Участие России в международных правовых договорах с регулированием инвестиций.
Начиная с 80-х годов в основе участия СССР в международном экономическом сотрудничестве лежала практика заключения двусторонних международных соглашений о взаимном поощрении и защите инвестиций. Соглашения, заключенные СССР, а впоследствии Российской Федерацией, разрабатывались в соответствии с Типовым соглашением о взаимном поощрении и защите инвестиций, принятым Постановлением Совета Министров СССР, а затем Постановлением Правительства Российской Федерации. Типовое соглашение разрабатывается в соответствии с практикой заключения таких соглашений различными государствами и учитывает изменения, происходящие в сфере международного экономического сотрудничества.
Интенсивное включение России в современный международный интеграционный, в том числе и инвестиционный, процесс актуализирует для отечественных специалистов проблему «вхождения» международных правовых актов и норм во внутреннее законодательство. На разрешение этой важнейшей проблемы направлены важнейшие нововведения Конституции Российской Федерации 1993 года о включении общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров страны с другими государствами в правовую систему России и о приоритете применения норм международных договоров РФ перед национальными законами. Этому также способствует Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 1995г., который устанавливает, что положения официально опубликованных договоров, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют на территории страны непосредственно.
Но практика исполнения международных договоров и их имплементации наталкивается на многочисленные препятствия, сложности юридического, организационного, политического и иного порядка. Для решения этих задач необходимо определить место норм и источников международного права в правовой системе России, а также соотношение юридической силы норм международного права и внутреннего права, юридических условий действия норм международного права во внутригосударственной сфере, применимости субъектов внутреннего права. Особо важное практическое значение имеет последняя задача, поскольку позволяет установить, когда суды и другие органы могут применять те или иные нормы международного права при решении конкретных дел, а когда нет.
Особое значение международно-договорное регулирование имеет в сфере создания благоприятного инвестиционного климата в России. Необходимость усиления внимания к международно-правовой стороне регулирования иностранных инвестиций – это прямое следование положениям ныне действующей Конституции Российской Федерации. Поскольку практический вывод из конституционной статьи заключается в том, что правовое регулирование иностранных инвестиций, содержащееся в недавно принятом Федеральном законе Российской Федерации «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999г., и в других специальных правовых актах, необходимо гармонизировать с международными договорами в этой сфере. Это, разумеется, касается и международных двусторонних соглашений, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенных между Российской Федерацией и другими государствами.
Вопрос 2
Инвестиционный проект.
Инвестиционный проект в том его виде, который принят в мировой практике, представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей в условиях ограниченных финансовых, временных и других ресурсов.
Проектный анализ — методология, позволяющая оценивать финансовые и экономические достоинства проектов, альтернативных путей использования ресурсов с учетом их макро- и микроэкономических последствий.
Инвестиционный проект неразрывно связан с таким понятием как инвестиционный риск, т.к. полнота и достоверность представленной в нем информации о предприятии в значительной степени снижает видимый инвестору риск. В общем виде под инвестиционным риском понимается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь (снижения прибыли, доходов, потери капитала и т.п.) в ситуации неопределенности условий инвестиционной деятельности.
Разработка и реализация инвестиционного проекта.
Мировая практика делит жизненный цикл инвестиционного проекта на следующие стадии:
1. Формулировка проекта.
2. Проектный анализ.
3. Разработка проекта.
4. Оценка результатов.
Подготовка инвестиционного проекта должна учитывать следующие принципы:
1. Анализ «внутренней» и «внешней» среды проекта.
2. Анализ альтернативных технических и организационных решений.
3. Сравнение вариантов «с проектом» и «без проекта».
4. Комплексный (технический, финансовый, институциональный, коммерческий, экологический) анализ проекта на всех этапах жизненного цикла.
5. Рассмотрение ценности проекта с точки зрения его участников: предприятия, инвесторов, государства.
6. Использование различных критериев и альтернативных оценок в анализе ценности проекта
7. Учет инфляции, фактора времени, риска и неопределенности при экономическом и финансовом анализе.
Билет № 12
Вопрос 1
Основы валютного законодательства в России.
Валютное законодательство - совокупность правовых норм, регулирующих порядок совершения сделок с валютными ценностями внутри страны, сделок между организациями и гражданами одной страны и организациями и гражданами другой, а также порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки из-за границы и за границу национальной и иностранной валюты и иных валютных ценностей.
Основа - закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". Он определяет принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.
Вопрос 2