Управление судном безотносительно водного потока.

Притяжения. Предназначены для боковых смещений судна и поворотов, особенно при большой разности скоростей судна и воды. Чтобы свободно пользоваться многообразными вариантами притяжений, достаточно научиться двум элементарным упражнениям.

Притяжение простейшего типа. Лопасть весла погружается в воду на уровне туловища. Нижняя рука вытянута в сторону, верхняя, сильно согнутая, кистью касается носа гребца. Из этого исходного положения и осуществляется притяжение - подтягивание лопасти к борту. Работает в основном туловище, руки лишь способствуют этому: нижняя сгибается (как бы тянет за ручку дверь, открывая ее; а верхняя толкает весло прямо от носа гребца в сторону. В общем, обычный гребок, только не вперед, а в бок. За счет такого притяжения судно будет смещаться вбок.

Притяжение «восьмерками». Весло опускается вертикально, лопасть образует некоторый угол атаки в направлении движения судна. Затем лопасть протягивается в перед к носу (угол атаки при этом выдерживается неизменным),разворачивается кистями и протягивается к корме. В результате постоянно повторяемого движения возникает сила, обслуживающая боковое параллельное смещение судна. При движении лопасти к носу нижняя рука должна постоянно с самого начала движения) опережать верхнюю. Обе руки на участке от локтя до весла составляют прямой угол с веслом. Верхняя кисть все время находится на уровне носа гребца, в поле его зрения. Мнение, что эта кисть может находиться над головой, а тем более за головой гребца, ошибочна.

Зацеп - боковое притяжение носа (кормы) при движении судна вперед (назад)(7). Эта фаза сходна с фазой движения лопасти вперед в упражнении "восьмерка", только здесь лопасть вместе с руками гребца, гребцом и судном не протягиваются вперед, а неподвижны относительно друг друга и вода набегает спереди. В такой ситуации эффект "зацепа" аналогичен эффекту первой фазы "восьмерки" - происходит подтягивание носа (кормы) к лопасти.
Если весло в упражнении "восьмерка" ставить не вертикально, а как можно ближе к горизонтальному положению (нижняя рука вытянута, кисть верхней по- прежнему перед носом гребца), возникает подъемная сила, используемая в качестве опоры на весло. Аналогичный эффект возникает и при дугообразных гребках как от носа, так и от кормы, если лопасти придать соответствующий угол атаки.

Отталкивание. Выше описывались приемы, используемые при работе как байдарочным, так и канойным веслом. Однако техника каноэ имеет в своем распоряжении еще одну разновидность бокового смещения судна - отталкивание, овладеть которым необходимо.
В каноэ (одиночке, двойке, катамаране) гребец может смещать вбок судно на свою руку (т.е.в сторону, с которой он гребет) путем притяжений. На не "свою" руку он может делать это путем притяжения, осуществляемых на перехвате, и отталкиванием. Отталкивание основано на том, что гребец как бы отодвигает лодку вбок веслом, как рычагом подцепляя воду лопастью, а серединой упираясь в край судна.

Лопасть, параллельная продольной оси лодки, вертикально погружается в воду у самого борта (и даже заводится под судно). Нижняя рука прижимает гриф весла к борту, жестко фиксируя центр вращения рычага. Туловище развернуто и наклонено в сторону весла. Верхняя рука немного согнута, кисть перед носом гребца. Затем гребец разгибается, верхняя рука, помогая туловищу, резко тянет рукоятку весла в направлении, перпендикулярном к борту. При этом весло давит в борт и смещает лодку вбок. Движение можно повторить, для чего в заключительной фазе отталкивающего гребка лопасть повернуть на 90 градусов в исходное положение, затем произвести отталкивающий гребок.
Как и описанные выше типы притяжений, такое отталкивание редко применяется в чистом виде. Чаще всего оно используется в комбинации с другими управляющими гребками и имеет большое значение для корректировки курса судна

Связующим элементом между различными движения служит так называемая безопорная проводка весла, являющаяся при маневрировании соединительным элементом между различными гребками, если они проводятся с одной стороны. Владение безопорной проводкой важно для слитности и быстроты действий при разворотах судна, когда рациональнее производить все необходимые движения, не вынимая весло из воды: это повышает остойчивость и мобильность судна. Наиболее употребительна безопорная проводка лопасти весла вдоль борта от уровня своего туловища ребром вперед и внутренней стороной к судну к точке начала нового гребка. При этом необходимо расслабить кисть нижней руки, ведущей весло, толкать веретено весла вперед ладонью (локоть расположен параллельно борту), лишь слегка схватывая его пальцами. Тогда лопасть занимает положение, при котором сопротивление воды ее движению минимально и не затрудняет управления веслом, а готовность гребца перейти к любому действию, максимальна. Часто весло проводят, несколько развернув лопасть внутренней стороной вперед, осуществляя при проводке лёгкое параллельное притяжение. При этом риск затягивания лопасти встречным потоком воды под судно минимален. Весло при проводке почти вертикально, что достигается позицией верхней руки у головы гребца, как при параллельном притяжении.

Гребля передними гребцами

Прямой гребок

Существует 3 способа:

  • Маховый – гребок за счет разгибания туловища,
  • Поворотный - за счет перемещения туловища вокруг вертикальной оси,
  • Комбинированный- возник при слиянии предыдущих двух.

При подготовке к гребку туловище разворачивается в сторону нерабочего борта(угол может достигать 45°к оси судна) и наклоняется вперед. Толкающая рука занесена над головой и согнута в локтевом суставе настолько, насколько необходимо для быстрого вгребывания весла и нахождения опоры лопастью в воде. Тянущая рука вытянута вперед. Лопасть параллельна оси судна. Затем толкающая рука, разгибаясь в локте, выносится из-за головы, тянущая рука опускается, и весло входит в воду сразу, находя в ней опору. При этом верхняя рука поворачивает лопасть перпендикулярно оси катамарана. Угол накрытия должен быть примерно равен 50°. Вгребывание должно происходить по дуге, т.е. тянуть надо одновременно с погружением весла. Проводка делается прямыми руками. Туловище разворачивается грудью к рабочему борту и разгибается в тазобедренном суставе. Бедра одновременно с разгибанием туловища подтягиваются к лопасти, двигая кат вперед. Проводка в основном заканчивается, когда кисть тянущей руки проходит середину бедра. Во время проводки надо стремиться к тому, чтобы весло как можно больше находилось в вертикальном положении. К концу проводки туловище почти выпрямлено и немного развернуто в сторону рабочего борта, руки прямые, весло несколько наклонено к нерабочему борту и вперед. Отталкиваясь от воды веслом, несколько сгибая руки, поворачивая весло в воде, лопасть выталкивается вверх наружной кромкой вперед. Далее следует подготовка к гребку. Верхняя рука в полусогнутом состоянии продолжает движение вверх-назад в сторону нерабочего борта, тянущая рука расслаблена и полусогнута, выпрямляясь, проносит весло вперед (ребром !) до полного разгибания в локтевом суставе. Туловище при этом постепенно разворачивается к нерабочему борту и наклоняется вперед. Гребец готов к следующему циклу. (подробнее см. «Гребной спорт», обращайтесь, у меня есть фото этого раздела.)

Гребки управления

Подтяг

Этот гребок выполняется с разворотом туловища в сторону рабочего борта, и гребок делается на себя, получается как бы прямой гребок перпендикулярно продольной оси судна только почти без докручивания туловища (оно и так на пределе). Вгребывание происходит почти также как при прямом гребке, только в момент, когда туловище развернуто под углом к рабочему борту. Весло проводится чуть впереди себя, примерно на уровне середины бедра. Работает в основном туловище, руки лишь способствуют этому: нижняя сгибается (как бы тянет за ручку дверь, открывая ее), а верхняя толкает весло прямо от носа гребца в сторону.

Подтяг задним гребцом в классическом виде не эффективен: 1. его товарищ может выполнить табан (более сильный гребок); 2. струя не помогает заднему в выполнении этого гребка, т.к. судно обычно движется со скоростью относительно воды и не набегает на чуть повернутое судно, не доворачивает его. 3. Точка приложения ближе к центру тяжести — труднее смещать судно.

Закол

Выполняется в случаях резкого поворота судна, разворота, чалки, прохождения бочек. Весло втыкается в воду с неким углом к оси катамарана, чтобы судно быстрее повернуло, «сошло» со струи, чаще всего в зону спокойной воды (улов, тень от камня) подальше от борта, и выполняет функции оси, вокруг которой происходит разворот судна с помощью течения. Как только судно развернется в сторону улова, не вынимая весла из воды надо выполнить прямой гребок, а затем , при необходимости, еще несколько, чтобы затащить катамаран в улов. Это что касается разворота, чалки. В бочке весло втыкается впереди катамарана в струю ( не в пену), если бочка не большая. Если бочка большая и не дотянуться до струи, то её надо искать под собой на глубине. По сути — действия как при подтяге и прямом гребке, но проводку невозможно осуществить из-за большой скорости катамарана (струи, разницы скоростей струи и катамарана).

Флажок, уголок Выполняется в случаях, когда необходимо немного подправить курс судна. Весло опускается в воду как при подтяге или заколе, но под таким углом, чтобы набегающая вода била в развернутую лопасть (вогнутую сторону). Весло через напряженные руки тянет катамаран в сторону. Можно, подправив курс судна, не вынимая весла из воды, сразу перейти на прямой гребок. Подставлять выгнутую сторону весла, чтобы сместить катамаран в другую сторону, не стоит – есть большая вероятность, что весло затащит под гондолу.

Дуговой гребок Весло втыкается возле носа катамарана, лопасть почти параллельна продольной оси, и делается гребок по дуге. Туловище наклонено в сторону лопасти и как бы следует за ней, поворачивая весло. Рука, тянущая весло (нижняя), выпрямлена и идет как можно дальше от туловища, а верхняя сильно согнута, кисть ее всегда на уровне носа гребца. Здесь допустимо, а иногда необходимо сильное вывешивание, наклон туловища.

- Иногда есть необходимость выполнить гребок между гондол. Весло начинает свое движение у носа другой гондолы, затем весло переносится через свой нос и продолжает свое движение, как обычный дуговой гребок.

- Вариацией такого гребка является не проводка меж гондол, а флажок. Судно смещается за счет давления на весло набегающей воды.

Гребля задними гребцами

Прямой гребок

Выполняется также, как и передними гребцами

Гребки управления

Табан

Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова: «ТАБАНИТЬ, табаню, табанишь, несов. (спорт. , мор. ). Грести обратно для поворота или для движения кормой вперед.» Поскольку прямые гребки назад вынесены в отдельный вид гребка, то остается значение для этого слова - «Грести обратно для поворота», а для поворота необходима составляющая гребка, направленная перпендикулярно оси судна. Выполняется как для для поворота, так и для сохранения положения судна под углом к струе — например при траверсе.. И.П.: тело чуть наклонено вперед, туловище развернуто в сторону рабочего борта, лопасть вертикально опущено в воду сзади гребца, цевье весла опирается в основание бедра-начало туловища или раму катамарана, т.е. расположено под неким углом к плоскости воды. Гребок осуществляется за счет разворота туловища к нерабочему борту и разгибания в тазобедренном суставе. Весло идет по дуге от кормы, сохраняя угол к плоскости воды.

Дуговой гребок

Используется для поворотов вокруг вертикальной оси. Выполняется для помощи переднему по диагонали, когда тот делает подтяг, закол. Начинается перед гребцом (весло проходит по широкой дуге), заканчивается сзади гребца подтягом кормы.

Для создания отрицательной скорости все члены экипажа выполняют прямые гребки назад, весло при этом не разворачивается, занос лопасти и захват воды производятся сзади.

. В отличие от прямых, используемых для придания хода лодке и производимых ближе к борту, дугообразные гребки делаются по возможности более широкой дуге, дальше от борта. На одиночке такие гребки начинаются от самого носа (или кормы) лодки и заканчиваются у кормы (носа). На двух - четырехместном (3,4) судне рабочем полем будет нос (корма) - уровень туловища гребца т.е. носовой гребец гребет от носа до своего уровня либо (в обратную сторону) от своего уровня до носа лодки, а кормовой для своего уровня или наоборот.

При дугообразном гребке от носа туловище наклонено в сторону лопасти и как бы следует за ней, поворачивая весло. Рука, тянущая весло (нижняя), выпрямлена и идет как можно дальше от туловища, а верхняя сильно согнута, кисть ее всегда на уровне носа гребца. При дугообразном гребке от кормы позвоночный столб гребца наклоняется к борту, но ни в коем случае не вперед и не назад; обе руки почти выпрямлены (чуть согнуты в локтевых суставах). В начальный момент весло горизонтально и лежит на воде, кисти обеих рук находятся на уровне воды. Когда же производится гребок, ни одна рука не должна быть согнута больше другой. Гребок как бы выполняется телом гребца, а руки служат передаточным звеном между основным двигателем - телом и опорой о воду - веслом. Дугообразные гребки выполняются тыльной стороной лопасти.

Общие соображения

Радиус и сила гребков зависит от ситуации. При гребле надо контролировать состояние воды в зоне гребка (лучше промедлить полсекунды и воткнуть весло в струю или ловить её глубоко от поверхности, чем бессмысленно грести по пене; сделать гребок на гребне волны, тогда судно легко поворачивается). Надо также помнить, что катамаран весьма инертное судно, не надо грести вбок до тех пор пока он не займет нужное направление. Тогда он по инерции будет смещаться дальше, и придется тратить силы и время на установку правильного курса. Вообще на установку правильного курса работает весь экипаж, и чтобы не переработать надо чувствовать работу других гребцов, инертность катамарана. Именно для этого нужны «скатанные» на бурной воде экипажи.

Итак, наиболее эффективные гребки: для передних — прямой, подтяг, дуговой, для задних — прямой, табан (угол), иногда дуговой. При прохождении порога нет времени на изыски, поэтому на отработки этих гребков и надо обращать основное внимание. Впоследствии, с обретением навыков и опыта можно применять и другие приемы, применять «полудуговые» гребки, где сочетается и прямой и дуговой гребки — для корректировки курса; и подтяги делать, втыкая весло чуть впереди себя, чтобы сочетался закол и прямой гребок. В пороге также бывает, что начинаешь делать один гребок, а ситуация меняется и можно не вынимая весла из воды заканчивать движение другим гребком.

Наши рекомендации