Особенности формирования инвестиционного портфеля коммерческого банка

Инвестиционный портфель банка — это совокупность вложений банка на фондовом рынке, направленных на достижение его внутренних целей. Существует две формы портфеля ценных бумаг: диверсифицированный и недиверсифицированный. При вложении инвестором средств в один вид финансовых активов говорят о недиверсифицированном портфеле. Соответственно портфель, состоящий из нескольких наименований ценных бумаг, является диверсифицированным. В силу специфики банковский портфель практически всегда диверсифицирован.

Работа банков с ценными бумагами имеет определенную специфику, что связанно с особенностями функционирования данных финансово-кредитных институтов. На организацию их деятельности с ценными бумагами влияют следующие особенности:

1. Большая часть ресурсов банка носит платный характер, причем ставка привлечения чаще всего не может варьировать с изменением рыночной ставки процента в одностороннем порядке. Это означает, что потери и прибыли банка при изменении рыночной процентной ставки значительно выше, чем у других инвесторов.

2. Бессрочные ресурсы банка составляют незначительную долю в пассивах, в то время как срочные, в которые входят и счета до востребования, должны возвращаться по первому требованию. Для банка риск несбалансированной ликвидности больше, чем для других юридических лиц.

3. Ставка налогообложение прибыли банков значительно выше, чем других предприятий, в связи с чем они уделяют гораздо большее внимание ценным бумагам, имеющим налоговые льготы.

4. Коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка под залог ценных бумаг (ломбардный кредит), что выступает альтернативой досрочной продаже ценной бумаги. Однако данный кредит выдается под залог только отдельных видов ценных бумаг. Коммерческие банки при принятии инвестиционного решения вынуждены учитывать данный момент.

5. Банки являются наиболее регулируемыми фирмами финансовых услуг, что накладывает специфику на управление портфелем ценных бумаг.

Инвестиционный процесс банка на рынке ценных бумаг должен включать следующие этапы:

1) определение целей инвестиций и инвестиционных предпочтений;

2) выбор критериев и методов оценки рынка, вариантов вложений, эффективности портфеля;

3) разработку стратегии управления портфелем;

4) мониторинг инвестиционных и экономических факторов;

5) отбор ценных бумаг и формирование портфеля;

6) измерение эффективности портфеля.

В зависимости от организационно-правовой формы и специфики своей деятельности банки могут ставить при операциях с ценными бумагами различные цели — получение прибыли, обеспечение сохранности средств, регулирование собственной ликвидности, соблюдение специфических нормативов или контроль над деятельностью предприятий (наиболее значимых клиентов). Следует отметить, что при инвестировании средств на рынке ценных бумаг обычно преследуется несколько целей. В этих случаях необходимо определить их относительный приоритет.

Важным вопросом является и выявление инвестиционных предпочтений: доходность, ликвидность или надежность. Если банк предпочитает иметь в своем портфеле легко реализуемые ценные бумаги, то наилучший вариант – приобрести ценные бумаги, обращающиеся на бирже, или государственные ценные бумаги. Сложнее обстоит дело с доходностью и надежностью, так как самые надежные ценные бумаги низкодоходны, а самые доходные чрезвычайно рискованны. Необходимо найти приемлемое соотношение этих двух факторов для инвестора.

Определение целей инвестиций и инвестиционных предпочтений является важной и необходимой частью инвестиционного процесса, его основанием. Недостаточная их проработка может многократно увеличить затраты по формированию портфеля и негативно повлиять на его отдачу.

После того как цели и предпочтения установлены, начинается второй этап инвестиционного процесса: банк вырабатывает критерии и методы, необходимые для оценки степени соответствия его целей и характеристик рынка, ценной бумаги и портфеля.

Однако для эффективного решения необходимо рассмотреть не только текущие характеристики рынка ценных бумаг, но так же их будущее, ожидаемое значение. В зависимости от того, каким образом оцениваются эти значения, различают фундаментальные и технические методы анализа и прогноза. Сторонники первого в своих прогнозах исходят из оценки внутренней стоимости ценной бумаги, которая зависит от потока будущих доходов эмитента. В отличие от них сторонники технического анализа в основу прогноза закладывают исторические характеристики ценной бумаги, отрасли и фондового рынка (количественные данные и сведения о ценах). Методы фундаментальной школы — это, главным образом, методы финансового и макроэкономического анализа, а технической школы — методы экономической статистики.

Чаще всего на практике существует синтез фундаментального и технического анализа. Степень и границы применения того или иного метода определяются целями и инвестиционными предпочтениями, установленными на первом этапе инвестиционного процесса. Немаловажную роль при выборе методов играет наличие необходимых для этого ресурсов – обученного персонала, автоматизированных рабочих мест и/или материальных средств.

На основе целей и предпочтений банком разрабатывается стратегия управления портфелем. Она может быть пассивной и активной. Первая состоит в формировании портфеля с приемлемым уровнем риска, структура и состав которого должны быть неизменными на протяжении продолжительного периода времени. Вторая заключается в отслеживании определенных изменений экономических факторов, и модификации согласно их динамики структуры и состава всего портфеля в целом.

Другой вопрос, связанный с выбором стратегии, — как распределить фондовый портфель во времени? Существует пять основных стратегий выбора сроков инвестирования: равномерного распределения вложений, краткосрочного акцента, долгосрочного акцента, процентных ожиданий и “штанги”.

Стратегия равномерного распределения вложений предполагает выбор предельного срока инвестирования и равномерное распределение вкладываемых сумм в его пределах. Она не требует высокой квалификации персонала, обеспечивает относительно высокую маневренность средств банка и помогает избежать процентного риска. Однако в определенных ситуациях более целесообразными могут оказаться и другие стратегии.

Если коммерческий банк рассматривает инвестиционный портфель, прежде всего, в качестве источника ликвидности, то в этом случае одна из наиболее оптимальных стратегий — стратегия краткосрочного акцента. Она предполагает покупку только краткосрочных ценных бумаг и в отличие от других стратегий обычно менее доходна.

Напротив, если основная цель портфельных инвестиций банка — получение дохода, то более приемлемо вложение в долгосрочные ценные бумаги, то есть долгосрочный акцент. Использование такого портфеля в качестве источника ликвидности проблематично.

Объединить положительные стороны двух предыдущих подходов призвана стратегия штанги, при которой денежные средства размещаются в краткосрочные и долгосрочные ценные бумаги, при почти полном отсутствии вложений на промежуточный срок.

Подход процентных ожиданий предполагает постоянный прогноз курса (доходности) ценных бумаг, и в зависимости от него определение размера вложений на тот или иной срок. Эта стратегия требует очень высокой квалификации от сотрудников банка и может привести как к получению больших доходов, так и к возникновению значительных убытков.

Если уже рассмотренные этапы являются подготовительными, то непосредственная работа по формированию портфеля ценных бумаг осуществляется на следующих трех. В соответствии с выбранными критериями и методами производится мониторинг экономических и политических факторов, отбор конкретных ценных бумаг для включения в портфель с учетом ситуации в стране и ожидаемых изменений. Далее из выбранных ценных бумаг формируется портфель банка. На основе заданных критериев его эффективности и выработанной стратегии банк определяет оптимальное соотношение между отобранными ценными бумагами (структуру портфеля). Размер вложений в конкретный вид ценных бумаг задается величиной инвестируемых денежных средств и отведенной ему долей в портфеле. Приобретение ценных бумаг может осуществляться банком на биржевом и внебиржевом рынке как самостоятельно, так и через дилеров и брокеров.

По истечении определенного промежутка времени, длительность которого зависит от выбранной стратегии, банк производит оценку эффективности портфеля на основе установленных ранее критериев и методов:

· выявление степени соответствия показателей портфеля установленным критериям в анализируемом периоде;

· анализ изменения ожидаемых значений в связи с новыми тенденциями в экономике, на предприятии, фондовом рынке, проявившимися в изучаемый период;

· определение степени влияния вложений в отдельные ценные бумаги на эффективность инвестиций, выработка прогноза на будущее.

На основе полученных результатов принимается решение о внесении изменений в систему целей и предпочтений, в критерии, методы, стратегию, а так же в состав и структуру ценных бумаг.

Наши рекомендации