Ловись, рифма, большая и маленькая

Цель:автоматизация звуков Р, Р` в словах; дифференциация звуков Р и Л; развитие артикуляционного аппарата.

Артикуляционная разминка

В небе солнышко сияло,

Море безмятежно спало.

Длительно удерживать широкий язык неподвижным на нижней губе.

Но поднялся ветер вдруг,

И все ожило вокруг!

Производить резкие ритмичные выдохи.

Волны в берег биться стали,

Расплескались, заиграли.

Быстро шлепать по верхней губе широким кончиком языка вперед-назад.

Ввысь вздымается волна,

Вся дрожит, рычит она.

Слегка прижать широкий кончик языка к верхней губе и резко подуть, вызывая вибрацию.

Может, это Водяной

Крутит палкой под волной?

Быстро водить зондом под кончиком языка из стороны в сторону, произнося при этом: «Жжж».

Может, Черномор на дне

Так готовится к войне?

Имитировать звучание автоматной очереди: воспроизвести звукосочетание ТРРРР.

Может быть, Конек морской

Вскачь пустился под водой?

Поцокать языком.

Стой, Конек, остановись!

Шторм на море, прекратись!

Воспроизвести звукосочетание ТПРРРР.

Плавал по морю Словарь

Без разрешения,

Потерпел Словарик

Словарекрушение!

Плещутся слова везде,

Словно стая рыб в воде.

Ты – веселый рыбачок,

Их поймаешь на крючок, -

Говорит логопед первому игроку и дает ему картонный крючок с насаженной на него карточкой со слогом «ар». Второй и третий игроки получают крючки со слогами «ор», «ра».

Ход игры

На столе разложены картинки: шар, пар, самовар, комар, топор, светофор, вор, помидор, гора, нора, дыра, игра.

Дети поочередно трижды повторяют свой слог и по картинкам подбирают подходящие слова в рифму, например:

Ор – ор – ор, у меня – топор!

Ра – ра – ра, у меня – нора!

В тех случаях, когда игрок не находит рифмующееся слово или произносит его неправильно, он пропускает ход:

Как споткнется язычок,

Отрывается крючок!

Примечание

Если целью занятия является дифференциация оппозиционных звуков Р и Л, то дополнительно следует предложить детям слоги «ол» и «ла», а также добавить картинки: пила, юла, стрела, пчела, вол, стол, пол, кол. Целесообразно изменить и тексты чистоговорок:

Ар – ар – ар, ловись, комар!

Ла – ла – ла, ловись, стрела!

ЗАМЕНЯЙКА

Цель:автоматизация звуков Р, Р` в словах и предложениях.

Первый тур

Дети и логопед сидят вокруг стола, на котором разложены картинки. Логопед начинает игру, предлагая детям образец предложения, например:

- Юра рвет морковку.

Первый игрок повторяет это предложение, изменив в нем только последнее слово. В этом ему помогают картинки, лежащие на столе. Он говорит, например:

- Юра рвет траву.

Второй игрок продолжает: «Юра рвет тетрадь.»

За каждый логически правильный ответ участники игры получают призовые фишки. Когда игрок не справляется с заданием, все дети хором считают:

- Раз, два, три – говори!

Если и после этого ответа нет или ответ неверный, игрок не получает фишки, а в игру вступает следующий участник.

Как только круг замыкается и слово вновь предоставляется логопеду, он произносит новое предложение, например:

- Вера стирает… (фартук, тройку…).

- Тимуру подарили… (авторучку, Петрушку…).

- Виктор рисует… (ракету, карандашом, в тетради…).

- Ира продает (морковку, помидоры…).

- Рая открывает… (рот, тетрадь, кран, крышку…).

- Андрей играет…(с шариком, на трубе…).

- Валера потерял… (дорогу, рубль, тетрадь…).

Второй тур

Логопед задает каждому игроку по одному вопросу, но, чтобы ответить на эти вопросы, детям придется вспомнить все, что было сказано во время первого тура. Например, логопед спрашивает:

- Что стирает Вера?

Игрок, которому задан этот вопрос, отвечает:

- Вера стирает фартук, рубашку. Еще Вера стирает тройку в тетради и т.д.

КЛАССИЧЕСКОЕ ЛОТО

Цель:автоматизация звуков Р, Р` в словах; развитие уровня обобщения.

Перед началом игры каждому из игроков логопед дает задание собрать либо 6 овощей, либо 6 зверей, либо 6 птиц и т.п. Для удобства игрокам можно раздать листы бумаги или картона с шестью пустыми клеточками, на которые в ходе игры они будут накладывать свои картинки. Логопед перетасовывает картинки и, показывая их по одной, спрашивает, например: «Кому рысь?»

В ответах детей обязательно должно звучать ключевое слово, например: «Мне – рысь».

Побеждает игрок, первым собравший 6 картинок заданной тематической группы. По окончании игры логопед собирает все картинки и предлагает детям вспомнить, каких зверей, птиц, какие овощи, посуду или одежду они собрали.

Наши рекомендации