Внеклассное мероприятие по математике
Внеклассное мероприятие по математике
«Математический базар»
Разработала учитель математики: Чебан Е.А.
2016 г
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся в ходе игры при решении задач с использованием старинных русских мер.
Задачи:
-содействовать формированию самостоятельной познавательной активности;
- способствовать развитию логического мышления;
- содействовать развитию интереса к изучению математики;
- способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения.
- способствовать формированию умения переводить старинные русские меры в современные при решении задач.
Личностные результаты:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в ходе игры;
- умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию.
Метапредметные результаты:
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-строить позитивные отношения в процессе познавательной деятельности;
-корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;
-высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации со сверстниками;
-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
Форма проведения игры: соревнование .
Участники:учащиеся 5,6 класса.
Оборудование: вывески «палаток», набор карточек – заданий для игры, таблицы с переводами единиц, таблицы с прейскурантом цен на животных и на продукты, таблица с нормой продуктов питания на одного человека. (Приложение.)
Правила игры.
1. В игре могут участвовать от 3-х и более команд.
2. Длительность игры 40 мин.
3. Каждая команда получает маршрутные листы, по которым команды посещают палатки.
4. Палатки работают 40 мин.
5. Время покупки товаров в каждой палатке не более 10 мин.
6. Расплачивается деньгами, которые можно взять (обменять) в обменном пункте.
7. После работы палаток, каждый капитан команды подсчитывает стоимость всех покупок, записывает итог на листок и отдают жюри.
8. Награждение победившей команды.
Пояснение к игре «Математический базар».
Игра проводится в форме соревнования между командами на правильность и быстроту решения разнообразных задач. Выигрывает та команда, которая за 40 мин купит больше «товара». Товаром являются задачи. «Купить» больше товара – это значит решить больше задач. Товар «покупается» и «продаётся» не только современными мерами измерения, но и старинными русскими мерами. Участники могут воспользоваться таблицами для перевода единиц, которые находятся в каждой палатке. К каждой задаче даётся рисунок.
В каждой палатке столько наборов товара сколько команд. После решения задач продавец ставит штамп «Продано», если задача решена правильно.
Сценарий игры «Математический базар».
Вывеска.
Палатка «Овощи. Фрукты»
«Товар».
1.Купи ведро малины (10 кг) по гривеннику за фунт. Но чтобы сварить варенье, купи ещё сахарного песку из расчёта: 1,5 кг на 1 кг малины. | |
2.Закупи овощей и фруктов на 8 человек для однодневного похода. Пуд овощей стоит 6 р четыре гривенника, а фунт фруктов два пятиалтынных с гривенником. | |
3. Бочонок с помидорами весил 30 фунтов. Когда половину помидоров продали, то он стал весить19 фунтов. Купи оставшиеся помидоры в свою посуду по 3 гривенника с алтыном за фут. | |
4.Если ты купишь пачку чая за полтину с восьмью грошами и два лимона, то с шести полтин получишь сдачи без 4 грошей 2 р. | |
5.В корзине 32 фунта огурцов. Полкорзины продаю по четыре гривенника с четырьмя грошами за 6 фунтов. А другую половину по полтине за 8 фунтов. | |
6.В двух кульках 42 конфеты. Если из первого переложить во второй три конфеты, то конфет станет поровну в обоих кульках. Купи конфеты в первом кульке: алтын за штуку. |
Вывеска.
Палатка
|
«Товар».
1. Продаётся остаток. Если к двум саженям прибавить треть сажени, да ещё полпяты аршина, то получишь длину сатина в одном куске. За каждый аршин плати по 5 алтын. | |
2.Продаётся модный жилет. Модный жилет с поношенным фраком. Стоят полтора рубля с пятиалтынным, но фрак в три раза дороже жилета. | |
3.Купите набор. Платок стоит полпяты гривенного, а зеркало на полтрети гривенного дороже. Гребешок две деньги да восемь полушек с полпятой гривенного. | |
4.Один аршин парчи золототканой стоит 1 р 5 коп. Тебе продали 2 метра. Сколько стоит покупка. | |
5.Седло с сбруей стоят без полтины 8 р, сбруя да хомут на полтину с алтыном дороже, а седло и хомут продам без алтына за 6 р с полтиной. Не думай долго, купи себе хомут. | |
6. Купите набор. Галстук стоит полторы полтины, носки простые полчетверти пятиалтынного, а шляпа стоит столько, сколько галстук и носки, да ещё три гроша. |
Вывеска.
|
Ценные товары.
Товар.
1.Два гроша за штуку. В трёх аквариумах 75 золотых рыбок. Если из одного убрать 8 рыбок, из другого – 12, а их третьего – 7, то рыбок в аквариуме останется поровну. Купите аквариум с большим числом рыбок. За аквариум прибавьте два рубля с полтиной. | |
2. Было 12 цыплят. Четвёртая часть продана по 3 гривенника за каждого. Купите остальных цыплят по той же цене. | |
3.Купите белугу. Хвост её весит полчетверти пуда. Голова весит столько, сколько хвост и половина туловища, а туловище столько, сколько голова и хвост. Цена одного фунта два пятиалтынных. | |
4.Щука, окунь и судак вместе с корзиной, в которой они лежат, весят полпуда и 6 фунтов. Щука вчетверо тяжелее окуни, но на 5 фунтов легче судака. Вес корзины 3 фунта. Продаётся судак по цене одна полтина 2 алтына за фунт. | |
5.В двух кусках 76 аршин ткани. Если от первого куска отрезали бы 120 четвертей, а от второго 640 вершков ткани, то в кусках ткани осталось бы поровну. Купите меньший кусок. Аршин ткани стоит полтину без алтына. | |
6.Купи полшесты фунта риса и два фунта моркови. Пуд риса стоит 12 р 8 гривенников, а кадь моркови 27 р 6гривенников. |
Вывеска.
Палатка.
|
Товар.
1 .Продаётся зоосад: два цыплёнка, пять гусят. | |
2. В клетке 8 гусят. Заплати мне за полстолька, да ещё за четь столько, да ещё 4 алтына. Бери гусят. | |
3.Тот завёл себе собаку, Тот завёл себе кота, Тот завёл себе корову, Ты купи себе ежа, черепаху и ужа. | |
4. Если тебе 12 лет, и ты покупаешь всех моих поросят, то их столько, сколько тебе лет да ещё две третьих твоих лет. Плати деньги! | |
5.Собираясь в поход, придерживайтесь правила: брать только то, без чего нельзя обойтись. Продаются продукты для двухдневного похода на 20 человек: крупа, сахар, масло. | |
6.Купи для семьи из четырёх человек на неделю сахара, масла, мяса, овощей. |
Приложение.
Старинные русские меры
Наименование | Величина | Наименование | Величина |
Кадь | ≈14 пудов ≈230 кг | Берковец | 10 пудов |
Пуд | 40 фунтов | Фунт | ≈400 г |
Старинные русские деньги
Наименование | Величина | Наименование | Величина |
Рубль | 2 полтины | Полтина | 50 коп |
Пятиалтынный | 15 коп | Гривенник | 10 коп |
2 деньги | 1 коп | Грош | 0,5 коп |
Полушка | 0,25 коп | Алтын | 3 коп |
Смешанные числа
- полтора - полтрети 3 - полчетверти
4 - полпяты 5 - полшесты
Литература.
1.Воспитание учащихся в процессе преподавания математики. Составители: Оплеснина Л.С., Вавилина С.А.- изд. Коми Республиканский институт усовершенствования учителей, Г.Сыктывкар 1986 г. – 107 с.
2. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.. Математическая шкатулка: пособие для учащихся 4-8 кл. сред. Шк. – 5-е изд. – М.: просвещение, 1988. – 160 с.: ил.
3. В.Л.Минковский. За страницами учебника математики6 пособие для учащихся 6 класса. Издательство – М.: просвещение, 1966 ; - 117 с.: ил.
3. Картинки с Яндекс .
Внеклассное мероприятие по математике
«Математический базар»
Разработала учитель математики: Чебан Е.А.
2016 г
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся в ходе игры при решении задач с использованием старинных русских мер.
Задачи:
-содействовать формированию самостоятельной познавательной активности;
- способствовать развитию логического мышления;
- содействовать развитию интереса к изучению математики;
- способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения.
- способствовать формированию умения переводить старинные русские меры в современные при решении задач.
Личностные результаты:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в ходе игры;
- умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию.
Метапредметные результаты:
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-строить позитивные отношения в процессе познавательной деятельности;
-корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;
-высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации со сверстниками;
-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
Форма проведения игры: соревнование .
Участники:учащиеся 5,6 класса.
Оборудование: вывески «палаток», набор карточек – заданий для игры, таблицы с переводами единиц, таблицы с прейскурантом цен на животных и на продукты, таблица с нормой продуктов питания на одного человека. (Приложение.)
Правила игры.
1. В игре могут участвовать от 3-х и более команд.
2. Длительность игры 40 мин.
3. Каждая команда получает маршрутные листы, по которым команды посещают палатки.
4. Палатки работают 40 мин.
5. Время покупки товаров в каждой палатке не более 10 мин.
6. Расплачивается деньгами, которые можно взять (обменять) в обменном пункте.
7. После работы палаток, каждый капитан команды подсчитывает стоимость всех покупок, записывает итог на листок и отдают жюри.
8. Награждение победившей команды.