В г.шахты ростовской области

(ИСО и П (ФИЛИАЛ) ДГТУ)

Утверждаю

Зав. каф. ГПиП

______________Н.В. Валуйсков

«» _______________2013

На правах рукописи

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Конспект лекций

Электронный образовательный ресурс

Специальность 030501 «Юриспруденция»

(для студентов всех форм обучения)

Автор (составитель):

канд. эк. наук, доцент Л.В. Бондаренко

Рассмотрен и рекомендован для использования

в учебном процессе на 2012-2013- 2014-2015 уч.г.

на заседании кафедры ГПиП

Протокол № 1 от 03.09.2012

Шахты 2013

Тема № 1. Понятие, предмет, методы и система финансового права

Понятие, предмет и методы финансового права.

Система финансового права.

Принципы финансового права

Источники финансового права.

Понятие, предмет и методы финансового права

Финансовое право как отрасль российского права представляет собой со­вокупность юридических норм, регулирующих общественные отноше­ния, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой де­ятельности, то есть деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются
большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся пред­метом финансового права, состоит в том, что одной из сторон всегда выступает государство или его орган.

Метод — способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с
целью выполнения норм права: административно-правовой и граждан­ско-правовой.

Административно-правовой способ исходит из неравного положения сто­рон — из отношений власти и подчинения.

Гражданско-правовой способ регулирования основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.

Содержание того или иного способа воздействия на общественные от­ношения, его специфика проистекают из особенностей правового воз­действия, то есть тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.

Основным методом правового регулирования финансового права явля­ется метод «власти и подчинения». Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основы­ваются на отношениях субординации подчинения «по вертикали». Вла­стные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финан­совых отношений не находятся в административной зависимости.

Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государ­ства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты — взаимосвязанные и взаимообусловленные груп­пы правовых норм, регулирующих однородные общественные отноше­ния определенной узкой области внутри отрасли права.

Система финансового права

Финансовое право состоит из двух частей - Общей и Особенной.

К общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельнос­ти государства, систему органов государства, осуществляющих финан­совую деятельность, их правовое положение, а также правовое положе­ние всех субъектов-участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве.

Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена.

Основными институтами финансового права являются следующие: бюд­жетное право, налоговое право, право внебюджетных фондов и др.

Принципы финансового права

Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципа­ми, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными Конституцией РФ. Основными из них являются: законность, гласность, федерализм, плановость.

Принцип законностивыражается в том, что весь процесс создания, рас­пределения и использования фондов денежных средств регламентиру­ется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Невыполнение предписаний законодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов де­нежных средств может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообраз­ных утвержденных государственных программ в различных сферах об­щественной жизни и другие отрицательные последствия.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности про­является в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различ­ных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип федерализма в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные нало­ги и сборы; к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налого­обложения в РФ (ст. 72 Конституции РФ).

Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федера­ции в финансовой деятельности не должен нарушать основные консти­туционные положения, закрепляющие правомочия Российской Феде­рации — центра в управлении финансами.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности озна­чает, что вся финансовая деятельность государства базируется на осно­ве системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок со­ставления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерально­го и региональных фондов обязательного медицинского страхования.

Источники финансового права

Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые от­ношения.

В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы.

Акты федеральных органов подразделяются на Законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты. Законы РФ:

а) Конституция РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей террито­рии РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

б) Акты Федерального Собрания РФ:

Ø федеральные конституционные законы. Конституционный закон считает­ся принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей
голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух
третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При­нятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

Ø федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государствен­ной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы.
Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федера­ции, Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней под­лежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

Ø акты Федерального Собрания (декларации, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты:

Ø указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

Ø постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации; нормативные акты министерств и других центральных органов;

Ø приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов ис­полнительной власти.

Акты субъектов РФ подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов РФ.

Законы субъектов Российской Федерации:

Ø конституции, уставы субъектов Федерации;

Ø законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

Ø указы, распоряжения Президентов (губернаторов);

Ø постановления, распоряжения правительств субъектов РФ;

Ø нормативные акты министерств субъектов РФ;

Ø приказы, постановления иных органов субъектов РФ.

Акты органов местного самоуправления — нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, облас­ти, города, района, сельской местности.

Виды актов местного самоуправления:

• распоряжения;

• решения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и между­народные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются состав­ной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то приме­няются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового пра­ва, принято определять как финансовое законодательство.

Финансовое законодательство РФ составляют: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 года, Закон РФ «О Счетной палате РФ» от 11 января 1995 года, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуп­равления в Российской Федерации» от 10 сентября 1997 года, Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 года (в ред. 23 декабря 2003 года), Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года (в ред. от 23 февраля 1999 года), Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года (в ред. от 23 июля 1998 года) и другие нормативно-правовые акты.

Наши рекомендации