Прохождение каменистых участков.
На участках с большим количеством камней при движении сходу гребные суда прежде всего уменьшают скорость наплыва на препятствие. Для ухода от камней используются притяжения для разворотов и смещений используются "тени" больших камней. Катамаран может использовать траверс, а также наезды на небольшие камни одним из баллонов с целью торможения или разворотов. Небольшие камни можно пропускать между гондолами. Плот на таких участках движется по основной струе, где относительно меньше камней и также использует для смещения "тени" больших камней, забрасывая в них корму или нос (при движении с разворотами). Иногда приходится проходить ворота между мелко сидящими подводными или полуподводными камнями, ширина которых меньше ширины плота или катамарана. Такие ворота проходятся с открениванием на один борт.
Прохождение прижима.
Для прохождения неосложненных камнями прижимов производится смещение судна к внутреннему в повороте краю струи, например параллельным притяжением для надувных судов, кормовым траверсом для байдарок и катамаранов. Мощные прижимы на байдарках и надувных судах можно преодолевать, заранее развернув судно и сплавляясь кормой вперед, чтобы в нужный момент уйти от прижима. Катамаран можно поставить в струе кормой к прижиму "корабликом". При выборе соответствующего угла к течению струя будет выталкивать катамаран к внутреннему берегу поворота за счет более сильного давления на корму, находящуюся в более сильной струе, чем нос. Экипаж должен поддерживать нужный угол. Если прижим осложнен камнями у выпуклого берега, то гребные суда маневрируют от камня к камню, используя траверсы и "тени" камней. Плоты и надувные суда могут пройти прижим и по отбойному валу, если заранее уйти от него не удалось. Непосредственно у прижима судно нужно развернуть параллельно отбойному валу, а нос чуть отвернуть в струю. Наиболее опасны прижимы без отбойного вала, с подсосом воды под берег. Если есть сомнения в прохождении такого прижима, суда лучше провести или обнести.
Завалы.
На горно- таежных реках опасны ещё и тем (кроме очевидной угрозы жизни туристов), что их практически невозможно привязать к конкретному месту — после паводка они часто перемещаются. Но реки сейчас все известны, лоции написаны и там где ожидаются завалы лучше заранее пристать к берегу и разведать. Когда завал состоит из одного бревна через всю реку, могут быть варианты когда один конец бревна, перегораживающего реку, чуть приподнят над водой, и можно протиснуться там или чуть притоплен, и, разогнавшись, можно перескочить в этом месте. Подробнее см. «НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПРО ЗАВАЛЫ» Некрылыч (Алексей Некрылов, каноэ и все такое)
Если вас несет на завал на кате, необходимо вылезти на него желательно одновременно с касанием завала катом, в следующий миг после касания кат начнет притапливать под завал, и не дай вам бог там оказаться. Если струя не очень сильная, то, зачалившись к завалу лагом, необходимо перелезть на ближний к завалу баллон, и если нет опасности переворота катамарана, пропихивать его на струю или к берегу...
Если вы плывете в завал самосплавом, боритесь! Гребите, смещаясь поперек струи к краю залома (это когда он не через всю реку) или к берегу, под которым струя слабее. Может вам и хватит сил и времени, чтобы избежать контакта или выплыть на более мелкое место, откуда можно выбраться или где вам смогут помочь. Обычно не хватает 1-2 гребка...
Если вляпались. Сильно зависит от ситуации. Были случаи, когда народ проныривал под завалом, если он не до дна. Были случаи, когда начинали дышать через катетер спасжилета, но, к сожалению, надежных рекомендаций тут нет. Боритесь. Не поддавайтесь панике. Пытайтесь анализировать ситуацию, в которой находитесь. Единственное снаряжение, которое может тут помочь, удача.
Попадание в завал - не аварийная ситуация. Вам надо не просто бороться, надо спасаться!
Спасение вещей и судна вторичны.
Серьезные пороги проходятся только по струе, как бы ни прельщала возможность обойти часть препятствия сбоку, а потом выйти на струю. Главное при прохождении порога — правильно зайти (по струе, по языку), пользоваться помощью струи, быстро сообразить, когда надо уходить со струи, варьировать скорость от нуля до максимальной, иногда отрицательной. Правильность зависит от многих факторов, прежде всего от струи, самого порога, уровня воды в реке, манеры движения экипажа.
Страховка
При вероятности аварии, переворота выставляют страховку. В условиях похода наиболее употребимы и просты: катамараны (может специально обноситься, а может становиться первый прошедший порог) и человек со спасконцом.
Места страховки выбираются после порога, желательно на спокойном участке, и чтобы струя проходила близко к страхующему и перекрывалась спасконцом. Иногда страховку выставляют и перед порогом, если он опасен и есть сомнения в удачной чалке. Подробнее см. «О СТРАХОВКЕ МОРКОВКОЙ...» Толстый (Алексей Суворов, каяк):
« Какой НЕ должна быть морковка.
- с тонущей верёвкой белого цвета диаметром менее 8мм.
- без ручки на мешке.
- из составной верёвки.
- с карабином типа «Еремель» (есть специальные без пазов и муфт).
Что обычно забываем:
0. Привязать надёжно.
1. Взять стропорез.
2. Предварительно кинуть в предполагаемое место приёма и выбрать лишнюю длину так, чтобы морковка сама заводила в улово. Минуя при этом бочки и не попадая в следующий порог.
3. Свободный конец в руках не держится.
4. В бочку человеку морковки не кидают - большая вероятность запутаться.
5. Одной морковки на страховке мало (min 2 шт.).
6. Дальше 40-50 метров морковка не летает (только у атлетов).
7. Орать и махать самосплавщику надо сначала, кидать потом. А не наоборот.
8. Многие катамаранщики стараются вернуть судно на ровный киль сами, сбрасывать морковки с себя и судна им тяжело.
9. Каякерам морковки не кидаются, пока они не отстрелились. Многие предпочитают вставать без верёвки вокруг шеи.
10. Морковки лучше кидать поочереди: 1 - не поймал, 2 - не поймал, 3 - поймал. Понятно, что морковки не должны пересекаться (самый бездарный вариант - несколько морковок одновременно с разных берегов).
11. На руки и прочие части тела верёвка не наматывается - можно получить травму и не успеть освободиться в случае чего.
12. Очень спорным вопросом является страховка спасконцом людей, идущих самосплавом в мощных порогах.
13. Если на ручке морковки есть карабин, то на него ни в коем случае нельзя пристёгиваться. Нельзя удержаться руками - отпускай. На карабин пристёгивается судно.
14. Если удобное место для страховки находится в каньоне, а рядом пляж – то выбирается каньон.
15. Кинооператор и человек с морковкой - разные люди.
16. Верёвка уходит вниз по течению, вы стоите выше, - иначе может подбить ноги.
17. О начале прохождения страхующий должен быть извещён (рации, сигнальщик).
18. Карабином пристёгивается самая надёжная часть судна (на отрыв), а не лямка рюкзака.
19. Морковка кидается в руки перед человеком, а не плюс-минус 10 метров и не в лицо.
20. На страхующем должна быть вся сплавная снаряга.
21. На свободный конец лучше не вешать карабинов и не вязать петель и узлов.
22. Обычно на морковке висят спиной против струи, а не лицом вперёд на вытянутых руках. Как удобней вам - лучше попробовать заранее.
И последний, важный момент:
Спасать людей, которым ничего не угрожает, не нужно - сами выплывут (тёплая вода. безопасные пороги и т.д.).
Если хочется спасти чужую группу, обсудите с ними это заранее (кроме очевидной необходимости в помощи), услуги человека с морковкой нужны далеко не всем.
Из всего написанного можно сделать нехитрый вывод о том, что всерьёз рассчитывать на такую страховку не стоит - слишком много факторов надо учесть и не забыть. Я не говорю о том, что и кидать её надо тренироваться...».
Типичные ошибки
А) Прямые гребки
Чрезмерный наклон вперед при подготовке к гребку.
Плоскость проводки не перпендикулярна поверхности воды. (В результате — судно смещается в сторону от оси, гребок получается поверхностным, несильным.) Гребля руками, причем согнутыми, а не телом. «Лечится» продолжительной греблей, когда из-за высокой степени мышечного утомления происходит рационализация движений.
Гребок продолжается сзади корпуса гребца.
Узкий хват. Эта ошибка часто встречается при выполнении всех гребков.
Б) Дуговые гребки
При выполнении табана пытаются развернуть судно, делая проводку нижней рукой, без опоры на бедро. Получается несильный, неэффективный гребок.
В) Подтяг
Выполняют, держа верхнюю руку над головой или за головой, не разворачивают плечи к рабочему борту. В таком положении можно сделать только короткое и несильное движение туловищем.
Г) Движение по реке
- Основная и часто распространенная ошибка при преодолении препятствий — когда начинают грести в нужную сторону не выставив катамаран. В результате: тратится много сил и драгоценного времени на неправильные и ненужные действия, судно разворачивается не в нужную сторону, не смещается в нужную.
- Обратная ошибка: нос катамарана выставлен, надо смещаться прямыми гребками, а гребец в зависимости от ситуации: а) вообще не гребет, б) продолжает выполнять гребки управления.
- В результате в прижиме отгребаются от препятствия, когда надо уходить вниз по струе, смещаясь по ней под некоторым углом от прижима, при чалке пытаются притянуть кат к берегу по кратчайшему расстоянию, подставляя борт под струю. Катамаран при этом не заходит в улов, а смещается ниже, под угрозу ставится возможность чалки.
- Пороги на катамаране проходятся не по струе. Часты случаи, когда кат уводят со струи, чтобы выйти на неё уже перед самим препятствием. При этом может получиться аварийная ситуация: кат не всегда удается вывести на струю, выйдя на струю надо устанавливать правильный угол, мало времени и места на набор скорости. Тратится много сил и времени занятие катамараном правильного положения в струе.
- Страховка выставляется в пороге. Человек, находясь в нестабильном положении, не осмотревшись, не может взять спасконец, а кат-спасатель рискует проходить оставшуюся часть порога как бог на душу положит, да ещё одному из экипажа приходится держать, помогать, контролировать спасаемого.
- Человек со спасконцом ставится в месте, где не может перекрыть струю веревкой.
Заключение
Итак, для успешного сплава необходимо и достаточно уметь правильно выполнять прямые гребки, подтяги и дуговые – для переднего; прямые, табан (угол) – для заднего. Понимать, что при движении по реке сначала катамаран выставляется в нужном направлении, затем смещается прямыми гребками. Сливы, бочки, валы – проходить перпендикулярно препятствию. В пороги заходить по струе. Правильно и четко чалиться. Правильно страховать. НО даже правильные действия не гарантируют удачного прохождения порога — всегда будьте готовы к неожиданностям.
Указанные приемы совершенно недостаточно знать теоретически. Они должны быть отработаны на тренировках. Но помните: умение грести можно натренировать на ровной воде, но надо тренировать и применение этих гребков (см. п. 3.4), т.е. надо понимать какой гребок надо выполнить в бурной воде, при прохождении порога в данный конкретный момент, а это натренировывается только на бурной воде. Или тренироваться под руководством опытного тренера, могущего указать на подобные ошибки.