Бухгалтерского учета в бюджетных организациях

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Бюджетная классификация - это систематизированная группировка,│

│основанная на экономической характеристике: доходов и расходов│

│республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и│

│внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций;│

│источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов│

│(Закон Республики Беларусь от 05.05.1998 N 158-З "О бюджетной│

│классификации Республики Беларусь".

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Бюджетная классификация обеспечивает республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов, необходимую для соответствующего анализа бюджетно-финансовой политики государства. При ее разработке использована принятая Международным валютным фондом статистика государственных финансов (СГФ).

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2007 N 44 "О бюджетной классификации Республики Беларусь" (далее - Постановление N 44) в развитие Закона о бюджетной классификации утверждены:

классификация доходов;

функциональная классификация расходов по видам;

функциональная классификация по параграфам;

ведомственная классификация расходов;

экономическая классификация расходов;

классификация источников внутреннего финансирования дефицита;

классификация источников внешнего финансирования дефицита;

классификация видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь и долгов органов местного управления и самоуправления;

классификация видов внешнего государственного долга Республики Беларусь;

Инструкция о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь.

Инструкция о порядке применения бюджетной классификации состоит из 10 глав:

1. Общие положения.

2. Применение классификации доходов.

3. Применение функциональной классификации расходов.

4. Применение ведомственной классификации расходов.

5. Применение экономической классификации расходов.

6. Применение программной классификации расходов.

7. Применение классификации источников внутреннего финансирования дефицита.

8. Применение классификации источников внешнего финансирования дефицита.

9. Применение классификации видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь и долгов органов местного управления и самоуправления.

10. Применение классификации видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.

Классификация доходов основывается на нормативных правовых актах, определяющих источники их формирования. Она состоит из групп, подгрупп, видов, разделов и подразделов доходов.

Классификация доходов по группам утверждена Законом о бюджетной классификации. Она включает:

налоговые доходы;

взносы на государственное социальное страхование;

неналоговые доходы;

безвозмездные поступления.

Классификация доходов по подгруппам, видам, разделам и подразделам утверждена Постановлением N 44 (приложение 1 к Постановлению N 44).

Доходы республиканского и местных бюджетов при их утверждении предусматриваются по группам, подгруппам, видам и разделам классификации доходов. Классификация доходов по подразделам применяется для детализации доходов в пределах разделов.

Код классификации доходов бюджетов состоит из семи знаков и включает пять уровней классификационной структуры:

группа - один знак (например, налоговые доходы - 1.0.0.00.00);

подгруппа - один знак (например, налоги на доходы и прибыль -1.1.0.00.00);

вид - один знак (например, налоги на доходы, уплачиваемые физическими лицами, - 1.1.1.00.00);

раздел - два знака (например, подоходный налог с физических лиц - 1.1.1.01.00);

подраздел - два знака (например, подоходный налог с физических лиц - 1.1.1.01.01; подоходный налог с физических лиц, исчисленный по суммам доходов, полученных от предпринимательской деятельности, - 1.1.1.01.02).

По группам, подгруппам, видам (разряды 1 - 3) систематизируются доходы бюджетов по их экономическому содержанию для обеспечения международной сопоставимости показателей по доходам. Разделы и подразделы (разряды 4 - 7) служат для отражения источников формирования доходов бюджетов в соответствии с нормативными правовыми актами.

Функциональная классификация расходов отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Она состоит из четырех уровней:

разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства;

подразделы, конкретизирующие направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах разделов;

виды расходов, детализирующие расходование средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов;

параграфы, детализирующие расходование средств на конкретные мероприятия и направления деятельности.

Функциональная классификация расходов по разделам и подразделам утверждена Законом о бюджетной классификации.

Функциональная классификация по видам и параграфам согласно Закону о бюджетной классификации утверждается Министерством финансов Республики Беларусь (приложения 2 и 3 к Постановлению N 44). При отнесении расходов на отдельные уровни функциональной классификационной структуры следует руководствоваться указаниями главы 3 Инструкции о порядке применения бюджетной классификации, утвержденной Постановлением N 44.

Расходы республиканского и местных бюджетов при их утверждении предусматриваются по разделам, подразделам и видам.

Ведомственная классификация расходовотражает распределение бюджетных средств по государственным органам и организациям, являющимся главными распорядителями средств. Данная классификация является одноуровневой, в ней отражается код главы и наименование получателя (например, 054 - Министерство здравоохранения Республики Беларусь; 075 - Министерство образования Республики Беларусь).

Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета, государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, государственных внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, финансируемых из республиканского бюджета, утверждается Министерством финансов Республики Беларусь (приложение 4 к Постановлению N 44). Ведомственная классификация расходов местных бюджетов областного уровня утверждается соответствующими исполнительными и распорядительными органами по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь, а базового и первичного уровней - соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с вышестоящими исполнительными и распорядительными органами.

Экономическая классификация расходов является группировкой расходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций по их экономическому содержанию, утверждается Министерством финансов Республики Беларусь (приложение 5 к Постановлению N 44).

Экономическая классификация расходов бюджетов показывает те виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

Код расходов в экономической классификации состоит из семи знаков и включает четыреуровня классификационной структуры:

категория - один знак (например, текущие расходы - 1.00.00.00; капитальные расходы - 2.00.00.00);

статья - два знака (например, закупки товаров и оплата услуг - 1.10.00.00; капитальные вложения в основные фонды - 2.40.00.00);

подстатья - два знака (например, заработная плата рабочих и служащих - 1.10.01.00; приобретение оборудования и предметов длительного пользования - 2.40.01.00);

элемент - два знака (например, основной оклад гражданских служащих - 1.10.01.01; надбавки к заработной плате гражданских служащих - 1.10.01.02; дополнительная оплата гражданских служащих - 1.10.01.03; приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений - 2.40.01.02).

Отсутствие какого-либо уровня отражается следующим образом: "00".

В республике планируется утвердить экономическую классификацию расходов в новой редакции (с учетом международного опыта).

Программная классификация расходов является группировкой расходов бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций по утвержденным в установленном порядке программам и подпрограммам (мероприятиям), она утверждается Министерством финансов Республики Беларусь. Применение ее планируется в будущем (при составлении бюджетов всех уровней по программно-целевому методу).

Законом о бюджете Республики Беларусь на 2007 г. утвержден перечень государственных программ, финансирование которых предусматривается из средств республиканского бюджета (приложение 6 к Закону о бюджете Республики Беларусь на 2007 г.). Перечень состоит из 3 разделов (президентские программы; государственные народнохозяйственные и социальные программы; специальные программы), включающих 35 программ.

Наши рекомендации