Казначейская система финансирования расходов республиканского и местных бюджетов
Казначейская система исполнения республиканского бюджета внедрена с 1 января 1999 г. Переход на казначейскую систему исполнения местных бюджетов начался с 1 января 2001 г. в соответствии с графиками, согласованными с Министерством финансов Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 10.08.2005 N 362 "О некоторых вопросах отчисления в 2005 году налога на добавленную стоимость в бюджеты областей и г. Минска, перехода местных бюджетов на казначейскую систему исполнения и о внесении изменений в отдельные Указы Президента Республики Беларусь" установлено, что с 1 января 2006 г. операции со средствами местных бюджетов (районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов) осуществляются через счета государственного казначейства.
Органы государственного казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу, входящую в состав Министерства финансов Республики Беларусь, и включают Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь и территориальные органы государственного казначейства.
К территориальным органам государственного казначейства относятся Управления государственного казначейства Главных управлений Министерства финансов Республики Беларусь по областям и Минску, отделения и представительства государственного казначейства в городах и районах.
Финансирование расходов распорядителей (получателей) средств бюджета производится в соответствии с утвержденными Министерством финансов Республики Беларусь правилами с использованием автоматизированной системы государственного казначейства (АСГК).
К нормативным документам, регламентирующим порядок финансирования и отражения в бухгалтерском учете расходов распорядителей (получателей) средств бюджета, относятся:
Указания о порядке финансирования органов государственного управления, учреждений, организаций, а также иных юридических лиц, получающих средства из республиканского бюджета через территориальные органы государственного казначейства, утвержденные Приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.1998 N 282 (далее - Указания N 282);
Инструкция о порядке исполнения местных бюджетов через органы государственного казначейства, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 06.07.2000 N 72 (с изменениями и дополнениями) (далее - Инструкция N 72);
Положение о порядке оплаты расходов на закупку товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств, утвержденное Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 N 66 (с изменениями и дополнениями) (далее - Положение N 66);
Инструкция о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 N 120 (с изменениями и дополнениями) (далее - Инструкция N 120).
Все распорядители средств бюджета должны быть зарегистрированы в соответствующем территориальном органе государственного казначейства. Зарегистрированному распорядителю средств присваивается Учетный номер казначейства (УНК) и открывается Лицевой счет распорядителей бюджетных средств и кассовых расходов. При обслуживании распорядителей средств бюджета централизованными бухгалтериями (ЦБ) УНК присваивается ЦБ.
Основанием для получения средств из бюджета через территориальные органы государственного казначейства является Роспись расходов по главному распорядителю средств в разрезе подведомственных организаций, программ и мероприятий, зарегистрированная в АСГК.
В отдельных случаях бюджетные средства зачисляются на счета распорядителей, в частности суммы денежных средств:
на заработную плату, стипендии, командировки для дальнейшего их получения наличными в кассу организации;
удержанных из заработной платы работников на основании их письменных заявлений (например, за товары, приобретенные ими в организациях розничной торговли в кредит, для погашения задолженности по кредитному договору, коммунальных платежей) и исполнительных листов, для дальнейшего их перечисления распорядителем средств по назначению.;
для оплаты платежных требований, оформленных взыскателями на основании исполнительных документов, предусмотренных актами законодательства.
Оплата расходов на закупку товаров, работ и услуг производится, как правило, по факту их поставки (выполнения), но допускаются предварительная оплата и авансовые платежи. Например, предварительная оплата в полном размере возможна, если по условиям договора, заключенного с отечественным производителем на поставку медицинской техники и изделий медицинского назначения, он обязуется осуществить поставку в течение 60 календарных дней с момента зачисления на его счет денежных средств.
Порядок оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета регулируется Инструкцией N 120. Авансы на выполнение строительных работ, капитального и текущего ремонтов перечисляются подрядчикам в размере, не превышающем 50% стоимости работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце, в случае если такая форма расчетов предусмотрена договором. Аванс считается использованным, если объем работ, предусмотренный графиком производства работ, выполнен в полном объеме. При недовыполнении объема работ, предусмотренного графиком, в течение 2 месяцев подряд авансирование работ приостанавливается до представления заказчиком в органы казначейства документов, подтверждающих выполнение полного объема работ, на которые были предоставлены авансы.
Чем грозит поставщику предоплата за счет бюджетных средств. Поставщики (подрядчики), получившие за счет средств бюджетов предварительную оплату, авансовые платежи и не исполнившие или ненадлежаще исполнившие обязательство по поставке товара (продукции), выполнению работ, оказанию услуг в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают покупателю (заказчику) за каждый просроченный день пеню.
Документальное оформление финансирования
Перечисления средств со счета территориального органа казначейства производятся при наличии у распорядителя средств остатка плановых назначений по соответствующей статье, подстатье, элементу с учетом установленных в текущем периоде лимитов объемов финансирования на основании следующих предъявленных распорядителем средств документов:
заявок (в двух экземплярах) на перечисление средств из бюджета, оформленных на бланках платежных поручений;
первичных документов, подтверждающих обоснованность заявок (счета, накладные, акты выполненных работ, денежные чеки и др.), которые после проверки и принятия к исполнению возвращаются распорядителю средств. При расчетах в порядке плановых платежей распорядитель средств не представляет в орган казначейства товарно-сопроводительные документы, подтверждающие каждую сделку (поставку товара, выполнение услуги). Подтверждением получения товара, оказания услуги является акт сверки расчетов распорядителя средств с поставщиком (подрядчиком), который по истечении месяца представляется распорядителем средств в орган казначейства;
договоров с поставщиками (подрядчиками) на закупку товаров (работ, услуг), оплачиваемых (полностью или частично) за счет бюджетных средств. Перечень обязательных реквизитов договора на закупку товаров, работ, услуг определен Положением N 66. Договоры заключаются с поставщиками (подрядчиками), прошедшими конкурсный отбор в соответствии с требованиями Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 529 "О государственных закупках". Положением определено четыре вида процедуры закупки в зависимости от ориентировочной стоимости закупки (в базовых величинах (БВ)), определенной в годовом плане закупок: процедура оформления конкурентного листа (от 30 до 1000 БВ); процедура запроса ценовых предложений (от 1000 до 8000 БВ); конкурсы (от 8000 БВ и более); процедура закупки из одного источника (от 30 БВ и более).;
заявления о проведении процедуры закупки. Форма заявления установлена Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.10.2006 N 128 "О форме заявления о проведении процедуры закупки и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь";
паспорта сделки, завизированного в обслуживающем банке, грузовой таможенной декларации и других документов (при осуществлении расчетов по внешнеторговым договорам).
Заявки (платежные поручения) оформляются распорядителем средств от имени территориального органа казначейства в соответствии с Инструкцией о банковском переводе, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 N 66.
Кроме этого, по строке "Назначение платежа" указываются УНК и наименование распорядителя средств, чьи расходы оплачиваются, сумма расходов разбивается по подразделениям бюджетной классификации.
При получении наличных денежных средств вместе с платежным поручением представляется оформленный чек. При получении денежных средств на выплату командировочных расходов вместе с чеком организациями, финансируемыми из республиканского бюджета, представляются копии приказов о направлении работников в командировку (см. Указания N 282). Организациям, финансируемым из местных бюджетов, копии приказов представлять не надо, достаточно в платежном поручении в поле "Назначение платежа" указать его номер и дату (Инструкция N 72).
Централизованные бухгалтерии при оплате расходов распорядителей средств местных бюджетов, обслуживаемых ею и не составляющих отдельного баланса, представляют в орган казначейства платежные поручения с приложенными к ним реестрами (Инструкция N 72). Реестр не прилагается, если вся необходимая информация по распорядителям средств заполняется в платежном поручении в поле "Назначение платежа".
Платежные поручения (заявки) распорядителей средств на перечисление денежных средств на выплату заработной платы принимаются органами государственного казначейства без представления документов, подтверждающих обоснованность заявленных средств, но при одновременном представлении ими платежных поручений (заявок) на перечисление:
удержанных сумм из заработной платы (подоходного налога, профсоюзных взносов, алиментов и др.);
сумм обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения;
сумм страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Первый экземпляр заявки (платежного поручения) должен быть заверен оттиском печати и подписями должностных лиц распорядителей средств и остается на хранении в органах казначейства в качестве документа, подтверждающего обоснованность перечисления средств со счетов органов казначейства. При этом второй экземпляр платежных поручений с отметкой о приемке органа казначейства возвращается распорядителям средств.
На основании зарегистрированных в АСГК платежных поручений органы казначейства формируют Реестр принятых от распорядителей средств платежных поручений, который передается соответствующему финансовому органу для принятия решения об оплате. Реестр является основанием для получения средств на счет органа казначейства для исполнения принятых от распорядителей средств платежных поручений.
После получения уведомления финансового органа и денежных средств на оплату подтвержденных обязательств орган казначейства передает платежные поручения по системе "Клиент-банк" в обслуживающее учреждение банка для исполнения.
После оплаты обязательств распорядителя средств со счета территориального казначейства распорядителю средств выдается выписка из его лицевого счета в привязке к дате движения по банку, подписанная главным бухгалтером казначейства, с приложенными к ней копиями исполненных платежных поручений.
По окончании отчетного периода либо по мере обращения органы казначейства представляют распорядителям средств следующие отчетные формы:
отчет о финансировании и остатках бюджетных средств по распорядителям средств;
копию лицевого счета распорядителя средств и кассовых расходов (в соответствии с Инструкцией N 72 - выписку с лицевого счета);
карточку учета ассигнований и финансирования.
При обслуживании распорядителей средств централизованной бухгалтерией (ЦБ) орган казначейства оплачивает расходы, осуществляет контроль за плановыми назначениями и представляет отчет в целом по ЦБ в разрезе параграфов. Учет расходов по каждому распорядителю средств осуществляет ЦБ.
Распорядители средств могут получать финансирование из бюджета в иностранной валюте, но оплата расходов бюджета в иностранной валюте через территориальные органы казначейства нормативными документами по казначейской системе не предусмотрена.