Организация проектного финансирования. Риски проектного финансирования

Под проектным финансированием в международной практике понимается финансирование инвестиционных проектов, характеризующееся особым способом обеспечения возвратности вложений, в основе которого лежат инвестиционные качества самого проекта, те доходы, которые получит создаваемое или реструктурируемое предприятие в будущем.

Работа банка по реализации проекта в наиболее общем виде включает следующие этапы:

-предварительный отбор проектов;

-оценка проектных предложений;

-ведение переговоров;

-принятие проекта к финансированию;

-контроль за реализацией проекта;

-ретроспективный анализ.

При проектном финансировании с полным регрессом на заемщика банк не принимает на себя риски, связанные с проектом, ограничивая свое участие предоставлением средств против определенных гарантий.

Специфика проектного финансирования предполагает, что проекты реализуются на основе следующих принципов:

-строго определенная или обособленная экономическая деятельность в рамках проекта;

-грамотное управление рисками и наличие системы функциональных гарантий участников проекта;

-наличие проработанной финансовой модели, являющейся базой для инвестирования и финансирования;

-профессиональное управление проектом.

Инвестиционное кредитование традиционно подразделяется на непосредственно инвестиционное кредитование, проектное финансирование и финансирование строительных проектов. Каждое направление заслуживает отдельного рассмотрения.

Базовые условия инвестиционного кредитования несколько отличаются от краткосрочных кредитов:

-готовность вложить собственные средства в проект либо документально подтвердить произведенные вложения;

-ежемесячное погашение процентов (реже ежеквартальное), но возможна и небольшая отсрочка платежей;

-срок кредита до семи, в отдельных случаях до десяти лет, особенно если заемщик реализует проект с государственной поддержкой. Срок окупаемости инвестиций не должен превышать срок кредитования;

-график погашения долга согласовывается с заемщиком и непосредственно зависит от параметров финансируемого проекта;

-необходимо залоговое обеспечение;

-кредит предоставляется как в рублях, так и в иностранной валюте (если, например, закупается импортная техника за рубежом);

-допустимы различные режимы кредитования в зависимости от специфики проекта;

-кредит может быть предоставлен на цели финансирования ранее понесенных затрат либо рефинансирования имеющейся задолженности перед другими кредитными организациями, привлеченной для финансирования инвестиционных затрат.

В мировой практике принято различать три основных вида ПК: кредитование с правом полного регресса - кредитор сохраняет право полной компенсации относительно всех обязательств заемщика; кредитование с правом частичного регресса — кредиторы имеют ограниченное право перевода на заемщика ответственности за погашение кредита; кредитование без права регресса - кредиторы берут на себя большинство рисков.

Общие принципы управления проектными рисками сводятся к следующему. Во-первых, детальный анализ рисков как часть проектного анализа следует проводить на прединвестиционной стадии проекта. Во-вторых, каждый риск должен быть принят стороной, которая способна лучше всех им управлять и контролировать его.

В обычном кредитовании все риски, как правило, полностью берет на себя заемщик. При организации же проектного финансирования риски распределяются между заемщиком, кредитором и, как правило, еще одним участником проекта. Так, управление политическим риском наиболее целесообразно возложить на государственные органы, вовлекая их в проект, например, в качестве его спонсора. Технологические риски можно передать поставщикам оборудования, а рыночные риски – покупателям или связанным с ними сторонам путем заключения специализированных контрактов. При этом в идеале проектная компания не должна брать на себя какие-либо риски.


ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Сущность и функции цен

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цена есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает за приобретенный товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке.

Цена представляет собой также выражение стоимости товара. Стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена является конечным показателем, характеризующим товар. Она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.

Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Выделяют две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (административно-командное).

Функция цены является внешним проявлением внутреннего содержания цены. К функциям цены относят только то, что является характерным для всех видов цены без исключения. В современной экономической науке принято выделять шесть функций цены:

1) учетная;

2) стимулирующая;

3) распределительная;

4) функция балансирования спроса и предложения;

5) функция цены как критерия рационального размещения производства;

6) измерительная и соизмерительная функция.

Учетная функция цены определяется сущностью ее как денежного выражения стоимости. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар.

Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Таким образом, цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов, измерения их результатов.

Сущность стимулирующей функции цены заключается в том, что фактическая цена товара может способствовать или же, наоборот, противостоять объемам и техническому уровню производства и потребления тех или иных товаров.

Распределительная функция цены связана с отклонением цены товара от его стоимости в рамках действия рыночных факторов. На основании объективно возникающей цены происходит перераспределение дохода между различными экономическими субъектами. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.

Функция балансирования спроса и предложения. Через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении.

Функция цены как критерия рационального размещения производства. Эта функция проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой. Под воздействием законов рынка предприятия самостоятельно принимают решение о перемещении капиталов в те сектора экономики, где за счет более высокой продажной цены можно получить более высокую прибыль на единицу вложенных средств.

Измерительная и соизмерительная функция цены. Цена отражает различные издержки изготовителя. Зная цену рабочей силы, а также сумму денег, которую покупатель должен уплатить, а продавец - получить за проданный товар, можно вычислить величину денежных платежей за продаваемые товары. В этом состоит измерительная функция цены.

Наши рекомендации