучие, сходство событий, людей, вещей. Не буквальное, один в один, а по существенным признакам или в важных деталях. Вы же знаете этот эффект дежавю, когда кажется, что ты уже был в этом месте. А иногда обнаруживаешь, что приснился старый сон. Или вдруг обознаешься на улице… Радостное узнавание сродни облегчению: со старыми знакомыми легче договориться. Сходство событий содержит в себе ключ к поведению. Пришли в зоопарк, значит, будет тигр, потому что в прошлый раз он был. Нужно искать тигра! «А где тигр?» – спрашивает вдруг разочарованно ребенок, обойдя весь зоопарк. «Какой тигр? А, так это другой зоопарк, ребенок!» Придется объяснить, что в некоторых зоопарках нет тигров. И все? Нет, похвалите ребенка за наблюдательность и поговорите о тигре. Почему он запомнил тигра? Потому что он страшный? Потому что он красивый? «Потому что он спал!» Все не спали, бродили по клеткам, а тигра никто не разбудил, вот ребенок его и запомнил. Тигр выпал из общего ряда. Когда мы помогаем ребенку прояснять образы, объяснять свои впечатления, обосновывать свою точку зрения, мы развиваем его воображение и мышление. Воображение – потому что приходится сравнивать в уме. Мышление – потому что ребенок учится выстраивать логические зависимости. Логика до 3–6 лет у детей не формальная, от простого к сложному, от общего к частному, а ассоциативная. События, люди, предметы сочетаются на основании того, какую роль они играли в жизни самого ребенка. Дети – эгоцентрики, весь мир крутится вокруг них, а все, что вне круга досягаемости, пока ими не сочетается. Это нормальная фаза развития. И очень важная. Потому что именно тогда закладывается ядро будущей личности, формируются ее предпочтения, пристрастия, индивидуальные ассоциации, прообразы, которые будут влиять на последующие выборы. Поэтому прояснить ассоциации, усилить их или, наоборот, ослабить несущественные, усложнить или упростить ассоциативные ряды – значит помочь ребенку структурировать его первый яркий опыт.

Правило № 315. Рифмуйте вместе с ребенком впечатления, события, людей.

12 НОЯБРЯ

Как научить ребенка различать лица?

Умение находить сходное и различное в лицах людей – важный физиогномический навык. Обратите внимание на портреты, которые рисует ребенок: насколько подробно они изображены? Есть ли на лицах брови, обозначены ли цветом щеки, пририсованы ли уши? Заметил ли ребенок что-то особенное? Различает ли он цвет волос и глаз? В 3 года дети акцентированы на сходстве всех со всеми, но уже делят людей на «дядей» и «тетей», «мальчиков» и «девочек», «бабушек» и «дедушек», то есть очень грубо, с преувеличением воспринимают возраст. То же самое и с ростом. Все взрослые им кажутся или высокими, или нормальными, потому что в качестве точки отсчета дети выбирают себя, а смотрят они на нас снизу вверх. В 4 года они могут замечать сходные черты – цвет глаз, родинки, характерную улыбку или выражение лица, отличать злых людей от добрых. Для психологического выживания детей это очень важное умение – ориентироваться на чувства родителей и взрослых, которые находятся рядом. Если они чувствуют угрозу, исходящую от нас, то им становится страшно и они стараются поскорее удалиться, спрятаться, «лечь спать». Эту восприимчивость, наблюдательность и способность различать чувства по лицам, сравнивать их по важным для благополучия самого ребенка признакам можно тренировать, развивать, поддерживать. Именно в этом возрасте ребенок становится интуитивным, эмпирическим психологом и следопытом. Можно поступить обратным образом: предложить ему составить «фоторобот» знакомого человека и описать его, а потом нарисовать с его слов. Похож? Пусть теперь нарисует сам. Сравните ваши рисунки! Восприятие человека ребенком осложнено тем, что он не знает, «как это работает». Ведь даже великие скульпторы вначале ощупывают лица, а потом их лепят.

Правило № 316. Описывая лица других людей, обращайте внимание ребенка на детали.

13 НОЯБРЯ

Зачем ребенку космос?

Помимо психологического Я у ребенка есть еще Я социальное и Я космическое. Психологическое Я отвечает за индивидуальные ощущения ребенка, его переживания и мысли. Социальное Я – это его отношения с другими людьми. Космическое Я открыли совсем недавно, оно отвечает за связь каждого человека с самого рождения со всей Вселенной, с космосом, который был до того, как возникло человечество, и переживет его. Небо, звезды, бесконечность – часть нас самих. Можно сказать, что это самая важная человеческая проекция!

Какая перспектива открывается перед взором? Смотрит человек вверх или вниз, чувствует ли он, как летит либо как барахтается и задыхается в тяжелых водах? Величина перспективы определяет жизненную стратегию и масштаб мировоззрения. Ребенок со слабым космическим Я не может быть успешным. Если даже он от природы талантлив, но перспектива его очерчена замочной скважиной или периметром комнаты, талант будет погребен в саркофаге маленького Я. До сих пор идеалы человека мы черпаем из эпохи Возрождения. За спиной героев тех полотен открывается бесконечная перспектива – и тогда, когда они украшают купола, и тогда, когда просто загадочно улыбаются.

Правило № 317. Расширяйте кругозор ребенка до масштабов Вселенной.

14 НОЯБРЯ

Как отправиться в космос?

Человек с потерянной перспективой неизбежно впадет в депрессию, чувствует одиночество вселенского масштаба, беспричинную грусть. Связь с космосом осуществляется через гармонию с природой, стихиями – землей, водой, воздухом и огнем (солнцем). Нет универсальной пропорции, ребенок должен научиться поддерживать свою связь с Вселенной сам, интуитивно. Люди, которые умеют общаться со своим космосом, спокойны, уверены, открыты, радостны. Практики медитации, молитвы, сокровенного молчания позволяют уравновесить, гармонизировать свои отношения с космосом. Прогулки на природе, по берегу океана, созерцание прекрасного горизонта, прослушивание сложной классической музыки, возвышающей до небес, близость к могучему водопаду в не меньшей мере восстанавливают нашу самую глубокую связь с миром. Они напоминают нам об истинном масштабе человека, заданном от природы.

Вот почему общение детей с природой так важно. Известно, что на улице, под открытым небом, дети чувствуют себя более спокойными и довольными, чем в закрытых пространствах (например, в квартире). Некоторые из них блаженно засыпают только на свежем воздухе. У детей восстанавливается аппетит, поднимается настроение, они становятся более контактными и любопытными. Они реже расстраиваются. А еще дети любят рассматривать небо – как падают звезды, как пролетают самолеты. Было бы здорово переночевать с ребенком под открытым небом на берегу моря-океана, на перекрестке всех стихий. И вместе встретить рассвет…

Правило № 318. Укрепляйте космическое Я ребенка. Как он поверит в бесконечность своих возможностей, если даже не знаком с этим захватывающим ощущением бесконечности?

15 НОЯБРЯ

Наши рекомендации