Особенности организации и осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
Правовое регулирование деятельности
Федерального казначейства
Бюджетный кодекс
Российской Федерации
Постановление Правительства | Федеральные законы | |
Российской Федерации | Российской Федерации | |
от 1 декабря 2004 г. № 703 | Постановления Правительства | |
«О Федеральном казначействе» | Российской Федерации | |
Подзаконные акты
Полномочия Федерального казначейства по
Осуществлению контрольных функций
Ст. 160.2-1, 269.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации
– постоянные контрольные полномочия в финансово-бюджетной сфере
(предварительный контроль)
Ст. 5 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ
«О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»; Ст. 29 (1) постановления Правительства Российской Федерации
от 27 декабря 2014 г. № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
– ежегодно предоставляемые контрольные полномочия
в финансово-бюджетной сфере
Часть 5 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
– контрольные полномочия в сфере закупок
Указ Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора
в финансово-бюджетной сфере»
– контрольные полномочия в финансово-бюджетной сфере
(последующий контроль) |
Система внутреннего финансового контроля
Правительства Российской Федерации (статья 269.1 Бюджетного кодекса РФ)
Предварительный Последующий финансовый
Финансовый контроль контроль (надзор)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ РОСФИННАДЗОР КАЗНАЧЕЙСТВО
– контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями
– контроль за соответствием содержания проводимой операции КБК РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств
– контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета
– контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по гос. (муниципальному) контракту сведениям о данном контракте, содержащимся в реестре контрактов, заключенных заказчиками
*) около 1 081 млн операций по доходам и расходам бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации 4
Полномочия Федерального казначейства
По государственному финансовому контролю
Внешние Внутренние
Внутренний | Контроль и аудит |
финансовый контроль | деятельности |
Правительства | подведомственных |
Российской Федерации | получателей бюджетных |
средств |
Государственные финансы – это искусство передавать бюджетные деньги из рук в руки до их полного исчезновения…
Народная мудрость
Постоянные контрольные полномочия Федерального
Внутренний государственный
Финансовый контроль
– контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями
– контроль за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств
– контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета
– контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном контракте, содержащимся в реестре контрактов, заключенных заказчиками
Внутренний финансовый аудит
- оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации
- подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств
Роль системы внутреннего контроля и аудита в повышении эффективности деятельности Федерального казначейства
Программно-целевой метод управления
Организация деятельности Федерального казначейства
на основе программно-целевого метода управления
Построение системы внутреннего контроля и аудита, ориентированной на выявление рискоемких направлений деятельности и оценку степени достижения поставленных целей. Выработка мер, направленных
на оперативное устранение нарушений и отклонений
от целеполагания
Федерального казначейства
Система внутреннего контроля, аудита и оценки
Эффективности деятельности Федерального казначейства
ВНУТРЕННИЙ | ВНУТРЕННИЙ | ||||
КОНТРОЛЬ | АУДИТ | ||||
– внутренний финансовый | – внутренний аудит | ||||
контроль (постановление | соответствия | ||||
Правительства РФ | (в том числе аудит | ||||
от 17.03.14 № 193); | ОЦЕНКА | внутреннего контроля); | |||
– внутренний | – внутренний аудит | ||||
административный | ЭФФЕКТИВНОСТИ | результативности; | |||
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||
(управленческий) контроль; | – внутренний аудит | ||||
– внутренний | эффективности | ||||
технологический контроль | |||||
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
- идентификация
- оценка
- минимизация
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
И АУДИТА В КАЗНАЧЕЙСТВЕ РОССИИ
К
О
Н
единая терминология,
понятийный аппарат, принципы,
требования, структура Положение о внутреннем контроле и аудите в Федеральном казначействе
Ц
Е
П
Ц
И
Я
инструментарий
Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита, применяемые контрольно -аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности
Стандарт внутреннего контроля
Федерального казначейства
Р
А
З
В
И
Т
И
Я
требования к персоналу | Правила профессиональной этики федеральных | |||
государственных гражданских служащих Федерального | ||||
казначейства, осуществляющих контрольные и аудиторские | ||||
мероприятия | ||||
мотивация, | ||||
изучение лучших практик | ||||
Конкурс на лучшего аудитора | ||||
Конкурс на лучшее контрольно-аудиторское | ||||
подразделение | ||||
Конкурс на лучшее освещение в СМИ контрольно-аудиторской | ||||
деятельности в органах Федерального казначейства | ||||
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО
КОНТРОЛЯ И АУДИТА В КАЗНАЧЕЙСТВЕ РОССИИ
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОДГОТОВКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
РАССМОТРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
планирование (план контрольной деятельности, график проверок)
подготовка (формирование группы, документальное оформление)
проведение (организация, требования, контроль качества)
документирование результатов, наличие доказательств, оформление отчетности
сведения о нарушениях, рекомендации, сроки для принятия мер
контроль устранения нарушений
А В Т О М А Т И З А Ц И Я !!!
Обеспечение многоуровневого контроля за деятельностью органов Федерального казначейства, подведомственного казенного учреждения
риски
ТОФК, ФКУструктурные подразделения
ТОФК, ФКУ ЦАФК ЦАФК
ОВКА УВК(А)иОЭД Контрольный
совет
нару-
шений
риски
нару-
шений
риски
нару-
- самоконтроль
- контроль
По уровню подчиненности
- анализ самостоятельно выявляемых нарушений
- анализ
Нарушений,
- проверки
- анализ результатов контроля методами
»,
По уровню
» в
ТОФК
- анализ обзорных по
ЦАФК нарушениям
- проверки
Структурных
Подразделений
- анализ
Выявляемых
ОВКА и ЦАФК
- анализ
- анализ результатов
Внешнего контроля
Контроля
Методология
Структура стандартов
Организация внутреннего аудита, осуществляемого УВК(А)иОЭД
ТОФК, ФКУ «ЦОКР»
Методология
Федерального казначейства в новой редакции
ПП
Контроль
По подведомственности
Контроль по уровню
Подчиненности
Разработан и утвержден Порядок интегральной оценки деятельности территориальных органов Федерального казначейства
Объекта проверки
1,0 0,8 0,5
Карта рисков по направлениям
Органов Федерального казначейства
16 10 2
9,8
9,6
9,4
9,2
10 8
1-организация и осуществление учета поступлений в бюджетную систему РоссийскойФедерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы РФ
2-организация и осуществление электронных расчетов в системе банковских расчетов междуУФК и подразделением Центрального Банка Российской Федерации, кредитными организациями
3-осуществление и учет операций со средствами федерального бюджета,дополнительногобюджетного финансирования, средствами бюджета Союзного государства, средствами федеральных бюджетных (автономных) учреждений, иных юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся в соответствии с БК РФ участниками бюджетного процесса, средствами обязательного медицинского страхования, поступающими бюджетным (автономным) учреждениям
4-ведение Сводного реестра главных распорядителей,распорядителей и получателей средствфедерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, Перечня государственных (муниципальных) учреждений, Реестра государственных контрактов, заключенных заказчиками и Реестра государственных контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, Сводного перечня заказчиков
5-кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ(местных бюджетов),кассовоеобслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов
6-ведение бюджетного учета и формирование отчетности по операциям бюджетов
7-ведение бюджетного,налогового и управленческого учета при исполнении бюджетнойсметы
8-правовое обеспечение деятельности
9-организация и осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита
10-информационно-техническое обеспечение деятельности
11-организация кадровой работы
12-административно-хозяйственное обеспечение деятельности
13-организация работы в сфере закупок товаров,работ,услуг для государственных нужд,размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд
14-обеспечение режима секретности и безопасности информации
15-организация и поддержка технологической деятельности при использовании прикладныхинформационных систем
16-организация деятельности по мобилизационной подготовке и гражданской обороне
Мониторинг результатов проверок
Федерального казначейства
Пул контролеров и аудиторов Федерального казначейства
(Стандарт № 4 Стандартов ВК и ВА, приказ от 4 февраля 2015 г. № 14)
Контролер (аудитор)
Федерального казначейства
До 500
Чел.
+ ЮУ
Организация деятельности
- согласование участия членов пула в проверках с руководителями ТОФК;
- привлечение членов пула
к проверкам не более 3 раз в год;
- повышение мотивации к проведению качественного контроля и аудита;
- минимизация рисков формирования «слабых» групп проверяющих;
- материальное стимулирование
в конце календарного года
в зависимости от количества проверок и от качества работы
- ежеквартальная актуализация пула
Пул контролеров и аудиторов
Федерального казначейства
Актуализация пула контролеров и аудиторов 75 %
Федерального казначейства (ежеквартально) КМ
Чел.
Сотрудники терорганов
Федерального казначейства
Совершенствование контрольно-аудиторской
Деятельности в Федеральном казначействе
Переход к организации контрольных и аудиторских мероприятий | 100 % | |
в формате комбинированных и камеральных проверок |
УФК – объект контроля | УФК – субъект контроля |
Результаты всех проверок деятельности территориальных органов Федерального казначейства рассматриваются на заседаниях Контрольного совета Федерального казначейства
Решение руководителя Федерального казначейства
Казначейства России»
Внутреннего контроля и внутреннего аудита в Федеральном казначействе и в территориальных органах
Совершенствование контрольно-аудиторской
Деятельности в Федеральном казначействе
Типовые программы проверки деятельности территориальных органов Федерального казначейства
Перечни возможных (основных) нарушений (рисков) при осуществлении деятельности территориальных органов
Федерального казначейства
Оценка эффективности деятельности органов Федерального казначейства
Органов Федерального казначейства
Подготовка аналитических материалов по результатам мониторинга информации о внешней оценке деятельности органов Федерального казначейства
В Федеральном казначействе
Заключение ТОФК госконтрактов на сумму, превышающую 2 млн рублей
Анализ результатов
Проверок КНО (9 месяцев
с момента смены руководителя, заместителя руководителя, начальника отдела ТОФК)
Рост количества
Выявленных нарушений
> 50 %
От результатов – инициирование проверки ОВКиА или УВК(А)иОЭД
Внеплановая проверка УВК(А)иОЭД
План внутреннего контроля и
Внутреннего аудита Федерального
См. раздел 2
Нецелевое использование бюджетных средств
(БК РФ (306.4), УК РФ (285.1 и 285.2) КРФобАП (15.14)
Бюджетный кодекс РФ, ст. 306.4:
нецелевое использование бюджетных средств –
Бюджетных средств
Принцип эффективности использования
Бюджетных средств
Бюджетный кодекс РФ, ст. 34:
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)
Необходимость комплексного подхода
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
Правовое регулирование деятельности
Федерального казначейства
Бюджетный кодекс
Российской Федерации
Постановление Правительства | Федеральные законы | |
Российской Федерации | Российской Федерации | |
от 1 декабря 2004 г. № 703 | Постановления Правительства | |
«О Федеральном казначействе» | Российской Федерации | |
Подзаконные акты
Полномочия Федерального казначейства по