Визирование программы для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю:
Декан (директор)
_____________ (Шваков Е.Е., д.э.н., доцент, директор МИЭМИС)
Программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2106-2017 учебном году на заседании ученого совета факультета (института, филиала), протокол от ___ г. № __
Внесены следующие изменения и дополнения: __________________
___________________________________________________________________________
Визирование программы для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю:
Декан (директор)
_____________ (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)
Программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в __-___ учебном году на заседании ученого совета факультета (института, филиала), протокол от ___ г. № __
Внесены следующие изменения и дополнения: __________________
___________________________________________________________________________
Визирование программы для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю:
Декан (директор)
_____________ (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)
Программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в __-___ учебном году на заседании ученого совета факультета (института, филиала), протокол от ___ г. № __
Внесены следующие изменения и дополнения: __________________
__________________________________________________________________________
Визирование программы для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю:
Декан (директор)
_____________ (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)
Программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в __-___ учебном году на заседании ученого совета факультета (института, филиала), протокол от ___ г. № __
Внесены следующие изменения и дополнения: __________________
Общие положения
Целью государственной итоговой аттестации является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС)по направлению подготовки 38.01.03 «Экономика» высшего образования (бакалавриат), профессиональным стандартом: «Специалист по финансовому консультированию» и основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОП), разработанной учебным подразделением Международного института экономики, менеджмента и информационных систем.
Ученый совет учебного подразделения (с участием членов ГЭК) при разработке Программы ГИА утверждает перечень дисциплин и разделов дисциплин, выносимых на государственный экзамен.
Подготовка ВКР может состоять из нескольких этапов:
– выбор темы и обоснование ее актуальности;
– составление библиографии, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме работы (исследования);
– сбор фактического материала в статистических органах, на предприятиях различных форм собственности, в рыночных структурах и других организациях;
– обработка и анализ полученной информации с применением современных методов;
– формулировка выводов и выработка рекомендаций;
– оформление ВКР в соответствии с установленными требованиями.
1.1. Государственная итоговая аттестация по направлению подготовки, специальности
38.03.01 направление «Экономика»
(код и наименование направления подготовки (специальности))
включает:
а) государственный экзамен;
б) защиту выпускной квалификационной работы
1.2. Виды профессиональной деятельности выпускников и соответствующие им задачи профессиональной деятельности:
1.2.1. Виды профессиональной деятельности выпускников.
ОП по направлению подготовки, специальности
38.03.01 направление «Экономика»
(код и наименование направления подготовки (специальности))
предусматривается подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности:[1]
а) аналитическая, научно-исследовательская;
б) организационно-управленческая;
в) расчетно-финансовая.
1.2.2. Задачи профессиональной деятельности[2]
Требования ФГОС | Требования профессионального стандарта |
Профессиональные задачи | Обобщенные трудовые функции (ОТФ), трудовые функции (ТФ) |
аналитическая, научно-исследовательская деятельность поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов; обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов; построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов; анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом; подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов; проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов; участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ; организационно-управленческая деятельность участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений; организация выполнения порученного этапа работы; оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта; участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений; расчетно-финансовая деятельность участие в осуществлении финансово-экономического планирования в секторе государственного и муниципального управления и организации исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; составление финансовых расчетов и осуществление финансовых операций; осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих финансовую деятельность; участие в организации и осуществлении финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления; | Обобщенная трудовая функция (1): Консультирование клиентов по использованию финансовых продуктов и услуг Трудовые функции: 1. Мониторинг конъюнктуры рынка банковских услуг, рынка ценных бумаг, иностранной валюты, товарно-сырьевых рынков 2. Подбор в интересах клиента поставщиков финансовых услуг и консультирование клиента по ограниченному кругу финансовых продуктов 3. Консультирование клиента по оформлению сделок с поставщиком финансовой услуги (кроме операционной деятельности) |
1.2.3. Требования к результатам освоения образовательной программы[3]
1.2.3.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
Оцениваемые в результате проведения государственного экзамена | Оцениваемые в ходе защиты ВКР |
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4); способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4); способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); |
1.2.3.2. Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
Оцениваемые в результате проведения государственного экзамена | Оцениваемые в ходе защиты ВКР |
способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1); способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2); | способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1); способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2); способность выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3); способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность (ОПК-4). |
1.2.3.3. Выпускник должен обладать следующими профессионально компетенциями:
Оцениваемые в результате проведения государственного экзамена | Оцениваемые в ходе защиты ВКР |
способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5); способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6); способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7); способностью критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11); способностью применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля (ПК-22); | способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4); способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5); способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6); способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7); способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8); способностью организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9); способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10); способностью критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11); способностью рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений (ПК-19); способностью вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ПК-20); способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления (ПК-21); способностью применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля (ПК-22); способностью участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений (ПК-23); |
Результаты освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования с учетом профессионального стандарта
Виды профессиональной деятельности | Профессиональные задачи | Профессиональные компетенции и (или) профессионально специализированные компетенции |
ВПД 1 аналитическая, научно-исследовательская деятельность | поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов; обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов; построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов; | ПК-4 способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; |
анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом; участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ; | ПК-5 способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; | |
анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом | ПК-6 способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; | |
проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов; подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов; | ПК-7 способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет; | |
обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов; | ПК-8 способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии ; | |
ВПД 2 организационно-управленческая деятельность | оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта; участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений; | ПК-9 способность организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта; |
организация выполнения порученного этапа работы; | ПК-10 способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; | |
участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений; | ПК-11 способность критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий; | |
ВПД 3 расчетно-финансовая деятельность | участие в осуществлении финансово-экономического планирования в секторе государственного и муниципального управления и организации исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; | ПК-19 способность рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений; |
ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; | ПК-20 способностью вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; | |
составление финансовых расчетов и осуществление финансовых операций; | ПК-21 способность составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления; | |
осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных актов Российской Федерации, регулирующих финансовую деятельность; | ПК-22 способность применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля; | |
участие в организации и осуществлении финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления; | ПК-23 способность участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений; | |
Общепрофессиональные компетенции (ОПК): способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1); способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2); способность выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3); способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность (ОПК-4). | ||
Универсальные компетенции (УК) или общекультурные компетенции (ОК): способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4); способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5); способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6); способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9). |
Требования к выпускнику, проверяемые в ходе государственного экзамена
В рамках проведения государственного экзамена проверятся степень освоения выпускником следующих компетенций:
Код | Содержание |
Регламентированные ФГОС | |
Общекультурные компетенции (ОК) | |
ОК-3 | способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности |
ОК-4 | способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
ОК-6 | способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
Профессиональные компетенции (ПК)[4] | |
ПК-5 | способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений |
ПК-6 | способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей |
ПК-7 | способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет |
ПК-11 | способностью критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий |
ПК-22 | способностью применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля |
2.1. Перечень основных учебных модулей (дисциплин) ОП или их разделов и вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене[5]
Дисциплина 1. «Финансы»