Правило 2 – Помните, вы никому ничего не должны, кроме того, что указано в вашем трудовом договоре
Многие фирмы пытаются эксплуатировать чувство личного участия сотрудников в деятельности организации. Иногда это выражается в предъявлении требований по отношению работнику, которые выходят за рамки трудового законодательства. Например, это относится к систематическим бесплатным переработкам, просьбам выйти работать на выходных без компенсации, поручениям выполнять работу, которая не входит в обязательства сотрудника.
Руководство может мотивировать это «производственной необходимостью», сезонными пиками продаж, сложными периодом для фирмы, нормами, установленными в данной организации («у нас так принято»). Но почему это должно становиться вашей личной проблемой?
Представьте себя в роли нанимателя рабочей силы. Предположим, вы наняли рабочих, чтобы те сделали ремонт в вашей квартире. Разве вы будете просить их работать бесплатно, только потому, что у вас такая хорошая семья, которой не терпится жить в квартире с новым ремонтом? Или потому что у вас трудные времена и вам мало платят?
Нет, не будете, потому что вы понимаете, что это ваши проблемы, а не проблемы рабочих, у которых тоже есть свои интересы и им тоже нужно кормить семью. Конечно, если вы работаете с этими рабочими на постоянной основе, тогда может идти речь о каких-то уступках сторон по отношению друг другу. Но все должно иметь предел!
Почему вы предоставляете право пользоваться вами, в своих интересах? Почему вы должны работать бесплатно только потому что у кого-то сложные времена или кто-то не справляется с сезонным объемом продаж?
Это не ваши проблемы! Если компания постоянно не справляется с объемом работы, она должна нанимать больше новых сотрудников. Если часть сотрудников загружена, руководство может более эффективно распределять обязанности между работниками. Все это дела компании, которые должны решаться компанией же при помощи привлечения новых ресурсов, а не посредством эксплуатации существующих!
Руководители очень любят спекулировать на чувстве ответственности. Вам могут говорить: «если же ты сейчас уйдешь, клиенты не получат свои заказы! Останься и поработай бесплатно! Компания нуждается в тебе!»
Если клиенты фирмы регулярно получают заказы только средствами бесплатной внеурочной работы, то значит, что у фирмы есть постоянные проблемы, о которых она своевременно не позаботилась. И она пытается «заштопывать дыры» посредством привлечения бесплатного труда и спекуляции на чувстве личной ответственности работников!
Если клиент не получит заказ из-за того, что вы не будете сидеть до 11 вечера на работе, значит руководство должно было об этом раньше думать. Даже если клиенты чего-то не получат, разве это так страшно? Представьте, что по соседству с вашей работой находится фирма, торгующая утюгами, и в ней работает ваш знакомый. Вы получаете звонок от него, и он в панике кричит в трубку: быстрее! Помоги! Мы не успеваем отгрузить утюги! Наши клиенты пойдут завтра на работу в мятых рубашках! Разве ты хочешь, чтобы люди завтра работали в мятой одежде? Бегом сюда, загружать утюги в машины!»
Вы туда не побежите, так как вас не волнуют утюги. Понятно, что вы там не работаете и изначально не вы отвечали за эти утюги. Но также вы не отвечаете за то, что выходит за рамки ваших трудовых обязанностей. Вы не должны задерживаться только потому, что кто-то постоянно не успевает отгрузить товар. С момента окончания вашего рабочего дня ваши незавершенные дела становятся для вас посторонними утюгами! Не важно, что с ним будет, это не ваша забота!
Посвящайте больше времени своей семье, своим детям. Они больше нуждаются в вас, чем какие-то акционеры и начальники!
Здесь я сразу хочу остановиться и сделать важное замечание. Я не хочу, чтобы вы думали, что я проповедую какой-то корпоративный индивидуализм и склоняю вас бросать свою работу, в ту же секунду, как кончился ваш рабочий день, показывая начальству трудовой договор.
Нет ничего страшного, в том, чтобы помогать коллегам, даже если этого не прописано в вашем договоре. Если вас попросил начальник задержаться первый раз за полгода – в этом тоже нет ничего плохого. Особенно если вы работаете врачом и речь идет о людях, а не об утюгах.
В каждой организации происходят непредсказуемые ситуации и это нормально. Если вы хотите своими силами помочь – помогайте. Но все хорошо в меру. Не превращайте помощь и человеческие отношения в эксплуатацию вас. Если бесплатная сверхурочная работа носит регулярный характер, если это возведено в норму в организации – то это не нормально!