Состав, порядок заполнения и представления
Бухгалтерской отчетности
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно; для вновь созданных организаций - с даты их государственной регистрации, создания, образования по 31 декабря включительно.
Бюджетные организации и централизованные бухгалтерии, обслуживающие их, представляют годовые, квартальные и месячные бухгалтерские отчеты. Годовые отчеты составляются на 1 января, квартальные - на 1 апреля, 1 июля и 1 октября, месячные - на первое число месяца, следующего за отчетным месяцем.
Организации представляют отчетность финансирующим их органам.
Перечень форм месячной бухгалтерской отчетности включает:
месячный отчет о расходовании средств, выделенных из республиканского бюджета, ф. 1-м (оперативная) - составляют организации, финансируемые из республиканского бюджета;
месячный отчет о расходовании средств, выделенных из бюджета, ф. 1-МБ (оперативная) - составляют организации, финансируемые из местных бюджетов.
В перечень форм, представляемых в составе годового и квартального отчетов, входят:
- баланс исполнения сметы расходов (ф. 1);
- отчет об исполнении сметы расходов организаций, финансируемых из бюджета (ф. 2), и приложение к отчету "Расходование средств, выделенных из бюджета на эксплуатацию и ремонт межхозяйственных осушительных и оросительных систем и гидросистем";
- отчет об исполнении сметы расходов организаций, финансируемых из бюджета, на капитальное строительство (ф. 2-2) и приложение к отчету "Использование средств, выделенных на финансирование капитального строительства";
- отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам. Отчеты имеют отдельную нумерацию для определенной группы организаций. Все организации сгруппированы по 25 группам, например:
ф. 3-1 "Отчет о выполнении плана по штатам и контингентам по органам государственной власти и государственного управления, судебным органам и прокуратуре";
ф. 3-5 "Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по организациям дошкольного образования";
ф. 3-6 "Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по организациям общего образования";
ф. 3-10 "Отчет о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по организациям среднего специального образования" и т.д.;
- отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам (форма 4);
- отчет о движении валютных средств (собственных и заемных) (ф. 4-В);
- отчет о поступлении и расходовании средств местных внебюджетных фондов (ф. 4-ВФ);
- отчет о недостачах и хищениях имущества в бюджетных организациях (ф. 15).
Перечень форм, представляемых только в составе годового отчета, включает:
отчет о движении основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств (ф. 5);
отчет о движении материальных ценностей (ф. 6).
К годовому и квартальному отчетам прилагается пояснительная записка, подписанная руководителем организации, главным бухгалтером и руководителем планово-финансовой службы.
Отчет об исполнении сметы расходов организаций, финансируемых из бюджета (ф. 2), составляется по каждому параграфу соответствующего раздела, подраздела, вида расходов функциональной классификации расходов Республики Беларусь соответствующей главы ведомственной классификации расходов. В нем отражаются данные о годовых и квартальных сметных назначениях (нарастающим итогом с начала года), сумма полученного бюджетного финансирования, кассовые и фактические расходы за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год), остатки средств на лицевом счете органа казначейства (счете в банке) на начало года и на отчетную дату. Вышеуказанные данные приводятся в разрезе статей, подстатей и элементов расходов экономической классификации расходов бюджетов, за исключением статьи 40, подстатьи 02 "Капитальное строительство".
Отчет об исполнении сметы расходов организаций, финансируемых из бюджета, на капитальное строительство (ф. 2-2) составляется по каждому объекту капитальных вложений соответствующего раздела, подраздела, главы.
Отчеты ф. 2 и 2-2 заполняются на основании данных аналитического учета бюджетных ассигнований, кассовых и фактических расходов, утвержденных смет расходов по бюджету.
В отчетах о выполнении плана по сети, штатам и контингентам финансовые показатели приводятся только по фактическим расходам за счет средств бюджета и других источников финансирования.
Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам (ф. 4) заполняется по каждому виду деятельности, и, кроме того, составляется сводный отчет по всем видам деятельности. Отчет заполняется на основании данных аналитического учета по субсчетам 111, 118, 080, 082, 200, 211, 237, 280, 410, 411, 240, 246.
В отчете о движении основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств (ф. 5) показывается стоимость на начало и конец отчетного года основных средств (в разрезе субсчетов 010 - 019) и отдельных предметов в составе оборотных средств (в целом по счету 07). Кроме того, в отчете отражаются сведения о движении (поступлении и выбытии) основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств с расшифровкой по источникам поступления и причинам выбытия.
В отчете о движении материальных ценностей (ф. 6) показывается стоимость материалов и продуктов питания в разрезе субсчетов 060 - 069 на начало и конец отчетного года, израсходованных на нужды организации в отчетном году. Кроме того, в отчете находят отражение сведения о движении (поступлении и выбытии) материалов по счету 06 в целом с расшифровкой по источникам поступления и причинам выбытия.
В отчете о недостачах и хищениях имущества в бюджетных организациях (ф. 15) приводятся данные о состоянии и изменении задолженности по субсчету 170 "Расчеты по недостачам" в целом по организации и в том числе по разделам.
Во всех формах отчетности должна быть внутренняя увязка показателей. Показатели разных форм отчетности также должны быть взаимоувязаны, для чего разрабатываются таблицы увязок.
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс - это таблица, в которой на конкретную дату отражается наличие (состояние) средств и источников их формирования в стоимостном (денежном) измерении.
Эта таблица является одной из форм годовой и квартальной отчетности и называется "Баланс исполнения сметы расходов" (ф. 1).
Баланс делится на две части: актив и пассив.
В активе хозяйственные средства организации сгруппированы по их составу, размещению и использованию, в пассиве эти же средства объединены по источникам их формирования и целевому назначению. Поэтому итог актива баланса должен равняться итогу пассива баланса.
Средства и источники формирования средств объединены в разделы, в которых выделяются статьи. Статья содержит величину остатка определенных видов хозяйственных средств или источников их формирования и целевого назначения.
Оценка статей баланса
В разделах актива I, II, III, V и частично в разделе IX отражается остаток активов организации (материальных и денежных средств), имеющихся в распоряжении организации на дату составления баланса.
Основные средства в балансе отражаются по первоначальной или восстановительной стоимости, продукция на складе и отгруженная покупателям (субсчета 030, 031) отражается по фактической себестоимости.
При наличии подсобных сельских хозяйств остаток по субсчетам 030, 031 в балансе на 1 апреля, 1 июля, 1 октября отражается по плановой себестоимости, а в балансе на 1 января - по фактической себестоимости. Аналогично оценивается остаток по субсчету 050.
Отдельные предметы в составе оборотных средств отражаются в балансе по их первоначальной стоимости (стоимости приобретения).
Материальные ценности, учитываемые по счетам 04, 06, за исключением продуктов питания и медикаментов, отражаются по фактической стоимости (с включением в их стоимость расходов по доставке и других расходов по их приобретению). Продукты питания и медикаменты отражаются по ценам приобретения без вычета предоставляемых торговыми организациями скидок.
В стоимость продуктов питания и медикаментов не включаются транспортные расходы по их доставке.
Денежные средства в иностранной валюте в кассе, на счетах в банке отражаются в балансе по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату составления баланса.
В разделе IV актива отражается сумма незавершенного производства по подсобным хозяйствам организаций и по научно-исследовательским работам, выполняемым по договорам с заказчиками. Незавершенное производство оценивается в соответствии с принятой методикой оценки в учетной политике организации.
В разделе VI актива и разделе III пассива отражается остаток незавершенных расчетов с организациями, предприятиями и лицами: в активе - дебиторская задолженность, в пассиве - кредиторская задолженность. Состояние расчетов с поставщиками и подрядчиками по субсчету 150 находит отражение в разделе IX актива и разделе V пассива. Дебиторская и кредиторская задолженность по операциям в иностранной валюте отражаются в балансе по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату составления баланса.
В балансах, входящих в состав квартальной отчетности, бюджетные и внебюджетные источники средств (счета 14, 23, 24, 27), а также расходы, произведенные за счет имеющихся источников (счета 20, 21) отражаются нарастающим итогом с начала года. Источники средств находят отражение в разделах I, II, V пассива, а расходы - в разделах VII, IX актива. Сопоставление сумм источников финансирования с суммами расходов позволяет по данным баланса контролировать исполнение смет организации в течение года.
В разделе IV пассива в квартальных балансах предусмотрено отражение остатка по субсчетам счета 28 "Реализация", что означает финансовый результат от реализации.
При заключении счетов списываются также остатки по субсчетам счета 28 "Реализация" в дебет или кредит субсчета 410 "Прибыли и убытки".
После заключения счетов в балансе на 1 января в разделах VII, IX актива по счетам 20, 21 может быть остаток, означающий превышение расходов над имеющимися источниками финансирования. Кроме того, в остатке по субсчету 211 "Расходы по внебюджетным средствам" могут отражаться затраты, относящиеся к незавершенному производству подсобных хозяйств, а по субсчету 210 "Расходы к распределению" - сумма расходов будущих периодов, которые к концу года не могли быть отнесены к расходам (затратам) за отчетный период.
Остатки в балансе на 1 января по счетам 14, 23 в разделах I, V пассива после заключения счетов означают суммы неиспользованного финансирования.
При заполнении баланса должны быть обеспечены следующие равенства:
сумма остатков по субсчетам 020 "Амортизация основных средств" и 250 "Фонд в основных средствах" должна равняться остатку по субсчетам счета 01 "Основные средства";
сумма остатков по субсчетам счета 07 "Отдельные предметы в составе оборотных средств" должна равняться остатку по субсчету 260 "Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств".
В балансах заполняется Справка о движении сумм финансирования из бюджета по субсчетам 230, 231, 234 (140, 143, 146), которая предназначена для сверки сумм бюджетного финансирования, показанных в балансе, с данными вышестоящей организации. Дебетовый остаток счета 14 "Внутриведомственные расчеты по финансированию" у вышестоящих распорядителей должен быть равен сумме кредитовых остатков по этим субсчетам всех подведомственных организаций, вместе взятых. При составлении сводного (консолидированного) баланса вышестоящим распорядителем эти остатки исключаются.