Теоретические основы организации денежного оборота

ТЕМА 1: “СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ДЕНЕГ”

План семинара

1. Происхождение и сущность денег

2. Формы денег и их эволюция

3. Функции денег и их взаимосвязь.

4. Роль денег в развитии экономики.

Цель занятия:усвоить концепции происхождения денег, логику эволюции форм денег, разобраться в сущности денег и их функциях; основных особенностях денег как самостоятельной экономической категории; определить основные проявления роли денег в развитии рыночной экономики

1. Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

2. Раскройте сущность рационалистической концепции происхождения денег.

3. В чем заключаются особенности эволюционной концепции происхождения денег?

4. Какая из концепций более адекватна рыночной практике использования денег в экономике?

5. Дайте определение категории «деньги» в редакции различных авторов.

6. В чем отличия денег как специфического товара?

7. Раскройте механизм формирования потребительской и меновой стоимости денег.

8. В чем отличие полноценных от неполноценных денег?

9. Назовите особенности функционирования полноценных денег.

10. Существует ли вероятность возврата золота в роль денежного товара?

11. Почему неполноценные деньги называются кредитными.

12. В чем состоят особенности использования электронных денег?

13. Что представляют собой квазиденьги и какова их роль в денежном обращении?

14. Назовите основные функции денег.

15. Раскройте сущность денег как меры стоимости.

16. В чем отличие функции денег как средство обращения от функции денег как средство платежа?

17. В каких функциях деньги наиболее уязвимы от инфляции?

18. Как влияет на производство само наличие денег в экономике?

19. Как влияет на экономику изменение количества в обороте?

Термины и понятия для повторения:деньги, полноценные деньги, неполноценные деньги, кредитные деньги, депозитные деньги, электронные деньги, билонная монета, квазиденьги, мера стоимости, средство платежа, средство обращения, средство накопления, мировые деньги.

Рекомендуемая литература:1, 2, 3, 5, 8, 10, 12, 13, 15, 19, 21.

ТЕМА 2: “КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ И СОВРЕМЕННЫЙ МОНЕТАРИЗМ”

План семинара

1. Классическая количественная теория денег.

2. Неоклассический вариант количественной теории денег.

3. Взнос Дж. М. Кейнса в развитие количественной теории денег.

4. Современный монетаризм как направление развития

количественной теории.

5. Современный кейнсианско-неоклассический синтез в теории денег.

Цель: понять вклад в теорию денег ведущих экономистов Запада ХХ века; ознакомиться с вкладом известного украинского экономиста М. Туган-Барановского в монетаристскую теорию; понять объективный характер современного сближение кейнсианских и неоклассических позиций в количественной теории денег.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Какие основные положения монетаристской теории денег, в чем ее отличие от абстрактной теории денег?

2. В чем заключается сущность количественной теории денег и ее внутреннее единство с номиналистическая теорией?

3. В чем заключаются основные постулаты классической количественной теории денег?

4. Что нового внес в количественную теорию украинский экономист Тугвн-Барановский?

5. Какой новое направление в монетаристской теории начал Туган-Барановский?

6. Как можно формализовать "передаточный механизм" воздействия денег на реальную экономику в кейнсианском трактовке, в чем его новизна и недостатки?

7. В чем заключается различие подходов к экономическому регулированию представителей современного монетаризма от подходов кейнсианцев?

8. Что такое "денежное правило" Фридмана?

9. Что прикрыла появление доктрины "современного монетаризма"?

10. В чем проявляются сближения позиций монетаризма и кейнсианцев и возможен их синтез с позиций практики экономического регулирования?

Термины и понятия для повторения:монетаризм, кейнсианство, количественная теория денег, абстрактна теория денег, номиналистическая теория денег.

Рекомендуемая литература:1, 3, 5, 8, 10, 12, 13, 19, 21.

ТЕМА 3: “ ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ И ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ ”

План семинара.

1. Сущность и экономическая основа денежного оборота.

2. Модель денежного оборота. Денежные потоки.

3. Структура денежного оборота.

4. Масса денег в обращении. Денежные агрегаты и денежная база.

5. Закон денежного обращения.

6. Механизм изменения массы денег в обращении. Денежно-кредитный мультипликатор.

Цель: понять сущность и взаимосвязь таких экономических явлений, как денежный оборот, финансы, кредит; усвоить механизм взаимосвязей через денежный оборот основных групп экономических субъектов и главных рынков; разобраться во всех основных показателях, характеризующих объем денежной массы; понять механизм изменения массы денег в обороте; определить факторы влияния на скорость обращения денег и их значение для экономики

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Определите сущность и основные черты денежного оборота.

2. Назовите основные потоки денег, по которым они считаются в процессе оборота.

3. Какие два потока в денежном обороте равнозначны и должны балансироваться?

4. На какие три сектора можно разделить денежный оборот по экономическому содержанию его потоков?

5. Почему существуют два подхода к измерению массы денег через денежную базу и через денежные агрегаты?

6. Почему в разных странах применяется свой набор денежных агрегатов и разное наполнение каждого из них?

7. Назовите входные и выходные потоки в группе субъектов “семейное хозяйство” и объясните, как они балансируются.

8. Когда возможно абстрагироваться от изменений скорости обращения денег при определении задач денежно-кредитной политики, а когда не возможно?

9. Когда рост скорости денег можно расценивать как положительное явление, а как отрицательное?

10. Объясните, почему при предоставлении банками ссуд возникает денежно-кредитная мультипликация?

Практические задания.

Задание 1. На основании данных о состоянии массы денег в обращении (Приложение 1) и основных показателей наличной денежной массы в обращении (Приложение 2) необходимо:

- осуществить оценку эффективности регулятивной функции государства;

- определить связь между денежным обращением и экономической стабильностью в государстве;

- произвести расчет уровня монетизации экономики.

Сделайте соответствующие выводы.

Задание 2. Определите количество денег, необходимых в качестве средства платежа при условии, что:

- сумма цен за реализованные товары (работы, услуги) составляет 4700 млрд. руб.;

- сумма цен товаров (работ, услуг), проданных с отсрочкой платежа, срок оплаты которых не наступил – 120 млрд. руб.;

- сумма платежей по долгосрочным обязательствам, срок которых наступил - 155 млрд. руб.;

- сумма взаимопогашаемых платежей – 460 млрд. руб.

Среднее число оборота денег за год – 10.

Задание 3. Определите индексы инфляции, при условии, что стоимость потребительской корзины на 1 января составляет 8 тыс. руб., на первое апреля – 8,5 тыс.руб., на первое июля – 9,5 тыс. руб., на первое октября – 10 тыс. руб.

Задание 4. Исходя из того, что величина спроса на деньги (Мd, млрд. руб.) зависит от размера ВНП (млрд. руб.) и уровня процентной ставки (i, %), то:

Мd = 0,4 х ВУП – 2 х i

Определите величину спроса на деньги и выясните, сохранится равновесие на денежном рынке, если денежное предложение (Ms) составляет 30 млрд. руб., а ВНП – 115 млрд. руб., уровень процентной ставки i – 7%. Какой будет скорость обращения денежной единицы?

Задание 5. Определите величину отдельных денежных агрегатов при условии, что:

- наличные деньги на руках у населения составляет 250 млрд. долларов;

- срочные депозиты – 175 млрд. долларов;

- объем безналичного оборота – 50 млрд. долларов;

- остатки на расчетных и текущих счетах – 130 млрд. долларов;

- объем готов кого обращения – 60 млрд. долларов;

- средства за трастовыми операциями – 55 млрд. долларов;

- наличные в оборотных кассах банков - 138 млрд. долларов.

Рассчитайте удельный вес функциональных форм денег в денежном агрегате М3.

Задание 6. Найдите значение денежного мультипликатора М2, если соотношение наличных денег в обращении и депозитов (25 млн. руб.), привлеченных банковской системой можно определить как 2:3, доля срочных депозитов в общей массе привлеченных средств составляет 30%, остальные средства составляют 2 млн. руб., а величина наднормированных резервов коммерческих банков составляет 3 млн. руб. Норма обязательного резервирования определена центральным банком на уровне 12%.

Задание 7. Сравните фактическую скорость оборачиваемости денег в наличном денежном обращении с идеальным значением, если средняя денежная масса за отчетный период, рассчитанная с агрегатом М1, составляет:

- М0 равен 18 млрд. руб.;

- сумма текущих счетов в коммерческих банках составляет 10% от М0;

- депозиты до востребования составляют 3 млрд. руб.;

Средний размер денежных поступлений в кассы банков – 2,8 млрд. руб., сумма выдачи составляет 75% от размера поступлений. Идеальное значение скорости обращения денег – 1.

Термины и понятия для повторения:денежный оборот, денежные потоки, денежный оборот, аккредитив, чек, акцепт, индоссамент, инкассо, денежный агрегат, денежная база, закон денежного обращения, денежно-кредитный мультипликатор.

Рекомендуемая литература:1, 3, 5, 8, 10, 12, 13, 19, 21.

ТЕМА 4: “ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК”

План семинара.

1. Сущность и особенности функционирования денежного рынка.

2. Институциональная модель денежного рынка.

3.Структура денежного рынка.

4.Спрос на деньги.

5 Предложение денег.

6.Равновесие на денежном рынке.

Цель:понять сущность, структуру и особенности денежного рынка; усвоить особенности формирования и факторы изменения спроса на деньги и предложения денег; построить институциональную модель денежного рынка и усвоить его структуру; построить графическую модель рынка денег и понять механизм его уравновешивания; понять механизм влияния изменений в спросе и предложении на динамику уровня процента.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Что такое денежный рынок? Почему его называют условным рынком?

2. Чем отличаются операции купли-продажи на денежном и на товарном рынках?

3. Что такое долговые и недолговые инструменты денежного рынка?

4. Чем цена на товарном рынке отличается от цены на денежном рынке?

5. Что общего между денежным и товарным рынками?

6. Назовите основные группы финансовых посредников.

7. Чем характерны потоки денег в секторе прямого финансирования денежного рынка?

8. Чем характерны потоки денег в секторе опосредованного финансирования?

9. Могут ли банки работать в секторе прямого финансирования денежного рынка?

10. Чем отличается денежный рынок от рынка денег, а рынок денег – от рынка капиталов?

Практические задания.

Задание 1. Исходя из того, что каждый доллар, предназначенный для коммерческих сделок, обращается в среднем три раза в год и направляется на покупку конечных товаров и услуг, а номинальный валовой внутренний продукт составляет 1800 млрд. долларов определите:

1. Величину спроса на деньги.

2. Величину общего спроса на деньги, используя исходные данные из табл. 1:

Таблица 1

Процентная ставка, % Величина спроса на деньги (млрд. долларов)
со стороны активов общий спрос
?
?
?
?
?

Задание 2. Как изменится общий спрос на деньги при каждом уровне процентной ставки и равновесная процентная ставка (при предложении 640 млрд. долларов), если объем номинального валового внутреннего продукта увеличится на 60 млрд. долларов или сократится на 90 млрд. долларов?

Задание 3. Куда переместится кривая спроса на деньги, если номинальный объем ВНП возрастет с 6 млрд. руб. до 8 млрд. руб., а норма ожидаемого дохода на альтернативные деньгам активы возрастет с 6 % до 8%?

Задание 4. Как будет расположена кривая предложения денег при ориентации монетарной политики на поддержание массы денег в обращении на неизменном уровне? Какое положение будет занимать кривая предложения денег, если рост спроса на деньги вызвано ростом цен?

Термины и понятия для повторения:денежный рынок, долговые обязательства, недолговые обязательства, ценные бумаги, сектор прямого финансирования, сектор опосредованного финансирования, трансакционный мотив спроса на деньги, рынок капиталов, фондовый рынок, спрос на деньги, предложение денег, равновесная ставка процента.

Рекомендуемая литература:1, 3, 5, 8, 10, 12, 13, 19, 21.

ТЕМА 5: “ДЕНЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ”

План семинара.

1. Сущность, значение и структура денежной системы.

2. Виды денежных систем и их эволюция.

3. Создание и развитие денежной системы.

4. Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты.

5. Монетизация бюджетного дефицита и ВВП.

Цель: понять сущность, структуру и особенности денежного рынка; усвоить особенности формирования и факторы изменения спроса на деньги и предложения денег; построить институциональную модель денежного рынка и усвоить его структуру; построить графическую модель рынка денег и понять механизм его уравновешивания; понять механизм влияния изменений в спросе и предложении на динамику уровня процента.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Что такое денежная система, чем она отличается от таких понятий, как денежный оборот, денежные отношения?

2. Почему денежная система определяется общегосударственными законами?

3. Перечислит составляющие денежной системы и кратко охарактеризуйте каждую из них.

4. Как делятся денежные системы в зависимости от формы функционирования денег?

5. Какие Вы знаете формы металлических денежных систем?

6. Как отличаются разновидности биметаллизма?

7. Назовите формы золотого монометаллизма.

8. Что такое денежно-кредитная политика?

9. Что такое стратегические и тактические цели денежно-кредитной политики?

10. Охарактеризуйте все инструменты денежно-кредитной политики, которые использует Центральный банк.

Термины и понятия для повторения:денежная система, элементы денежной системы, масштаб цен, биметаллизм, монометаллизм, монетарная политика, инструменты монетарной политики, денежно-кредитный мультипликатор, стратегические цели монетарной политики, промежуточные цели монетарной политики, тактические цели монетарной политики, монетизация ВВП, монетизация бюджетного дефицита.

Рекомендуемая литература:1, 3, 5, 8, 10, 12, 13, 19, 21.

ТЕМА 6: “ИНФЛЯЦИЯ И ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ”

План семинара.

1. Сущность и закономерности развития инфляции.

2. Виды и причины инфляции.

3. Антиинфляционная политика.

4. Экономические и социальные последствия инфляции.

5. Сущность и виды денежных реформ

Цель: понять сущность, формы проявления и способы измерения инфляции; ознакомиться с научными дискуссиями относительно причин инфляции; познать механизм влияния инфляции на реальную экономику, ее экономические и социальные последствия; усвоить задачи и механизм государственного регулирования инфляции; ознакомиться с основными особенностями инфляционного процесса; понять сущность, задачи и виды денежных реформ; определить особенности проведения денежных реформ.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Дайте определение понятия инфляция?

2. Что такое кредитная точка развития инфляционного процесса?

3. В чем заключаются причины инфляции?

4. Или всякий рост цен является инфляцией? Или сводится инфляция только к росту цен?

5. Что такое ползучая, галопирующая и гиперинфляция?

6. Всегда ли инфляция негативно влияет на экономику?

7. Какую роль играет бюджетный дефицит в развитии инфляции?

8. Дайте определение понятия денежной реформы?

9. Какие виды денежных реформ Вы знаете?

10. Назовите основные особенности денежной реформы.

Практические задания

Задание 1 Уровень инфляции в месяц составляет 1,2%. Определите индекс инфляции за год и годовой уровень инфляции.

Термины и понятия для повторения:инфляция, ценовая инфляция, ползучая инфляция, галопирующая инфляция, гиперинфляция, инфляция спроса, инфляция издержек, денежные реформы, девальвация, ревальвация, нулификация, деноминация.

Рекомендуемая литература:1, 3, 5, 8, 10, 12, 13, 19, 21.

ТЕМА 7: “ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК И ВАЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ”

План семинара.

1. Сущность валюты и валютных отношений.

2. Валютный рынок.

3. Виды операций на валютном рынке.

4. Валютный курс.

4. Валютные системы.

5. Валютная политика.

5. Платежный баланс и золотовалютные резервы.

Цель:понять сущность, назначение и характерные признаки валюты; сущность и механизм функционирования валютного рынка, определить основные виды операций на этом рынке; выяснить сущность валютного курса и основы курсообразования; понять роль платежного баланса и золотовалютных резервов в системе валютного регулирования; понять механизмы функционирования мирового и международных валютных систем; определить место и роль международных рынков денег и капиталов в международных валютных отношениях.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Чем понятие “валюта” отличается от понятия “деньги”?

2. Какие виды валют Вы можете назвать?

3. Объясните понятие “валютные отношения” и назовите их субъектов.

4. Что такое конвертируемость валюты, виды конвертируемости валюты Вы знаете?

5. Какое экономическое значение имеет свободная конвертируемость валюты?

6. Что такое валютный курс, виды валютных курсов Вы знаете?

7. Какие факторы влияют на величину валютного курса и вызывают его колебания?

8. Назовите все функции валютных рынков и виды операций, выполняемых на них.

9. Назовите органы валютной политики и валютного регулирования в Украине.

10. Какие Вы знаете современные типы режимов валютных курсов?

Термины и понятия для повторения:валюта, валютная система, валютная политика, международный рынок денег, международный рынок капиталов, валютный курс, платежный баланс, золотовалютные резервы.

Рекомендуемая литература:1, 3, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 19, 21.

СМЫСЛОВОЙ МОДУЛЬ 2

«КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ»

ТЕМА 8: “СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КРЕДИТА”

План семинара.

1. Сущность, предпосылки и экономические факторы необходимости кредита.

2. Теоретические концепции кредита.

3. Стадии и закономерности движения кредита.

4. Функции кредита.

Цель:понять сущностные признаки кредита; распознавать кредит среди других экономических категорий; осознать закономерности и стадии движения кредита; понять сущность и отличия основных теорий кредита, понять, по каким критериям определяются формы и виды кредита; осознать сущность функций кредита; уяснить общую характеристику основных видов кредита; понять, в чем заключается сущность экономических границ кредита; определить сущность и механизм формирования ссудного процента.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Что является общеэкономической причиной необходимости кредита?

2. Каковы предпосылки возникновения кредитных отношений?

3. Которая противоречие решается с помощью кредита?

4. Что общего между кредитом и деньгами, кредитом и финансами?

5. Что такое структура кредита, ее элементы?

6. Назовите основные принципы организации кредитных отношений.

7. В чем сущность кредита? Какие существуют дискуссии относительно сущности кредита?

8. Какие существуют сущностные различия между кредитом и деньгами?

9. Какие стадии можно выделить в воспроизводственном движении кредита?

10. Назовите основные закономерности движения кредита на микро - и на макроуровнях.

Термины и понятия для повторения:кредит, кредитор, заемщик, срочность кредита, платность кредита, обеспечение, залог, поручительство, гарантия, процентная ставка.

Рекомендуемая литература:1, 3, 5, 8, 10, 12, 13, 19, 21.


Наши рекомендации