Фин.право как отрасль рассматривается параллельно с развитием административного и конституционного права.

Финансовое право

1. Понятие финансового права (предмет, метод)............................................................................. 2

2. Система финансового права....................................................................................................... 4

3. Принципы и источники финансового права................................................................................. 5

4. Финансовая деятельность государства........................................................................................ 6

5. Финансово-правовые нормы (понятие, виды).............................................................................. 7

6. Финансово-правовые отношения, их особенности и виды............................................................ 8

7. Финансовый контроль: понятие, виды........................................................................................ 9

8. Аудит как вид независимого финансового контроля.................................................................. 12

9. Органы финансового контроля.................................................................................................. 15

10. Правовое положение ЦБ......................................................................................................... 16

19. Бюджетное устройство РФ.................................................................................................... 22

20. Формирование доходной части бюджетов............................................................................ 23

21. Расходы бюджетов............................................................................................................... 24

22. Нефтегазовые доходы федерального бюджета и их использование.......................................... 26

23. Полномочия Президента РФ в бюджетной сфере. Бюджетное послание................................... 28

24. Бюджетный процесс в РФ........................................................................................................ 29

25. Участники бюджетного процесса............................................................................................. 29

26. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета............................................................... 30

27. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы. 32

28. Временная финансовая администрация................................................................................. 34

29. Исполнение бюджета.............................................................................................................. 36

30. Межбюджетные отношения: понятие, виды, принципы построения......................................... 37

31. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства................................................. 38

32. Налоговое право: понятие, структура, источники...................................................................... 39

33. Понятие налога и сбора. Виды налогов и сборов...................................................................... 40

34. Основные принципы налогообложения................................................................................... 42

35. Понятие налогообложения и функции налогов........................................................................ 43

36. Полномочия органов власти в сфере налогообложения............................................................ 44

37. Налоговая система РФ............................................................................................................. 45

38. Система налогов и сборов в Российской Федерации................................................................ 45

39. Участники налоговых правоотношений.................................................................................... 46

40. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов и способы обеспечения ее исполнения.... 47

41. Налоговый контроль................................................................................................................ 48

42. Ответственность за нарушение налогового законодательства................................................... 50

43. Правовые основы государственного и муниципального долга.................................................. 52

44. Страхование: основные понятия, виды................................................................................. 54


45. Пенсионное страхование.
................................................................................................. 57

46. Медицинское страхование.
................................................................................................ 58

47. Страхование ответственности.
............................................................................................ 59

48. Государственные внебюджетные фонды: понятие, виды, значение, принципы формирования.
 60

49. Государственный и муниципальный кредит: общие положения............................................ 63

50. Бюджетное финансирование.
............................................................................................ 64

51. Структура банковской системы. Обеспечение единства банковской системы.
...................... 66

52. Правовое положение коммерческих банков.
...................................................................... 70

53. Понятие и принципы банковского кредитования.
............................................................... 71

54. Виды банковского кредита................................................................................................... 71

55. Понятие денежной системы.
.............................................................................................. 72

56. Правовые основы денежного обращения в РФ.
................................................................... 73

57. Эмиссия денег, ее значение.
.............................................................................................. 73

58. Общая характеристика валютного законодательства.
.......................................................... 75

59. Правила ведения валютных операций на территории РФ.
.................................................... 77

60. Понятие валютных ценностей.
............................................................................................ 80

61. Понятие расчетных отношений.
.......................................................................................... 81

62. Правовой статус Федеральной таможенной службы
............................................................ 85

63. Правовые основы инвестирования. Бюджетные инвестиции................................................ 87

64. Полномочия Федеральной службы по финансовому мониторингу в сфере финансового контроля. 91

1. Понятие финансового права (предмет, метод).

Финансовое право -совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в ходе образования, распределения и использования денежных фондов государства, а также органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. Задачи: удовлетворение общественных потребностей, регулирование экономики, социально-экономические задачи, обеспечение обороноспособности и национальной безопасности государства.

Фин.право как наука складывается в начале 19 века с появлением отдельных государственных структур (Минфин с целью сбора налогов).

50е гг. 20 века теории происхождения фин.права:

1. Самостоятельная отрасль, т.к. имеет свой предмет и метод. Финансы появляются с возникновением государства и носят первичный характер по отношению к институтам. Значит, фин.право появилось уже давно

2. Не является самостоятельной отраслью, возникла из административного права (схож метод регулирования – императивный)

3. Подотрасль конституционного права (общий предмет правового регулирования – структура органов гос.власти и гос.финансы)

Система финансового права.

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в определенные и институты и более крупные подразделения.Т.о. система российского финансового права – это объективно обусловленные системой общественно-финансовых отношений его внутреннее строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Наиболее крупными подразделениями российского финансового права – это две его части: общая и особенная

Общая часть:

–нормы;

–принципы;

–правовые формы и методы финансовой деятельности государства;

–система государственных органов, осуществляющих финдеятельность;

–финансовый контроль.

Нормы и принципы общей части действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для неё общее значение.устанавливаются основополагающие моменты необходимые для понимания особенной части.

Правовые формы финансовой деятельности государства:

· издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;

· заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;

· реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;

· привлечение лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.

Органы, осуществляющие финансовую деятельность:

1. Органы общей компетенции наряду с основными полномочиями осуществляют финансовую деятельность (Президент, Правительство…)

2. Органы специальной компетенции осуществляют исключительно финансовую деятельность (Минфин, Счетная палата, ЦБ, Федеральное казначейство, ФНС).

Особенная часть:

В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в следующих областях: государственные бюджетные системы; внебюджетных государственных и муниципальных фондов; финансов государственных предприятий; государственных доходов; государственного кредита; государственного страхования; государственных расходов; банковского кредитования; денежного обращения и расчетов и валютного регулирования. По сути это, определенным образом расположенные правовые институты (это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права.), которые включают:

– доходы (бюджет и внебюджетные фонды);

– расходы (финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию);

–государственный и муниципальный кредит;

– деньги и денежное обращение;

–валютное законодательство;

–ценные бумаги.

Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и правильно направить и израсходовать собранные деньги. Поэтому за институтом государственных доходов следует институт расходов в государстве.

Особо нужно сказать о банковском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются в государстве, а затем уже расходуются.Таким образом, банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве.

Конституция

a. распределение предметов ведения (ст. 71-73)

b. свобода предпринимательской деятельности

c. отсутствие внутренних границ

d. обязанность платить налоги

e. принципы принятия законов

Субъекты законодательной инициативы: Президент, Правительство. Законодательные собрания субъектов РФ, группы депутатов и членов Совета федерации, высшие суды по предметам своего ведения.

+На федеральном уровне:

2. федеральные конституционные законы – принимаются по вопросам, напрямую указанным в Конституции [определяют основные полномочия Правительства]

Финансовая система

· совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов (институциональное понятие)

· совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность (организационное)

Структура нормы:

• Гипотеза- определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъекты участников этих правоотношений [если]

• диспозиция- содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности [то]

• Санкция- указывает на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов [иначе]

Органы общей компетенции

• органы государственной власти и местного самоуправления, которые наряду со своими основными полномочиями, частично осуществляют финансовую деятельность:

* ФТС

* ФС по финмониторингу

* ФАС

* Минэкономразвития.

Задачи финансового контроля

· содействие сбалансированности между расходами и доходами;

· обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств;

· выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов;

· содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;

· обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов

· достоверность данных

· повышение инвестиционной привлекательности компаний

Виды финансового контроля

• по времени проведения:

— предварительный - проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Этот вид контроля имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой политики. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, т.е. это проекты бюджетов, финансовые планы, сметы, кредитные кассовые заявки и т.д.;

— текущий– это контроль в процессе совершения денежных операций, а именно в ходе выполнения обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.;

— последующий– контроль, который осуществляется после совершения финансовых операций, т.е. после исполнения доходной и расходной частей бюджета, получения и использование по факту предприятием или учреждением денежных средств и т.п. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению;

• в зависимости от органов, осуществляющих контроль:

— государственный

проводится органами государственной власти (Президентом РФ и Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, Минфином России, ФНС России и др.).Цель — обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств.

· Общегосударственный (Счетная палата, казначейство, ФНС),

· Вневедомственный (счётная палата, МФ, служба по финмониторингу и тд),

· ведомственный - осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в состав министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы);

— внутрихозяйственный -в рамках организации, не государственный, создаётся ревизионная комиссия. Создаётся в соответствии с решением или общим собранием участников. Представитель профсоюзной организации также может проводить внутрихозяйственный контроль;

— независимый - Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.

Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Методы финансового контроля это приемы, способы и средства проведения финансового контроля:

— наблюдение -общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля;

— обследование -производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.;

— проверка -касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.;

— анализ - как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.

— ревизии - наиболее полное и глубокое обследование финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений с целью проверки её законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят различные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления по отношению подведомственных организаций.

Она осуществляется на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

В настоящее время единого нормативного акта, в котором регулировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет.Возникающие при этом отношения регулируются различными нормативно-правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 11.01.1995 №4-ФЗ ≪О Счетной палате Российской Федерации≫; постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 ≪О Министерстве финансов Российской Федерации≫ и постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 ≪Вопросы Министерства финансов Российской Федерации≫ и др.

Виды ревизий:

· по содержанию

§ документальные – проверка финансовых документов

      • фактические – проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей

· по времени

§ плановые

§ неплановые

· по обследуемому периоду деятельности

      • фронтальные - вся финансовая деятельность субъекта за определенный период.

§ выборочные – за какой-то короткий период времени

· по объему ревизуемой деятельности

      • комплексные –проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях(в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов)
      • тематические – сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии

Подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.В акте ревизии выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица, и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц.

Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения - они приобщаются к акту ревизии.На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности.

В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела.Руководитель проверяемой организации должен принять меры по устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, представляются Минфину России, финансовым органам субъектов РФ и местным финансовым органам по их требованию.

Субъекты ФК:

• Счетная палата;

• Министерство финансов РФ;

• Федеральная налоговая служба;

• Федеральная таможенная служба;

• Федеральное казначейство.

Контроль и надзор.

Надзор, как правило, осуществляется после выявления правонарушения.

По степени вмешательства: контроль – непосредственное вмешательство; надзор – может быть связан или не связан с непосредственным вмешательством в деятельность.

Виды финансового контроля

в зависимости от органов, осуществляющих контроль:

— государственный

— внутрихозяйственный;

— независимый - Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.

Правовая основа

• Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. \] 307-Ф3 Об аудиторской деятельности»

• Федеральный закон от 7 августа 2001 г. \] 11 9-Ф3 Об аудиторской деятельности» (утрачивает силу с 01.01.2011)

Основные понятия

• Аудиторская деятельность — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами

• Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

• Бухгалтерская (финансовая) отчетность — отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. Г\] 129-Ф3 О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

• Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

• Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

•Индивидуальный аудитор – вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона(об ауд деятельности), если иное не предусмотрено ФЗ.

Индивидуальный аудитор – просто аудитор и плюс предприниматель. Не является наёмным работником. Просто аудитор – участвует в осуществлении аудиторской деятельности. Он является наёмным работником. У аудитора запрет на осуществление иной деятельности.

• Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Виды аудиторского заключения:

· Положительное

· Отрицательное: бухгалтерская отчетность не соответствует законодательству

· Условно положительное: в целом соответствует, недостатки носят технический характер

Принципы оказания аудиторской деятельности:

· Законности

· Профессионализма

· Ответственности

· Независимости

Аудитор должен соблюдать следующие основные принципы этики:

· честность;

· объективность;

· профессиональная компетентность и должная тщательность;

· конфиденциальность;

· профессиональное поведение.

Исключения из аудиторской тайны:

· разглашение информации самим проверяемым

· предоставление сведений органам гос.власти с необходимыми полномочиями (с 2008 года)

· сведения о стоимости оказанных услуг

Аудитор может отказаться от проведения проверки в случае:

· не предоставления ему проверяющим субъектом информации

· не обеспечения ему и членам его семьи безопасности

Виды аудита:

· обязательный – ежегодно, в случаях (по ФЗ): если АО,если ЦБ на торгах, если объем выручки от продажи продукции за предшествовавший отчетному год > 400 млн. или сумма активов бухгалтерского баланса > 60 млн и если представляет или публикует сводную финансовуюотчетность (за искл. органов власти)

· инициативный – по требованию заинтересованных лиц, в т.ч. и банков

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) -

4) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Сопутствующие нельзя оказать без аудиторской деятельности, а прочие могут оказываться и без аудита.

Членство в саморегулирующейся организации аудиторов – то, без чего нельзя осуществлять аудит.

Саморегулируемые организации – государство перекладывает функции по контролю на организации, отказывается от лицензирования.

Аудит саморегулируемой организации – будет проводить другая организация, не являющаяся членом этой организации.

Минфин России осуществляет государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.

Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Требования для включения в реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

1) не менее 10 000 физических лиц или не менее 2 000 коммерческих организаций;

2) правила, кодекс

3) дополнительная имущественная ответственность.

Бюджетное устройство РФ.

Бюджетное устройство — это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней — государственного бюджета и местных бюджетов. Для бюджетной системы федеративного государства, каковым является Россия, характерны три уровня — федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации (государственные бюджеты) и местные (муниципальные) бюджеты. Все они являются самостоятельными частями бюджетной системы страны и служат финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.

В качестве основы бюджетного устройства в БК РФ закреплены принципы единства, самостоятельности бюджетов. (конкретизируются в разных ФЗ)

Принцип единства. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в Российской Федерации, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов и расходов (распределения между бюджетами доходных источников, создания и частичного пере распределения целевых и региональных фондов, участия бюджетов разных уровней в финансировании совместных программ, оказания финансовой поддержки бюджетам нижестоящих уровней.)

Организационно-правовыми и экономическими гарантиями единства бюджетной системы являются: ее единая правовая база; использование единых бюджетных классификаций и статистической бюджетной информации; согласованные принципы бюджетного. процесса; единая денежная система; единство форм бюджетной документации; санкции за нарушение бюджетного законодательства; единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней (ст. 29 БК РФ). Единство бюджетной системы является необходимым условием проведение единой социально-экономической, финансовой, в том числе бюджетной и налоговой политики в стране.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельного сбалансирования и утверждения бюджета каждого уровня соответствующими представительными органами государственной власти и местного самоуправления, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запрещением изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превышения


20. Формирование доходной части бюджетов.

Доходы государственного (муниципального) бюджета -денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления»

Федеральные Региональные местные
Налог на доходы физ лиц Транспортный налог Земельный налог
Налог на прибыль организаций Налог на игорный бизнес Налог на имущество физ лиц
НДС Налог на имущество организаций  
акцизы    
НДПИ    
Водный налог    

Классификация доходов:

· Собственными доходамиявляются налоговые доходы и неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций. Заемные доходы используются для привлечения дополнительных средств в бюджет при недостаточности собственных источников. К ним относятся: ссуды, полученные органами власти из других бюджетов; государственные или местные займы, выпущенные на инвестиционные цели; полученные банковские кредиты.

Долговые обязательства государства или муниципального образования могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).

· В зависимости от степени обязательности бюджетные доходы подразделяются: на налоговые — предусмотренные законодательством налоги всех уровней, а также пени и штрафы за нарушения налогового законодательства; неналоговые — доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества ГУП и МУП, в том числе казенных; доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, доходы от платных услуг, штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия

· Закрепленные доходы бюджетов — это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной основе закреплены за соответствующим бюджетом. БК РФ (ст. 47) называет их собственными доходами. Регулирующие доходы бюджета — это виды доходов, которые передаются на очередной год нижестоящим бюджетам в целях сбалансирования их доходов и расходов, в виде процентных отчислений от доходов на основании решений вышестоящих органов власти. Для регулирования бюджета (ежегодного планового распределения доходов бюджета в целях его сбалансирования), помимо процентных отчислений от сумм каких-либо видов доходов, применяется и иной метод: оказание прямой финансовой поддержки из бюджета вышестоящего уровня в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время она предоставляется в следующих формах: дотации, субвенции и субсидии, создания фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований, а также бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Расходы бюджетов.

Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные направления: содержание органов государственной власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов; оборона и безопасность страны; финансирование отраслей экономики; охрана окружающей природной среды; социально-культурная сфера; наука; международная деятельность.

Формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными разграничением полномочий между соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления. Необходимое условие реализации намеченных расходов — соблюдение принципа сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ), т. е. требование соответствия объема расходов бюджета суммарному объему его доходов. БК РФ при наличии дефицита требует определения источников его финансирования. С 2004 г. с целью обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой предусмотрено создание Стабилизационного фонда РФ. В расходной части бюджетов всех уровней создаются резервные фонды государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.( При этом запрещено создавать резервные фонды законодательных органов и депутатов)

Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.

капитальные расходы–это часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом в составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.

текущие расходы–часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Формы осуществления:

1) ассигнование на содержание бюджетных учреждений;

2)средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

2) трансферты населению;

3) ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

4) ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

5) ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной в

Наши рекомендации