Фин.право как отрасль рассматривается параллельно с развитием административного и конституционного права.
Финансовое право
1. Понятие финансового права (предмет, метод)............................................................................. 2
2. Система финансового права....................................................................................................... 4
3. Принципы и источники финансового права................................................................................. 5
4. Финансовая деятельность государства........................................................................................ 6
5. Финансово-правовые нормы (понятие, виды).............................................................................. 7
6. Финансово-правовые отношения, их особенности и виды............................................................ 8
7. Финансовый контроль: понятие, виды........................................................................................ 9
8. Аудит как вид независимого финансового контроля.................................................................. 12
9. Органы финансового контроля.................................................................................................. 15
10. Правовое положение ЦБ......................................................................................................... 16
19. Бюджетное устройство РФ.................................................................................................... 22
20. Формирование доходной части бюджетов............................................................................ 23
21. Расходы бюджетов............................................................................................................... 24
22. Нефтегазовые доходы федерального бюджета и их использование.......................................... 26
23. Полномочия Президента РФ в бюджетной сфере. Бюджетное послание................................... 28
24. Бюджетный процесс в РФ........................................................................................................ 29
25. Участники бюджетного процесса............................................................................................. 29
26. Составление, рассмотрение и утверждение бюджета............................................................... 30
27. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы. 32
28. Временная финансовая администрация................................................................................. 34
29. Исполнение бюджета.............................................................................................................. 36
30. Межбюджетные отношения: понятие, виды, принципы построения......................................... 37
31. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства................................................. 38
32. Налоговое право: понятие, структура, источники...................................................................... 39
33. Понятие налога и сбора. Виды налогов и сборов...................................................................... 40
34. Основные принципы налогообложения................................................................................... 42
35. Понятие налогообложения и функции налогов........................................................................ 43
36. Полномочия органов власти в сфере налогообложения............................................................ 44
37. Налоговая система РФ............................................................................................................. 45
38. Система налогов и сборов в Российской Федерации................................................................ 45
39. Участники налоговых правоотношений.................................................................................... 46
40. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов и способы обеспечения ее исполнения.... 47
41. Налоговый контроль................................................................................................................ 48
42. Ответственность за нарушение налогового законодательства................................................... 50
43. Правовые основы государственного и муниципального долга.................................................. 52
44. Страхование: основные понятия, виды................................................................................. 54
45. Пенсионное страхование. ................................................................................................. 57
46. Медицинское страхование. ................................................................................................ 58
47. Страхование ответственности. ............................................................................................ 59
48. Государственные внебюджетные фонды: понятие, виды, значение, принципы формирования. 60
49. Государственный и муниципальный кредит: общие положения............................................ 63
50. Бюджетное финансирование. ............................................................................................ 64
51. Структура банковской системы. Обеспечение единства банковской системы. ...................... 66
52. Правовое положение коммерческих банков. ...................................................................... 70
53. Понятие и принципы банковского кредитования. ............................................................... 71
54. Виды банковского кредита................................................................................................... 71
55. Понятие денежной системы. .............................................................................................. 72
56. Правовые основы денежного обращения в РФ. ................................................................... 73
57. Эмиссия денег, ее значение. .............................................................................................. 73
58. Общая характеристика валютного законодательства. .......................................................... 75
59. Правила ведения валютных операций на территории РФ. .................................................... 77
60. Понятие валютных ценностей. ............................................................................................ 80
61. Понятие расчетных отношений. .......................................................................................... 81
62. Правовой статус Федеральной таможенной службы ............................................................ 85
63. Правовые основы инвестирования. Бюджетные инвестиции................................................ 87
64. Полномочия Федеральной службы по финансовому мониторингу в сфере финансового контроля. 91
1. Понятие финансового права (предмет, метод).
Финансовое право -совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в ходе образования, распределения и использования денежных фондов государства, а также органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. Задачи: удовлетворение общественных потребностей, регулирование экономики, социально-экономические задачи, обеспечение обороноспособности и национальной безопасности государства.
Фин.право как наука складывается в начале 19 века с появлением отдельных государственных структур (Минфин с целью сбора налогов).
50е гг. 20 века теории происхождения фин.права:
1. Самостоятельная отрасль, т.к. имеет свой предмет и метод. Финансы появляются с возникновением государства и носят первичный характер по отношению к институтам. Значит, фин.право появилось уже давно
2. Не является самостоятельной отраслью, возникла из административного права (схож метод регулирования – императивный)
3. Подотрасль конституционного права (общий предмет правового регулирования – структура органов гос.власти и гос.финансы)
Система финансового права.
Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в определенные и институты и более крупные подразделения.Т.о. система российского финансового права – это объективно обусловленные системой общественно-финансовых отношений его внутреннее строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Наиболее крупными подразделениями российского финансового права – это две его части: общая и особенная
Общая часть:
–нормы;
–принципы;
–правовые формы и методы финансовой деятельности государства;
–система государственных органов, осуществляющих финдеятельность;
–финансовый контроль.
Нормы и принципы общей части действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для неё общее значение.устанавливаются основополагающие моменты необходимые для понимания особенной части.
Правовые формы финансовой деятельности государства:
· издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;
· заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;
· реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;
· привлечение лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.
Органы, осуществляющие финансовую деятельность:
1. Органы общей компетенции наряду с основными полномочиями осуществляют финансовую деятельность (Президент, Правительство…)
2. Органы специальной компетенции осуществляют исключительно финансовую деятельность (Минфин, Счетная палата, ЦБ, Федеральное казначейство, ФНС).
Особенная часть:
В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в следующих областях: государственные бюджетные системы; внебюджетных государственных и муниципальных фондов; финансов государственных предприятий; государственных доходов; государственного кредита; государственного страхования; государственных расходов; банковского кредитования; денежного обращения и расчетов и валютного регулирования. По сути это, определенным образом расположенные правовые институты (это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права.), которые включают:
– доходы (бюджет и внебюджетные фонды);
– расходы (финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию);
–государственный и муниципальный кредит;
– деньги и денежное обращение;
–валютное законодательство;
–ценные бумаги.
Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и правильно направить и израсходовать собранные деньги. Поэтому за институтом государственных доходов следует институт расходов в государстве.
Особо нужно сказать о банковском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются в государстве, а затем уже расходуются.Таким образом, банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве.
Конституция
a. распределение предметов ведения (ст. 71-73)
b. свобода предпринимательской деятельности
c. отсутствие внутренних границ
d. обязанность платить налоги
e. принципы принятия законов
Субъекты законодательной инициативы: Президент, Правительство. Законодательные собрания субъектов РФ, группы депутатов и членов Совета федерации, высшие суды по предметам своего ведения.
+На федеральном уровне:
2. федеральные конституционные законы – принимаются по вопросам, напрямую указанным в Конституции [определяют основные полномочия Правительства]
Финансовая система
· совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов (институциональное понятие)
· совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность (организационное)
Структура нормы:
• Гипотеза- определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает на субъекты участников этих правоотношений [если]
• диспозиция- содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности [то]
• Санкция- указывает на меры финансового воздействия за нарушение предписаний государства в области финансов [иначе]
Органы общей компетенции
• органы государственной власти и местного самоуправления, которые наряду со своими основными полномочиями, частично осуществляют финансовую деятельность:
* ФТС
* ФС по финмониторингу
* ФАС
* Минэкономразвития.
Задачи финансового контроля
· содействие сбалансированности между расходами и доходами;
· обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств;
· выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов;
· содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
· обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов
· достоверность данных
· повышение инвестиционной привлекательности компаний
Виды финансового контроля
• по времени проведения:
— предварительный - проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Этот вид контроля имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой политики. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, т.е. это проекты бюджетов, финансовые планы, сметы, кредитные кассовые заявки и т.д.;
— текущий– это контроль в процессе совершения денежных операций, а именно в ходе выполнения обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.;
— последующий– контроль, который осуществляется после совершения финансовых операций, т.е. после исполнения доходной и расходной частей бюджета, получения и использование по факту предприятием или учреждением денежных средств и т.п. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению;
• в зависимости от органов, осуществляющих контроль:
— государственный
проводится органами государственной власти (Президентом РФ и Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, Минфином России, ФНС России и др.).Цель — обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств.
· Общегосударственный (Счетная палата, казначейство, ФНС),
· Вневедомственный (счётная палата, МФ, служба по финмониторингу и тд),
· ведомственный - осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в состав министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы);
— внутрихозяйственный -в рамках организации, не государственный, создаётся ревизионная комиссия. Создаётся в соответствии с решением или общим собранием участников. Представитель профсоюзной организации также может проводить внутрихозяйственный контроль;
— независимый - Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.
Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Методы финансового контроля это приемы, способы и средства проведения финансового контроля:
— наблюдение -общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля;
— обследование -производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т. п.;
— проверка -касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.;
— анализ - как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки, индексный метод и др.
— ревизии - наиболее полное и глубокое обследование финансовой и хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений с целью проверки её законности, правильности и целесообразности. Ревизии проводят различные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления по отношению подведомственных организаций.
Она осуществляется на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.
В настоящее время единого нормативного акта, в котором регулировались бы все вопросы назначения и проведения ревизии, нет.Возникающие при этом отношения регулируются различными нормативно-правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 11.01.1995 №4-ФЗ ≪О Счетной палате Российской Федерации≫; постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 ≪О Министерстве финансов Российской Федерации≫ и постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 ≪Вопросы Министерства финансов Российской Федерации≫ и др.
Виды ревизий:
· по содержанию
§ документальные – проверка финансовых документов
- фактические – проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей
· по времени
§ плановые
§ неплановые
· по обследуемому периоду деятельности
- фронтальные - вся финансовая деятельность субъекта за определенный период.
§ выборочные – за какой-то короткий период времени
· по объему ревизуемой деятельности
- комплексные –проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях(в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов)
- тематические – сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.
По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии
Подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.В акте ревизии выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица, и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц.
Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения - они приобщаются к акту ревизии.На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности.
В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела.Руководитель проверяемой организации должен принять меры по устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.
Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, представляются Минфину России, финансовым органам субъектов РФ и местным финансовым органам по их требованию.
Субъекты ФК:
• Счетная палата;
• Министерство финансов РФ;
• Федеральная налоговая служба;
• Федеральная таможенная служба;
• Федеральное казначейство.
Контроль и надзор.
Надзор, как правило, осуществляется после выявления правонарушения.
По степени вмешательства: контроль – непосредственное вмешательство; надзор – может быть связан или не связан с непосредственным вмешательством в деятельность.
Виды финансового контроля
в зависимости от органов, осуществляющих контроль:
— государственный
— внутрихозяйственный;
— независимый - Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.
Правовая основа
• Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. \] 307-Ф3 Об аудиторской деятельности»
• Федеральный закон от 7 августа 2001 г. \] 11 9-Ф3 Об аудиторской деятельности» (утрачивает силу с 01.01.2011)
Основные понятия
• Аудиторская деятельность — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами
• Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
• Бухгалтерская (финансовая) отчетность — отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. Г\] 129-Ф3 О бухгалтерском учете», а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.
• Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
• Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
•Индивидуальный аудитор – вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона(об ауд деятельности), если иное не предусмотрено ФЗ.
Индивидуальный аудитор – просто аудитор и плюс предприниматель. Не является наёмным работником. Просто аудитор – участвует в осуществлении аудиторской деятельности. Он является наёмным работником. У аудитора запрет на осуществление иной деятельности.
• Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Виды аудиторского заключения:
· Положительное
· Отрицательное: бухгалтерская отчетность не соответствует законодательству
· Условно положительное: в целом соответствует, недостатки носят технический характер
Принципы оказания аудиторской деятельности:
· Законности
· Профессионализма
· Ответственности
· Независимости
Аудитор должен соблюдать следующие основные принципы этики:
· честность;
· объективность;
· профессиональная компетентность и должная тщательность;
· конфиденциальность;
· профессиональное поведение.
Исключения из аудиторской тайны:
· разглашение информации самим проверяемым
· предоставление сведений органам гос.власти с необходимыми полномочиями (с 2008 года)
· сведения о стоимости оказанных услуг
Аудитор может отказаться от проведения проверки в случае:
· не предоставления ему проверяющим субъектом информации
· не обеспечения ему и членам его семьи безопасности
Виды аудита:
· обязательный – ежегодно, в случаях (по ФЗ): если АО,если ЦБ на торгах, если объем выручки от продажи продукции за предшествовавший отчетному год > 400 млн. или сумма активов бухгалтерского баланса > 60 млн и если представляет или публикует сводную финансовуюотчетность (за искл. органов власти)
· инициативный – по требованию заинтересованных лиц, в т.ч. и банков
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) -
4) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочную деятельность;
8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Сопутствующие нельзя оказать без аудиторской деятельности, а прочие могут оказываться и без аудита.
Членство в саморегулирующейся организации аудиторов – то, без чего нельзя осуществлять аудит.
Саморегулируемые организации – государство перекладывает функции по контролю на организации, отказывается от лицензирования.
Аудит саморегулируемой организации – будет проводить другая организация, не являющаяся членом этой организации.
Минфин России осуществляет государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.
Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.
Требования для включения в реестр саморегулируемых организаций аудиторов.
1) не менее 10 000 физических лиц или не менее 2 000 коммерческих организаций;
2) правила, кодекс
3) дополнительная имущественная ответственность.
Бюджетное устройство РФ.
Бюджетное устройство — это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов.
Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней — государственного бюджета и местных бюджетов. Для бюджетной системы федеративного государства, каковым является Россия, характерны три уровня — федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации (государственные бюджеты) и местные (муниципальные) бюджеты. Все они являются самостоятельными частями бюджетной системы страны и служат финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.
В качестве основы бюджетного устройства в БК РФ закреплены принципы единства, самостоятельности бюджетов. (конкретизируются в разных ФЗ)
Принцип единства. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в Российской Федерации, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов и расходов (распределения между бюджетами доходных источников, создания и частичного пере распределения целевых и региональных фондов, участия бюджетов разных уровней в финансировании совместных программ, оказания финансовой поддержки бюджетам нижестоящих уровней.)
Организационно-правовыми и экономическими гарантиями единства бюджетной системы являются: ее единая правовая база; использование единых бюджетных классификаций и статистической бюджетной информации; согласованные принципы бюджетного. процесса; единая денежная система; единство форм бюджетной документации; санкции за нарушение бюджетного законодательства; единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней (ст. 29 БК РФ). Единство бюджетной системы является необходимым условием проведение единой социально-экономической, финансовой, в том числе бюджетной и налоговой политики в стране.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельного сбалансирования и утверждения бюджета каждого уровня соответствующими представительными органами государственной власти и местного самоуправления, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запрещением изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превышения
20. Формирование доходной части бюджетов.
Доходы государственного (муниципального) бюджета -денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления»
Федеральные | Региональные | местные |
Налог на доходы физ лиц | Транспортный налог | Земельный налог |
Налог на прибыль организаций | Налог на игорный бизнес | Налог на имущество физ лиц |
НДС | Налог на имущество организаций | |
акцизы | ||
НДПИ | ||
Водный налог |
Классификация доходов:
· Собственными доходамиявляются налоговые доходы и неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций. Заемные доходы используются для привлечения дополнительных средств в бюджет при недостаточности собственных источников. К ним относятся: ссуды, полученные органами власти из других бюджетов; государственные или местные займы, выпущенные на инвестиционные цели; полученные банковские кредиты.
Долговые обязательства государства или муниципального образования могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).
· В зависимости от степени обязательности бюджетные доходы подразделяются: на налоговые — предусмотренные законодательством налоги всех уровней, а также пени и штрафы за нарушения налогового законодательства; неналоговые — доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества ГУП и МУП, в том числе казенных; доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, доходы от платных услуг, штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия
· Закрепленные доходы бюджетов — это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной основе закреплены за соответствующим бюджетом. БК РФ (ст. 47) называет их собственными доходами. Регулирующие доходы бюджета — это виды доходов, которые передаются на очередной год нижестоящим бюджетам в целях сбалансирования их доходов и расходов, в виде процентных отчислений от доходов на основании решений вышестоящих органов власти. Для регулирования бюджета (ежегодного планового распределения доходов бюджета в целях его сбалансирования), помимо процентных отчислений от сумм каких-либо видов доходов, применяется и иной метод: оказание прямой финансовой поддержки из бюджета вышестоящего уровня в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время она предоставляется в следующих формах: дотации, субвенции и субсидии, создания фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований, а также бюджетного кредита и бюджетной ссуды.
Расходы бюджетов.
Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные направления: содержание органов государственной власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов; оборона и безопасность страны; финансирование отраслей экономики; охрана окружающей природной среды; социально-культурная сфера; наука; международная деятельность.
Формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными разграничением полномочий между соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления. Необходимое условие реализации намеченных расходов — соблюдение принципа сбалансированности бюджета (ст. 33 БК РФ), т. е. требование соответствия объема расходов бюджета суммарному объему его доходов. БК РФ при наличии дефицита требует определения источников его финансирования. С 2004 г. с целью обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой предусмотрено создание Стабилизационного фонда РФ. В расходной части бюджетов всех уровней создаются резервные фонды государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.( При этом запрещено создавать резервные фонды законодательных органов и депутатов)
Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.
капитальные расходы–это часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом в составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.
текущие расходы–часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Формы осуществления:
1) ассигнование на содержание бюджетных учреждений;
2)средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
2) трансферты населению;
3) ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
4) ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
5) ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной в