Синергия в учебной аудитории
Я, как преподаватель, пришел к убеждению, что многие из по-настоящему удачных уроков или семинаров балансируют на самом краю хаоса. Синергия проверяет, действительно ли преподаватель и студенты открыты для восприятия принципа, в соответствии с которым целое большее суммы его частей.
Бывают моменты, когда ни преподаватель, ни студенты не знают наверняка, что именно должно произойти. Все начинается в спокойной атмосфере, располагающей людей к открытости и желанию узнавать и выслушивать взгляды друг друга. Потом следует "мозговая атака", по правилам которой дух оценивания подчиняется духу творчества, воображению и интеллектуальному взаимодействию. И тогда начинает происходить нечто феноменальное. Семинар полностью преображается благодаря радостному возбуждению от нового импульса новой идеи и нового направления, которые с трудом поддаются определению, но почти осязаемы всеми участниками.
Возникает такая синергия, словно вся группа сообща решила отказаться от старых сценариев и написать новые.
Я никогда не забуду занятий по философии и стилю руководства, которые я вел в университете. Прошло около трех недель с начала семестра, когда один из студентов во время своего ответа стал рассказывать, об очень сильном личном переживании, чрезвычайно эмоциональном и глубоко осмысленном. Дух уважения и признательности опустился на присутствующих – уважения к индивидуальности этого человека и признательности за его мужество.
Это общее чувство стало благодатной почвой для возникновения синергии и творческого порыва. Зараженные рассказанным, другие студенты стали делиться своими наблюдениями, открытиями и сомнениями. Спокойная и доверительная атмосфера побуждала к максимальной открытости. Вместо того, чтобы обсуждать тему, к которой они готовились дома, студенты поглощали информацию, содержащуюся в рассказах их товарищей, и начали создавать совершенно новый сценарий семинара, отличный от первоначально задуманного.
И я был увлечен этим процессом. Я попал под гипнотическое воздействие его творческой магии. И я обнаружил, что моя привязанность к заданной структуре семинара постепенно ослабевает и открываются абсолютно новые перспективы. Это не было простым полетом фантазии; в том, что происходило, чувствовались зрелость, стабильность и смысл, значительно превосходящие старые замыслы и планы.
Мы отказались от прежней программы, отложили в сторону учебники и сформулировали новые цели, наметили новые проекты и определили новые задания. Нас настолько вдохновило происшедшее, что еще целых три недели мы были переполнены желанием делиться с другими тем, что случилось с нами.
Мы решили написать книгу, содержащую наши выводы и открытия, связанные с изучаемым предметом – принципами руководства. Задания были изменены, были запущены новые проекты, сформированы новые творческие команды. Все заработали гораздо интенсивней, чем это было при старой структуре обучения, и мотивы для такой работы были
совершенно иными.
В результате этого опыта возникла уникальная, сплачивающая, синергитическая культура, которая сохранилась и после окончания семестра. Многие годы эта группа собиралась на традиционные встречи выпускников. Даже и теперь, много лет спустя, встречаясь, мы часто вспоминаем то, что испытали, и стараемся вновь осмыслить, что именно произошло и почему.
Меня особенно изумляла одна вещь: насколько мало потребовалось времени для создания уровня доверия, достаточного, чтобы вызвать такую синергию. По-моему, это случилось, в значительной мере, благодаря тому, что участники этого события были людьми достаточно зрелыми. Это был последний семестр их выпускного курса, и, я думаю, они хотели получить что-то большее, чем просто очередное занятие. Они жаждали чего-то нового и волнующего, они сами хотели творить, создавать что-то поистине значительное. Эта идея уже созрела в них, а они созрели для этой идеи.
В добавление к этому и сам процесс обучения был организован верно. Я чувствовал, что участие в синергитическом процессе значительно весомее, чем разговор о нем, что создавать что-то новое гораздо важнее, чем просто читать что-то старое.
Как и большинству людей, мне приходилось испытывать и такие моменты в жизни, которые были уже почти синергитическими, которые балансировали на грани хаоса и по каким-то причинам именно хаосом и заканчивались. К сожалению, обжегшись на подобных примерах из жизни, люди часто приступают к новому делу с мыслью о возможном провале. Стремясь защититься от этого, они отсекают себя и от синергии.
Это похоже на руководителей, которые для оказания воздействия на нескольких нерадивых сотрудников вводят драконовские правила, ограничивающие свободу и творческие возможности всех остальных, или деловых партнеров, которые, представляя себе наихудший из возможных сценариев развития отношений, именно его описывают в договоре, уничтожая этим сам дух творчества, предпринимательства и синергии.
Оглядываясь на свой опыт консультирования и обучения руководящих кадров, могу сказать, что главный акцент почти всегда делался на синергию. В начале работы обычно требовалось значительное мужество для того, чтобы честно взглянуть правде в глаза и сказать о человеке или организации, или семье то, что сказать нужно, но для этого нужно сочетание смелости и истинной любви. Затем все становились более естественными, открытыми и искренними и начинался процесс синергитического общения. Он становился все более и более творческим и завершался таким осмыслением ситуации и такими планами, которых сначала никто из участников не ожидал.
Как утверждал Карл Роджерс: "Самое индивидуальное является одновременно самым общим". Чем более искренним вы становитесь, чем откровеннее вы в ваших высказываниях, – особенно, говоря о своем собственном опыте или своих собственных сомнениях, – тем больше люди откликаются на сказанное вами и тем больше крепнет их чувство безопасности, способствующее их собственному самовыражению Их открытость, в свою очередь, заражает других участников, и возникает общая творческая эмпатия, обеспечивающая более глубокое осмысление, получение новых знаний и поддерживающая ощущение радостного возбуждения, не позволяющее этому процессу прекращаться.
Люди начинают понимать друг друга молниеносно, практически с полуслова, по обрывкам фраз. И вот перед ними открываются, давая пищу для размышлений, целые новые миры, новые горизонты, новые парадигмы с многими вариантами решений и новые альтернативы. Конечно, иногда случается, что эти новые идеи повисают в воздухе, но, как правило, они находят свое отражение в реальных практических решениях.
СИНЕРГИЯ В БИЗНЕСЕ
Я с удовольствием вспоминаю один исполненный высокого смысла эпизод синергитического взаимодействия, который произошел, когда я с коллегами работал над созданием нашей корпоративной миссии. Почти все сотрудники компании отправились высоко в горы, где, окруженные волшебной красотой природы, мы начали работу с обсуждения чернового наброска нашей миссии, который некоторые из нас уже считали превосходным.
На первых порах общение было уважительным, осторожным и предсказуемым. Но как только мы приступили к обсуждению различных альтернатив, ожидающих нас перепектив и возможностей, люди стали открываться, вести себя естественно, они стали размышлять вслух. Совместная работа над формулированием миссии вдохновила полную свободу обмена мнениями. Люди проявляли как искреннюю эмпатию, так и мужество, благодаря чему от взаимоуважения и взаимопонимания мы продвинулись к творческому синергитическому общению.
Это почувствовали все. И это было здорово! Когда эта форма общения устоялась, мы вернулись к своей задаче – выразить коллективное представление о миссии в словесной форме, так чтобы каждое слово имело конкретное и вдохновляющее значение для каждого участника.
Вот как звучит итоговая формулировка нашей миссии:
Наша миссия заключается в том, чтобы помочь людям и организациям значительно увеличить их способность к достижению достойных целей посредством понимания и осуществления идеи руководства, основанного на принципах.
Синергитический процесс, приведший к созданию нашей миссии, навсегда запечатлел этот текст в умах и сердцах каждого из нас, и он сослужил нам добрую службу в качестве ориентира для определения того, к чему мы стремимся, а также того, к чему мы не стремимся.
Другой случай мощного проявления синергии имел место, когда я принял приглашение выступить в качестве катализатора дискуссии на ежегодной конференции по планированию, проводимой крупной страховой компанией. Несколькими месяцами ранее я встречался с оргкомитетом этой двухдневной конференции, в которой должны были принять участие все высшие руководители. Мне сказали, что традиционный подход заключался в определении путем анкетирования или интервьюирования четырех или пяти важнейших вопросов развития фирмы, по которым руководители готовили альтернативные предложения. Предыдущие конференции обычно проходили в атмосфере уважительного формального обмена мнениями, иногда нарушавшейся стычками по модели "Выиграл/ Проиграл". Обычно эти конференции носили абсолютно предсказуемый, нетворческий характер, протекали вяло и скучно.
Разговаривая с членами оргкомитета о значении синергии, я заметил, что его члены начали осознавать заложенные в ней возможности. Хотя и с большими колебаниями, они все-таки согласились на изменение привычного порядка. Оргкомитет обратился к нескольким работникам руководящего звена с просьбой подготовить анонимные тезисы по каждой из приоритетных проблем, а затем предложил всем руководителям до конференции ознакомиться с ними, чтобы разобраться в проблемах и различных взглядах на них. Руководители должны были прийти на конференцию подготовленными к тому, чтобы в большей мере слушать, чем выступать, в большей мере творить и достигать синергии, чем нападать или защищаться.
Половину первого дня конференции мы посвятили изучению и практическому усвоению Навыков 4, 5 и 6. Остальное время было отдано творческой синергии.
Высвободившаяся созидательная энергия была огромна. Скука сменилась радостным возбуждением. Открывшись для взаимного влияния, люди стали совершать одно открытие за другим и вырабатывать все новые и новые варианты решений. К концу конференции родилось и окрепло совершенно новое понимание главной проблемы компании. Предложения, изложенные в анонимных тезисах, устарели. Различия были оценены и преодолены. Начало формироваться новое совместное видение.
Люди, испытавшие однажды истинную синергию, никогда уже не станут такими, какими были раньше. Им известна возможность вновь пережить это расширяющее горизонты увлекательное приключение.
Часто предпринимаются попытки воспроизведения конкретных синергитических эпизодов, но, как правило, это не удается. Однако основную цель этой творческой работы ухватить можно. Руководствуясь восточной философией, призывающей "не подражать великим мастерам, а искать то, что они искали, мы сами стремимся не к воспроизведению прошлых синергитических ситуаций, а к созданию новых с новыми, отличными от прежних, иногда более высокими целями.
СИНЕРГИЯ И ОБЩЕНИЕ
Синергия вдохновляет. Творчество вдохновляет. Открытость и общение могут привести к феноменальному результату. Возможность получения значительного эффекта и достижения значительного прогресса настолько реальна, что стоит •того риска, который содержится в открытости.
После Второй мировой войны правительство Соединенных Штатов поручило Дэвиду Лилиенталю возглавить новую Комиссию по атомной энергии. Лилиенталь сформировал группу знаменитых ученых – высших авторитетов в своей области, приверженцев своих собственных учений.
Этой разнообразной группе ярких личностей была предложена чрезвычайно насыщенная программа, и им не терпелось приступить к работе. Дополнительное давление на них оказывала пресса.
Однако Лилиенталь несколько недель посвятил тому, чтобы создать значительный Эмоциональный Банковский Счет. Он дал людям познакомиться друг с другом, узнать интересы и надежды, цели и заботы коллег, их образование и опыт работы, их взгляды и парадигмы. Лилиенталь способствовал возникновению такого рода взаимодействия, которое создает между людьми крепкие связи, и был жестоко раскритикован за то, что "непродуктивно" тратил время.
Но в итоге Лилиенталю удалось создать сплоченную группу, члены которой были предельно восприимчивы к мнениям и влиянию со стороны коллег и проникнуты духом синергии и творчества. Уровень взаимного уважения между членами комиссии был столь высок, что в случае возникновения разногласии вместо споров и конфронтации предпринимались искренние попытки понять друг друга. Установка была следующая:
"Если человек вашего интеллекта, вашей квалификации и преданности делу не согласен со мной, значит в вашей позиции есть что-то, чего я не понимаю, и я должен это понять. Вы обладаете точкой зрения и системой ценностей, в которых я должен разобраться". Таким образом была создана возможность взаимодействовать, не заботясь о защите своих позиций. Родилась новая, необычная культура отношений.
Предлагаемая диаграмма показывает, как тесно доверие связано с различными уровнями общения.
Самый низкий уровень общения, возникающий в ситуациях низкого доверия, характеризуется желанием обороняться и официальным педантичным языком, описывающим все возможные ситуации и пути отхода на случай, если дела пойдут плохо. Подобное общение порождает исключительно ситуации типа "Выиграл/Проиграл" или "Проиграл/Выиграл". Такое общение неэффективно, так как при нем отсутствует Р/РС-баланс и оно порождает новые причины для ухода в глухую оборону.
Средняя позиция – это уважительное общение. Это уровень, на котором взаимодействуют достаточно зрелые люди. Они уважают друг друга и стараются избегать ситуаций противостояния. Они общаются вежливо, но без эмпатии. Они способны понимать друг друга умом, при этом особо не вникая в парадигмы и посылки, лежащие в основе позиции партнера, и не открываясь навстречу новым возможностям.
Уважительное общение может работать как в независимых, так и во взаимозависимых ситуациях, однако при этом творческие возможности остаются нераскрытыми. Во взаимозависимых ситуациях компромиссы – явление обычное. Компромисс означает, что 1+1=1½. Взаимная уступка. При таком общении нет напряженности, агрессии или намерения манипулировать. Это честное и уважительное общение, лишенное, однако, творчества и синергии. Оно приводит к низшей форме "Выиграл/Выиграл".
Синергия означает, что 1+1 может равняться 8, 16 или даже 1600. Синергитический уровень общения, основанный на высоком доверии, позволяет получать решения, лучшие чем те, которые предлагались изначально. Обеим сторонам это известно. Более того, они получают истинное удовольствие от совместного творчества, формируется некая самодостаточная и приносящая удовлетворение мини-культура. Даже когда это продолжается недолго, наличие Р/РС-баланса не вызывает сомнения.
Возможны обстоятельства, при которых синергия не может быть достигнута, а ситуация "Не Связываться" является неприемлемой. Но даже в этом случае сам факт искренних попыток достижения синергии обычно приводит к более эффективному компромиссу.
ПОИСКИ ТРЕТЬЕЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Чтобы лучше понять, каким образом уровень общения влияет на нашу взаимозависимую эффективность, представим себе следующий сценарий:
Пришло время отпуска, и муж хочет всей семьей отправиться на горное озеро, чтобы пожить на природе, половить рыбу. Для него это важно, он целый год к этому готовился, зарезервировал коттедж на берегу озера, заказал напрокат лодку. Сыновья тоже с нетерпением ждут этой поездки.
Однако его жена хочет использовать отпуск, чтобы навестить свою больную мать, живущую в 250 милях от них. Дочь не имеет возможности навещать свою мать часто, и эта поездка является для нее важной.
Такое расхождение способно привести к крупному скандалу.
—Мы же договорились! Мальчики ждут не дождутся. Мы должны ехать на озеро! – утверждает муж.
—Но ведь неизвестно, сколько осталось жить маме, и я хочу навестить ее! – отвечает жена. – Для нас это единственная возможность, у нас не будет другого времени!
—Мы целый год мечтали об этом недельном отпуске! Представляешь, какая тоска для мальчиков– целую неделю проторчать возле бабушкиного дома? Они никому не дадут покоя! Да и мама твоя не так уж больна. К тому же твоя сестра живет в одной миле от матери и может о ней позаботиться.
—Но ведь это и моя мать! Я хочу побыть с ней рядом!
—Ты можешь каждый вечер ей звонить. И не забудь – мы собирались к ней на Рождество. Ты об этом помнишь?
—До Рождества еще пять месяцев! Кто знает, может, она и не доживет... И вообще, я ей нужна, она ждет меня!
—О ней хорошо заботятся. И, между прочим, нам с мальчиками ты тоже нужна!
—Моя мать важней, чем какая-то рыбалка!
—А твой муж и дети для тебя должны быть важнее матери.
Препираясь таким образом, они в конце концов могут прийти к какому-то компромиссу. Могут решить разделиться – отец поедет на озеро рыбачить с сыновьями, а мать отправится к бабушке. И оба будут ощущать себя виноватыми и несчастными. Дети почувствуют это, и отдых будет испорчен.
Муж может уступить жене, но сделать это неохотно. И потом – сознательно или нет – он будет всем своим видом демонстрировать, насколько точны были его предсказания об испорченном отпуске.
Жена тоже может уступить мужу, но при этом только и будет думать, что о здоровье и самочувствии своей матери. И если вдруг состояние ее матери ухудшится и та умрет, муж никогда себе этого не сможет простить, как и жена не сможет простить этого своему мужу.
К какому бы компромиссу они в конечном счете ни пришли, этот случай в течение многих лет будет напоминать о себе, как пример бесчувственности, равнодушия или неверно выбранного решения с обеих сторон. Он может долгие годы оставаться источником раздоров и даже способен внести раскол в семейные отношения. Как много браков, некогда отличавшихся прекрасными отношениями, нежностью и искренностью, разрушается под влиянием нескольких подобных случаев!
Муж и жена видят ситуацию по-разному. И это различие может развести их в разные стороны, отдалить друг от друга, внести брешь в их отношения. Или же, наоборот, это различие может сблизить их еще больше. Если они развивали в себе навыки эффективной взаимозависимости, то к своим разногласиям они подойдут с позиций совершенно иной парадигмы. Их общение будет проходить на значительно более высоком уровне.
Благодаря значительному Эмоциональному Банковскому Счету супруги доверяют друг другу и поддерживают откровенные отношения. Благодаря тому, что они думают в духе "Выиграл/Выиграл", они верят в третью альтернативу – взаимовыгодное решение, превосходящее любое из предложенных ими изначально. Благодаря умению слушать с
эмпатией и стремлению в первую очередь понять партнера они хорошо представляют себе картину тех ценностей и забот, которые необходимо учитывать, принимая решение.
Сочетание всех этих элементов – значительного Эмоционального Банковского Счета, мышления в духе "Выиграл/ Выиграл" и стремления в первую очередь понять партнера, – создает идеальные условия для синергии.
Буддизм называет это "средним путем". "Средний" в данном случае означает не "компромиссный", а "более высокий", подобно вершине треугольника.
В поисках "среднего", или более высокого пути, муж и жена осознают, что их любовь и их отношения являются частью их синергии.
Во время общения муж по-настоящему, глубоко сочувствует желанию жены побывать у матери. Он понимает, что жене хочется снять часть забот с сестры, которая взяла на себя основной труд по уходу за матерью. Муж понимает, что и в самом деле никто не знает, как долго еще проживет пожилая женщина, и что, она для них, безусловно, важней, чем рыбалка.
А жена по-настоящему понимает желание мужа отдохнуть всей семьей и доставить удовольствие детям. Она осознает, как много было вложено в подготовку к атому отдыху с рыбалкой, и ей понятно, как важно сохранить обо всем этом хорошие воспоминания.
Итак, супруги объединяют свои желания. При этом они не остаются по разные стороны проблемы. Они с одной стороны. Они соединяют свои усилия по решению проблемы, вместе изучают ее, анализируют все потребности и работают над созданием третьей альтернативы, способной эти потребности удовлетворить.
—Может быть, мы сможем выбрать другое время для твоей поездки к матери? – предлагает муж. – Я бы взял на себя обязанности по дому в выходные дни и попросил бы кого-нибудь помочь в начале недели, чтобы ты могла ехать спокойно. Я знаю, как это важно для тебя.
—Или же мы можем выбрать место для лагеря и рыбалки поблизости от твоей мамы. Конечно, там не так живописно, но все же мы будем на природе и одновременно сможем удовлетворить другие потребности. И мальчишки не будут от скуки лезть на стену. При этом можно было бы устроить какие-нибудь развлечения с участием родственников, что было бы очень здорово.
Они достигли синергии. Они общаются до тех пор, пока не приходят к решению, которое нравится обоим. Это решение лучше чем те, которые предлагались ими в самом начале. Оно лучше, чем компромисс. Это – синергитическое решение, которое создает как Р, так и РС.
Вместо транзакции мы имеем дело с трансформацией. Супруги получают то, чего оба хотят, и одновременно развивают свои отношения.
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ СИНЕРГИЯ
Поиск третьей альтернативы – значительнейший сдвиг парадигмы, сопровождающийся отказом от менталитета противопоставления "или-или". Это трудное дело, но посмотрите, какие результаты!
Сколько отрицательной энергии обычно вырабатывается, когда люди пытаются принимать решения в условиях взаимозависимой реальности! Сколько тратится времени на выявление чужих грехов, на интриги, соперничество, межличностные конфликты, защиту тыла, действия исподтишка, манипулирование и хитрости! Все равно что вести автомобиль, одной ногой нажимая на педаль газа, а другой – на тормоз!
И вместо того, чтобы убрать ногу с педали тормоза, большинство людей предпочитает еще сильней давить на газ. Ради усиления своей позиции они стараются использовать
давление, силу красноречия и логически выстроенную информацию.
Проблема заключается в том, что в высшей степени зависимые люди пытаются преуспеть во взаимозависимой реальности. Они зависят либо от силы, которую они черпают из своего служебного положения, и тогда действуют по принципу "Выиграл/Проиграл", либо от того, насколько они популярны в глазах других людей, и тогда действуют по принципу "Проиграл/Выиграл". Даже утверждая на словах свою приверженность принципу "Выиграл/Выиграл", они не желают слушать по-настоящему, они стремятся манипулировать другими. А в такой атмосфере синергия не возможна.
Неуверенные в себе люди считают, что действительность должна приспосабливаться к их парадигмам. Они испытывают огромную потребность уподоблять других себе, навязывать им свой стиль мышления. Эти люди не понимают, что вся сила отношении заключается в существовании другой точки зрения. Одинаковость не есть согласие; однообразие не есть единство. Единство (или согласие) – это взаимодополняемость, а не одинаковость. Одинаковость не стимулирует творчества, а порождает... скуку. Суть синергии заключается в том, чтобы ценить различия.
Я пришел к выводу, что ключом к межличностной синергии является внутриличностная синергия, синергия внутри нас самих. Душа внутриличностной синергии воплощена в принципах первых трех навыков, которые наделяют человека внутренней безопасностью, достаточной для того, чтобы, открывшись, не бояться быть уязвимым. Усваивая эти принципы, мы развиваем Менталитет Достаточности с мышлением "Выиграл/Выиграл" и искренность Навыка 5.
Одним из самых полезных практических результатов ориентации на принципы является то, что мы обретаем внутреннее единство, целостность. Люди с сильно выраженным логическим, вербальным мышлением, управляемые левым полушарием мозга, обнаруживают, насколько такое мышление не подходит для решения проблем, требующих творческого подхода. Эти люди начинают создавать новый сценарий для правого полушария, которое до сих пор пребывало в спячке. Его возможности не были развиты или просто атрофировались со времен раннего детства из-за навязанного официальным образованием чрезмерного акцента на левое полушарие.
Когда человек имеет возможность пользоваться как интуитивным, творческим, образным правым полушарием, так и аналитическим, логическим, вербальным левым, тогда можно сказать, что работает весь мозг. Иными словами, в нашей голове происходит психическая синергия. И это орудие в наибольшей степени подходит к такой реальности, которой является наша жизнь – явление не только логическое, но и эмоциональное.
Однажды я проводил семинар, названный мной "Управляй слева, лидируй справа", для одной компании в городе Орландо, штат Флорида. Во время перерыва ко мне подошел президент этой компании и сказал:
—Стивен, то, что вы говорите, очень интересно. Но, откровенно говоря, я мысленно старался применить услышан ное не к бизнесу, а к семейным отношениям. Дело в том, что у нас с женой возникла серьезная проблема с общением. Скажите, не могли бы вы пообедать с нами двоими, чтобы понаблюдать, как мы разговариваем друг с другом?
—Ну что ж, пожалуйста! – согласился я.
Итак, мы втроем сели за столик и обменялись любезностями. После чего этот человек обратился к жене:
–Ну вот, дорогая, я пригласил Стивена пообедать с нами, чтобы посмотреть, не сможет ли он помочь нам с тобой наладить общение. Я знаю, ты бы хотела, чтобы я был более внимательным и более заботливым мужем. Не могла бы ты сказать, что конкретно я должен, по-твоему, делать? – Его доминирующее левое полушарие требовало фактов, цифр,
конкретики, разбиения целого на части.
—Ну, я ведь уже говорила тебе: ничего особенного. Просто у меня такое общее ощущение, будто нам не хватает чего-то важного. – Доминирующее правое полушарие жены имело дело с чувствами, с интуицией, с целым и со взаимосвязями между его частями.
—Что значит "общее ощущение, будто чего-то не хватает"? Скажи мне конкретно, чего ты от меня хочешь? Выразись определенней, чтобы я понял и смог что-то предпринять.
—Ну, просто у меня такое чувство! – ее правое полушарие имело дело с образами и интуитивными чувства ми. – В общем, мне кажется, что наш брак не так важен для тебя, как ты об этом говоришь!
—Так что же мне сделать, чтобы ты убедилась в его важности для меня? Скажи что-нибудь определенное, от чего я мог бы оттолкнуться!
—Мне это трудно выразить в словах!
Тут президент закатил глаза, а затем взглянул на меня, как бы говоря: "А вы, Стивен, смогли бы терпеть в своей семье такую глупость?"
—Просто у меня такое чувство, – сказала жена. – Сильное чувство.
—Дорогая, – сказал муж, – это твоя проблема. Такая же проблема есть и у твоей матери. В сущности, этим страдают все женщины, которых я знаю.
И тут он начал буквально допрашивать ее.
—Тебя устраивает дом, в котором ты живешь?
—Не в этом дело! – отвечала жена. – Дело совсем не в этом!
—Я знаю! – сказал муж, с трудом сдерживаясь. – Но раз ты сама не говоришь конкретно, мне только и остается, что действовать методом исключения. Итак, тебя устраивает дом, в котором ты живешь?
—Наверное.
—Дорогая, Стивен зашел всего на несколько минут, чтобы нам помочь. Поэтому отвечай четко "да" или "нет". Тебя устраивает дом, в котором ты живешь?
—Да.
—Отлично! С этим определились. Есть ли у тебя все, что тебе нужно?
—Да.
–Чудно! Занимаешься ли ты тем, чем хочешь заниматься?
Так продолжалось еще некоторое время, и никакой пользы от моего присутствия пока не было. Поэтому я вмешался и спросил:
—Вот так вы и общаетесь между собой?
—Да, Стивен, ежедневно! – ответил мой знакомый.
—В этом проблема нашего брака, – вздохнула его жена. Я посмотрел на них, и меня пронзила мысль, что передо мной сидят два человека, у каждого из которых есть лишь половина мозга, и при этом они живут вместе.
–Скажите, у вас есть дети? – спросил я.
—Да, двое!
—Неужели? – изумился я. – Как у вас это получилось?
—Что значит "как получилось"?
—Вы смогли достичь синергии! – воскликнул я. – Один плюс один обычно равно двум. А у вас получилось четыре! Это же и есть синергия! Целое больше, чем сумма его частей. Так как у вас это получилось?
—Будто вы сами не знаете! – отозвался муж.
–Должно быть, вы ценили различия друг друга! – воскликнул я.
ЦЕНИТЬ РАЗЛИЧИЯ
Суть синергии заключается в том, чтобы ценить различия между людьми – различия в менталитете, различия в эмоциональной сфере и психологические различия. А ключ к тому, чтобы ценить различия, содержится в осознании того, что все люди видят мир не таким, каков он есть, а таким, каковы они сами.
Если я считаю, что вижу мир таким, каков он есть на самом деле, зачем мне ценить различия? Зачем мне вообще обращать внимание на того, кто явно идет не той дорогой? Моя парадигма говорит мне, что я объективен; я вижу мир таким, каков он есть. Все остальные сосредоточены на деталях, частностях, а я вижу всю картину в целом. Меня потому и называют заведующим, что я "ведаю" больше, чем другие.
Если моя парадигма такова, то я никогда не стану ни эффективно взаимозависимым, ни даже эффективно независимым человеком. Я буду ограничен парадигмами своей собственной запрограммированности.
Подлинно эффективный человек обладает достаточной скромностью и уважением к другим, чтобы признать ограниченность собственного восприятия и оценить богатейшие возможности, открывающиеся перед ним благодаря взаимодействию с сердцами и умами других людей. Такой человек ценит различия, поскольку эти различия пополняют его знания об окружающей действительности. Опираясь только на собственный опыт, мы постоянно страдаем от недостатка информации.
Логична ли такая ситуация, когда два человека, несогласных по одному вопросу, оба правы? Нет, не логична: эта ситуация психологична. И она абсолютно реальна. Вы видите молодую женщину; я вижу старую женщину. Мы смотрим на одну и ту же картинку, и мы оба правы. Мы оба видим те же черные линии и те же белые пятна. Но мы интерпретируем их по-разному, потому что были запрограммированы, чтобы интерпретировать их именно по-разному.
И до тех пор, пока мы не будем ценить различий в восприятии, пока не будем ценить друг друга и допускать возможность того, что мы оба правы, что наша жизнь не всегда умещается в рамки подхода "или-или", что почти всегда существует третья альтернатива, – до тех пор нам ни за что не удастся преодолеть ограничений, налагаемых нашими программами.
Пусть я могу видеть только старуху. Но я сознаю, что вы видите что-то другое. И я ценю вас. Я ценю ваше восприятие. Я хочу вас понять.
И когда я убеждаюсь, что мы воспринимаем что-то по-разному, я говорю:
– Вот это да! Вы видите это иначе! Помогите и мне увидеть то, что видите вы.
Если два человека имеют одно и то же мнение, один из них не нужен. Мне совершенно не интересно общаться с тем, кто тоже видит только старуху. Я не хочу разговаривать, общаться с тем, кто во всем со мной соглашается. Я хочу общаться с вами, потому что вы видите это иначе. И я ценю это различие.
Таким образом, я не только расширяю свой кругозор, я и вас укрепляю в вашем мнении. Я предоставляю вам психологический кислород. Я снимаю ногу с педали тормоза и нейтрализую ту негативную энергию, которую вы могли бы направить на защиту своей
позиции. Я создаю условия для синергии.
Важность такого отношения к различиям хорошо проиллюстрирована в часто цитируемой сказке "Школа зверей", педагога Р.Х. Ривза:
"Однажды животные решили совершить что-то грандиозное в духе "нового времени" и открыли школу. Они решили, что в число предметов войдут бег, лазанье по деревьям, плавание и полеты. Для простоты организации все животные занимались по общей программе. Утка превосходно – даже лучше преподавателя – плавала и получала отличные оценки за полеты, но здорово отставала в беге. Из-за этого ей пришлось часто оставаться в школе после уроков и даже бросить плавание для того, чтобы практиковаться в беге. Так продолжалось до тех пор, пока ужины перепончатые лапки не износились до такой степени, что даже по плаванию она скатилась на уровень посредственных отметок. Но школа допускала такие отметки, и по этому поводу никто, кроме самой утки, не переживал. Вначале кролик был отличником по бегу, но затем с ним случился нервный срыв от перевозбуждения, связанного с обучением плаванию.
Белка отлично лазала по деревьям, до тех пор пока ее не постигло жестокое разочарование, когда преподаватель полетов потребовал от нее взлететь с земли вверх, в то время как она привыкла летать с верхушки дерева вниз. Кроме того, от переутомления у нее начались судороги и она схватила тройку по лазанью и двойку по бегу.
Орел оказался трудным ребенком и нуждался в соответствующем строгом обращении. На занятиях по лазанью он быстрее всех достигал вершины дерева, отстаивая при этом право пользоваться собственным методом.
В конце года какой-то ненормальный угорь, великолепно плававший, а также бегающий, лазающий по деревьям и немного летающий, оказался лучшим учеником – и именно ему поручили выступить с прощальной речью на выпускном вечере. Луговые собачки от обучения в школе воздержались и потребовали возврата уплаченных ими налогов, так как администрация школы не включила в программу прорывания нор и подземных ходов. Они отдали своих детишек на обучение к барсуку, а затем вместе с хомяками и сусликами открыли преуспевающую частную школу".
АНАЛИЗ СИЛОВОГО ПОЛЯ
Во взаимозависимой ситуации синергия особенно могущественна при противостоянии негативным силам, препятствующим развитию и переменам.
Социолог Курт Левин создал модель "Анализа силового поля", в которой всякое текущее состояние деятельности или бытия рассматривается как некое балансирование между движущими силами, стимулирующими развитие, и сдерживающими силами, развитию препятствующими.
Движущие силы обычно бывают позитивными, разумными, логичными, осознанными и экономическими. Напротив, сдерживающие силы чаще всего бывают негативными, эмоциональными, нелогичными, неосознанными и социально-психологическими. И те и другие силы вполне реальны, и их следует учитывать, имея дело с переменами.
Представьте себе, что в вашей семье существует определенный "климат" – определенный уровень позитивного или негативного взаимодействия, определенный уровень защищенности или незащищенности при выражении чувств или озабоченности, определенный уровень уважительности или неуважительности в общении между членами семьи.
Вы можете захотеть изменить этот уровень. Вы можете захотеть создать климат более позитивный, более уважительный, более открытый и более доверительный. Причины, которые мотивируют вас на это, представляют собой движущие силы, направленные на повышение уровня.
Но одного увеличения движущих сил недостаточно. Вашим усилиям противостоят сдерживающие силы – дух соперничества между детьми в семье, различные представления о том, какими должны быть семейные отношения у вас и вашего супруга, устоявшиеся традиции, работа или что-то еще, претендующее на ваше время и энергию.
Наращивание движущих сил может принести результаты – на нек<