Финансовый контроль: понятие, виды.
Финансовый контроль - контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и регионов.
Независимость проведения финансового контроля должна быть обеспечена: 1) финансовой самостоятельностью контрольного органа; 2) более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля; 3) закреплением в Конституции их статуса.
Базовые принципы:
Объективность и компетентность - неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.
Гласность - постоянная связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.
Задачи финансового контроля
· содействие сбалансированности между расходами и доходами;
· обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств;
· выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов;
· содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
· обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов
· достоверность данных
· повышение инвестиционной привлекательности компаний
Виды финансового контроля
• по времени проведения:
— предварительный - проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Этот вид контроля имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой политики. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, т.е. это проекты бюджетов, финансовые планы, сметы, кредитные кассовые заявки и т.д.;
— текущий– это контроль в процессе совершения денежных операций, а именно в ходе выполнения обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.;
— последующий– контроль, который осуществляется после совершения финансовых операций, т.е. после исполнения доходной и расходной частей бюджета, получения и использование по факту предприятием или учреждением денежных средств и т.п. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению;
• в зависимости от органов, осуществляющих контроль:
— государственный
проводится органами государственной власти (Президентом РФ и Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, Минфином России, ФНС России и др.).Цель — обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств.
· Общегосударственный (Счетная палата, казначейство, ФНС),
· Вневедомственный (счётная палата, МФ, служба по финмониторингу и тд),
· ведомственный - осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в состав министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы);
— внутрихозяйственный -в рамках организации, не государственный, создаётся ревизионная комиссия. Создаётся в соответствии с решением или общим собранием участников. Представитель профсоюзной организации также может проводить внутрихозяйственный контроль;
— независимый - Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.
Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Методы финансового контроля это приемы, способы и средства проведения финансового контроля:
— наблюдение -общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля;
— обследование -производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.;
— проверка -касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.;
— анализ - как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.
— ревизии - наиболее полное и глубокое обследование финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений с целью проверки её законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят различные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления по отношению подведомственных организаций.
Она осуществляется на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.
В настоящее время единого нормативного акта, в котором регулировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет.Возникающие при этом отношения регулируются различными нормативно-правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 11.01.1995 №4-ФЗ ≪О Счетной палате Российской Федерации≫; постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 ≪О Министерстве финансов Российской Федерации≫ и постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 ≪Вопросы Министерства финансов Российской Федерации≫ и др.
Виды ревизий:
· по содержанию
§ документальные – проверка финансовых документов
- фактические – проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей
· по времени
§ плановые
§ неплановые
· по обследуемому периоду деятельности
- фронтальные - вся финансовая деятельность субъекта за определенный период.
§ выборочные – за какой-то короткий период времени
· по объему ревизуемой деятельности
- комплексные –проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях(в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов)
- тематические – сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.
По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии
Подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.В акте ревизии выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица, и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц.
Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения - они приобщаются к акту ревизии.На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности.
В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела.Руководитель проверяемой организации должен принять меры по устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.
Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, представляются Минфину России, финансовым органам субъектов РФ и местным финансовым органам по их требованию.
Субъекты ФК:
• Счетная палата;
• Министерство финансов РФ;
• Федеральная налоговая служба;
• Федеральная таможенная служба;
• Федеральное казначейство.
Контроль и надзор.
Надзор, как правило, осуществляется после выявления правонарушения.
По степени вмешательства: контроль – непосредственное вмешательство; надзор – может быть связан или не связан с непосредственным вмешательством в деятельность.