Спокойствие, только спокойствие.

Итак, это случилось, у Вашего ребенка начались вспышки гнева, зачастую со слезами и истериками. Малыш выходит из себя, кричит, а Вы совсем растерялись? Просто будьте мудры и терпеливы, Вы ведь из вас двоих единственный взрослый. Не позволяйте себе срываться в ответ. Если ребенок видит, что вы спокойны, это поможет успокоиться и ему самому. В противном же случае, ребенок может решить, что утроить истерику – неплохой способ на Вас воздействовать.

Если малыш часто упрямится, не пытайтесь переломить его упрямство силой. Будьте хитрее, в конце концов, вы ведь старше и опытнее. Посмейтесь, обратите все в шутку, переключите внимание ребенка мягким юмором, примените какую-нибудь маленькую хитрость.

Самое главное, помните, что своим поведением ребенок проверяет Вас, пытается заново выстроить для себя какую-то систему восприятия окружающего мира. Если раньше ему было позволено практически все, то теперь что-то оказывается под запретом. К тому же, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, а Вы – самый близкий из них, поэтому именно на Вас ребенок учится отстаивать свою независимость, показывать свою натуру. Помните, что малыш проверяет Ваш характер не потому, что ищет в нем слабые места, а потому что для закрепления системы ему нужно несколько раз проверить, что в действительности можно, а что нельзя.

Положительное отношение – залог успеха

Ребенка внезапно начинают ругать за разбитую чашку, испачканную одежду, какие-то другие проступки. И малыш постепенно начинает думать, что вы его не любите. Дело в том, что в этом возрасте ребенок не может самостоятельно разграничить Ваше отношение к каким-то конкретным поступкам и общее отношение к нему. Чаще хвалите ребенка, показывайте свою любовь к нему, объясняйте мягко, в чем он неправ и почему это плохо. Ни в коем случае не срывайтесь, не закрепляйте у ребенка комплекс вины. Помните – Ваш ребенок отнюдь не плохой, он просто не умеет себя вести верно в каких-то ситуациях и еще не понимает некоторых вещей.

3. И опыт – сын ошибок…

Помните, что не бывает идеальных людей, а уж тем более, не ожидайте от Вашего малыша того, что он не будет ошибаться. Позвольте ему иногда падать, в переносном смысле, разумеется. Несколько ошибок, сделанных при Вас и разъясненных ребенку, могут спасти его от более серьезных ошибок в будущем. Да и к тому же, на чем-то ведь вы собираетесь учить Вашего малыша?

Не ставьте ему общих оценок. Одно Ваше в сердцах брошенное «растяпа» может очень больно ранить ребенка и заложить основу для дальнейших психологических проблем. Избегайте категорических суждений, поддерживайте в ребенке уверенность в том, что он сможет сделать все, показывайте ему, сопровождая фразой: «Ты молодец, у тебя почти получилось, давай, я помогу тебе и мы сделаем все вместе правильно»

Никаких «других» детей.

Не сравнивайте достижения и поступки Вашего ребенка с поступками и достижениями других детей. В этом возрасте у малыша еще нет чувства здорового соперничества, а вот внушить недобрые чувства к тому, с кем Вы сравниваете, Вы можете вполне. Лучше приводите в пример малышу его же самого, к примеру: «А вот сегодня у тебя получился цветочек лучше, чем вчера». Это закрепит у ребенка желание развиваться дальше. Помните, что, несмотря родительская похвала всегда нужна малышу.

Пускай сам решает

В этом возрасте ребенок уже хочет самостоятельности. Позвольте ему что-нибудь делать самому, например, поливать какой-нибудь цветок или приносить столовые приборы к трапезе. И даже если цветок увял от чрезмерного полива, а к супу ребенок принес вилку, важно то, что вы позволили ему делать это самостоятельно.
Не смейтесь над вкусом ребенка, если он хочет надеть синие штаны, красную футболку и желтую панаму – для малыша будет очень важно, что родители одобряют его выбор, а привитие вкуса произойдет постепенно.

Давайте ребенку выбор.Спрашивайте, что он хочет съесть, почитать, какие игрушки он хочет взять на прогулку. Пускай малыш учится принимать самостоятельные решения.

6. Все познается в игре…

Ваш малыш все-таки ребенок, а дети любят играть. Более того, игра сейчас становится главной деятельностью малыша, его ведущей линией развития. Зачастую вы можете узнать о Вашем малыше что-нибудь интересное, если понаблюдаете за ним именно во время игры. Попросите, например, ребенка, чтобы он накормил медвежонка супом, скажите, что мишка есть суп не хочет… Или, если ребенок сам не желает есть кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с малышом.

Придумывайте ролевые игры, через них ребенок великолепно понимает многие вещи. Объясняйте ему правила вежливости, нормы поведения, учите вести себя за столом или в гостях, взяв в союзники его игрушки.

Больше гибкости

Разумеется, это не означает, что вы должны тут же начать потакать малышу во всем. Однако в некоторых мелочах можно спокойно уступить.Например, если ребенок хочет за обедом съесть сперва второе, а только потом суп – уступите. Ничего страшного не случится, ребенок съест весь обед и все пройдет без капризов. Ведь Вы поступили так, как хотел малыш.

Если ребенок пытается воздействовать на Вас истерикой, не поддавайтесь. Малыш должен понять, что криками и слезами он ничего добиться не сможет, и прекратит использовать это прием. Не наказывайте бьющегося в истерике малыша. Не кричите на него – Вы сможете добиться только усиления криков. Будьте спокойны, малыш сам поймет, что плакать и визжать бесполезно. Чтобы в большей степени разъяснить вопрос позитивного "укрощения" истерик и капризов - возьмите на заметку нашу статью"Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)"

Ищите компромиссы. Может быть, Вам просто не хватает умения взглянуть на себя со стороны? Ищите обходные пути, совершайте маневры уклонения, обходя упрямство ребенка. Не требуйте беспрекословного послушания, помните, что иногда ребенку просто нужно давать пошалить.

8. Добрым словом и заботливым вниманием…

В этом возрасте ребенок уже начинает испытывать новое чувство – гордость за свои успехи. Одобряйте даже самые маленькие его удачи, халите, поддерживайте. Закрепляйте у малыша мысль о том, что делать что-то хорошо – это… хорошо.

Беседуйте с ребенком, обсуждайте все, что ему интересно, отвечайте на все его вопросы. Помните, что для малыша Вы – главный источник знаний о непонятном взрослом мире.

Показывайте ребенку, что вы считаете его достаточно взрослым для каких-то вещей. Если вы едете в командировку, напишите письмо персонально Вашему чаду. Ему будет очень приятно. Позвоните с работы, попросите к телефону малыша, он тоже отметит этот знак внимания. Сделайте ребенку какой-нибудь «взрослый» и одновременно с тем полезный подарок – красивую ручку для письма, блокнот.

Третья стадияначинается с разворачивания конфликта между инициативой и чувством вины. У ребенка в начале этой стадии появляются первые представления о том, каким человеком он может стать. В связи с этим он ставит перед собой определенные задачи и пытается их решить. Для третьей стадии характерна энергичная и настойчивая познавательная деятельность. Ребенок весьма любознателен. У него развивается чувство уверенности в себе и в своих возможностях, еще и потому, что он уже умеет ходить, бегать, говорить, может осмысливать происходящее. Поэтому так важна нормальная и адекватная реакция, поддержка родителями и другими взрослыми такого исследовательского поведения ребенка. Главная опасность — это появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия. Возрастные границы периода от 3 до 6 лет.

Кризис 7 лет.

Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович – это период рождения соц. «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Такая резкая необходимость взросления может вызывать дискомфорт и даже пугать ребенка - отсюда и кризис семи лет.

Также кризис 7 лет обусловлен тем, что ребенок начинает играть новые социальные роли. Раньше он был просто мальчиком (девочкой), сыном и внуком (дочерью и внучкой), а теперь он еще и ученик школы, одноклассник. Завязывается первая настоящая дружба, и ребенку приходится учиться быть другом. Теперь ребенок - не сам по себе, он часть общества. Ему важно мнение окружающих, он учится общаться с ними. В зависимости от окружения ребенка и его места в нем формируется внутренняя позиция ребенка, которая определяет его дальнейшее поведение в течение жизни.

Во время кризиса трех лет ребенок осознает себя как отдельное "Я". Кризис семи лет - это осознание своего "Я" как части общества. Если раньше ребенок свои переживания выражал непосредственно, сейчас у него появилась внутренняя жизнь. Она влияет на внешнюю жизнь, хоть и косвенно. Скрываемые переживания обуславливают основные симптомы кризиса 7 лет у детей:

1. Потеря непосредственности. Раньше ребенок выражал свои желания и недовольства прямо, по принципу "Хочу!" Сейчас он думает: а какое значение будет для меня иметь то, что я сделаю/скажу? Вот эта мысль (пусть и неосознанная для самого ребенка) выражает потерю непосредственности между желаниями и действиями ребенка.

2. Ребенок может начать скрывать что-то, хитрить, лукавить, манерничать. Таким образом,манерничание - еще один признак кризиса семи лет.

3. Последний основной симптом кризиса 7 лет - это симптом "горькой конфеты". Стремясь оберегать свой внутренний мир, ребенок будет стараться скрыть от вас, что ему плохо. Попытки выпытать, что случилось, могут привести к тому, что ребенок замкнется в себе и станет неуправляемым.

Еще кризис семи лет можно определить по таким признакам, как низкая самооценка, кривляния, пререкания, заторможенность, упрямство, вспышки гнева или агрессии (а может, напротив - чрезмерная застенчивость), повышенная утомляемость, раздражительность, замкнутость, проблемы с успеваемостью.

Как преодолеть кризис 7 лет? Главные ваши помощники в этом нелегком деле - это терпение, чуткость и любовь. Обычно в семь лет ребенка отдают в школу. Однако прежде чем отправлять чадо в первый класс, проверьте уровень его готовности к школе - как психологической, так и интеллектуальной. Строговозраст начала обучения не зафиксирован, поэтому если вы решите повременить годик - ничего страшного.

Если вы все таки отправили ребенка учиться, очень важна правильная адаптация к школе. Старайтесь приучить ребенка к новому режиму дня еще до школы, чтобы он не так уставал в первые недели. По возможности проведите ребенку небольшую экскурсию по школе - когда он будет знать, где что находится, он почувствует себя увереннее. Сначала не следует нагружать ребенка секциями, кружками и репетиторами - сначала ему нужно привыкнуть к школе. Если у него начались проблемы с учебой - подумайте о правильной мотивации.

Чтобы преодолеть кризис семи лет, необходимо развивать интеллект ребенка, однако трезво оценивая его возможности. Читайте с ним книги, сказки и стихи, играйте в развивающие игры. Кстати, игры помогут ребенку научиться управлять своими эмоциями, это избавит от кривляний и манерничания. Однако не привязывайте ребенка к себе, пусть он как можно больше общается со сверстниками.

Научитесь уважать ребенка. В первое время после начала учебы в школе ваш авторитет в его глазах может пошатнуться, потому что появится новый авторитет - первая учительница. Многие родители делают распространенную ошибку, пытаясь "строить" ребенка и запрещая ему многие вещи. Научитесь говорить "да", запрещайте только то, что действительно нужно запретить. Поощряйте самостоятельность ребенка, однако не заставляйте его вести себя, как взрослые.

Залог успешного преодоления кризиса 7 лет - это ваше внимание, любовь, доброжелательность и поддержка. Помните, что кризис семи лет - это не патология, а нормальное течение развития вашего ребенка. Этот непростой этап легче всего преодолеть вместе.

Есть несколько самых распространенных ошибок, которые допускают родители при общении со своим малышом, давайте постараемся их избегать.

ОШИБКА №1
«Я тебя не люблю»

Ничего кроме страха и безысходности эта фраза ничего не вызовет у малыша: «Я плохой, я никому не нужен». Еще одна разновидность: «Если не будешь слушаться, я не буду тебя любить». Ребенок начинает воспринимать любовь только как награду за хорошее поведение, поэтому не ждите, что, когда что-нибудь случиться в жизни вашего ребенка, он придет за поддержкой к вам.

ОШИБКА №2
«Ты останешься один»

Довольно часто родители, когда малыш не слушается, говорят, что они уйдут, а кроха останется один. Опасность в том, что ребенок воспринимает это как: «Я никому не нужен, меня не любят». Как следствие – замкнутость, неуверенность в своих силах и возможностях, отсутствие веры в доброту окружающих и в свою полезность.

ОШИБКА №3
«Да кому ты нужен!»

Этот прием используется только в благих целях, но дает нехороший результат. Ребенок кого-то боится (Бабу Ягу, милицию, чужого дядю, собаку и т. д.), а родители заявляют ему, что он никому не нужен, чтобы успокоить малыша. Возможно, ваш сын или дочка и успокоятся, но в крошечной головке засядет мысль о том, что он такой неинтересный, бесполезный, плохой, глупый и т. д., что даже злому Бармалею на завтрак и то не нужен.
В результате у ребенка формируется заниженная самооценка, он неохотно идет на контакт и плохо сходится с людьми.

ОШИБКА №4
«Не будешь есть кашу, придет Баба Яга и заберет тебя!»

Метод запугивания в нашей традиции воспитания довольно прочно закреплен. Даже на улице, когда ребенок капризничает, постоянно останавливаются «добрые» дяди и тети, чтобы сказать: «Не будешь слушаться маму, я тебя заберу!» Дети с чувством юмора и крепкими нервами через некоторое время перестают реагировать на запугивания, а маме, с упорством барана обещающей сдать ребенка в милицию, просто перестает верить. Более тревожные малыши могут пострадать, у них формируется фобия, дети находятся в постоянном эмоциональном напряжении, результат – нервный срыв. Дети начинают всего бояться.

ОШИБКА №5
«Ты плохой!»

Родители часто говорят малышу, что он вредный, жадный, непослушный, грязнуля, лентяй, в конце концов он начинает в это верить и вести себя соответственно. Поэтому следует критиковать не ребенка, а его поступки. Не «ты плохой», а «ты плохо поступил», пусть малыш чувствует, что произошедшее – это исключение, а он сам хороший, поэтому так делать больше не будет. Конечно, прежде чем прийти к этому ребенок еще не раз совершит подобный плохой поступок, но все же придет к выводу, что хорошему малышу это не к лицу, да и мама расстраивается…

ОШИБКА №6
«Упадешь!», «Разобьешь!», «У тебя не получиться, дай сама все сделаю»

Такой повышенной заботой родители программируют своего ребенка на неудачу. Постепенно у него складывается мнение, что он неуклюжий, неловкий, неудачник. Ребенок перестает верить в свои силы, делает все неохотно, ведь все его начинания рубились на корню.

ОШИБКА №7
«Надейся лишь на себя, в мире мало добрых людей, тебе никто никогда не поможет»

В результате ребенок может стать агрессивным, настороженным, замкнутым, у него наступают проблемы с общением. Он перестает доверять людям, в том числе и родителям, другим родственникам, друзьям, если ему удается их вообще завести.

ОШИБКА №8
«Витя – хороший мальчик, а ты оболтус!»

Дети очень болезненно относятся к сравнениям. Во-первых, у них возникает нездоровое соперничество с другими «лучшими» ребятами. А, во-вторых, они начинают испытывать ревность, сомнения в любви родителей, в том, что мама и папа на самом деле любят его, а не того с кем сравнивают.

ОШИБКА №9
«Почему ты получил только четверку, а не пять?»

Тоже критика, и хотя она без сравнения, все равно это очень болезненно для ребенка. Ваш сын (дочка) начинает считать, что он не достаточно хорош для своих родителей. Получается, что хорошо ли, плохо ли ребенок поступает – все равно нехорошо. Чем лучше малыш, тем выше требования, при этом даже хороший результат не признается за таковой, ведь родителям все мало. Наверное, следует поощрять ребенка за старание и помогать ему стать еще лучше.

ОШИБКА №10
«Делай что хочешь, мне все равно»

Как бы вы не были заняты, как бы вас ни волновал абсолютно «взрослый» вопрос о том, кто будет баллотироваться в парламент на ближайших выборах и что приготовить на ужин, вы должны постараться уделить минутку внимания своему ребенку, если он спрашивает вас о чем-то, хочет что-то сообщить. Оставляя малыша наедине со своими желаниями, вы рискуете потерять связь с ребенком, когда он еще рассказывает вам о чем-то. Малышу очень важно, что маме и папе интересны его дела. При этом ребенок начнет проверять на самом ли деле вам так все равно, делая что-то такое, что вы не разрешаете.

ОШИБКА №11
«К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя»

Ребенку очень больно осознавать, что он и его интересы находятся у родителей на десятом месте после работы, обеда, подруги, телевизора и еще много чего. Поэтому, в случае, если в данный момент вы действительно не можете уделить малышу минутку внимания, то просто пообещайте, что вечером обязательно поиграете с ним и, что очень важно, на самом деле найдете время для своего любимого (!!!) ребенка. Если же маленький человечек постоянно будет слышать, что у родителей на него нет времени, то будет искать родственные души среди других людей, а мама с папой становятся для него чужими.

ОШИБКА №12
«Ты должен делать то, что я сказала, потому что я здесь главная!»

На самом деле дети должны знать и понимать, почему и зачем они что-то делают. Как впрочем и взрослые, которые не хотят заниматься чем-то, не зная для чего это нужно. Уделите время на объяснение, чтобы ребенок мог проникнуться вашими желаниями и стремлениями. Если же вы и сами не знаете для чего что-либо делается, то скорее следует отказаться от такого действия, потому как для вас и ребенка оно просто бесполезно. Если же вы не станете ничего объяснять малышу, то, даже если при вас он и будет слушаться, но с удовольствием перешагнет через запрет, когда вас нет рядом.

ОШИБКА №13
Критика воспитателей и педагогов.

В результате – трудные отношения с тем воспитателем, которого мама не уважает.

Критика друзей ребенка.

Необходимо уважать выбор ваших детей, в противном случае непонимание отдаляет ребенка и он не хочет делиться с родителями своими проблемами.

Критика своего(ей) мужа (жены).

Ребенок одинаково любит своих маму и папу, поэтому критику одного из родителей другим он воспринимает очень болезненно, переживает и за себя, и за родителя. Также, при долгой и постоянной критике, например, папы мамой, отец теряет авторитет в глазах ребенка, а значит и влияние на него. Часто критика в семье бывает двусторонней, что приводит к отсутствию уважения к обоим родителям.

. О чем можно и о чем нельзя говорить при детях?

Никогда не спорьте при ребенке о методах его воспитания. Всегда можно отложить выяснение отношений до того момента, когда ребенок уснет или уйдет гулять. Ребенок должен видеть единство родительских взглядов на воспитание.

Абсолютно недопустимо родителям высказываться плохо друг о друге при ребенке. Если мама все время твердит ребенку, что папа плохой, а папа – наоборот, то ребенок попросту теряет всякое уважение к обоим родителям. Кроме того, не забывайте, ребенок копирует родительскую модель построения семейных отношений. Велика вероятность, что когда ребенок вырастет и создаст свою семью, он будет себя вести точно так же, как и Вы.

Обсуждать ли в присутствии ребенка остальных членов семьи, соседей, коллег по работе? Вопрос непростой. Некоторые родители позволяют себе довольно грубо высказываться в адрес других людей при ребенке бессознательно. Просто они считают, что ребенок еще мал и все равно ничего не понимает. Зато как потом мучительно стыдно, когда любимое чадо в гостях у тети заявляет: «Тетя, а мама сказала...».

Говорить о поступках или поведении других людей при ребенке можно с одной единственной целью – рассказать об этом как о поучительной истории. Если кто-то из Ваших знакомых поступил плохо, вместе с ребенком рассмотрите этот поступок, объясните крохе, чем грозит такое поведение. Похвалите при ребенке того из знакомых, кто совершил какой-нибудь достойный поступок.

Нельзя в разговорах при ребенке выступать с позиции «все вокруг плохие, одни мы хорошие». Такая установка лишь усложняет ребенку общение со сверстниками, преподавателями.

Как быть с обсуждением учителей или воспитателей? В первую очередь, помните, что от Вашей оценки зависит отношение ребенка к своему педагогу. Грубо высказываясь в адрес учителя, Вы подрываете его авторитет в глазах ребенка. Особенно осторожно следует вести себя, когда ребенок сам жалуется Вам на своего педагога. Имеют ли эти жалобы основания? Или малыш просто становится в позу «я такой хороший, но все меня обижают»? Важно удостоверить, не слишком ли драматизирует ребенок ситуацию, в надежде оправдать таким образом свои неудачи ли неуспеваемость. Лучше всего не бросаться в крайности, а попытаться обсудить жалобу ребенка с другими родителями.

Можно ли говорить при детях о политике? Вообще политическая тема очень сложна для детского восприятия. А ведь с телеэкрана дети могут буквально часами наблюдать, как высокопоставленные лица государства высказывают в адрес друг друга далеко не комплименты. Лучше всего учить детей постарше всегда анализировать получаемую информацию (и это касается не только политики) и самостоятельно делать выводы.

Наши рекомендации