Методы осуществления финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства осуществляется различными ме­тодами. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаи­моотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

В юридической литературе принято делить методы осуществления фи­нансовой деятельности на две группы:

Ø методы собирания денежных средств;

Ø методы их распределения и использования.

Важнейшим методом собирания денежных средств в государственные и местные бюджеты является налоговый метод - метод установления на­логов. Государство с помощью данного метода изымает в той или иной форме, в обязательном порядке, в установленные сроки и в установ­ленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты опре­деленного уровня.

Аналогичным методом собирания денежных средств является метод обязательных платежей (взносов) в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Государственный фонд занятости насе­ления РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и терри­ториальные фонды обязательного медицинского страхования).

В отличие от налогового метода, которому свойственен в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов - покупка государ­ственных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и креди­тования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности.

Финансирование применяется вотношении государственных организа­ций, а метод кредитования - как в отношении государственных орга­низаций, так и иных организаций. В условиях дефицита бюджета зако­нодательством предусмотрена возможность выделения средств из бюджета на условиях возвратности и возмездности.

Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность

Органы общей компетенции

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществ­ляют все органы государственной власти в зависимости от установлен­ной им компетенции.

В ведении федеральных представительных и исполнительных органов госу­дарственной власти находится установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики; налоги; страхование (ста­тьи 71, 75 Конституции РФ).

Президент РФ подписывает и обнародует федераль­ные законы.

Представительные органы в лице Федерального Собрания и представи­тельных органов субъектов федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты республик, входящих в состав РФ (ст. 106 Конституции РФ).

Правительство России обеспечивает подготовку бюджета и его рассмот­рение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства (ст. 114 Конституции РФ, Федеральный закон «О правительстве РФ»).

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей тер­ритории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятель­ности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, кото­рая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Органы специальной компетенции

Наряду с органами государственного управления, осуществляющими финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных задач и функций, созданы органы государства специально для осуществления финансовой деятельности:

Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Центральный банк РФ (Банк России).

Наши рекомендации