Формы проведения преддипломная практики
Преддипломная практика проводится в индивидуальном порядке на базе сторонней организации и обуславливает непосредственное участие студента в работе отделов коммерческих предприятий (организациях) и учреждений по реализации экономических и финансовых отношений (финансового, кредитного профиля).
МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Преддипломная практика проводится в кредитных (страховых) организациях (коммерческих предприятиях) в течение шести недель 12 триместра. Студенты проходят практику в индивидуальном порядке, определяя по собственному выбору места практики, которые, как правило, должны быть связаны с будущей работой.
Студент согласовывает место практики с руководителем и получает соответствующее направление университета. Студенты, не сумевшие самостоятельно выбрать место практики, направляются для ее прохождения в базовые страховые организации и банки по усмотрению кафедры. Об этом студент должен заявить на кафедру до 15 марта.
Студент до отъезда на практику разрабатывает совместно с руководителем проект календарного плана прохождения практики, исходя из необходимости достижения целей практики с учетом конкретных условий деятельности страховой организации или банка.
По прибытию на практику студент решает вопрос с руководством страховой организации или банка о прикреплении к нему консультантов, утверждает календарный план прохождения практики в подразделениях страховой организации или банка и проходит в установленном порядке инструктаж по технике безопасности.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
В результате прохождения преддипломной практики студент должен приобрести практические навыки и умения по следующим профессиональным компетенциям:
- Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- Способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
- Способность рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений (ПК-19);
- Способность вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ПК-20);
- Способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления (ПК-21);
- Способность применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля (ПК-22);
- Способность осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов, межбанковские расчеты, расчеты по экспортно-импортным операциям (ПК-24);
- Способность оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы (ПК-25);
- Способность осуществлять активно-пассивные и посреднические операции с ценными бумагами (ПК-26);
- Способность готовить отчетность и обеспечивать контроль за выполнением резервных требований Банка России (ПК-27);
- Способность вести учет имущества, доходов, расходов и результатов деятельности кредитных организаций, уплату налогов, составлять бухгалтерскую отчетность (ПК-28);
- Способность осуществлять оперативное планирование продаж, организовывать розничные продажи, реализовывать различные технологии продаж в страховании, анализировать эффективность каждого канала продаж (ПК-29);
- Способность документально оформлять страховые операции, вести учет страховых договоров, анализировать основные показатели продаж страховой организации (ПК-30);
- Способность осуществлять действия по оформлению страхового случая, составлять отчеты, статистику убытков, принимать меры по предупреждению страхового мошенничества (ПК-31);
- Способность вести бухгалтерский учет в страховой организации, составлять отчетность для предоставления в органы надзора (ПК-32).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость преддипломной практики составляет 9 зачетных единиц или 324 часа.
Разделы (этапы) практики | Виды Преддипломная работы, на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |||
Ознакомительная лекция | Инструктаж по технике безопасности | Выполнение производственных заданий, сбор фактического материала. | Подготовка отчета по практике | ||
Подготовительный этап на производстве, включающий инструктаж по технике безопасности, правилам внутреннего распорядка организации и правилами охраны труда. Ознакомление со структурой организации | Опрос; Отметка в дневнике по практике | ||||
Экспериментальный этап, ознакомление с основными направлениями работы организации, сбор практических данных для выпускной квалификационной работы, выработка выводов и предложений | Отметка в дневнике по практике; Письменный отчет | ||||
Обработка и анализ полученной информации, проверка на практике предложений и рекомендаций, подготовка письменного отчета по практике | Защита отчета по практике на кафедре |
Во время преддипломной практики студенты должны выполнить следующие этапы, которые отражаются в отчете:
1.Обзор банковского сектора
1.1. Характеристика банковского сектора России
1.2. Состояние банковского сектора региона Республики Татарстан
2. Функционирование структуры коммерческого банка «Х».
2.1. Общая характеристика коммерческого банка
2.2. Организационная структура управления банка
2.3. Характеристика оказываемых банковских услуг
3. Обеспеченность и эффективность использование трудовых ресурсов .
3.1. Обеспеченность банка трудовыми ресурсами.
3.2. Качество и условия обслуживания клиентов
4 Анализ банковских операций коммерческого банка «Х»
4.1. Анализ состава, структуры и динамики пассивных операций банка
4.2. Анализ состава, структуры и динамики активных операций банка
5.Банковский менеджмент .
5.1.Структура управления банком;
5.2.Технология принятия управленческих решений.
5.3.Управление:
5.3.1.Текущей деятельностью;
5.3.2.Качеством;
5.3.3.Маркетингом;
5.3.4.Инновационной деятельностью;
5.3.5.Персоналом;
5.3.6.Финансами;
5.3.7.Имуществом;
5.3.8. Конкурентоспособностью.
8. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
В процессе организации практики руководителями от выпускающей кафедры и руководителем от предприятия (организации) должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии.
1. Мультимедийные технологии, для чего инструктаж студентов и при необходимости ознакомительные лекции во время практики проводятся в помещениях, оборудованных экраном, видеопроектором, персональными компьютерами. Это позволяет руководителям и специалистам предприятия (организации) экономить время, затрачиваемое на изложение необходимого материала и увеличить его объем.
2. Дистанционная форма консультаций во время прохождения конкретных этапов практики и подготовки отчета.
3. Компьютерные технологии и программные продукты, необходимые для сбора и систематизации технико-экономической и финансовой информации, разработки планов, проведения требуемых программой практики расчетов и т.д.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Студенты, самостоятельно проходящие практику, должны за 2 недели до начала практики сдать в деканат договор или письмо-обязательство от организации.
В ходе прохождения практики студент обязан вести дневник практики, где дается описание видов работ и заданий, выполненных за неделю. Руководитель практики от организации ставит отметку о выполнении заданий и заверяет своей подписью, сделанные записи.
По окончании практики студент сдает письменный отчет о проделанной работе, дневник по практике и отзыв руководителя практики от организации с его подписью. Дневник и отзыв руководителя должны быть заверены печатью организации.
При прохождении практики студент может пользоваться библиотечными ресурсами, имеющимися в распоряжении университета и базы практики.