Признаки расчетных отношений

а) связь с обслуживаемыми гражданско-правовыми обязательствами

б) осуществление платежей в наличном или безналичном порядке

в) участие наряду с кредитором и должником третьего субъекта, обладающего специальной правоспособностью, т.е. банка или иного кредитного учреждения

Организация безналичных расчетов

Банк России:

• координирует, регулирует, лицензирует организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ

• устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов.

Общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации.

Иностранная валюта в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары (работы, услуги) может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами.

Безналичные расчеты с участием организаций

- Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

Способы осуществления расчетов:

· корреспондентские счета (субсчета), открытые в Банке России;

· корреспондентские счета, открытые в других кредитных организациях;

· счета участников расчетов, открытые в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

· счета межфилиальных расчетов, открытые внутри одной кредитной организации.

Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством и/или договором между банком и клиентом.

Формы безналичных расчетов

а) расчеты платежными поручениями;

б) расчеты по аккредитиву;

в) расчеты чеками;

г) расчеты по инкассо.

Расчетные документы

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

Платежное поручение - распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежными поручениями могут производиться:

а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Расчеты по аккредитивам

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива, обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора.

Виды аккредитивов:

· покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

· отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

Чек

- ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

· Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

· Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

Расчеты по инкассо

Инкассо - банковская операция, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (далее - исполняющий банк).

· Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежное требование

- расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

· Применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

· Могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Инкассовое поручение

- расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

62. Правовой статус Федеральной таможенной службы


Федеральная таможенная служба – это ФОИВ, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ:

• функции по контролю и надзору в области таможенного дела

• функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

15 января 2016 года указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Министерству финансов Российской Федерации. Рвнее

11 мая 2006 указом Президента РФ ФТС передана в подчинение Правительству РФ. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459 "О Федеральной таможенной службе"

Содержание правового статуса ФТС в качестве федерального органа исполнительной власти составляют его полномочия на осуществление функций контроля и надзора в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Будучи федеральным органом исполнительной власти, ФТС обязана руководствоваться Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, международными договорами России, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России, Минфина России и ЦБ, а также Положением о ФТС.

В рамках правового статуса ФТС России осуществляет свою деятельность непосредственно через таможенные органы и свои зарубежные представительства во взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной влати субъектов РФ, органами МСУ, ЦБ, общественными объединениями и иными организациями.

Организационные полномочия:

1. принятие решений (а также предварительных решений) о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, обеспечивает опубликование таких решений;

2. ведет реестр банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

3. выдает и аннулирует квалификационные аттестаты специалистам по таможенному оформлению;

4. ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

5. информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

6. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

7. организует прием граждан

8. организует профессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

9. реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации;

10. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности

Полномочия по нормативно-правовому регулированию:

1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

2. осуществляет в установленном порядке ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности

3. издавать индивидуальные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности

4. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

5. разрабатывать и утверждать образцы служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды

Наши рекомендации