Субъекты правоотношения по страхованию спасателей
Страхователями в обязательном страховании спасателей профессиональных аварийно-спасательные служб и формирований являются организации, создающие подобные службы и формирования.
МЧС России является страхователем в отношении входящих в его систему спасателей аварийно-спасательных служб, к которым относятся: центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России, региональные поисково-спасательные отряды и их филиалы, создаваемые в территориальных округах, поисково-спасательные службы в областях, государственное учреждение «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения»[190]. Заметим, что к таким организациям относиться не только МЧС России, органы исполнительной власти и местного самоуправления, но и ряд других юридических лиц, занимающихся такими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организации собственных аварийно-спасательных служб или формирований. В этом случае такие службы создаются на постоянной штатной основе.
Так, например, согласно ст. 90 Воздушного кодекса РФ[191] установлено, что аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома проводятся силами собственника аэродрома или аэропорта, что предопределяет создание профессиональных аварийно-спасательных формирований, прошедших соответствующую аттестацию. И создание таких формирований является законодательно предусмотренной обязанностью авиационных предприятий.
Также профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются на предприятиях Министерства энергетики РФ в соответствие с приказом Министерства энергетики РФ от 14 февраля 2001г. № 49 «О военизированных горноспасательных частях угольной промышленности Минэнерго России»[192] и Положением о военизированных горноспасательных частях угольной промышленности Министерства топлива и энергетики РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 июня 1992 г. № 432. Указанные профессиональные аварийно-спасательные формирования находятся в подчинении Министерства энергетики РФ, входят в единую систему военизированных горноспасательных специализированных организаций, деятельностью которых руководит Центральный штаб военизированных горноспасательных частей Минэнерго РФ, выполняют работы в рамках возложенных на них исключительных полномочий в сфере обеспечения безопасных условий работы в угольной промышленности.
Кроме того, профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования имеются на предприятиях, для которых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»[193] обязательно наличие аварийно-спасательных служб.
Все вышеуказанные организации на основании прямого указания в законе являются страхователями по обязательному страхованию спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований.
Страхователями в обязательном страховании спасателей нештатных и общественных аварийно-спасательные служб и формирований, согласно п. 7 ст. 31 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151 являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекшие спасателей к участию в проведении указанных работ, за счет финансовых средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Страховщиком по обязательному страхованию спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований будет страховая компания, победившая в конкурсе, проводимом организацией, за счет средств которой финансируются профессиональные аварийно-спасательных службы и формирования.
К сожалению организации создающие и финансирующие аварийно-спасательные службы зачастую проводят конкурс и заключают договоры страхования со страховыми организациями, предложившими в итоге наибольшую по сравнению с другими страховую сумму, не учитывая качество страховых услуг и надежность страховых организаций. Указанные факторы, на наш взгляд, являются одним из существенных моментов, влияющих на эффективность реализации страховых гарантий спасателей. Отсутствие легально закрепленных критериев подбора страховых организаций не способствует эффективной реализации страховых гарантий спасателей, т.к. ненадежная страховая организация может выполнять своих обязательства ненадлежащим образом.
Поскольку в обязательном страховании спасателей страховщик законом не определен, организации - страхователи самостоятельно определяют критерии, требования к ним, диапазон которых довольно широк. Для эффективной страховой защиты спасателей к критериям выбора страховой организации при заключении договора кроме страховой суммы также необходимо относить лучшие условия исполнения договора, предложенные условия страхования и соответствие участника конкурса квалификационным требованиям, качество и гарантии оказания услуг, сроки оказания таких услуг, цену договора, срок осуществления страховых выплат, оказание данного вида услуг организацией наибольшее число лет, и даже возможность оказания бесплатных юридических услуг и т.п.
Легально закрепленные критерии выбора и порядок определения страховых организацийпо обязательному страхованию спасателей нештатных и общественных аварийно-спасательных служб в законе отсутствует.
Застрахованными лицами являются спасатели профессиональных, нештатных и общественных аварийно-спасательных служб и формирований.
Интересен вопрос о моменте возникновения страховой защиты. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований подлежат страхованию с момента назначения их на должность спасателя. Для предоставления страховых гарантий спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований с учетом требований ст. 31 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151 необходим связанный юридический состав: аттестация спасателя, затем назначение на должность спасателя. Страховые гарантии предоставляются в течение всего времени работы в должности спасателя. Договоры страхования обычно заключаются на срок один год, и после истечения срока их действия каждый раз заключаются организациями, финансирующими спасателей.
Спасатели нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований являются работниками организации, либо членами общественных объединений, создающих аварийно-спасательные формирования. Такими являются организации, создающие подобные службы и формирования на основании Приказа МЧС РФ от 23 декабря 2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»[194], ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Подобными организациями являются, в частности, Рособразование[195], Минэкономики (в частности, по организации и ведению газоспасательных работ[196]) и иные министерства и ведомства.
Спасатели нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований подлежат страхованию только в случае привлечения их органами власти к проведению работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Изначально страхование спасателей нештатных аварийно-спасательных формирований не проводится. Подобное в целом оправдано, поскольку данные формирования начинают действовать только в период, когда чрезвычайная ситуация уже произошла. В остальные периоды их жизнь и здоровье защищены трудовым законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании.
Основанием предоставления страховых гарантий спасателей нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований служит юридический факт в виде «привлечения к проведению работ». Однако, вопрос о том, что считать привлечением к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, пока не дает однозначного ответа. Решение этого вопроса имеет важное правовое значение, поскольку он определяет конкретный момент, с которого спасателям нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований предоставляются страховые гарантии, то есть их жизнь и здоровье находятся под страховой защитой, и вред, причиненный их жизни и здоровью последствиями чрезвычайных ситуаций, будет возмещаться с помощью дополнительных страховых механизмов.
Будет ли считаться привлечением фактическое начало выполнения работ в условиях чрезвычайных ситуаций, либо им является исключительно распоряжение руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций? Любое привлечение дополнительных сил и средств оформляется в виде письменного распоряжения, которое и является юридическим фактом, влекущем определенные правовые последствия. Именно с этого момента спасатели нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований считаются привлеченными к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. С момента издания любого правового акта (приказа, распоряжения и т.п.), исходящего от должностного лица, наделенного соответствующей компетенцией, спасатели подлежат обязательному страхованию.
Период времени, на который спасателям нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований государство предоставляет страховые гарантии, законодателем также не закреплен. Можно только предположить, что страховые гарантии спасателям предоставляются на срок их привлечения, то есть на срок выполнения работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Указанные вопросы Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151 не раскрывает. Также он не содержит вопросов правового регулировании нестандартных ситуаций, когда в силу объективных причин: глобальности чрезвычайной ситуации или необходимости крайне быстрого на неё реагирования, либо по причине отсутствия в организации профессионального аварийно-спасательного формирования или невозможности прибытия другого, спасатели нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований вынуждены без соответствующего распоряжения принимать быстрые и адекватные меры по ликвидации или минимизации последствий чрезвычайных ситуаций. В подобных ситуаций спасатели нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований могут остаться без предусмотренных законодателем страховых гарантий.
Выгодоприобретателем является лицо, которому будут осуществляться страховые выплаты в результате наступления неблагоприятных вредоносных событий в жизни спасателей профессиональных, нештатных и общественных аварийно-спасательных служб и формирований. Вызывает интерес, что ст. 31 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151 вообще не содержит упоминания о выгодоприобретателе, законодатель не указал, кому будут осуществляться страховые выплаты. Представляется, что подобный пробел законодателя необходимо урегулировать сторонам самостоятельно в самом договоре страхования. И исходя из смысла указанного вида страхования, и по аналогии с обязательным государственным страхованием пожарных, выгодоприобретателем должен быть назначен сам спасатель, члены семьи спасателя, а в случае его гибели – его наследники.