Он ел бы своих противников на обед и ужин
Начинающий предприниматель либо ест обед, либо сам идет на обед.
Скотт Мак Нили, гендиректор «Sun Microsystems»
Мао Цзэдун выразил эту мысль наилучшим образом: «Любая армия марширует на своем желудке». Не думаю, что это надо воспринимать в буквальном смысле, поскольку не представляется возможным маршировать на своем желудке сколько‑нибудь продолжительное время, даже в Китае, который находится на другом краю света и где люди делают все не так, как мы.
Однако полагаю, что Мао, говоря это, имел в виду что‑то другое.
Пища – это больше, чем просто субстанция, необходимая нам для жизнедеятельности. Это то, что составляет вашу сущность как воина. И возможно, она есть величайшее оружие в ваших руках. Да и как средству укрепления дружбы ей нет равных.
Но чтобы достичь того, к чему вы стремитесь, вы не можете есть так же, как это делают рядовые добропорядочные граждане. Ваши злость и стервозность должны проявляться также и в еде. Лукреция Борджиа, которая была итальянкой и, как мне кажется, могла жить во времена Макиавелли, периодически отравляла своих врагов. Под камнями на ее богатых перстнях имелись специальные пустоты для хранения яда. В совершенно непринужденной обстановке она могла незаметно всыпать вам в бокал порцию ртутной отравы, и ваши дни с того момента были сочтены.
Вы можете обойтись и без яда. Но существует еда, которая способна сделать недееспособными ваших противников в бизнесе. Что вам, собственно, и надо.
Начнем с самого что ни есть начала.
Завтрак. Наилучшее время для причинения вреда другим людям. При этом бекон – самое эффективное оружие. Добейтесь, чтобы люди ели его побольше. Он жирный, и соленый, и очень вкусный, и люди по мере потребления бекона будут становиться все более медлительными и расслабленными, а затем удовлетворенными и безмятежно счастливыми. Когда они в таком состоянии, вы можете многое выведать у них.
Вступайте в разговор с людьми после того, как убедите их откушать отменный завтрак. Это подходящее время для того, чтобы попросить о повышении зарплаты, обсудить дополнения к контракту или поделиться пикантной сплетней с «длинным языком». Перед тем как вступать в разговор, наполните желудок человека плотным завтраком. Обратите внимание, как тяжелеют его веки ближе к одиннадцати часам. Вот в этот момент и берите его – тепленьким.
Полуденный кофе. Медленно готовьте «клиента» для обсуждения самого важного. Для начала обсудите новости. При этом не забывайте накачать «клиента» большим количеством кофе – а если удастся, то и чем покрепче! – пока он не придет в состояние, когда вы сможете без труда использовать его разум в своих интересах.
Обед. Обед, по большей части, следует оставлять для себя и парочки друзей, которые не станут приставать к вам с пустыми разговорами. Трудно превратить безалкогольный обед в орудие убийства.
Помимо этого, вы можете предложить «клиенту» на обед что‑нибудь настолько благопристойное, что ему не понравится. Ваше дело – разочаровать его; от этого они теряют бдительность и, вероятно, пропустят удар‑другой позднее. Блюда, которые не стоит использовать для нейтрализации своих «клиентов»: арахисовое масло, джем, филейные палочки из курицы, рыбные палочки, хот‑доги и – для менеджеров солидного возраста – картофельное пюре с подливкой, поскольку все это заставляет людей работать лучше, вместо того чтобы усыплять их бдительность.
Алкоголь. Взгляните правде в глаза: алкоголь – это яд. Это само по себе не так уж плохо. Яд – полезная вещь. Но всегда есть риск отравиться самому, поэтому следует проявлять осторожность.
Достаточно глубоко укоренилось мнение, что нельзя как следует управлять бизнесом, прикладываясь к бутылке. Это все чепуха. Генри VIII чуть не уничтожил католицизм в Англии в те времена, когда вода была такого ужасающего качества, что люди вместо нее выпивали два‑три галлона крепкого эля в день. Уинстон Черчилль пил, как матрос. Нет, не совсем так. Его любимым напитком был не ром, а бренди, с рюмки которого он* начинал день; затем Черчилль выкуривал первую из своих огромных сигар.
Пейте пиво или вино, если, конечно, вы не Уинстон Черчилль или не алкоголик. Если после крепкого напитка у вас в голове все мешается, откажитесь от них. Я не раз в своей жизни видел, как мужчины и женщины, не умеющие как следует пить, делались всеобщим посмешищем. Благослови их Бог, где бы они теперь ни были.
Ваша цель состоит в том, чтобы, выпивая самому, быть трезвее того, кто сидит с вами за столом. В зависимости от того, какие цели вы преследуете, вы можете довести «клиента» до требуемого состояния, а затем манипулировать им по своему желанию.
Ужин. В это время настоящие дельцы выходят на охоту. Завтрак, согласитесь, – это для «лап– шистов». Обед – это хорошо, но ведь после него людям надо опять на работу: когда вы готовы их прихлопнуть, они норовят улизнуть. Ужин же – это время, когда играют всерьез. Некоторые мысли по этому поводу:
• Никогда не идите на ужин, не имея четкого представления, что вы хотите получить по его окончании. Иначе мышкой можете оказаться вы сами.
• Имея дело с крупными дельцами, ешьте мясо с кровью – и чем больше, тем лучше. Впечатлите собеседника тем, насколько большим и кровавым является заказанный вами кусок мяса.
• Если вы решили съесть на ужин рыбу, закажите кусок как можно большего размера. И опять пусть будет более сырой. Побольше, словом, крови.
• Никогда не заказывайте ничего, что было изобретено после 1990 года. Что такое «рыба‑монах»? Вы когда‑нибудь слыхали о такой до того, как вступили во взрослую жизнь? Вам не кажется, что в самом названии есть что‑то странное? И не ешьте киви. Кто знает, чьи это яйца.
• Не забывайте забрать с собой счет. Сосунок с подгузником не платит за еду, которую получает. Государь платит за себя сам.
Рюмка перед сном. Нужна, если вы собираетесь лечь в постель со своим собеседником. Если же нет, тогда я лично не понимаю, зачем это нужно. Пару часов назад вы уже достаточно нагрузились. Если вы не собираетесь прямо в ресторане подписать контракт или пойти со своим спутником в его номер известно для какого дела, тогда не пора ли вам домой, детка?
И в заключение пару слов о перекусах перед сном. Не надо думать, что когда все другие находятся в объятиях Морфея и ничего особенного вокруг не происходит – это неподходящая деловая ситуация для настоящего последователя Макиавелли. Напротив, здесь тихо и темно, и если вы достаточно долго просидите с бифштексом, о котором мечтали с прошлого воскресенья, кто знает? Быть может, у вас наконец родится новая идея. Люди склонны преувеличивать значение сна.