Географическое распределение операций проектного финансирования

Регион Количество проектов Объем финансирования, млн долл. США
Юго-Восточная Азия — Китай — Тихоокеанский регион
Северная Америка
Западная Европа
Латинская Америка
Восточная Европа и государства бывшего СССР
Ближний и Средний Восток
Южная Азия
Африка

Поскольку проектное финансирование связано с повышенными рисками для кредитора, особое внимание уделяется оценке запаса прочности проекта: этот запас определяется коэффициентом по­крытия задолженности (Debt Coverage Ratio — DCR), который рассчитывается как отношение суммы ожидаемых чистых поступ­лений от проекта к планируемым выплатам по кредитной задол­женности. В любом случае он не может быть меньше единицы. Реально в мировой практике банковского кредитования проектов в 80-е годы нижняя граница была принята на уровне 2:1 (200%). В 90-х годах острая конкуренция на мировом рынке проектного кредитования привела к снижению этого коэффициента до 1,3:1 (130%). В конкретном случае этот коэффициент может отличаться от среднего (1,3:1) в зависимости от величины принятых банком рисков. Как и при обычном кредитовании, в случае проектного кредитования согласовывается «традиционный» график погашения задолженности перед банком. Однако иногда может применяться метод «заданного процента» (Dedicated Percentage — DP). Напри­мер, банк может настоять, чтобы на погашение задолженности направлялся фиксированный («заданный») процент притока де­нежной наличности (например, 70%). Во многих соглашениях величина DP ставится в зависимость от DCR. В случае резкого падения DCR ниже заданного уровня может предусматриваться повышение DP вплоть до 100%. Можно заметить, что кредитный договор, включающий подобные условия, имеет существенное отличие от «классического» кредитного договора: в нем отсутству­ет фиксированный срок погашения долга банку.

В силу повышенных рисков при осуществлении проектного финансирования кредитор особое внимание уделяет контролю за реализацией проекта. Эту функцию выполняет сам кредитор либо специальная инжиниринговая компания, приглашаемая для осуще­ствления надзорных функций («сопровождения» проекта). Нередко с этой целью кредитор или от его имени и по его поручению специальная инжиниринговая компания подписывает с заемщиком соглашение о реализации проекта, являющееся неотъемлемой ча­стью кредитного договора. В проектном соглашении определяют­ся права кредитора или специальной компании по запросу всей необходимой информации, относящейся к проекту, по доступу инспекторов на площадку и объекты и т.д. Что касается обязан­ностей заемщика, то важнейшие среди них — предоставление регулярных отчетов о ходе работ, подписываемых контрактах, о возникновении возможных препятствий для реализации проекта, о соблюдении строительных, технических, экологических и иных норм, о проведении работ в строгом соответствии с технической документацией. В соглашении о реализации проекта, как правило, оговаривается порядок проведения закупок и выбора поставщиков и подрядчиков (обычно на конкурентной основе), графики работ, смета, бюджет и план финансирования (распределение затрат между заемщиком, кредитором и другими участниками). Обязате­льства заемщика по соглашению о реализации инвестиционного проекта считаются частично выполненными после сдачи объекта инвестиционной деятельности в эксплуатацию (порядок сдачи ого­варивается в проектном соглашении), а полностью выполнен­ным — после погашения всех платежных обязательств по кредит­ному договору. В некоторых случаях затраты по надзору (конт­ролю) за реализацией проекта могут достигать 5% и более от общего объема инвестиций в проект.

Для банков проектное финансирование стало новой и достаточ­но крупной нишей на рынке банковских услуг, где они выступают как: банки-кредиторы; гаранты; инвестиционные брокеры (инвести­ционные банки); финансовые консультанты; инициаторы создания и/или менеджеры банковских консорциумов; институциональные инвесторы, приобретающие ценные бумаги проектных компаний; лизинговые институты и т.д. На начальном этапе в сфере проект­ного финансирования доминировали банки США и Канады, затем позже (в связи с развитием нефтедобычи в Северном море) — Великобритании. В 90-х годах на рынке проектного финансирова­ния появились крупные банки Японии, ФРГ, Франции. В 1996 г. 25 ведущих банков организовали предоставление синдицированных и консорциональных кредитов на условиях проектного финансиро­вания на сумму около 60 млрд долл. (для финансирования свыше 1000 крупных инвестиционных проектов) (табл. 7.2).

Таблица 7.2

УЧАСТИЕ ВЕДУЩИХ БАНКОВ В ПРОЕКТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ (1996 г.)

Место Название банка Сумма организо­ванных кредитов, млрд долл. Количество проектов
Chase Manhattan 8,752
Citicorp 5,935
ABN Amro Bank 4,629
Barclays/BZW 4,073
Bank of America 3,614
HSBC 2,838
Tronto-Dominion 2,819
NatWest Bank 2,282
CIBC 2,210
Societe Generale 1,863

Многие банки одновременно выступают как организаторы кре­дитов (arrangers) и «рядовые» участники («провайдеры» — providers) консорциумов и синдикатов, предоставляющие опреде­ленную долю кредитных ресурсов.

Источниками проектного финансирования являются также кре­диты международных финансовых организаций(МБРР, МФК, ЕБРР и др.); в чистом виде их нельзя отнести к проектному финансированию, однако отдельные его элементы имеются. До­статочно крупным наднациональным источником проектного фи­нансирования являются еврокредиты, которые предоставляются на ролловерной основе международными консорциумами (синдикатами) банков.* В целом роль банковских консорциумов (син­дикатов) в проектном финансировании неуклонно возрастает, особенно на рынке еврокредитов. В 1995 г. синдицированные кредиты в мире составили 368,4 млрд долл. против 136,7 млрд долл. в 1993 г., а их доля в общем объеме заимствований на мировом рынке достигла 29%. Примерно 1/5 международных синдицированных кредитов используется на условиях проектного финансирования.

* Средне- и долгосрочный ролловерный кредит предоставляется че­рез определенные интервалы времени (1, 3, 6, 12 месяцев) с учетом изменений ставки LIBOR. Банк-кредитор получает маржу или премию, фиксированную на весь период кредита или на основные стадии ре­ализации проекта. Так, может быть установлена более высокая маржа на инвестиционной стадии и более низкая после ввода объекта в эксплу­атацию.

Подключаются к проектному финансированию и государствен­ные агентства экспортных кредитов: Экспортно-импортный банк; Корпорация зарубежных частных инвестиций ОПИК (США); Экспортно-импортный банк, Министерство международной торговли и промышленности (Япония); Корпорация развития экспорта (Ка­нада); Департамент гарантий по экспортным кредитам (Велико­британия); «Гермес» (Германия) и т.д. Кредиты и гарантии этих агентств обычно являются «связанными», т.е. предусматривают обязательные закупки оборудования компаний соответствующей страны при реализации инвестиционных проектов.

Финансовые схемы проектного финансирования делятся на па­раллельное и последовательное финансирование. Первый вид обы­чно называется совместным финансированием, когда несколько кредитных учреждений выделяют займы для реализации дорого­стоящего инвестиционного проекта. С одной стороны, это позво­ляет банкам укладываться в нормативы предельно допустимых сумм выдаваемых кредитов; с другой стороны, снижать кредитные риски.

Нередко в такой группе банков имеется инициатор в лице солидного коммерческого банка или международного финансово­го института, что дает дополнительную гарантию своевременного погашения платежных обязательств должником. Этому способ­ствует включение в кредитные соглашения оговорок «кросс-дефолт» («cross default»). Они дают право кредитору на досрочное взыскание задолженности по кредиту (а иногда и другие санкции), если заемщики не выполняют своих платежных обязательств пе­ред любым другим кредитором, участвующим в совместном фи­нансировании. Применяются две формы совместного финансиро­вания: 1) независимое параллельное финансирование, когда каж­дый банк заключает с заемщиком кредитное соглашение и финансирует свою часть инвестиционного проекта (субпроект); 2) софинансирование, когда кредиторы выступают единым пулом (консорциум, синдикат); заключается единое кредитное соглаше­ние; формирование консорциума (синдиката), подготовку и подпи­сание кредитного соглашения осуществляет банк-менеджер; в дальнейшем контроль за осуществлением кредитного соглаше­ния (а нередко и реализацией инвестиционного проекта), необ­ходимые расчетные операции осуществляет специальный банк-агент из состава консорциума (синдиката), получая за это комис­сионное вознаграждение. В целом сегодня преобладающей являет­ся вторая форма, особенно когда речь идет о проектном финан­сировании без регресса или с ограниченным регрессом.

Что касается проектного финансирования с последовательным финансированием, то в этой схеме обязательно присутствие круп­ного банка. Благодаря высокой репутации, наличию опытных специалистов по экспертизе инвестиционных проектов, значитель­ному кредитному потенциалу такой первоклассный коммерческий банк получает большое количество заявок на кредитование проек­тов, среди которых бывает немало отличных. Однако даже круп­нейшие коммерческие банки не в состоянии финансировать все проекты, ибо это отразилось бы негативно на состоянии их балан­сов. Поэтому такие банки во многих случаях выступают только в роли инициаторов кредитных сделок. После выдачи займа предприятию банк-инициатор (банк-организатор) передает по догово­ру цессии свои требования к заемщику другому кредитору. За оценку инвестиционного проекта, разработку кредитного догово­ра и выдачу займа банк-организатор получает комиссионное воз­награждение.

В 80—90-е годы стал практиковаться иной способ передачи требований банками-организаторами — путем размещения креди­та среди инвесторов методом секьюритизации. Банк-организатор продает дебиторские счета по выданному кредиту траст-компани­ям, которые выпускают ценные бумаги под их обеспечение. С по­мощью инвестиционных банков траст-компании размещают цен­ные бумаги среди инвесторов. Поступающие от заемщика в счет погашения задолженности средства зачисляются в фонд выкупа ценных бумаг. По наступлении срока инвесторы предъявляют к выкупу ценные бумаги. Нередко банк-организатор продолжает обслуживать кредитную сделку, оставляя за собой функцию инкас­сации платежей, поступающих от заемщика; контроль за реализа­цией проекта осуществляет траст-компания.

В 90-х годах важными участниками рынка проектного финан­сирования стали финансовые компании и банки, организующие эмиссии и размещение так называемых «проектных облигаций» без права регресса (non-recourse project bonds) : (Lehman Brothers); CS First Boston; Morgan Dtanely; Chase; Meril Lynch; Solomon Brothers и др.

Большинство эмиссий облигаций предназначалось не для на­чального финансирования инвестиционных проектов, а для рефи­нансирования долга по полученным банковским проектным креди­там. С середины 90-х годов появились примеры эмиссий проект­ных облигаций для изначального финансирования затрат по смете проекта.

Инвестиционный банк стал ключевым звеном между промыш­ленной корпорацией, стремящейся мобилизовать посредством эмиссии ценных бумаг капитальные ресурсы для реализации тех или иных проектов, и инвесторами — институциональными и индивиду­альными. Совместно с руководством компании-эмитента инвести­ционный банк определяет сумму капитальных ресурсов, которые необходимо мобилизовать, тип ценных бумаг и структуру эмиссий, способы и сроки размещения. Компания-эмитент и инвестиционный банк заключают эмиссионное соглашение (underwriting agreement), согласно которому банк выкупает у эмитента ценные бумаги и за­тем перепродает их инвесторам (действует в качестве дилера) или выступает как агент, беря на себя функции по размещению ценных бумаг (с гарантиями или без гарантий).

Нередко новый выпуск ценных бумаг даже крупного инвестици­онного банка оказывался «неподъемным». И в этом случае один из инвестиционных банков может выполнить роль инициатора, организатора, выступая с предложением сформировать эмиссион­ный синдикат. В чистом виде инвестиционные банки существуют в США, где законодательно коммерческим банкам запрещено заниматься операциями с корпоративными ценными бумагами. В Великобритании им соответствуют торговые банки. В континен­тальной Европе коммерческие банки имеют право заниматься размещением корпоративных ценных бумаг.

В развивающихся странах проектное финансирование имеет спе­цифику, связанную с тем, что они базируются во многих случаях на концессионных соглашениях с государством принимающей сторо­ны. Речь идет о контрактах типа BOOT (Build, Own, Operate, Transfer). По контракту BOOT концессионер (проектная компания) несет ответственность за строительство, финансирование, управле­ние и обслуживание объекта инвестиционной деятельности в тече­ние оговоренного периода (20, 30 или более лет), после чего объект передается государству (уполномоченному им агентству или госу­дарственной компании). В течение концессионного периода концес­сионер получает доходы от эксплуатации объекта, покрывая затра­ты по финансированию инвестиционного проекта (включая расходы по обслуживанию кредитов), управлению и ремонту объекта и по­лучая прибыль. Кроме контрактов BOOT существуют другие формы концессий. В 90-х годах концессионные соглашения стали неотъемлемой частью схем финансирования многих инфраструк­турных проектов и в развитых странах.

Новым видом банковской деятельности стал финансовый кон­салтинг в области проектного финансирования. Специализиро­ванные банки-консультанты предоставляют следующий набор услуг: а) поиск, отбор и оценка инвестиционных проектов; б) подготовка технико-экономической документации по проек­ту; в) разработка схем финансирования проектов, ведение пред­варительных переговоров с банками, фондами и другими институ­тами на предмет их участия в финансировании проекта; г) подго­товка пакета документов по проекту (включая предварительные соглашения по реализации товаров и услуг); д) оказание содейст­вия при переговорах и подписании кредитных соглашений, со­глашений о создании консорциумов и т.д. Среди консультантов по вопросам организации проектного финансирования мировыми ли­дерами являются такие известные инвестиционные, торговые и коммерческие банки, финансовые компании, как Morgan Grenfell, Morgan Stanely, Merril Lynch, Bank of America, Barclays, UBS, Citibank, JP Morgan, CS First Boston, Solomon Brothers, Chase, Lehman Brothers и т.д. Некоторые из ведущих консультан­тов одновременно являются и банками — организаторами проект­ного финансирования. Иногда консультированием занимаются ко­нсалтинговые компании (например, Price Waterhouse), не осущест­вляющие самостоятельных операций по финансированию проектов.

Для заемщика средств в рамках проектного финансирования, кроме преимуществ этой схемы (в частности, ограниченная ответ­ственность перед кредитором), имеются и минусы: а) повышенные проценты по кредиту, риски, а также комиссионные (за оценку проекта, за организацию финансирования, за его сопровождение и т.д.); б) высокие затраты на предынвестиционной фазе (подго­товка технико-экономического обоснования, работы по уточнению запасов полезных ископаемых, оценка воздействия будущего про­екта на окружающую среду, углубленные маркетинговые исследо­вания, другие вспомогательные предпроектные работы и исследо­вания); эти затраты несет потенциальный заемщик — без наличия детально подготовленной документации по инвестиционному про­екту банк, как правило, не рассматривает заявку на финансирова­ние проекта; в) достаточно длительный период от подачи заявки до принятия решения о финансировании (это связано с тщатель­ной оценкой документации по проекту банком и большим объ­емом работ по организации финансирования, созданию банковс­кого консорциума и т.д.); г) жесткий контроль за деятельностью заемщика (финансовый, производственный, коммерческий) со сто­роны банка (банковского консорциума); д) в некоторых случаях риск потери заемщиком своей независимости (если кредитор ого­варивает за собой право приобретения акций проектной компании в случае удачной реализации проекта).

Поэтому иногда для заемщика предпочтительнее традицион­ные схемы кредитования инвестиционных проектов (фирменные и банковские кредиты под залоговое обеспечение; гарантии и по­ручительства; эмиссия акций и облигаций; лизинг и т.д.).

Проектное финансирование в России находится на начальной стадии развития. На кредитном рынке России доминируют крат­косрочные операции, а вложение средств в долгосрочные инвести­ционные проекты — скорее исключение, чем правило. Обычно инвестиции осуществляются в форме традиционного банковского кредитования с использованием всех возможных форм и методов обеспечения возвратности основной суммы и процентов по креди­ту. Отдельные элементы проектного финансирования в России присутствуют в операциях мировых финансовых институтов (МБРР и особенно ЕБРР); это создает «демонстрационный эф­фект», привносит в российскую банковскую систему опыт в этой области. Ряд российских коммерческих банков готовится к приме­нению проектного финансирования в своей деятельности, создавая в своих структурах соответствующие отделы и управления, напра­вляя своих сотрудников на учебу по вопросам проектного анализа, формируя портфели инвестиционных проектов, подключаясь к операциям мировых финансовых институтов в качестве финан­совых посредников. Хотя при выдаче долгосрочных кредитов бан­ки по-прежнему в первую очередь обращают внимание на высоко­ликвидное обеспечение, они тем не менее все чаще подвергают предлагаемые к финансированию проекты всесторонней и глубо­кой экспертизе, принятой в практике крупных зарубежных кредит­ных учреждений.

Лизинг (англ. leasing, от lease — сдавать в аренду) — пред­оставление лизингодателем материальных ценностей лизингопо­лучателю в аренду на разные сроки. Операции лизингов известны давно. Они проводились около 2 тыс. лет до н. э. в Вавилоне. В условиях интернационализации хозяйственных связей они при­обрели новые черты, увеличились их объем и сфера исполь­зования. С 50-х годов эти операции применяются в междуна­родном обороте. В 60—70-х годах возникли многонациональные лизинговые компании типа «Орион лизинг холдинг», созданной консорциумом американских, западноевропейских и японских ба­нков. Лизинговые компании предоставляют фирмам оборудо­вание, суда, самолеты и т. д. в аренду сроком от 3 до 15 лет и более без перехода права собственности. Часто лизинговые соглашения заключаются одновременно с фрахтовым, что га­рантирует занятость судна или самолета в течение длительного периода времени.

В международной практике различаются два вида аренды обо­рудования: кратко- (рентинг), среднесрочная до 3 лет для стан­дартного оборудования, автомобилей, тракторов, железнодорожных вагонов и т. д.; средне- и долгосрочная (лизинг) для промыш­ленного технологического оборудования, в том числе комплект­ного. Разница между ними заключается в том, что при рейтинге объект договора может служить предметом ряда последовательно заключаемых аналогичных соглашений, а при долгосрочной арен­де срок договора определяется нормальным сроком службы арен­дуемого оборудования.

Своеобразие лизинговых операций по сравнению с традицион­ной арендой заключается в следующем: 1) объект сделки выбира­ется лизингополучателем, а не лизингодателем, который приоб­ретает оборудование за свой счет; 2) срок лизинга меньше срока физического износа оборудования (от 1 года до 20 лет) и прибли­жается к сроку налоговой амортизации (3—7 лет); 3) по окончании действия контракта клиент может продолжить аренду по льготной ставке или приобрести арендуемое имущество по остаточной сто­имости; 4) в роли лизингодателя обычно выступает финансовое учреждение — лизинговая компания.

Арендные платежи производятся ежемесячно, ежеквартально либо по полугодиям. Ставки арендной платы устанавливаются исходя из характера и стоимости сдаваемого внаем оборудования, срока контракта на таком уровне, что арендная плата превышает цену, по которой его можно купить на обычных коммерческих условиях.

Современный рынок лизинговых услуг характеризуется мно­гообразием форм лизинга, высокой динамикой его показате­лей, быстро расширяющейся географией заключаемых сделок. Основная часть мирового рынка лизинговых услуг сконцент­рирована в «треугольнике»: США — Западная Европа — Япо­ния.

Как свидетельствует мировой опыт, лизинговыми операциями занимаются не коммерческие банки, а специализированные компа­нии. Лизинговые операции выгодны не только для развитых стран, но и для стран с высоким уровнем международной задолженности и ограниченными валютными средствами. Развитой рынок лизин­говых услуг укрепляет производственный сектор экономики, со­здавая условия для ускоренного развития стратегически важных отраслей. Кроме того, лизинг как альтернативная форма кредито­вания усиливает конкуренцию между банками и лизинговыми компаниями, оказывает понижающее влияние на ссудный процент, что, в свою очередь, стимулирует приток капиталов в производст­венную сферу.

Актуальность развития лизинга в России, включая формирова­ние лизингового рынка в СНГ, обусловлена прежде всего неблаго­приятным состоянием парка оборудования. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который в отличие от других форм аренды имеет комплексный характер, объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Важнейшие преимущества лизинга состоят в обширном пакете услуг, предоставляемых в рамках этой формы кредитования. В ча­стности, он включает: организацию и кредитование транспорти­ровки, монтаж, техническое обслуживание и страхование объектов лизинга, обеспечение запасными частями, консультационные услу­ги, например по вопросам налогообложения, соблюдения тамо­женных формальностей; организационные, координирующие и ин­формационные услуги. Возможность получения оборудования «под ключ» высвобождает время арендатора для решения других вопросов его деятельности. Все это придает лизинговому кредито­ванию гибкость, позволяет оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры при закупке необходимого оборудования. Клиент сам принимает участие в определении содержания и ор­ганизации сделки, совместно с лизинговой компанией согласовы­вает основные условия кредитования: срок аренды, сумму и пери­одичность арендной платы и др. Таким образом, лизинг — весьма демократичная форма кредитования инвестиций, которая отвечает стремлению хозяйственных организаций к большей самостоятель­ности.

В условиях дефицита платежного баланса лизинг привлека­телен еще и тем, что обязательства по нему в соответствии с международной практикой не включаются в объем внешней за­долженности страны. Это открывает большие возможности и доступ к импортному оборудованию. До последнего времени организации России не проявляли большого интереса к лизин­говым операциям главным образом из-за отсутствия необходимой информации об этой форме кредитования и неразвитости право­вой базы, прежде всего по вопросам собственности на средства производства. В условиях формирования рыночной экономики, когда различные отрасли должны внедрять новейшие достижения науки и техники, обновлять и укреплять производственную и экс­портную базу России, лизинговые операции постепенно расширя­ются.

Виды лизинговых операций. Исходя из особенностей организа­ции отношений между лизингополучателем и лизингодателем раз­личаются прямой и косвенный лизинг. Прямой лизинг имеет место в том случае, когда изготовитель или владелец имущества сам выступает лизингодателем, а косвенный — когда сдача в арен­ду ведется через третье лицо. По методу кредитования различается срочный и возобновляемый лизинг. При срочном лизинге осущест­вляется одноразовая аренда, а при возобновляемом (ролловерном) — договор лизинга возобновляется по истечении первого срока договора. Различается операционный лизинг, если предпри­ятие заключает лизинговый контракт, не имея намерения приобретать объект в собственность, и финансовый лизинг — в этом случае фирма сочетает аренду с последующим выкупом объекта по остаточной стоимости в наиболее благоприятный момент, когда она будет значительно ниже рыночной стоимости аналогич­ного объекта.

Рассмотрим эту операцию на примере лизинга самолетов. Инициатором обычно является авиакомпания. Она направляет предложение нескольким лизинговым компаниям или банкам, которые сообщают свои условия кредитования, и выбирает на­иболее благоприятный вариант, передает соответствующей ли­зинговой компании или банку мандат на проведение операции. Банк (один или в консорциуме с другими банками) учреждает компанию специального назначения, в пользу которой оформ­ляется контракт на продажу самолета и которая юридически считается его владельцем. Компания создается только на период проведения конкретной операции и после ее завершения обычно ликвидируется. Например, во Франции в сфере лизинга самолетов под эгидой «Креди Лионнэ» функционируют два десятка ко­мпаний специального назначения. Далее авиакомпания переусту­пает в пользу компании специального назначения контракт на покупку самолета, условия которого были ранее согласованы между авиакомпанией и поставщиком самолета, и обеспечивает страхование самолета за свой счет. Представление в банк се­ртификата страхования является обязательным предварительным условием открытия кредитования.

Компания специального назначения, как владелец самолета, оформляет передачу его в залог банку-кредитору и осуществляет платеж 100%-ной стоимости самолета в пользу поставщика само­лета за счет банковского кредита. Кредит погашается за счет поступлений от эксплуатации самолета авиакомпанией, причем все будущие поступления на период до полного погашения бан­ковского кредита переуступаются компанией специального назна­чения — владельцем самолета — еще на стадии финансового монтажа операции в пользу банка(ов). В операции может уча­ствовать также гарант по обязательствам авиакомпании (напри­мер, обслуживающий ее банк).

При оценке рисков, возникающих при лизинговых операциях, банк обычно принимает во внимание следующие факторы:

1) коммерческая репутация и финансовое положение компании лизингополучателя;

2) финансово-экономическая и политическая ситуация в стране пребывания этой компании (т. е. риск национализации, запрет на перевод валютных средств за границу, риск осложнений в ре­ализации залогового права и др.);

3) продажная цена объема сделки, динамика изменения этой цены на вторичном рынке в течение последующих лет;

4) условия эксплуатации объекта лизинга фирмой-лизингопо­лучателем.

По отношению к арендуемому имуществу выделяют:

договор чистого лизинга, когда дополнительные расходы по обслуживанию арендуемого имущества берет на себя лизингопо­лучатель;

договор полного лизинга, по которому арендодатель берет на себя техническое обслуживание и другие расходы, связанные с ис­пользованием имущества лизинга.

В зависимости от особенностей сдаваемого в аренду объекта различают лизинг движимого имущества и лизинг недвижимого имущества (административные здания, всевозможные производст­ва, склады, крупные магазины, гаражи и пр.).

Обычно лизинг недвижимости применяется при строительстве. Строительство производственных и непроизводственных зданий и сооружений часто наталкивается на нехватку собственных и за­емных капиталов у предпринимателей, осуществляющих деятель­ность в промышленности или сфере услуг, или их нежелание изымать средства из оборота и вкладывать их на длительный срок в сооружение новых объектов. Нередко сумма инвестиций, необ­ходимых для создания промышленного объекта, строительства склада, терминала, гостиницы или административного здания, не может быть мобилизована мелкими или средними фирмами. В этих условиях лизинговые компании практикуют кредитование строительства различных объектов с последующим лизингом не­движимости. Лизинговая компания строит и оборудует объекты недвижимости и получает значительную долю прибыли от их эксплуатации, но осуществляет эту эксплуатацию не она, а фирма, которой объект сдается в аренду.

По гарантированному запросу клиента лизинговая компания расходует определенные средства для приобретения земельного участка и поручает подрядчикам проектирование, экспертизу, строительство и оборудование объекта в соответствии с требова­ниями заказчика. По окончании строительства объект сдается в аренду заказчику сроком на 25—30 лет. В конце этого срока или ранее арендатор может полностью выкупить объект. Лизинг не­движимости отличается от обычной аренды тем, что сооружение объекта ведется специально для определенного клиента, с учетом всех его требований. Клиент, получивший в пользование постро­енный объект, несет все расходы по ремонту и эксплуатации зданий и сооружений, по уходу за территорией. Он может сдать этот объект полностью или по частям в субаренду, но право собственности на него остается у лизинговой компании. Капитал, вложенный в инвестиционно-лизинговый бизнес, в отличие от денежного капитала не подвержен инфляции — земля и недвижи­мость в условиях рыночной экономики обычно дорожают.

Лизинг движимого имущества наиболее распространен в миро­вой практике. Он охватывает широкую номенклатуру объектов, из которых можно выделить следующие основные группы:

• транспортные средства (грузовые и легковые автомобили, самолеты, суда);

• строительная техника;

• средства телевизионной и дистанционной связи;

• станки;

• средства вычислительной техники и обработки информации;

• производственное оборудование, механизмы, приборы;

• лицензии, ноу-хау, компьютерные программы и т. д.

Под периодом лизинга понимается срок действия лизингового контракта, в течение которого сданные в лизинг средства произ­водства (машины, оборудование, транспортные средства и т. д.) находятся на балансе лизингодателя, а лизингополучатель исполь­зует их в своей хозяйственной деятельности, выплачивая лизин­говой компании установленные платежи. Различают первичный и вторичный периоды лизинга. Первичный период — основной период действия контракта, когда лизингополучатель еще не вы­платил лизинговой компании полную сумму амортизационных отчислений и начисленных процентов. Вторичный период появля­ется в ситуации, когда лизингополучатель полностью расплатился с лизинговой фирмой, но последняя не передает ему титул со­бственности на объект лизинга. Лизингополучатель продолжает эксплуатацию оборудования с уплатой процентов по символичес­кой ставке. Возможность продления подобного лизинга обязатель­но оговаривается в лизинговом контракте. Теоретически вторич­ный период лизинга не имеет временных ограничений, кроме реального срока службы оборудования. При тщательном уходе за оборудованием и своевременном ремонте вторичный период мо­жет растянуться на неопределенный срок.

Формы лизинговых сделок. Международная практика вырабо­тала следующие формы лизинговых сделок.

1. Стандартный лизинг. При этой форме лизинга изготовитель оборудования продает его лизинговой компании, которая сдает это оборудование в аренду потребителю. Между изготовителем и лизингополучателем нет правовых отношений по договору о ли­зинге. Однако если встает вопрос о техническом обслуживании оборудования, то его осуществляет по отдельной договоренности изготовитель, а лизинговая компания в вопросы технического обслуживания не вмешивается.

2. Возвратный лизинг («лиз-бэк»). С коммерческой точки зре­ния эта форма лизинга используется в тех случаях, когда фирма испытывает острую нужду в средствах. Он представляет собой эффективный способ улучшения финансового состояния фирмы. Сущность операции состоит в том, что собственник оборудования продает лизинговой компании оборудование, а затем берет его в аренду, т.е. продавец оборудования превращается в лизингопо­лучателя. Такие операции осуществляются в основном в отношении оборудования, бывшего в употреблении.

3. «Мокрый лизинг». Особенность этой разновидности лизинга заключается в том, что он предусматривает дополнительные услу­ги лизингодателя лизингополучателю. Данный вид лизинга явля­ется дорогостоящим, так как лизингодатель осуществляет содер­жание оборудования, ремонт, страхование, иногда управление производством или поставку горючего. Обычно такой лизинг используется в отношении высокоточного, новейшего оборудова­ния, такого, как компьютеры, самолеты и другие сложные маши­ны и механизмы.

4. «Чистый лизинг». В этом случае основные обязанности, свя­занные с эксплуатацией оборудования, ложатся на лизингополуча­теля. Он платит налоги и сборы, осуществляет страхование и несет все расходы, связанные с использованием оборудования. Лизингополучатель обязан содержать оборудование в рабочем состоянии, обслуживать его и после окончания срока аренды возвратить лизин­годателю в хорошем состоянии с учетом нормального износа. Лизингодатель не отвечает за действия, связанные с использовани­ем лизингополучателем имущества. Но он несет ответственность, связанную с возможными действиями властей или иных организа­ций страны, где используется оборудование.

5. Лизинг на остаточную стоимость оборудования. Применя­ется в отношении оборудования, бывшего в употреблении, и ши­роко используется дилерами (торговыми агентами). Такой вид лизинга действует обычно в течение 1—4 лет.

6. Лизинг с полным обслуживанием. Аналогичен «мокрому лизингу», однако договором предусматривается оказание ряда дополнительных услуг. Например, лизингодатель проводит ис­следования, предшествующие приобретению оборудования, осу­ществляет поставку необходимых сырьевых материалов для рабо­ты данного оборудования, предоставляет квалифицированный пе­рсонал для работы с оборудованием и оказывает другие услуги.

7. Лизинг поставщику. Эта форма аренды схожа с лизингом типа «лиз-бэк». Поставщик оборудования выступает в двойной роли: продавца и основного арендатора, не являющегося, однако, пользователем оборудования. Арендатор обязан подыскать суб­арендаторов и сдать им оборудование в субаренду. Для этого не требуется согласия арендодателя, а сдача оборудования в субарен­ду является обязательной.

8. Возобновляемый лизинг. При этой форме лизинговой опера­ции происходит периодическая замена ранее сданного в лизинг оборудования более совершенным. Эта модель особенно распро­странена при лизинге ЭВМ, где инвестиционный цикл (время до появления на рынке новых, усовершенствованных модификаций) очень короток.

9. Вендор-лизинг (кооперация изготовителей). Здесь в роли лизинговой компании выступает ассоциация фирм-изготовителей совместно с лизинговой компанией или банком. Эта модель ис­пользуется, как правило, при продвижении на рынок особо до­рогостоящего оборудования. При этом изготовитель (изготови­тели) берет на себя поиск партнеров и техническое обслуживание объекта лизинга, а лизинговая компания — организационную разработку проектов, решение административных вопросов, ока­зание консультационных услуг.

Мировой рынок лизинговых услуг начал формироваться и стрем<

Наши рекомендации